«Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Корчагина Юлия Сергеевна

Тема самообразования: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

Цель:                                                                                                      

1.Повысить свой профессиональный уровень.

 2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для исследовательской активности детей;

2. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

3. Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.

4. Изучение методик, технологий ТРИЗ-РТВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx42 КБ

Предварительный просмотр:

План

по самообразованию на период с 2019 по 2022г.г.

воспитателя ГБДОУ «Детский сад № 46»

Корчагиной Юлии Сергеевны.

Тема самообразования: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

Цель:                                                                                                      

1.Повысить свой профессиональный уровень.

 2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для исследовательской активности детей;

2. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

3. Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.

4. Изучение методик, технологий ТРИЗ-РТВ.

  Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Ожидаемые результаты:

1.Увеличится число детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.

Социально – личностная сфера:  готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, иной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

Интегративные характеристики: Развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке.

Интеллектуальная сфера: Острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, умение хорошо излагать свои мысли, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.

Творческая сфера: Пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат.

Этапы реализации

Задачи

Сроки

Подготовительный

Изучение психолого - педагогической,

методической литературы по теме самообразования

2019 - 2020учебный год

Диагностический

Методическое обеспечение образовательного процесса

2020 - 2021учебный год

Практический

Внедрение опыта работы

(работа с детьми)

2021- 2022учебный год

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.

Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ-РТВ в играх, рекомендации родителям по созданию условий  для развития воображения, мышления, творческих способностей детей.

Содержание деятельности

Сроки (начало- окончание)

Форма предоставления результатов

1.Изучение психолого – педагогической, методической литературы

по теме самообразования

2019-2020 учебный год

Цель: Повысить свой профессиональный уровень, развитие любознательности и познавательной активности.

1.Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно – образовательного  процесса. 

Сентябрь-Октябрь

 

Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой  установки с учётом возрастных особенностей детей 5-7 лет.

2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор информации

поданной теме в Интернете.

Ноябрь
Декабрь

Изучение литературы,

посещение интернет - лекций, интернет- семинаров и

форумов по теме применения

технологии ТРИЗ в ДОУ и проектной деятельности.


3.  Изучить книги:

-Генрих Альтшуллер «Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач».

- Страунинг А. М. «Задачи вокруг нас», Обнинск, 1997 – 111с.

- Нурмухаметова А. Б., Нурмухаметова И. Ф. «Играя, развиваем. Развивая обучаем», Набережные челны, 1997 – 80 с.

- Шаехова Р. К. «Играя Размышляем», Казань, 2004 – 96 с.

- Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений» (3-е изд., Минск, ИВЦ Минфина, 2007 г.).                                                                                                                                                      

 - «Педагогика + ТРИЗ» - сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования (выпуск 5, Вита – Пресс, 2001 г.)


В течение года





Январь-Февраль

Подбор методического оснащения.

Составление конспектов занятий.

 

4. - Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ: №8 (1988 г.),

№5,6 (1989 г.),

№1,2,3,5 (1990 г.),

№4 (1993 г.),

№1 (1994 г.),

 №5 (1996 г.),

 №11 (1997 г.),

№5,9 (1998 г.).

    - Журналы «Ребёнок в детском саду»: №1,2,4 (2001 г )

   - Газета «Детский сад во всех сторон» № 31, 41, 42 (2001г.)

Март–

Май

 Применять опыт в своей работе с детьми.




 

2. Методическое обеспечение

 образовательного процесса

2020 -2021 учебный год

Цель: Повысить свой профессиональный уровень.

 

1. Ознакомиться с перспективным планом работы по всем видам деятельности.

Сентябрь -Май

 

 

Планирование  

 

2. Составить конспекты занятий по одному виду деятельности.

В течение года

 

Картотека

3. Систематизировать практический материал по данной проблеме: Интернет– ресурсы

-Изучать опыт работы воспитателей через интернет-ресурсы

Октябрь-Ноябрь

Декабрь-Февраль

 

Наглядный материал

 

4. Познакомится с материалами для воспитателей: «Применение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников».

Март-Апрель

 

5. Подготовка материала для детей и родителей.

Май

 

1. - Игра «Знакомство».

2. - «Что такое ТРИЗ в детском саду»

3. - «Давайте поиграем»(знакомство с играми для детей)

4. - «Способности ребенка?»

5. - Анкетирование родителей: «Какие способности у моего ребенка?»

6.  - «Как развивать детскую любознательность?»

7. - «Умеете ли вы отвечать на детские вопросы?» (памятка для родителей

7. Использование материала

Сентябрь - Май

Изучение литературы, сбор игр и упражнений для разных возрастных игр.

3. Внедрение опыта работы

(работа с детьми)

2021 - 2022 учебный год

Цель: Повысить свой профессиональный уровень.

1. Итоговая работа по  технологии ТРИЗ у детей.

2. Публикация  педагогической деятельности.

В социальной сети работников образования nsportal.ru.

Сентябрь-Май

Сентябрь-май

Результаты

Публикации в социальной сети

 

 

Работа с детьми

1. Обследование речи и

творческого воображения детей.

3. Отбор и выделение наиболее эффективных методов и игровых действий, помогающих детям в самостоятельной деятельности.

Сентябрь

Май

Дидактические игры и упражнения, инд. беседы с рассматриванием картинок,

наблюдения.

Игровые моменты, дидактические игры и упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

   Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Р...

План по самообразованию «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

Перечень литературы, которую планируется изучить; срок завершения работы; предполагаемые результаты...

Отчет «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

Презентация. Отчет о проделанной работе по самообразованию в средней группе «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста»....

«Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста». Анализ проблем профессионально-педагогической деятельностиУглу...

Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми раннего возраста

Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий, отражающих личностно-ориентированный подход пед...

План работы по самообразованию по теме:«Использование теории решения изобретательских задач в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованиювоспитателя  высшей квалификационной категорииподготовительной к школе группе.Пахомовой Ларисы Борисовнына 2021 – 2022 учебный год. По теме: «И...

Использование теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование инновационной технологии Генриха Сауловича Альтшуллера - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) творчески мыслить. ТРИ...