Музыкальный салон как эффективная форма музыкального образования детей дошкольного возраста
статья

Сорокина Елена Владимировна

Музыкальный салон как эффективная форма музыкального образования детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sorokina_e.v._sp_detskiy_sad_53_gbou_sosh_26_g._syzrani.docx19.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный салон как эффективная форма музыкального образования детей дошкольного возраста

Сорокина Елена Владимировна, музыкальный руководитель

Музыкальные салоны были популярны в России в XIX –   начале XX в. Они являлись своеобразными центрами культурной жизни того времени и выполняли просветительские функции. Любители музыки, поэзии, живописи и театра слушали и исполняли свои произведения, делились впечатлениями о новинках в мире искусства того времени. Многие выдающиеся люди, в том числе известные композиторы, поэты и художники были постоянными посетителями музыкальных салонов.

Сейчас наиболее актуален поиск действенных форм и методов музыкального образования дошкольников. Целесообразно обратить внимание на активизацию досуговой музыкальной деятельности в условиях ДОО.

О значении досуговых мероприятий в детском саду писали многие педагоги-музыканты, в том числе Н.А. Ветлугина, Е.А. Дубровская, М.Б. Зацепина, Н.А. Метлов, О.П. Радынова и др.

 В условиях ДОО музыкальный салон можно использовать как эффективную форму досуга, позволяющую объединить вместе любителей искусства – педагогов, воспитанников и их родителей.

Музыкальный салон основан на идее синтеза искусств: сопоставление музыкальных явлений с литературными, поэтическими, живописными образами, картинами природы, обращенных к миру чувств ребенка.

  Такая форма работы как музыкальный салон, позволила нам педагогам наладить тесное сотрудничество ДОО с семьями детей, что позитивно влияет на социализацию дошкольников.

Инициаторами создания музыкального салона в ДОО выступили педагоги старшей группы, эту инициативу поддержали родители, любители музыки, поэзии, живописи, фольклора, неравнодушные к вопросам музыкального развития детей.

Идея проведения первого литературно-музыкального салона возникла у нас в начале 2018 года. Тогда и было решено провести литературно-музыкальный салон «У камелька». Он был полностью посвящен зиме. При подготовке первого музыкально-литературного салона, откликнулось только несколько семей. Но дети смогли заинтересовать своих родителей и в итоге, почти вся группа приняла участие в подготовке и проведении мероприятия.

 Дети совместно с родителями приносили книги, газетные и журнальные публикации, открытки, СD диски, учили наизусть стихи, разучивали песни, рисовали совместно с родителями картины, сшили костюмы и платья; составляли примерный сценарий, обдумали интерьер, оформили выставку книг и фотоматериалов, репродукций картин и рисунков.

Поскольку литературно-музыкальный салон, носит сугубо «камерный» характер, то гостей было не много - дети группы и их родители. А само «действо» проходило в музыкальном зале, оформленном под зимний лес и картинную галерею. Хозяйкой этого салона стала Зима, в роли которой выступил педагог нашего ДОО.

 Музыкальный репертуар для проведения данного салона подбирается с учетом эмоционального опыта и возрастных особенностей дошкольников, так как он должен обладать художественными достоинствами, быть доступным, разнообразным и интересным по содержанию. Дети слушали звучание красивой классической музыки П.И.Чайковского, Г.В.Свиридова, А.Вивальди, а так же видели красоты русской зимней природы на экране. Звучали задорные песни о зиме, хоровод и игры с хозяйкой салона, Зимушкой. Дети рассказали о нарисованных совместно с родителями картинах с помощью замечательных стихов, как классиков, так и современных поэтов. А какой досуг без сюрпризов, к детям пришла девочка из сказки «12 месяцев» и в своей корзиночке принесла загадки о зимних сказках.

Степень участия детей и родителей в досуге различна: от обычных слушателей и зрителей до непосредственных участников. Если родители являются участниками досуга целесообразно заранее с ними провести подготовительную работу.

Составляя сценарий проведения музыкального салона, следует учитывать интересы и предпочтения детей, родителей и педагогов, включать для прослушивания и исполнения их любимые произведения. А сценарий должен носить примерный, гибкий характер, чтобы в любой момент он мог быть изменен по инициативе участников. Это сделает атмосферу салона живой, непринужденной, приближенной к домашнему концерту. Также для создания соответствующей обстановки можно продумать необходимые декорации, атрибуты и даже костюмы.

Ведущая роль в проведении салона, конечно же, принадлежит педагогу. Он открывает салон, умело направляет его течение, связывая его отдельные части в единое целое. Он же и заканчивает его.

            Данная форма работы очень понравилась детям и родителям, поэтому нами была продолжена работа в данном направлении и проведено еще три салона:

- «Круглый год». Инициатива этого досуга принадлежала полностью родителям. Весь материал   был построен на русском народном фольклоре. За основу взять земледельческий календарь.

Основной целью данного мероприятия было, прививать интерес и любовь к устному народному творчеству, обычаям, традициям, любовь к родному краю, природе. Родители принимали очень активное участие в этом мероприятии, это изготовление костюмов для всех детей, декораций, разучивание с детьми дома пословиц, поговорок, песен.  Ведущую роль взяла на себя воспитатель группы, она была хозяйкой салона - Василиса Премудрая;

- инициатива следующего салона «День семьи в детском саду» была полностью детей группы. Дети захотели, чтобы родители пришли в гости к детям. Они хотели показать и рассказать, своим родителям как они их любят через рисунки, песни, танцы, стихи. Чтоб родители поучаствовали с ними в драматизации сказки, поиграли с ними в их любимые игры, выполнили с ними   не простые задания. Хозяевами и ведущими здесь уже были сами дети, музыкальный и литературный материал подбирался тоже по желанию детей, во всем материале красной нитью проходила тема семьи, материал разучивался только в саду, так как он должен был быть сюрпризом для родителей. Доброжелательная, позитивная обстановка была на протяжении всего досуга. Родители с удовольствием участвовали в инсценировки сказки, шуточных конкурсах и  играх, совместно с детьми выполняли не простые задания. В преддверии мероприятия, родителям так же было предложено совместно с детьми поучаствовать в конкурсе «Герб своей семьи» и на этом мероприятии были подведены итоги этого конкурса;

      - идея проведения следующего салона «Ритмы планеты» у нас возникла после проведения новогоднего праздника «Турагентство Бабы Яги», на котором дети путешествовали по разным странам. Детям понравились, танцы, игры, песни народов разных стран. И мы решили совершить путешествие по разным странам и континентам, собравшись вновь в музыкальном салоне. Дети совместно с родителями и педагогами очень активно подхватили данную идею. Началась активная работа по подготовке: мы знакомились с костюмами, музыкой, песнями, играми тех стран, в которых дети хотели бы побывать. Был создан альбом «Костюмы народов мира». Родители подбирали загадки, стихи о той стране, в которой хотел бы побывать их ребенок. Сам салон был предложен как видео путешествие, в роли экскурсовода выступил воспитатель группы. На экране вращался глобус, наш экскурсовод-воспитатель группы загадывал загадку о стране или континенте. Дети и родители на нашей импровизированной экскурсии смогли увидеть танцы грациозных испанок, смелых ковбоев, веселых африканцев в танце с бананами, русский танец с павлопасадскими платками, сдержанный танец австралийской девочки и не забываемый танец прекрасной индианки. Закончилось мероприятие «Хороводом дружбы».

Музыкальные салоны не рассчитаны на быстрый педагогический результат, но рождают эмоциональный отклик в детских сердцах, открывают новые возможности для формирования эстетического и нравственного отношения к окружающему миру. Эти мероприятия стали для детей часами воодушевления и эмоционального подъёма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение инновационного процесса музыкального образования детей дошкольного возраста

Показана система методической работы и путь от адоптации инновационной педагогической технологии музыкального образования детей дошкольного возраста до достижения планируемых результатов...

«КОМПЬЮТЕРНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Обобщение опыта по созданию компьютерных дидактических игр для знакомства детей дошкольного возраста с элементарными математическими представлениями....

Мастер-класс«Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

laquo;Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»...

Конспект "Инновационные подходы в музыкальном образовании детей дошкольного возраста через восприятие музыки"

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Музыка  является одним из самых богатых и сам...

Экологическое образование детей дошкольного возраста через музыкально - театрализованную деятельность

Данная статья посвящена важности взаимосвязи экологической, музыкальной и театральной деятельности....

Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка пр...

Мастер-класс для музыкальных руководителей дошкольных учреждений «Современные технологии музыкального образования детей дошкольного возраста»

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей....