Семинар – практикум для педагогов: «Профилактика буллинга в дошкольном учреждении».
методическая разработка

Гизатуллина Оксана Михайловна

«Что такое притеснение (буллинг)

и что делать, если ты стал его участником.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_metod.razrabotokmadou_detskiy_sad_no_29_g.belebeya.docx458.48 КБ

Предварительный просмотр:

 

Форма проведения: семинар - практикум.

Цель: Повышать психолого-педагогическую грамотность педагогов по вопросам буллинга в дошкольной организации.

Задачи: Рассмотреть понятие буллинг, виды, причины и способы профилактики буллинга в дошкольном возрасте. Определение педагогами особенностей поведения в ситуации буллинга.

Участники: педагоги ДОУ.

Оборудование: видеопроектор, мультфильм «Про Миру и Гошу», материалы по профилактике буллинга в ДОУ в форме памяток для педагогов.

Ход семинара:

I.    Вводная часть

Упражнение «Белая ворона».

Педагог-психолог: - Добрый день, уважаемые коллеги. Рада видеть вас на нашем семинаре. Я предлагаю одному из вас стать "белой вороной". Есть желающий? Вам предстоит делать все обратное тому, что делает группа. А группа повторяет все движения ведущего. Белая ворона выходит в центр круга и выполняет все инструкции ведущего наоборот. Например, группа поднимает вверх руки, а «белая ворона» - опускает. Вся группа улыбается, «белая ворона» - хмурится и т.д.

- Поднимите руки вверх (белая ворона опускает), наклонитесь вправо, улыбнитесь и т.д.

Вопросы для участников игры:

-Что вам хотелось сделать по отношению к "белой вороне"?

- Мешала ли вам "белая ворона "? Отвлекала ли она вас?

-  Как вы чувствовали себя в роли  «белой вороны»?

-  Вам было трудно - быть не таким, как все?

- Чтобы вы чувствовали если бы ситуация повторялась регулярно?

- Часто люди не похожие на нас, или не умеющие за себя постоять попадают в ситуации когда их травят, притесняют.

- Сегодня, мы  рассмотрим понятие «буллинг» и изучим его влияние на  микроклимат в детском коллективе.

Упражнение «Ассоциации».

- Какие у вас возникают ассоциации со словом буллинг?

- Что такое буллинг, по вашему мнению? (ответы педагогов).        

!!! Буллинг это – длительный целенаправленный процесс физического или психологического притеснения одного человека другим человеком. В переводе на русский язык это травля, унижение.

!!! Жертвой травли может стать любой ребенок, достаточно отличаться среди ровесников. Это может быть различия как во внешности, так и в поведении.

Упражнение «Эмоции от буллинга».

- Кто хочет поделиться, рассказав о ситуации булинга, когда он был участником, либо свидетелем? (3-4 человека). Анализ ситуации.

- Назовите эмоции, которые вы чувствовали в тот момент? Какие эмоции вызвали эти воспоминания сейчас?

Просмотр мультфильма « Про Миру и Гошу».  https://youtu.be/egwCCe_ZIgI

- В данном мультфильме ярко показан мальчик Гоша, который мог стать жертвой буллинга, если бы мама девочки не разъяснила бы, что дети могут быть разными, но у них много и общего.

II. Работа по теме.

- Как вы считаете, актуальна ли проблема буллинга в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте, дети не осознают до конца своих действий. У дошкольников нет предварительной стадии обдумывания, отсутствует чувство вины и понимание последствий. Оправданием насилия является незначительный проступок. Агрессивное поведение детей расходится с их словами.

Отличительные особенности буллинга:

- то, что участники буллинга, как правило, являются представителями одной и той же социальной группы;

- регулярная повторяемость на протяжении времени;

- буллинг - агрессивное поведение, включающее антисоциальные действия. В этом заключается разница между буллингом и случайными драками или ссорами, которые, иногда, имеют место быть.

 

Упражнение «Формы буллинга» 

Формы буллинга:

Физический - пинки, удары, шлепки, толчки и прочие виды физического насилия. Не путаем с единичной дракой.

Словесный - систематическое использование обидных слов, фраз, чтобы унизить, либо запугать жертву.

Эмоциональный - это косвенная травля, когда исключают из общения, игнорируют.

Кибербуллинг – характерен для школьников, когда дети публикуют провокационные материалы о жертве, либо угрожают, пугают сообщениями. В основном используют в чатах, где нет взрослых.

Дошкольный возраст - является возрастом первоначального становления личности ребенка. Дети до трех лет, не могут контролировать свои желания. В этом возрасте они не в силах осознать последствия своего поведения и не умеют делиться, поэтому  требуют и отбирают игрушки друг у друга.

В пять-шесть лет устанавливаются некие социальные нормы и правила взаимодействия, появляется определённый уровень самоконтроля. Именно в этом возрасте, уже могут проявиться первые признаки будущих задир и агрессоров.

Часто дети копируют  поведение, которое транслируется у них дома или копируют увиденное в фильмах или передачах, бывают, конечно, и физиологические или неврологические отклонения, когда помочь может только специалист.

Драки между детьми, унижения, издевки, насмешки - это часть жизни детского коллектива. В детском саду авторитетом для детей является воспитатель. Он обязательно должен приучать детей справляться с агрессией внутри себя.

!!! Проблема буллинга, решённая на ранней стадии, будет иметь минимум последствий для психики ребёнка.

Упражнение «Психологический портрет возможной жертвы» (работа по цепочке).

- Назовите, какие дети в группе детского сада, по вашему мнению, могут стать жертвами буллинга?

Жертвами буллинга в детском коллективе, могут стать:

- дети с нарушениями в физическом и психическом развитии;

- личностные особенности: застенчивые дети, дети с низкой самооценкой;

- дети, которые регулярно ябедничают взрослым.

Часто ребенок может считать себя виноватым в том, что он жертва, ведь его выбрали по принципу, что он не такой, как другие. И это способствует молчанию, боясь осуждения от взрослых, либо попросту расстроится мама. Поэтому важно следить за косвенными признаками буллинга.

Упражнение «Признаки жертвы буллинга».

- Я называю поведенческие признаки, кто согласен, что это может быть проявлением результата буллинга, поднимает руку.

Поведенческие признаки:

- систематическое нежелание идти в детский сад;

- постоянно жалуется на самочувствие по дороге в сад, в саду, в результате может на самом деле заболеть;

- подавлен;

- молчалив;

- симптомы страха;

- снизилась успеваемость;

- избегает общения с определенными детьми;

- не остается наедине с детьми (туалетная комната, раздевалка);

- перестает делиться новостями своей группы дома, нежелание рассказывать о детском саде.

? Часто родители сомневаются, стоит ли вмешиваться в детские проблемы или ребенок должен сам научиться постоять за себя.

!!! Дети дошкольного возраста никогда не справятся сами с буллингом!

ЧТО ДЕЛАТЬ?

  1. Первое, что следует делать в таких случаях — обращаться к специалистам! 
  2. Не игнорировать, не преуменьшать значение детского буллинга.

Необходимо, чтобы воспитанники и педагоги пришли к общему пониманию, что буллинг — это проявление насилия, агрессии, требующее неотложного вмешательства со стороны взрослых и поддержки жертвы травли со стороны сверстников.

  1. Занять бескомпромиссную позицию.

Воспитатель или родитель, узнавший о проявлениях травли или ставший её свидетелем, должен занять жёсткую и недвусмысленную позицию по отношению к агрессору и попытаться добиться решения конфликта, рассказав его участникам о возможных последствиях.

  1. Провести беседу с агрессором.

В рамках беседы воспитатель, педагог-психолог, родитель должны объяснить, что в саду не будут терпеть подобное поведение и возможно применение наказания по отношению к сверстникам, занимающимся травлей.

  1. Провести беседу с жертвой.

Беседа призвана, прежде всего, поддержать жертву буллинга, устранить у неё чувства страха и угрозы. Очень важно защитить ребёнка, вселить в него чувство уверенности в своих силах.

  1. Провести беседу с детским коллективом.

Разговор позволяет раскрыть ситуацию насилия, лишить её «покрова тайны», совместно обсудить проблему и тем самым найти пути разрешения конфликта. При этом важно активно использовать потенциал воспитанников, которые ведут себя позитивно.

7.Пригласить родителей агрессора и жертвы для беседы.

Важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какой должна быть тактика реагирования.

8.Заставить агрессора нести ответственность за свои действия.

Он должен принести извинения жертве и восстановить имущество, которое было испорчено или отобрано.

!!! Именно в дошкольном возрасте нужно следить за местом ребенка в детском коллективе, чтобы не допустить такого явления, как «детский буллинг».

Упражнение «Профилактика буллинга».

Цель: разработать способы профилактики буллинга.

- Я начинаю фразу, а вы ее продолжаете. Последующий начинает с фразы предыдущего. «Чтобы ребенок не стал жертвой буллинга в группе нужно ...»

- Я принимаю все ваши ответы, они являются профилактикой буллинга в группе.

Чтобы ребенок не стал жертвой буллинга нужно:

- организовать среду, которая поддерживает эмоциональное благополучие;

- взрослым следить за своей речью: исключить образец словесной агрессии, не обсуждать детей в их присутствии;

- воспитатель обязан обращать внимание на поведение ребёнка, на чьей бы позиции он ни был: нападающий, наблюдатель или жертва – это нужно пресечь.

Методы работы с застенчивыми детьми. 

- Рассмотрим застенчивых детей, которые тоже могут попасть под буллинг.

Застенчивыми не рождаются, а становятся.

- Самим не называть ребенка застенчивым и неуверенным и не позволять никому

- Находить как можно больше занятий и дел, с которыми ребенок может успешно справиться. Это важно для формирования опыта успеха.

- Показать ребенку, что Вы его понимаете и сочувствуете его проблемам.

- Обратиться к психологу.

- Тренировать вместе с ребенком контакт взглядом. Объяснить ему, что смотреть в глаза собеседнику очень важно, это сразу располагает к себе.

- Всегда уверять ребенка, что в случае неудачи взрослый придет на помощь, ставить перед ребенком те цели, которых он может добиться.

- Проиграть театральные этюды (сценку знакомства, начала разговора, беседы).

- Помогать, ребенку осознавать свои чувства и желания. Также помочь ему понять чувства и поведение других детей.

- Развивать ребенка физически. Для застенчивого ребенка это крайне важно. Физическая выносливость и ловкость повысят его уверенность в себе. Любой страх приводит к образованию зажимов в теле. Спорт поможет ребенку расслабиться и снять ненужное напряжение.

Методы работы с детьми с низкой самооценкой.

– Хвалить при всех, ругать наедине. Похвала и критика должны быть в меру. Критикуя ребенка, обязательно найдите, за что его можно похвалить -ум, сообразительность, за упорство и силу воли.

– Не сравнивать кроху с другими детьми. Если вы не хотите навсегда посеять зерно конкуренции в детях, стоит остерегаться сравнивать их достижения.

– Воспитывать у ребенка веру в себя. Вера в малыша — главный «секрет» адекватной самооценки у ребенка.

Не ленитесь чаще говорить ему слова поддержки: «я верю, что у тебя все получится» или «ты сможешь легко справится с этим, если захочешь».

Упражнение "Комплимент королеве".

- Я предлагаю выйти в центр круга одному из участников и повторить за мной волшебное заклинание: «Вокруг себя покрутись и в королеву превратись..»

- Мы все ваши подданные, мы знаем все ваши лучшие качества и сейчас по цепочке мы назовем ваши положительные черты, которые отличают Вас от других королев.

- Что вы почувствовали? Какие эмоции у вас?

- Как воспринимает группа королеву? Она для вас приятная? Вам хочется с ней дружить?

Рассмотрим ябедников, которые часто попадают под буллинг.

- Для профилактики ябедничества в детском саду необходимо проводить беседы с детьми «Что такое хорошо или что такое плохо», включать чтение художественной литературы, обучать  самостоятельному решению проблем, проигрывание ролевых игр, различных сценариев, которые помогут ребенку понять, что такое ябедничание и как следует вести себя в различных ситуациях.

- Обеспечивать ребенку внимание, это поможет может значительно уменьшить число жалоб и доносов. Несколько минут внимания взрослого подкрепляют хорошее поведение и снижают вероятность такого способа привлечения интереса к себе, как ябедничание.

- Педагог, должен быть примером, никогда не подавайте дурной пример, не ябедничайте на ребенка другим, не относитесь критически к поступкам ребенка, будьте внимательным и терпимым, всегда выслушивайте ребенка.

- Находить как можно больше занятий и дел, с которыми ребенок может успешно справиться. Это важно для формирования опыта успеха.

Особенность буллинга в том, что если пустить всё это на самотёк, травля, и унижения жертвы будут расти как снежный ком. Само это все не прекратится.

Никогда не отмахивайтесь от жалоб ребёнка, даже кажущихся вам сущей безделицей. Проигнорировав её один раз, вы больше никогда не добьетесь откровенности и не узнаете, когда и при каких обстоятельствах всё случилось.

III. Рефлексия:  

Закон джунглей суров, но его не сравнить по жестокости с буллингом. И только от нас взрослых зависит эмоциональное благополучие детей в дошкольном возрасте, будут ли условия для травли в группе детей или нет.

!!! Лучшая профилактика – это внимательность, участие к проблемам каждого ребенка. И любовь ко всем детям. Очень много любви.

- Поднимите руку те, кто согласен с моими утверждениями:

- Считаете ли вы информацию, которая представлена на семинаре нужной для себя.

- При первых признаках буллинга нужно бить тревогу.

- Необходимо проводить профилактику буллинга в детском коллективе.

- Просвещать родителей по проблемам буллинга в дошкольном возрасте (двор, взрослые дети в семье).

- Педагог образец поведения для детей.

- Похлопайте те, кто поднял 5 раз руки. Значит, наша работа была эффективной. Спасибо за работу.

Литература

1. Аршад С., Хусейн, Холокомб В.Р. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. М. 1998.

2. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб. 2003.

3. Володина Ю.А., Рудин М.В., Юшкова Н.М.. Психологическое сопровождение детей-сирот, переживших жестокое обращение и насилие в семье: научно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений /– Брянск: ООО «Карат», 2014.

4. Гилберг К., Хеллгрен Л. Психиатрия детского и подросткового возраста. М. 2004.

5. Зайченко А.Н. Буллинг в детском саду: причины и профилактика // Совушка. 2021. N2 (24). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/24/ 

Интернет ресурсы

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/06/06/bulling-v-detskom-sadu

https://www.maam.ru/detskijsad/-metody-profilaktiki-detskoi-zhestokosti-v-do.html

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/bulling_v_detskom_sadu_chto_eto

http://lastochkamadou.ucoz.ru/load/starshij_vospitatel/konsultacii/bulling_v_detskom_sadu_reshaem_problemu_pravilno/67-1-0-2300

https://multiurok.ru/files/programma-po-profilaktike-iavlenii-bullinga-mobbin.html
https://maou-do-t.buryatschool.ru/site/pub?id=306
       

Приложение

Материалы по профилактике буллинга в ДОУ.

1. Мультфильмы для работы с детьми по профилактике буллинга

https://yandex.ru/video/preview/?text=гадкий%20утенок%20мультфильм&path=wizard&parent-reqid=1643552418785162-15605232467634879747-sas2-0903-sas-l7-balancer-8080-BAL-9195&wiz_type=vital&filmId=18113442063811995972 -гадкий утенок

https://yandex.ru/video/preview/10670959099420394814- История о маленьком слонёнке с очень длинным хоботом.

https://youtu.be/rG3dEnMSs6k

https://youtu.be/egwCCe_ZIgI

https://youtu.be/Nx4iFNfjqN0

2. Беседа "Что такое хорошо и что такое плохо?"

- Сегодня мы вместе поразмышляем над вопросом «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?».

- Что значит, вести себя хорошо и что значит плохо?

- Какие поступки похвальны, а какие нет?

- Давайте вспомним значение этих слов.

- Что значит «хорошо»? Как вы понимаете значение слова «хорошо»? (славно, здорово, отлично, прекрасно, превосходно, добротно).

-Как понимаете значение «плохо»? Объясните. (слабо, скверно, худо, неважно, дурно)

- Поскольку слово «плохо» является противоположным по значению слову «хорошо», поэтому в словаре слово «плохо» – плохой означает - лишенный положительных качеств.

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа «Плохо» и «Хорошо» (вывешиваю человечков под такими названиями)

Просмотр презентации к стихотворению В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

- Кому отец рассказывал о плохом поведении и хорошем?

- Какие примеры поведения отец назвал плохими? (Гулять в плохую погоду, ходить грязным, драться, ломать игрушки и рвать книги, всего бояться и быть трусом)

- Какие хорошими? (Гулять и играть в хорошую погоду, следить за чистотой тела и вещей, защищать, любить труд, помогать)

- Хорошими считаются поступки, которые идут на пользу, на благо человека.

- А плохими, которые вредят человеку, нарушают его здоровье и права.

- А сейчас предлагаю поиграть в игру «Хорошо и плохо». Ваша задача оценить поступки и действия с двух позиций – хорошо это или плохо( ХОРОШО-НАДО ВСТАТЬ)

Обижать друзей, помогать друзьям, рвать книги, смастерить кормушку и покормить птиц зимой ссориться с мамой, мешать кому-либо, драться, не слушать говорящего, уважать старших, обзываться, быть обидчивым, помогать сестре, другу, маме, слушать учителя на уроке, перебивать говорящего, быть вежливым, рисовать на парте, драться, обижать животных, Защищать слабого везде мусорить, говорить правду, навестить больного товарища.

- О чём мы сегодня вели с вами беседу?

- Каких больше поступков мы должны стараться делать? Почему?

3.Игры на каждый день

Игра «Угадай эмоцию» очень полезна для застенчивых детей. Дети с застенчивостью зачастую стесняются показывать свои эмоции. Для игры потребуется несколько карточек с различными эмоциями. Воспитатель показывает карточки детям, они должны угадать эмоцию и повторить ее.

«Живая иллюстрация» Для упражнения понадобятся стихи Агнии Барто. Один ребенок читает стихотворение, а второй наглядно иллюстрирует то, что происходит в стихотворении, и какие эмоции чувствую герои. Это упражнение очень эффективно.

При прочтении стихотворения Агнии Барто, застенчивые дети включились в работу вместе с группой.

 «Я уверен на все 100!» формирует самоуважение и доверие ребенка к самому себе и окружающим. Дети выходят по очереди вкруг и говорят про себя те факты, в которых они уверены. Например«Я гибкая на все 100!» или «Я сильный на все 100!».

При проведении данной игры видно, как неуверенный в себе ребенок радуется, когда рассказывает то, что у него получается больше всего. Когда ребенок слышит удивление и некое восхищение со стороны своих сверстников, он активно вступает в разговоры с другими детьми. Ребенок собой гордится.

Игра «Я очень хороший» влияет на создание положительного эмоционального фона и на повышение самоуверенности. Воспитатель предлагает детям сесть в круг и каждому продолжить фразу «Я очень хороший, потому что …»

«Снежный ком». Участники встают в круг, кто-то называет свое имя, следующий ребенок должен назвать предыдущее имя и свое и т. д. Последний участник должен назвать все имена по порядку и свое. Вместе с именем можно называть животное/любимую еду/любимый жест и т. д.

«Интервью». Участники делятся на пары, рассказывают друг другу о себе, затем каждый должен представить своего партнера всей группе, говоря о нем от первого лица. Для облегчения упражнения моно выдать участникам примерный план рассказа о себе (меня зовут...; мне нравится...; моя любимая еда...; мое хобби и т. д.).

«Поводырь». Участники делятся на пары (по возможности – не соответствующие прежним связям). Одному из пары завязывают глаза, второй водит его по комнате, помогая обходить препятствия и «знакомя» с различными предметами обстановки (В качестве усложнения – запрет на словесные инструкции). Через какое-то время партнеры могут поменяться ролями. В конце – обсуждение результатов и впечатлений.

«Неваляшка». Участники разбиваются на пары. Один из партнеров встает спиной к другому и падает назад, второй его ловит. Затем партнеры меняются. По усмотрению ведущего – одного человека могут ловить несколько, для большей безопасности.

«Зеркало». Один изображает какую-то эмоцию (страх, гнев, удивление и т. д.), остальные должны попытаться повторить (и угадать, соответственно) задуманную эмоцию. Ведущий меняется.

«Король». Ведущий приносит игрушечного короля, который одевается на руку. Выбирается, по желанию, любой участник. Он надевает на руку себе короля. Остальные – его подданные. Король имеет право давать любые указания своим подданным, а они должны его полностью слушаться. Затем ведущий меняется. После того, как все, кто хотел, побывали королем, игра обсуждается.

«Комплименты по кругу». Все по кругу говорят друг другу комплименты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар — практикум для педагогов «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

Цель: Нахождение быстрого решения в сложившейся ситуации, развитие остроты ума, творчества, уверенности в себе, речевого общения.Задачи:1. Создание доброжелательной атмосферы.2. Овладение навыками общ...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Семинар-практикум для педагогов "Профилактика СЭВ"

Задачи:•1.Знакомство с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными причинами и симптомами.•2.Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмо...

Семинар-практикум для педагогов «Педагогическая этика в дошкольном учреждении»

Семенар-практикум для педагогов "Педагогическая этика в дошкольном учреждении" разработан в целях:- Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика»;- Сформи...

Семинар-практикум для педагогов« Профилактика плоскостопия у детей младшего дошкольного возраста»

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента отражается на формирование подрастающего организма. Какие же средства и способы можно использовать по профи...

Семинар-практикум для педагогов «Культурные практики в дошкольном учреждении как средство индивидуализации образования»

В настоящее время важно повышать уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации культурных практик с учетом индивидуализации в образовательном процессе. Игровая деятельность ...