Открытое занятие-экскурсия по теме «Мини-музей «Русская старина»
материал

Открытое занятие-экскурсия по теме «Мини-музей «Русская старина»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_6.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

Открытое занятие-экскурсия по теме «Мини-музей «Русская старина»

Разработала

 социальный педагог

Рогова Юлия Сергеевна

Цель: формирование духовно - нравственных ценностей у старших дошкольников средствами музейной педагогики.

Задачи:

• Познакомить детей с особенностями жизни русского народа.

• Познакомить детей с предметами русского быта, с ведением хозяйства, домашней утварью, русской кухней;

• Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

• Привить ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа.

• Воспитывать у детей духовно- нравственные чувства, способные вдохновить на благородные поступки.

Активизация словаря: утварь, прялка, кочерга, ухват, чугунок, крынка, коромысло, люлька, печник.

Предварительная работа: рассматривание альбома с иллюстрациями предметами быта; чтение русских народных сказок, потешек, песенок; знакомство с дидактической игрой «Лото «Предметы народного быта».

Ход экскурсии.

Воспитатель: Ребята, сегодня нас пригласили в музей «Русской старины», который находится в нашем детском саду. Скажите, вы знаете, что такое музей? (ответы детей).

Воспитатель: Музей – это такое место, где собираются, хранятся и выставляются напоказ различные вещи, предметы: картины, книги, посуда, игрушки и многое другое. Музей создают люди : они долго собирают разные предметы, изучают их и устраивают выставки. Это нужно для того, чтобы сохранить ценные и редкие предметы. Чтобы иметь возможность показать их многим людям. Вы хотите его посетить? Ну что ж, тогда отправляемся в музей.

Звучит русская народная музыка, ребят встречает бабушка Дарья

(в русской народной одежде).

Бабушка: Ой, какие гости-то дорогие пожаловали! Милости просим, заходите скорей! Давайте поздороваемся с вами и познакомимся! Меня зовут, Бабушка Дарья! А вас? (ответы детей) Ой, какие красивые русские имена у Вас! Я приглашаю вас в музей нашего детского сада, а называется он «Русская старина». Проходите скорей и присаживайтесь.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед,

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Дети рассматривают общую панораму выставки.

Бабушка: Ребята, правда, здесь хорошо и уютно? Посмотрите сколько здесь незнакомых для вас вещей. Как вы думаете, что является самым главным в избе? (ответы детей). Отгадайте, о чем говорит загадка?

В избе-изба,

На избе-труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит дым народ,

А тушить не идет.

Дети: Это печка.

Бабушка: Правильно, это печь. В старой русской избе была всего лишь одна комната-горница, и почти половину ее занимала русская печка. Без печки изба - не изба. Ребята, а для чего нужна печь?

Дети(примерные ответы детей) Для тепла. В печи готовили еду.

Бабушка: В русской печи хлеб пекли, ведь «Хлеб-всему голова!». Голова – значит самая главная еда. Русская печь обогревала дом, на ней готовили, сушили одежду и обувь, ягоды, грибы, мелкую рыбешку. На печке даже спали. Особенно это любили старики и дети.

Русская печь-от нее веет теплом и уютом. По праву исстари она занимает самое важное место. Недаром говорится«Печь - нам мать родная».

Складывали печь из кирпича, обмазывали глиной, а клал печь мастер, которого звали печник. Печка на Руси согревает, кормит, освещает, моет-парит, сушит, лечит.

Бабушка: Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Кто знает, что означает это слово? (ответы детей).

Все, что есть в избе и сделано руками человека, называется утварью. Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями. Утварь-это и посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; и различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды, предметов для личной гигиены.

Бабушка: Какие предметы вы видите около печи? (ответы детей).

Для чего они нужны? (ответы детей).

Воспитатель: Многие предметы вы знаете, они встречаются в русских народных сказках, в произведениях К. Чуковского.

БабушкаЯ предлагаю вам рассмотреть все по порядку и отгадать мои загадки:

1. Стоит толстячок

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит-

Всем чай пить велит (Самовар).

Бабушка: Правильно. Раньше говорили: Самовар кипит- уходить не велит. Чай пьешь-до ста лет проживешь.

2. Черный конь скачет в огонь (Кочерга).

Дети рассматривают предмет.

Бабушка: Кочерга или клюка представляет собой короткий, толстый железный прут с загнутым концом, укрепленный на длинной деревянной ручке. Это приспособление для размешивания углей в печи.

3. Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

Сам в угол идет (Ухват).

Дети знакомятся с тем, как пользовались в старину ухватом, как подхватывали из печи чугунок, переносили.

Бабушка: Посмотрите на полку, что расположено на ней.

Дети: Посуда. Горшок. Чугунок. Крынка. Чашка. Плошка.

Бабушка: Да, это посуда. Посуду, в которой готовили еду, изготавливали из глины, позднее появилась металлическая посуда. Посуда, из которой ели в основном была деревянная.

Питались крестьяне простой пищей, приготовленной в печи. Есть такая поговорка«Щи, да каша пища наша», готовили так же картошку, овощи.

Нелегко жилось людям в старину, чтобы приготовить еду, постирать, помыться, нужно наносить воду из колодца. Здесь поможет это приспособление:

4. Воду дед носил с утра, каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит ведра… (коромысло).

Коромысло - толстая изогнутая дугой деревянная палка с крючками. Предназначалась для носки ведер с водой на плече. Бабушка Дарья показывает, как пользоваться коромыслом. Дети тоже пробуют нести коромысло.

Бабушка: А этот угол печным называли,

Царством женщины считали.

Здесь хозяюшки колыбельку качали,

В тепле старые, да малые обитали,

Возле печки дети играли,

На полатях в тепле спали.

А здесь располагается прялка. Для чего она нужна? (ответы детей).

Бабушка: Русская прялка узором богата,

Формой красива, резьбой хороша.

Мастер создал её в прошлом когда-то,

В ней старина и живая душа.

Женские руки к ней прикасались,

Пряжу крутили веретеном.

Прабабушки наши пряли, старались,

Чтоб красиво соткать полотно.

Каждая женщина в старину умела прясть. Во время работы мастерица садилась на донце, из кудели скручивала нить на веретено. Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Длинными, зимними вечерами женщины занимались рукодельем, покачивая люльку с малышом, тихонько напевали.

Бабушка: А эти предметы вам знакомы? Дети рассматривают доску для стирки, старинный утюг.

Перед вами утюг-

Это бабушкин старый друг.

Грелся он в то время на углях,

Который был во всех дворах.

Утюг был тяжелый, справиться с этой работой было нелегко.

Угол напротив печи, слева или справа от двери был рабочим местом хозяина дома. В свободное время он занимался поделками и мелким ремонтом, плел лапти, лукошки, резал ложки, чинил сети. Мебели в избе было немного-стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот пожалуй и все.

Бабушка: А как вы думаете, в чем раньше хранили вещи? (ответы детей).

5. У бабушки сейф он давно уж не новый,

К тому же совсем не стальной, а дубовый.

Он скромно стоит у нее в уголочке.

В нем бабушка держит халаты, носочки,

Отрезы на платье, немножечко пряжи,

Но только не дверца, а крышка на нем

Тяжелая очень с висячим замком (сундук).

Бабушка: Одежду, ткани, украшения крестьяне хранили в сундуках вместо шкафов и тумбочек.

Бабушка: Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы - это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы посетили музей нашего садика «Русская старина».

- Вам понравилось? (ответы детей)

- Что нового вы узнали? (ответы детей)

- Я рада, что вам у нас понравилось.

- А теперь Вам пора возвращаться в свой детский сад.

Бабушка: - Ой, забыла про прянички! (вручает угощение детям)

Пряники медовые, мягкие, фруктовые,

Жуй, а не глотай – только брови поднимай.

Угощайтесь, гости дорогие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей "Музей русского быта"

Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....

Проект на тему мини-музей "Русская обрядовая кукла"

Мини-музей в детском саду "Русская обрядовая кукла"...

Методическая разработка по теме: мини-музей "Открытая книга"

В настоящее время книга в семье как воспитательное и образовательное воздействие на ребенка отошла на второй план. Многие родители, шагая в ногу со временем, окружающей нас действительностью, предпола...

Образовательно - культурные практики Мини-музей «У истоков старины»

Cоздание  предметно-развивающей среды в старшей группе, способствующей приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре, истории и традициям русского народа....

Презентация образовательно - культурной практики. Мини-музей «У истоков старины».

Ну, ребята, подходите -На игрушки поглядитеРассмотрим эти с вами предметыстариныПоведают они нам секретыкрасоты,Введут нас в мир России,Приданий и добраРасскажут о народныхЧудо - мастерах!...

Конспект открытого занятия Экскурсия в мини – музей «Насекомые» Тема: «Муравьиное царство»

Конспект открытого занятия  Экскурсия в мини – музей «Насекомые» Тема: «Муравьиное царство»...

Конспект открытого занятия - экскурсии в мини музей «Копилочка»

Закрепить с детьми понятие «музей»; формировать начальные представления о денежных отношениях....