Доклад по теме: "Использование инновационных методик и педагогических технологий художественно-творческого развития в работе с детьми дошкольного возраста".
статья

Березкина Ольга Николаевна

Инновационные педагогические технологии имеют актуальное содержание, выраженную этапность, включают определенные профессиональные действия (оптимальные методы и средства обучения), описывает итоговые результаты деятельности, что обеспечивает создание благоприятных условий взаимодействия с воспитанниками по организации их активной деятельности в соответствии с программой и образовательными задачами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад по теме22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Использование инновационных методик и педагогических технологий

художественно-творческого развития в работе с детьми дошкольного возраста»

Здравствуйте. Меня зовут Березкина Ольга Николаевна. Тема моей презентации «Использование инновационных методик и педагогических технологий художественно-творческого развития в работе с детьми дошкольного возраста».

  • Развитие современного дошкольного образования невозможно представить без создания и внедрения инновационных технологий.
  • Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС ДО, а именно на создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
  • Инновационные педагогические технологии имеют актуальное содержание, выраженную этапность, включают определенные профессиональные действия (оптимальные методы и средства обучения), описывает итоговые результаты деятельности, что обеспечивает создание благоприятных условий взаимодействия с воспитанниками по организации их активной деятельности в соответствии с программой и образовательными задачами.

Инновационные педагогические технологии позволяют успешно решать нестандартные задачи: 

  • побуждают детей и взрослых сотрудничеству и совместной работе,
  • способствуют практическому освоению художественного опыта в различных видах деятельности (художественной (изобразительной), музыкальной, двигательной, литературной, игровой),
  • стимулируют личностное отношение к возникающим социальным условиям и соответствующий характер деятельности.  

К инновационным педагогическим технологиям творческого развития воспитанников ДОО можно отнести:

  • проектную технологию;
  • технологию развития изобразительной и художественно-творческой деятельности;
  • арт-технологию;
  • технологию детского дизайна;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • игровые технологии;
  • STEM-технологию.

Инновационные педагогические технологии носят интерактивный (inter – взаимный, act – действовать) характер, поэтому их можно отнести к интерактивным технологиям обучения.

Так как мы сегодня говорим о художественно-творческой деятельности, то остановимся более подробно на технологии развития изобразительной и художественно-творческой деятельности с использованием нетрадиционных (неклассических) техник изобразительной деятельности, которые направлены на:

  • развитие эстетической восприимчивости,
  • развитие эмоциональной отзывчивости,
  • обеспечение условий развития изобразительной и художественно-творческой деятельности,
  • формирование потребности в творческой активности.

Неклассические техники сопряжены с использованием разнообразных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях освоения техники добиться выразительности создаваемых образов. В педагогической практике распространены следующие неклассические техники и приёмы рисования. Они представлены на слайде.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению представлений детей о предметах и их использовании, о материалах, их свойствах и способах действия с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Группировка техник по возрастам носит рекомендательный характер, так как неклассические техники рисования, так же как и классические, могут применяться в работе с детьми любого возраста. Все зависит от задач и степени сложности выполняемой работы.

Остановлюсь на некоторых более подробно.

Эбру - техника рисования на поверхности воды с последующим переносом изображения на бумагу или другую твёрдую основу. Чтобы краски не тонули и не смешивались, в воду добавляют экстракт гевеи, поэтому специальные краски (изготовленные из бычьей желчи и минералов), растекаются по поверхности, а с помощью тонких палочек создается сложный и неповторимый рисунок.

Рисование мыльными пузырями – нетрадиционная техника рисования с использованием мыльной пены, окрашенной гуашью, акварелью или пищевыми красителями. Мыльный раствор пенится трубочкой, поднявшиеся над емкостью пузыри снимаются ложкой и выкладываются на лист бумаги.

Удивительные рисунки также создаются с помощью клея ПВА и пищевой соли. Клеем наносится контур рисунка, затем он посыпается солью. После высыхания работа раскрашивается гуашью или акварельными красками.

Очень интересная техника - гравюра, заготовка для которой изготавливается из картона. На лист основу приклеивается трафарет будущего изображения. Заготовка закрашивается гуашью или акварелью. Затем берется альбомный лист, смачивается водой кистью, накладывается на заготовку, приглаживается, аккуратно снимается и получается разноцветный оттиск.  

Граттаж. Лист бумаги закрашивается гуашью или тушью. Для первого слоя лучше выбирать яркие цвета. Второй слой - черная тушь или гуашь. Затем, после высыхания, процарапывается изображение острым инструментом. Получается очень необычно.

Батик - это общее название разнообразных способов и техник художественной росписи по ткани.

Тиснение - нетрадиционная техника изобразительной деятельности, в результате которой получается рельефное изображение на поверхности.

