Сказка как важнейшее социально-педагогическое средство социализации младшего дошкольника
статья

Панфилова Екатерина Владимировна

В статье раскрывается вопрос о сущности сказки как важнейшее социально-педагогическое средство социализации младшего дошкольника, описываются и анализируются функции сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_statya1.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка как важнейшее социально-педагогическое средство социализации младшего дошкольника

        Для полноценного развития личности, уже с ранних лет, ребенку необходимо вкладывать понимание своего народа, понятие Родины и семьи. Наиболее эффективным и доступным в этом достигается при помощи изучения своего народа, его истории, культуры и фольклора. Для этого мы используем сказку, с учетом возрастных особенностей младших дошкольников. С младенчества родители знакомят свои детей с разными видами сказок, они показывают на примере колобка и лисы, красной шапочки и волка, что хорошо делать, а что плохо, какие черты характера присутствуют и поощряются в социуме, а за что окружающие осуждают. С помощью сказки, дети могут почувствовать эмоции, которые герои испытывают на себе, тем самым, не только опираясь на мнение и опыт окружающих, но и собственными силами разобраться, что есть хорошо, а что плохо. «Сказка, - писал В.А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать» [3, с.166].

        Существует множество разнообразных мнений, про пользу сказок, но они сходятся в одном, сказка – необходимое слагаемое развитие, обучение и воспитание полноценной, всесторонне развитой, грамотной и образованной личности.

        Один из способов единения взрослого и ребенка является сказка. Сказка – один из жанров фольклора: эпическое, преимущественно прозаическое произведение о животных или волшебного, авантюрного или бытового характера [2, с.86]. Существенное отличие сказки от других видов художественного эпоса и от мифа в том, что и сказочник, и слушатели воспринимают её, прежде всего, как вымысел, игру фантазии; у сказки чаще всего счастливый конец. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит. Потенциал сказки намного богаче её художественно-образной значимости.

        Функция социализации проявляется в приобщении новых поколений к общечеловеческому и народному опыту. Расширяя границы личного жизненного опыта человека, сказка приходит ему на помощь, подключая опыт человечества, накопленный в многонациональном и этническом мире сказок. Однако, для реализации данной функции, педагог должен обладать уникальными способностями и применять нестандартные подходы при изучении сказки. Он должен уметь и рассказывать сказку, и стимулировать собственное её восприятие, а также мотивировать детей к индивидуальному творчеству.

        Креативная функция сказки – это её способность определять, формировать, развивать и проявлять творческий потенциал личности, его абстрактное и образное мышление. Фантастический мир сказки, присутствие в ней воображаемых, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» дают возможность слушателю преодолевать стереотипы мышления, комплексы отчужденность, пробудить «спящие» непроявленные креативные способности.

                Голографическая функция определяется тремя основными формами: способностью сказки в небольшом видеть огромное; возможность показать мироздание в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо – земля – подземный мир; далекое прошлое – сегодняшний день - будущее); способностью сказки вовлечь абсолютно все органы чувств человека, быть фундаментом для создания всех видов, жанров и типов эстетического творчества.

        Сказка пропагандирует здоровый образ жизни, защищает читателей от вредных привычек и увлечений, именно в этом проявляется её развивающе-терапевтическая функция. Мы знакомимся и приобщаемся к историческому опыту разных народов, благодаря изучению сказок, к их этнической культуре: традициям, языку, повседневной жизни, обрядам, атрибутике.

        Вербально-образная функция, выражена благодаря тому, что в сказка может формировать языковую культуру индивида, владение многозначностью народной речи, её художественностью. В процессе прослушивания сказок с последующим их пересказом, у ребенка развивается речевая культура. При этом речевая развиваются основные языковые функции – экспрессивная и коммуникативная. Экспрессивная функция формирует вербально-образный язык личности, а коммуникативная – рассказывает социальные качества личности, способность к общению, к пониманию, диалогу [2, с. 189].

        Таким образом, сказка с очень давних пор играла большую воспитательную роль. Сказка вызвает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечество. При помощи сказки, а именно, представлению в ней нелегкой для восприятия детьми картины жизни в виде простой, наглядной схемы, ребятам намного легче разобраться в самой действительности.

        Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод, что сказка – это эффективное педагогическое средство, способствующее развитию собственного потенциала личности, а также приобщению индивида к социальному опыту человечества. Сказка создаёт благоприятные условия, благодаря которым происходит социализация ребенка к окружающей действительности и в то же время, накопление индивидуального опыта.

Список использованной литературы:

1. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку… Литературные сказки для детей: кн.для воспитателей дет.сада, детей мл. шк. возраста, родителей / Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 1993.-46 с.

2. Народные знания. Фольклор. Народное искусство: научный свод этнографических понятий и терминов / Ю.В. Бромлей Савин [и др.]; под общ. ред. Ю.В. Бромлей.- вып. 4.- М.: Наука, 1991.- 114 с.

3. Рамзаева Т.Г. Меодика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов «Педагогика и методика начального обучения» / Т.Г. Рамзаева, Львов. – М.: Просвещение, 1979. – 431 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность как средство социализации младших дошкольников

«…ребёнок в игре получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни… В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребёнка, проявляясь, они вместе с...

«Развивающая среда как средство социализации младших дошкольников».

Доклад на педсовет из опыта работы.«Развивающая среда как средство социализации младших дошкольников».ПодготовилаВоспитатель 1 категорииБычкова Ольга ВалерьевнаМДОУ ЦРР №24 Развивающая среда-это ...

Использование педагогической технологии: "Рефлексивный круг" как средство социализации младших дошкольников"

Реализация образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка"...

Использование педагогической технологии «Рефлексивный круг» как средство социализации младших дошкольников.

Социально-коммуникативное развитие является главным аспектом в воспитании дошкольников. Актуальность этой образовательной области возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального ...

Игровая деятельность как средство социализации младшего дошкольника

Социализация – процесс, результат усвоения иактивного воспроизводства социального опыта, прежде всего системы социальных ролей...

Доклад на тему "Рефлексивный круг" как средство социализации младших дошкольников в период адаптации к условиям ДОУ"

Сформировать у педагогов представление о "рефлексивном круге" как средство социализации младших дошкольников в период адаптации....