Медиативный подход в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Порохня Оксана Владимировна

Деятельность педагога дошкольного учреждения является сложной, многогранной, в ней встречаются трудности, противоречия, приводящие при их крайнем обострении к конфликтам. В дошкольном образовательном учреждении могут иметь место самые разные конфликты. Д.Е. Михайлов, выявляет типологию конфликтных ситуаций в ДОО: между руководством и педагогическим коллективом, между педагогами и родителями, между педагогами и детьми, между самими детьми, поэтому в качестве средства разрешения конфликтных ситуаций, мы используем медиацию .
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctvbyfh.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Медиативный подход в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста.


Деятельность педагога дошкольного учреждения является сложной, многогранной, в ней встречаются трудности, противоречия, приводящие при их крайнем обострении к конфликтам. В дошкольном образовательном учреждении могут иметь место самые разные конфликты. Д.Е. Михайлов, выявляет типологию конфликтных ситуаций в ДОО: между руководством и педагогическим коллективом, между педагогами и родителями, между педагогами и детьми, между самими детьми, поэтому в качестве средства разрешения конфликтных ситуаций, мы используем медиацию .
Медиативный подход - это возможность разрешать конфликты с использованием различных техник и инструментов. Медиатор помогает сформировать пространство взаимопонимания: выразить мнения, переживания сторон, а также услышать их точки зрения.
Наш семинар хочу начать с притчи.


Притча.

Две девочки, две сестры не смогли поделить апельсин. Старшая сестра сказала: «Он мой, потому что я первая  его взяла», а младшая сказала «нет,он мой,потому что я первая сказала о своем желании взять этот апельсин».  Подошла мама, взяла у них апельсин , разрезала его попалам и дала каждой по половине. Но девочки опять недовольны, кричат,спорят. Оказалось, что старшая сестра хотела получить цедру, а младшая хотела выжать апельсиновый сок. Мать не поняла что желает каждая из сестер.

Эта притча подтверждает факт, что интересы имеют право на существование и даже могут быть удовлетворены одновременно, но не всегда участники спора способны это осознать.

Каждый человек хочет быть успешным и счастливым,чувствовать себя в безопасности. Жизнь ребенка в детском саду стремительна и разнообразна. В течении дня умудряются  ругаться, драться, обидеться, помириться и забыть про обиды. Между взрослыми такого не происходит. Мириться легко и приятно. Об этом знают дети, но к сожалению забывают взрослые.
Причины конфликта могут возникать : борьба за авторитет, обман, оскорбления и обиды.
Взаимодействие с дошкольниками : проведения цикла занятий по эмоциональному воспитанию с целью повышения компетентности детей  в урегулировании конфликтов, смене уровня агрессии.
Введение в режим моментов: утренний настрой, «Я пришел» и т.д.

Методы разрешения конфликтной ситуации:

-в разрешении конфликта учитывать интересы каждого;

-подойти к решению проблемы творчески: превратить конфликтную

ситуацию в проблемную, а саму проблему – в возможность открыть для себя

новые, правильные способы поведения;

-уважительно отнестись к личности ребенка, ни в коем случае не

отмахнуться от ситуации, приведшей к конфликту, проявить деликатность и

настроить ребенка на дружеское решение вопроса.

Для того, чтобы предотвратить большинство конфликтов между

дошкольниками и помочь им сформировать позитивное отношение к

окружающим, уважать не только свои интересы, но и ближнего, нужно:

-развивать у ребенка способность к сопереживанию, дружелюбие, уважение к

личности другого человека, чувство взаимопомощи;

-оценивать именно поступок, а не конкретно ребенка;

-формировать умение высказывать свое мнение, обозначать свою позицию и

интересы так. Чтобы не навредить окружающим;

-уважительно относиться к каждому ребенку, исключить привилегированное

отношение к избранным;

-учить детей умению управлять эмоциями и контролировать их;

-вырабатывать умение и способы самостоятельного разрешения конфликта;

-своим личным примером показывать пути выхода из конфликтных

ситуаций, давать уроки правильного поведения в общении со взрослыми и

детьми.

Ниже приведена примерная схема позитивного сообщения, которая

поможет ребёнку изменить модель поведения, приводящую к конфликтам:

1)

Когда ты ведёшь себя подобным образом, то может случиться ….

2)

Может случиться так, что ты окажешься в этой ситуации. Как бы повёл

себя ты?

3)

Как ещё можно было бы поступить?

4)

Как в такой ситуации поступают взрослые, например, твои родители?

Что, если бы они вели себя так?

5)

Что было бы, если бы все решали споры таким образом?

Игра «Попроси игрушку» (Блок игр на обучение эффективным способам

общения)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры. Группа детей делится на пары, один из участников пары (с

голубым опознавательным знаком (цветок)) берет в руки какой-либо

предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой (№ 2) должен

попросить этот предмет.

Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень

тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить.

Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если

тебе действительно захочется это сделать».

Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить

игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.

Игра «Ссора» (Блок игр, направленных на снятие конфликтности.)

Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта;

дифференцировать

противоположные

дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными

способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их

усвоению и использованию в поведении.

Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с

изображением двух девочек. Воспитатель (обращает внимание детей на

«волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением

двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и

Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала —

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

Вопросы для обсуждения:

- Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);

- А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из- за чего?

- А что чувствуют те, кто ссорится?

- А можно обойтись без ссор

- Подумайте, как девочки могут помириться? Выслушав ответы, воспитатель

предлагает один из способов примирения — автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!» (А. Кузнецова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» В РАБОТЕ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Анализ литературы выявил, что методическая работа в ДОО по реализации регионального компонента изучено недостаточно....

Использование гендерного подхода в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Использование гендерного подхода в проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Опыт работы педагогов с детьми среднего дошкольного возраста при помощи кинетического (живого) песка.

Использоване кинетического песка  развитие в раб​оте  с детьми среднего дошкоьного возраста как в экспериментальной деятельности,так и  развитие речи посредсвом сказки в песочнице....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий в старшей группе на тему: Зимние виды сорта.

Программное содержание:Познавательные задачи:  Формировать у дошкольников начальные представления об олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры.Создать у детей представле...

Инновационные подходы в работе воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста. Кружок «Волшебное тесто»

Важную роль в содании современной образовательной среды выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей, строящихся на принципе фантазирования в игровой деятельности. Все ...

Опыт работы "Реализация гендерного подхода в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста".

В данном опыте работы рассматриваются теоретические вопросы гендерной педагогики....