Расчесывание краски – это нетрадиционная техника, при которой зубной щёткой, стекой с зубчиками или пластмассовой вилкой по мокрой краске процарапывают различные линии. Получается фактурное, объемное изображение.

Рассмотрим структуру технологии развития изобразительной деятельности и потенциальные возможности использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности, которые служат средством обеспечения вариативности образования.

Технология развития изобразительной деятельности включает в себя целевой, содержательный, деятельностно-технологический и результативный компоненты.

Целевой компонент представлен основными задачами развития изобразительной деятельности.

Содержательный компонент представляет собой направления работы по развитию творческой деятельности воспитанников: знакомство с жанрами и направлениями искусства, неклассическими техниками изобразительной деятельности.

Деятельностно-технологический компонент технологии развития изобразительной деятельности определяет этапы, методы, средства и формы развития творческих способностей воспитанников. В основную часть технологии возможно включение следующих парциальных программ: «Цветные ладошки» для детей раннего и дошкольного возраста (И.А. Лыкова), «Шаг в искусство» для детей от 1,5 до 7 лет (С.В. Погодина) и др.

Результативный этап представляется показателями развития творческих способностей воспитанников. Диагностические игры-упражнения и творческие задания Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой позволят определить уровень сформированности творческих способностей воспитанников.

Основными формами организации образовательного процесса являются организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, организация самостоятельной деятельности детей. Отмечу что ООД ограниченно программным содержанием и временем, поэтому необходимо осуществлять индивидуальных подход в режимные моменты и создать условия для стимулирования творческой активности в самостоятельной деятельности  дошкольников, а также обеспечить наличие материалов и инструментов для художественно-творческой деятельности.

Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

В нашем детском саду педагоги используют нетрадиционные техники рисования с детьми разных возрастных групп. Это оттиски поролоном, печатание листьями, силуэтное рисование, рисование ватными палочками, свечой, композиции из ладошек.

Так же воспитанники рисуют солью, рисуют в технике «монотипия», «набрызг», «кляксография», выполняют пластилинографию.

Еще две техники, которые используют педагоги в своей практике: гофротрубочки и торцевание.

В структуру технологии входят три этапа развития изобразительной деятельности дошкольников.

Первый этап – «экспериментирование» предполагает формирование умения у воспитанников использовать традиционные материалы в нетрадиционных техниках. Большое внимание уделяется цвету, его подбору, смешиванию, получению новых цветов; определению выразительных элементов каждой техники в создании рисунков.

Второй этап - «вариативность» - предполагает развитие умения воспитанников сочетать в одном рисунке две техники изображения в нескольких вариантах, например, набрызг (фон) и тычок жесткой полусухой кистью (образ), рисование по сырому (фон) и рисование веерной кистью (образ). В начале данного этапа требуется участие взрослого, а в дальнейшем воспитанникам предлагается самостоятельно выбирать технику, выполнять изображение и объяснять свой выбор.

Постепенно обогащается опыт художественно-творческой деятельности воспитанников как в индивидуальных, так и коллективных формах работы.

Третий этап - «творчество» - предполагает создание условий развития самостоятельности и творческого воображения, формирования потребности в творческой активности, эмоциональной отзывчивости к окружающему.

  • Дошкольный возраст является сензитивным для художественно-творческого развития.
  • Использование инновационных методик и педагогических технологий ориентирует педагога на развивающее обучение, создание условий развития личности каждого воспитанника и его творческого самовыражения, что помогает решать задачи ФГОС ДО.
  • Таким образом, определяется необходимость применения инновационных методик и педагогических технологий в работе с дошкольниками.

В заключении хочу сказать, что каждый педагог – творец технологии. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая технология В.Ф.Базарного в работе с детьми дошкольного возраста

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение физического, психического, нравственного, духовного состояния особенно ощущают те, кто работает с ними. Но с другой стороны все мы ...

Конспект-сценарий художественно-творческой деятельности с использованием ИКТ с детьми дошкольного возраста гр.№11 .Пластилинография :Ветка сирени.

Свою работу я посвятила к году Космоса..Занятие состоит из двух частей ..На первом занятии с использованием ИКТ показываем призентацию /сирень/.Показ слайдов с методикой . дети делают заготовки для сл...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

Доклад на педагогическом совете Тема: «Лэпбук» как форма работы с детьми дошкольного возраста»

Главной отличительной чертой построения образовательной деятельности в МДОУ на современном этапе – является уход от учебной деятельности (занятий), подъем статуса игры, как основного вида деятел...

Применение технологии «Ежедневный рефлексивный круг» в работе с детьми дошкольного возраста (по методике Гришаевой Н.П.)

Делюсь с коллегами вариантами бесед по технологии "Ежедневный рефлексивный круг"...

Статья "Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"

Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи....