Семинар-практикум для воспитателей «Методика знакомства детей с классической музыкой»
консультация

Консультация для воспитателей, интерактивная игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_po_proektu_.docx28.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План семинара-практикума.

1.Консультация  для воспитателей «Что такое классическая музыка?» (прослушивание фрагментов музыки зарубежных и русских композиторов-классиков) и «Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста».

2.Интерактивная игра «Щелкунчик».

3.Консультация  для воспитателей «Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий в музыкально-сенсорном развитии дошкольников». Практическое занятие с использованием дидактических игр по восприятию классической музыки («Солнышко и тучка», «Волшебный зонтик», «Веселый кубик», «Музыкальный  домик»).

4. Консультация для воспитателей «Как привить любовь к классической музыке?».

Что же такое классическая музыка?

       Говоря о классической музыке, следует учитывать, что это определение может использоваться в различном контексте.  В большинстве случаев, употребляя определение «классическая», мы имеем ввиду музыку, которая прошла испытание временем и которая даже в современном обществе имеет свою аудиторию. При этом к классической музыке мы относим не только шедевры музыкального искусства, но и развлекательные жанры прошлого, например вальсы и оперетты.

       С точки зрения истории, классической называется музыка второй половины XVIII - начала XIX века. Именно этот период традиционно соотносят с классицизмом. Поскольку  понятие классицизма в изобразительном искусстве и литературе заключается в следовании античной традиции, то оно не слишком широко применимо к музыке в данном контексте, так как музыкальная культура Древнего Рима и Древней Греции до нас практически не дошла.

       В разговорной речи и публицистике понятием классическая музыка обозначается так называемая академическая музыка, преемница музыкального жанра, сформировавшегося в Европе XVII—XIX вв. Можно сказать, что современные композиторы-академисты XX века, принадлежащие к авангардным течениям, находятся в конфликте с музыкальной традицией прошлого. Также на протяжении всего XX века предпринимались неоднократные попытки скрестить академическую музыку с разными другими традициями, например симфоджаз, некий гибрид классики и джаза в исполнении симфонического оркестра.

Педагогические технологии организации процесса

восприятия музыки детьми дошкольного возраста



       Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педа-гогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный руководитель традиционно посвящает слушанию музыки часть занятия, используя для его организации определенные методы и приемы.
        К слушанию музыки должен обращаться и воспитатель, организуя данный процесс как занятие или инициируя детей к самостоятельному восприятию произведений. Слушают дети и в семье, посещая с родителями концерты, музыкальные спектакли и т. п.
        Педагогическая технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. На каких же принципах базируется технология процесса восприятия музыки дошкольниками?

                       Принципы и технологии восприятия музыки:
• Принцип гуманизации – учитываются личностные и индивидуальные качества ребенка в процессе восприятия музыкальных произведений
• Принцип возрастных особенностей ребенка - учитываются результаты диагностики и основные изменения восприятия музыки в каждой возрастной группе
• Принцип развития субъективных качеств – учитываются музыкальные интересы и направленность ребенка на конкретный вид музыкальной деятельности
• Принцип субъективного взаимодействия - учитываются свобода реакций и высказываний ребенка, недопущение насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанного им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.
• Принцип педагогической поддержки – действия педагога должны быть направлены на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.
• Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – обязательное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя, тесное сотрудничество с семьей, другими специалистами, работающими в детском саду.
• Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми – педагогу необходимо знать, ради какой цели организуется музыкальное восприятие
• Принцип отбора музыкальных произведений - необходим отбор музыкальных произведений по определенным критериям, соответствующим возрастным особенностям детей
• Принцип систематичности и последовательности – необходима планомерная работа по восприятию музыки дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания
• Принцип продуктивности – результатом восприятия музыки должен явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, музицировании, игре, слове и т. д.
• Принцип синкретичности – объединение разных методов и способов художественно-творческой деятельности дошкольников.

       Слушание музыки можно разделить на четыре этапа действий педагогов в процессе организации восприятия детьми музыки:
1. Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие.
2. Повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений.
3. Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз.
4. Создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности.

      Этапы организации восприятия музыки дошкольниками в группе, при непосредственном содействии педагога-воспитателя.
1. Организация развивающей среды в группе.
2. Накопление у детей музыкального опыта, практических умений в изобразительной деятельности, активизация творческого воображения.
3. Самостоятельная продуктивная деятельность детей. На данном этапе предлагается организация слушания музыки, после чего дети могут выразить свои фантазии в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации).

      Деятельность воспитателя на первом этапе заключается в создании музыкальной зоны для слушания музыки, которая должна содержать муз. центр, диски с записью музыки, портреты известных композиторов, книги музыковедческого характера, доступные детям, иллюстрации к муз. произведениям, репродукции картин.
      После организации музыкальной зоны или уголка для слушания музыки, необходимо провести беседу с воспитанниками на тему «Что нового появилось в группе?» настраивая их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности.
На 2-м этапе воспитатель осуществляет работу по накоплению детьми представлений, впечатлений и эмоциональных переживаний в ходе восприятия музыки. Осуществляется данная работа в определенной логике.

Вводная часть. Игры и упражнения (2-3) на развитие творческого воображения детей.
Основная часть. Организация процесса восприятия музыкальных произведений (1-2), беседа об услышанном.
Заключительная часть. 1 вариант - Активное слушание. При помощи пластики и элементов танцевальных движений предложить ребенку выразить свои впечатления об услышанном. Второй вариант – выразить музыкальные впечатления при помощи изобразительной деятельности (рисовании).
      Такую работу воспитатель проводит с детьми 1 раз в неделю в течение всего учебного года, как закрепление навыков и слуховых представлений, полученных на музыкальных занятиях. Именно такая работа позволит подойти к заключительному этапу технологии – самостоятельной продуктивной деятельности детей и интегрированным занятиям по музыкальному и изобразительному творчеству.

Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий
в музыкально-сенсорном развитии дошкольников.
 


      Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений. Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.
      Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
      Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Все пособия условно делятся на три группы:
1. Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш) («Солнышко и тучка», «Подбери музыку»).
2. Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах («Узнай сказку», «Подбери картинку»).
3. Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности ( «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок»).
      Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром. Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н. Комиссаровой, является очень «важным аспектом развития у детей музыкальной культуры». (10; с.58)
      Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.
      Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
      В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
     Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
     Методика использования музыкально-дидактических игр и пособий в различных видах деятельности. Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содер-жание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.
     Применения музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно.  В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер.
      Музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Образная, игровая форма, при-менение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно. Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий.

Консультация для воспитателей

“Как привить любовь к классической музыке”

Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы на музыкальных занятиях.

Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество прилагательных. Например, произведение “Весело – грустно” Л. Бетховена. В интерпретации ребенка 5-го года жизни становится не только “веселое и грустное”, но и: печальное, тоскливое, одинокое, жалостливое, счастливое, радостное,  хорошее, улыбчивое, смешное, светлое, солнечное.

Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных,  на музыкальных занятиях воспитатель может наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий воспитатель может использовать следующие произведения. Во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе  - “Смелый наездник” Р. Шумана, “Клоуны” Д. Кабалевского, “Хоровод гномов” Ф. Листа, “Моя лошадка” А. Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – “Мотылек” С.  Майкапара, “Бабочки” Ф. Куперена, “Веселая прогулка” Б. Чайковского; во время марша – “Шествие кузнечиков” С. Прокофьева, марш из цикла “Детская музыка”. Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского (“Ладушки – ладушки”), П.И.Чайковского (“Новая кукла”).

Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.

Например, ребенок приходит в детский сад с неважным настроением, разговаривать не хочет. Воспитатель предлагает ему послушать музыку, которая соответствует его состоянию. Совместное слушание музыки и сопоставление ее с собственным настроением содействуют улучшению эмоционального самочувствия ребенка, развитию диалогической речи, обогащению словарного запаса, привычки разговаривать о своем внутреннем мире, своих чувствах.

Вечером же характер музыки должен быть подвижнее. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей (“Детская симфония” И.Гайдна, сюита для оркестра “Детские игры” Ж.Бизе и т.д.)

Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 комбинированного вида»

Семинар-практикум для воспитателей

«Методика знакомства детей

с классической музыкой»

Составила:

муз.рук-ль

Булатова Л.М.

Саранск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с классической музыкой в свете реализации ФГОС ДО»

Одной из приоритетных задач ФГОС ДО  является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Обогащение словарного запаса детей подготовительной группы через знакомство с классической музыкой.

Данное занятие рассчитано для детей 6-7 лет. Конспект содержит материал по изучению и ознакомлению детей с классической музыкой, а так же обогащение словарного запаса воспитанников музыкальными термин...

Конспект НОД: "Знакомство с классической музыкой"

Конспект НОД: "Знакомство с классической музыкой" Конспект доминантного занятия по слушанию для детей старшего дошкольного возраста...

Из опыта работы «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с классической музыкой в свете реализации ФГОС ДО»

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...