"Развитие творческой личности в процессе музыкально-театрализованной деятельности" доклад по самообразованию.
материал

Лаукарт Ирина Владимировна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

             В психологии отмечается, что любой опыт может быть усвоен двумя путями.

Один из них воспроизводящий, в основе которого лежит активное усвоение ребёнком ранее выработанных приёмов поведения и способов действий для дальнейшего их совершенствования. Это путь развивающего обучения.

В основе другого пути - творческая переработка, создание новых образов, действий.

Это путь творчества.

             По мнению психологов, истоки творческих проявлений закладываются уже

в раннем детстве. Так, психолог Б. М. Теплов утверждает, что эстетическое воспитание

в раннем детстве не может быть полноценным, если ограничиться лишь восприятием

и исполнительством. По своей природе детское творчество синтетично, часто носит импровизационный характер и даёт возможность достаточно полно судить об индивидуальных проявлениях и своевременно их выявлять.

             Может возникнуть вопрос: нужно ли детское творчество как деятельность, если обучение ведёт к развитию творческих способностей?

             Творчество, как деятельность детей представляет новые возможности для их развития. Детское творчество - первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем, творчество ребёнка способно доставить удовольствие

своей непосредственностью, свежестью выражения.

             Надо указать и на общественно - педагогическую ценность творчества детей. Ребёнок выявляет своё понимание окружающего, своё отношение к нему,

и это помогает раскрыть ему внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своём художественном творчестве  ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих - новое о себе.

 

             В развитии творческих способностей большую роль играет театрализованная деятельность. Она  и развлекает детей, и воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящему, создаёт соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребёнка, повышает уверенность в себе.

             Прежде чем ставить спектакль, надо объяснить детям, что актёр театра должен многое знать и уметь. Он поёт, танцует, выступает как мим.

             Нужно стараться создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия. Воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу. Ведь ребёнок только тогда сможет проявить своё творчество, когда почувствует доброжелательное отношение

к себе детей и взрослых. Разыгрывание сценок духовно раскрепощает малыша,

даёт ему возможность поверить в свои силы.

             Предварительный этап перед постановкой спектакля - работа над этюдами

во всех возрастных группах. Этюды - это своеобразная школа, где дети постигают

основы актёрского мастерства. Очень хороши этюды на развитие внимания, веры, наивности, фантазии и т.д. А так же этюды на развитие памяти, выразительности

жеста, на тренировку отдельных групп мышц, на выражение основных эмоций, воспроизведение отдельных черт характера.

             Вот несколько этюдов, которые можно использовать в работе с детьми.

                                               Этюды на внимание

   1. Предложить детям рассмотреть фишки в коробочке, затем выбрать те,

       которые просит взрослый (3- 4 фишки разных цветов).

   2. Ребёнок рассматривает картину, затем, когда её убирают, рассказывает,

       что на ней было нарисовано.

                                 Этюды на веру, наивность, фантазию

1. Предложить детям ходить по полу, как по луже, по грязи, по горячему,

    по раскалённому песку.

     2.  Играть с детьми в различные игры: в лошадки, в машину, в пожарных и т.д.

                         Этюды на выразительность жеста

«Тише». Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок.

               Они то идут на носочках, то останавливаются, и знаками показывают

               друг другу: «Тише!».

 Выразительные движения. Шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови идут вверх.

«Иди ко мне». Мальчик манит к себе малыша, который учится ходить самостоятельно.

 Выразительные движения. Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.

 

«Уходи». Ребёнок отталкивает обидчика.

Выразительные движения. Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.

«До свидания». От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие,

                             глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко                                                  

                             поднятой рукой: «До свидания, до встречи!»

                         Этюды на выражение основных эмоций

«Лисичка подслушивает». Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с    

                                                 петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

Выразительные движения. Голова наклонена в одну сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт.

Поза: нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонен вперёд.

«Вкусные конфеты». У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами. Она

                                       протягивает её по очереди детям. Они берут по одной конфете

                                       и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут  

                                       конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика. Жевательные движения. Улыбка.

«Новая кукла». Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится,

                             играет с куклой. Звучит музыка П.И.Чайковского «Новая кукла».

«Лисёнок боится». Лисёнок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается

                                  войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения. Поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть её на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

«Ваське стыдно». Жила- была девочка Галя. У неё была кукла Таня. Галя играла

                                 с куклой, кормила её, укладывала спать в кроватку. Забрался туда

                                 кот Васька и столкнул куклу на пол. Пришла Галя домой, увидела,

                                 что её кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську:          

                                «Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову    

                                 опустил: стыдно ему. Прослушав рассказ, дети показывают,

                                 как стыдно было коту Ваське.

           Этюд на сопоставление различных черт характера.

«Молчок». Ведущий читает стихотворение А. Бродского «Новичок».

                   

В детский сад пришёл Молчок- очень робкий новичок.

Он сначала был не смел, с нами песенок не пел.

А потом глядим, привык: словно зайка- скок да прыг.

До чего же осмелел: даже песенку запел.

Ребёнок, исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле, затем, согласно тексту, преображается: прыгает вокруг стула, а потом поёт какую- нибудь знакомую песенку.

                          Этюды на выразительность жеста

« Это я! Это моё!». Ребёнок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается,

                                   ищет именно его. Он уже понял, что с ней надо разговаривать при

                                   помощи рук: ничего- то она не слышит. Бабушка спрашивает:

                                   «Где Витя?» (называется имя играющего),

                                   «Чьи это книги, чьи игрушки?» и т.п. Мальчик отвечает жестом.

Выразительные движения. Рука согнута в локте, указательный палец направлен в грудь:          

                                               «Я!»

«Отдай». Ребёнок требует отдать ему игрушку.

Выразительные движения. Кисти рук держать горизонтально, ладонями кверху.

               

                   Этюды на тренировку отдельных групп мышц.

«Сосулька».

             У нас под крышей белый гвоздь висит,

             Солнце взойдёт, гвоздь упадёт.

Первая строчка: руки над головой.

Вторая строчка: уронить расслабленные руки и присесть.

«Шалтай- Болтай».

             Шалтай- Болтай сидел на стене.

             Шалтай- Болтай свалился во сне.

Ребёнок поворачивает туловище вправо- влево, руки свободно болтаются,

как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус.

 

«Петрушка прыгает». Играющий изображает петрушку, который мягко и легко прыгает.  

                                         Прыжки на двух ногах одновременно с расслабленными коленями  

                                         и корпусом, висящими руками и опущенной головой.

Выразительные движения. Ноги согнуты в коленях, корпус слегка наклонен вперёд, руки висят вдоль тела, голова наклонена вниз. Этюд сопровождается музыкой  Кабалевского «Клоуны».

                          Этюды на выражение основных эмоций.

«Удивление». Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой

                          чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл, то кошки там не было...

                          Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

«Цветок». Тёплый луч упал на землю и согрел в тепле семечко. Из семечка проклюнулся

                   росток, из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце,

                   подставляет теплу и свету свой лепесток, поворачивая свою головку

                   вслед за солнцем.

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны, цветок расцвёл. Голова слегка закидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

«Северный полюс». У девочки Жени был волшебный цветик - семицветик. Захотела

                                     она попасть на Северный полюс. Достала Женя заветный цветик –

                                      семицветик, оторвала один из его лепестков, подбросила вверх и  

                                      сказала: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

                                                      Через север, через юг, возвращайся сделав круг.

                                                       Лишь коснёшься ты земли- быть по- моему вели.

                                                       Вели, чтобы я оказалась на Северном полюсе!»

                                      Женя тут же, как была в летнем платьице, с голыми ногами,

                                      одна- одинёшенька, оказалась на Северном полюсе, а мороз

                                      там сто градусов!

Выразительные движения. Колени сомкнуты так, что одно колено прикрывает другое; руки около рта; дышать на пальцы.

«Сердитый дедушка». К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошёл гулять.  

                                         Дедушка рассердился, что Петя ушёл за калитку.

                                         А если из леса придёт волк, что будет с Петей?

Мимика: нахмуренные брови.

Во время этюда звучит музыка Прокофьева из симфонической сказки « Петя и волк»  (тема дедушки).

«Провинившийся». Мальчик разбил вазу. Мама его ругает. Он чувствует свою вину.

Выразительные движения. Голова наклонена вперёд и втянута в плечи. Плечи приподняты, ноги прямые, пятки сдвинуты, руки висят вдоль тела.

Мимика: Брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.            

             Мимическое и пантомимическое изображение эмоций развивает у ребёнка способность понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить своё. Этюды дают возможность осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют  формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.

             Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Работа над этюдами развивает ребёнка, даёт ему необходимые навыки для участия в спектакле. Только разбудив фантазию ребёнка, создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к созданию спектакля, участие в котором всегда праздник для ребёнка.

             Педагог должен чётко представлять себе весь спектакль целиком, а также

действия каждого персонажа в отдельности. Работу над спектаклем следует начинать

с чтения и обсуждения текста. Надо давать детям возможность проявлять инициативу, направлять обсуждение так, чтобы каждый ребёнок самостоятельно мог разобраться

в характерах персонажей. Следует разучивать спектакль небольшими фрагментами,

не давая детям готового образца для подражания. Ребёнок должен сам выбрать для

своего персонажа выразительные средства (движение, мимика, жест).

Текст роли ребёнок может импровизировать, основываясь на материале пьесы.            

             

              Стремление ребёнка к сочинительству является потребностью души. Выдающийся психолог Л. Выгодский писал: «Творческие процессы лучше выражаются

в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества».  Игра и драматизация в жизни ребёнка тесно связаны между собой. Фантазии он стремится воплотить в живые образы и действия. Драматизация даёт возможность проявить себя в различных видах творчества: песенном, танцевальном, игровом. В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Дети по своей инициативе придумывают сказки, импровизируют диалоги или инсценируют  хорошо знакомые им литературные произведения, самостоятельно распределяют роли, намечают действия персонажей, изготовляют несложные декорации

и элементы костюмов. Наиболее близки детям пьесы, которые они сочиняют сами.

Такие пьесы, конечно, не столь совершенны, как сценарии, написанные взрослыми,

но их ценность проявляется в том, что дети самостоятельно проявляют творчество.

             Руководство драматической игрой со стороны взрослых может помочь малышам точнее передать образы персонажей, проанализировать различные варианты исполнения ролей. Однако взрослым не обязательно принимать непосредственное участие в драматизациях. Важно предоставить детям больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем в процессе инсценирования. Чем богаче жизненный опыт ребёнка, тем ярче творческая деятельность воображения. Необходимо обогащать малышей яркими впечатлениями и знаниями. Н. Ветлугина отмечала, что «поиски источников возникновения  музыкально - творческой деятельности у детей следует искать в их обогащении непосредственными жизненными впечатлениями и произведениями искусства».

             Гармоничное сочетание драматического искусства, музыки и художественного слова вместе с развитием детского творчества даёт положительные результаты. Ребёнок осознаёт свои возможности, чувствует, что сможет проявить себя

в любом виде музыкально- театральной деятельности.

         

                                             

                                                       Литература

  1. Ветлугина Н.А.      «Развитие музыкальных способностей    

                                       дошкольников».  Москва, 1958г.

  1. «Художественное творчество в детском саду». Под редакцией Ветлугиной Н.А., Москва ,1974г.

  1. Ветлугина Н.А.      «Музыкальное воспитание в детском саду»,    

                                       Москва,   1981г.

  1. Смирнова В.          «Как мы сочиняем песни», журнал

                                   «Дошкольное воспитание» № 3, 1991г.

 

5. Юдина Е.               «Первые шаги к творчеству», журнал

                                   «Дошкольное воспитание» № 8, 1991г.

  1. Сорокина Н.          «Развитие творческих способностей детей  

                                   средствами театрального искусства.»

                                   журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 1994г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие творческих способностей детей посредствам музыкально театрализованной деятельности»

Тема::  «Развитие творческих способностей детей  посредствам музыкально театрализованной деятельности»Форма проведения: НОД  «Путешествие по русским сказкам»....

Тема: «Развитие творческих способностей детей посредствам музыкально театрализованной деятельности»

Открытая  НОД, на методическое обьединение.Проводилось мероприятие в конце учебного года, являясь итоговым.Средняя возрастная группа дети 4,5 - 5 лет. В занятии использовались инновационные метод...

Обобщение педагогического опыта педагога. Тема: «Эмоциональное развитие старших дошкольников в процессе музыкально-театрализованной деятельности»

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характер...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...

Использование эвритмии для развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности.

Практический опят, проведённый   в работе с  дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определёнными неиспользованными резервами в повышении системы эффективности систем...