Описание работы наставника с молодыми специалистами
материал

Алещенко Илона Николаевна

Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому специалисту от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета, оказание необходимой поддержки.

Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике.

Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_nastavnika_s_molodymi_spetsialistami.docx452.75 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ НАСТАВНИКА С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ.

Автор: старший воспитатель МБДОУ детский сад № 11 комбинированного вида ст.Новощербиновская Алещенко И.Н.

Для меня воспитатель не профессия, не работа, быть воспитателем для меня – это значит жить в мире Детства и Открытий.

 Быть воспитателем в современном мире сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, огромное терпение - нужно постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое.

По приходу в детский сад, я отметила сразу проблемные места: проблемы старения кадрового состава, снижения престижа профессии воспитателя в связи с социальной незащищенностью в последние десятилетия, что повлекло отсутствие своевременного «омоложения» коллектива педагогов ДОУ. Воспитатели с 20-30-летним стажем умеют замечательно ладить с малышами, но не владеют современными образовательными технологиями и не хотят переходить на новые формы работы, что идет в разрыв с современными требованиями.

За последнее время, конечно, отмечается тенденция повышения количества молодых специалистов в детских дошкольных учреждениях. Но, учитывая местный менталитет, в нашем детском саду омоложение коллектива проходит медленно и, частично, просто за счет ухода на заслуженную пенсию «возрастных педагогов» (63 и 58 лет). За время моей работы (за исключением последних двух лет) все «молодые» специалисты были молоды только по стажу работы. Это, получившие заочно педагогическое образование, младшие воспитатели. Работа с ними вначале была трудна и часто безрезультатна, так как педагоги (младшие воспитатели), «выросшие» рядом с педагогами «старой закалки», имеют образец поведения педагога, который часто не совпадает с современными требованиями. Переделать на новый лад таких педагогов было очень трудной задачей. Но и с этими задачами я справилась довольно таки результативно. Да, этих педагогов я до сих пор включаю в мероприятия, адресованные молодым педагогам. Они до сих пор у меня доучиваются и проходят практические занятия по взаимодействию с участниками образовательных отношений по новым требованиям.

За последние два года в наш детский сад пришло 3 молодых педагога, один из которых ушел через 2 месяца работы, так как по-другому представлял работу педагога в детском саду. Все мои попытки взаимодействия с ним были тщетными. Педагог не смог ни влиться в педагогический коллектив, ни завоевать доверие детей ни уважения родителей. Этот педагог ушел в другую сферу деятельности. Этот опыт работы с молодым педагогом, хоть он и получился отрицательным, тоже многому меня научил. И, прежде всего: не каждый педагог, пришедший в детский сад является, или может стать, педагогом. Что меня очень расстроило, так как в силу своего оптимизма, я считала, что уж очень серьезно надо подумать, прежде чем идти в педагогику. Ведь мы не просто «пасем» детей, мы растим будущее нашей страны, как бы банально и пафосно это ни звучало. От того, как мы будем вести себя с воспитанниками может зависеть даже мировоззрение ребенка. Доверие родителей дошкольному учреждению так же зависит от нашего поведения с ними, от нашего такта и доброжелательности.

Исходя из моего опыта наставничества, молодые педагоги, приходящие в детский сад, часто могут не понимать суть работы воспитателя в контексте современных требований, также могут не понимать основных принципов работы с детьми и не знать методик. Неуверенность в себе и боязнь совершить профессиональную ошибку и получить критику администрации, как и излишняя самоуверенность молодых специалистов также мешает конструктивному решению задач дошкольного учреждения.

Два других педагога – это, довольно таки, успешные на сегодняшний день мои «проекты». Любое взаимодействие у нас конструктивное и интересное для всех сторон.

Для определения целей и задач для себя, которые заключаются в разработке и реализации системы методической работы с молодыми специалистами нашего детского сада таким образом, чтобы их адаптация и, в дальнейшем, становление как педагога, прошли успешно, мною были выбраны следующие направления моей работы:

При изучении передовых и классических методик и рекомендаций по работе с молодыми педагогами я выяснила главное для себя:

  1. Дорогу осилит идущий. Только работа над собой, своим профессионализмом и опыт может дать положительные результаты как для молодого специалиста, так и для меня, как наставника. Главное: не стоять на месте, развиваться, самообразовываться, и пробовать всё на практике. Учиться вместе с молодым педагогом в любой деятельности.
  2.  Никогда не ждать идеального результата от молодого педагога, но стараться всегда предугадывать отрицательный результат. И всегда анализировать и отрицательный результат, как ошибку или недочет, и положительный результат, как ресурс и, возможно, образец дальнейшей деятельности.
  3. Оказание своевременной адекватной поддержки молодому педагогу может помочь наставнику стать на ступень выше в своих глазах, получая, после, превосходные результаты деятельности и здоровые отношения в педагогическом коллективе, что также немаловажно для анализа полезности и результативности своих действий, как наставника.
  4. Привлечение молодого педагога в корпоративную культуру учреждения и объединение вокруг традиций ДОУ – один из результативных приемов адаптации молодых специалистов.
  5. Сохранение самобытности молодого педагога – как один из способов привнесения в педагогическую культуру интересных личностей, которые могут креативно и нестандартно решать педагогические задачи.

Исходя из этих принципов, я строю свою систему работы с молодыми педагогами. Может быть моя система окажется такой же, как и у других наставников других учреждений, и, возможно я изобретаю велосипед, тем более много разработок я беру из сети интернет, перерабатываю под свои условия и задачи, но мне нравится работать с молодыми педагогами нашего детского сада. Я стараюсь сохранить или зажечь огонек творчества, подтвердить надежды и ожидания педагога от работы воспитателем, как очень важной миссии в развитии личности каждого ребенка в отдельности.

И, первое, с чего я начинаю работу с молодым специалистом – это беседа, цель которой выяснить насколько серьезно относится человек к выбору своей профессии, какие цели он ставит в своей профессиональной карьере, что он ожидает получить от своей работы в детском саду. В этом также мне помогают опросники, анкеты, тесты, которые я создаю и размещаю в «Гугл-формах», и могу использовать несколько раз для разных педагогов, что экономит мое время и удобно для молодых специалистов, которые легко ориентируются в современных приложениях.

Особое место занимают «Уровневые шкалы оценки потенциальной готовности педагога к профессиональному труду и оценки процесса его деятельности» по А.Г.Зырянову.

Интересны в работе опросники, которые заполняются и мной, как наставником и молодым специалистом. Где мы отвечаем на одни и те же вопросы, а потом сравниваем и обсуждаем все ответы. Те ответы, которые совпали, радуют нас с молодым специалистом, потому, что у нас одинаковое мнение (возможно, где-то нам будет легче работать и найти общий язык). А ответы, которые не совпали мы разбираем, и я даю возможность доказать молодому специалисту правильность или весомость своей точки зрения. Эти беседы всегда проходят очень интересно и продуктивно, так как я стараюсь избегать менторского тона и явного наставнического поведения.

Высветившиеся проблемы, по моему мнению, как наставника, и мнению молодого специалиста, преображаются в пункты плана работы с молодым специалистом. В план так же вносим те темы, которые «заказывает» молодой педагог, это то направление, которое он хотел бы постичь или изучить и освоить с помощью наставника.

Во время первых консультаций и бесед делаю акцент на знакомство с методическим кабинетом ДОУ, с библиотечным фондом МК, молодому педагогу вручается разработанный мной «Навигатор по методическому кабинету ДОУ», который поможет лучше ориентироваться в содержимом методического кабинета ДОУ.

При работе с молодым специалистом в первые пункты плана вношу адаптационные мероприятия для молодого специалиста, которые включают в себя беседы, тренинги, имидж-проекты. И аналитические - изучение базы знаний, степени готовности к самостоятельной работе и уровня профессиональной ответственности.

В процессе работы помогаю педагогу наладить продуктивные отношения с коллегами и родителями. Очень часто и опытные педагоги, и родители относятся к молодым специалистам с недоверием. И, чтобы создать положительный имидж и уважение к молодому педагогу стараюсь создать ситуации успеха, которые также помогают повысить уверенность в своих силах и создать образ успешного, уверенного в себе педагога. Бывают моменты, когда молодому специалисту нужна не только профессиональная помощь, но и психологическая поддержка при работе с родителями или коллегами. Всегда стараюсь найти нужное слово, чтобы молодой специалист не терялся и был более уверенный. Открываю перед ним некоторые «секретные» инструменты индивидуального подхода к коллегам, которые уже знаю сама и использую в своей работе. Благодаря этому, молодые специалисты легче входят в наш педагогический коллектив, и никто ни разу не отказал в помощи или консультации молодому педагогу при его индивидуальном обращении к педагогам детского сада.

Одной из интересных и современных инновационных форм работы с педагогами – это использование интерактивных приемов отработки теоретического или практического материала. Одной из самых распространенных и любимых всеми педагогами форм работы в нашем детском саду – это семинары-практикумы, где представляются и отрабатываются многие виды практической деятельности. Например, семинар-практикум «Мнемотехника как технология успешного развития памяти и речи» помог расширить знания педагогов о технологии «мнемотехника», познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами; дать рекомендации по использованию мнемотаблиц в практической работе. Для молодого педагога этот метод был новым и интересным. Участвуя в практической части молодой педагог вместе с родителями составляли мнемотаблицы по пословицам, стихотворению, сказке. Молодой педагог взял в свою копилку этот метод, а родители отметили, что это хороший метод для детей со слабой памятью и попробуют применять для своих будущих первоклассников.

Один из интересных инновационных методов работы с молодыми педагогами – это использование моего авторского интерактивного тренажера «Диалог», который помогает педагогам приобретению навыков взаимодействия с родителями, учит креативности, такту и настойчивости. Видео мастер-класса работы с этим тренажером можно посмотреть на сайте ДОУ, открыв вкладки:

ВАЖНОЕ          НАСТАВНИЧЕСТВО. 

( ссылка на сайт: https://dou11nov.ru/item/1235365 )

При работе с молодыми педагогами широко использую «заочное» консультирование, подготавливая для них памятки и брошюры на бумажном носителе, которые раздаю лично после тематических методических мероприятий, и в электронном виде, которые отправляю на почту и мессенджеры WhatsApp и Telegram.

Особое место в работе с молодым педагогом для повышения профессионализма занимает участие в конкурсах педагогического мастерства, где я веду молодого педагога до получения результата, анализируем результат, смотрим где, возможно, потеряли баллы или допустили недочеты.

При подготовке к РМО, анализируем сильные стороны или наработки молодого педагога, чтобы можно было поделиться с коллегами района (смотри Приложение 8).

Особое внимание уделяем развивающей предметно-пространственной среде, как второму педагогу. Предлагаю проявлять самостоятельность, творчество и активность в пополнении, обновлении и создании развивающей среды, созданию отдельных уголков, которые помогут педагогу в решении поставленных задач. Что так же способствует формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающего педагога.

Сегодня педагогам дается больше свободы в выборе путей решения поставленных задач, нельзя только стоять на месте, работать по старинке, поэтому я сначала даю возможность самостоятельно найти (придумать) макет (черновик) уголка (выступления), а уж потом даю рекомендации (если необходимо) и только потом готовим материал. Несмотря на то, что молодой специалист считается таковым три года, план работы с молодым педагогом изначально составляю на 1 год, а не на три года. Так как за год могут произойти самые неожиданные метаморфозы и некоторые пункты плана потеряют свою актуальность. В конце первого года проводим с молодым педагогом итоговые опросники, беседы. Анализируем выполнение плана работы. Ставим новые цели и задачи на новый год, которые мы решаем постепенно, реализуя составленный новый план работы. И, да, план работы – не догма, очень много мероприятий, которые я провела с молодым педагогом не были запланированы, а получились из внезапно появившегося запроса молодого специалиста. Как консультации «Права ребенка», «Работа с семьями группы риска», «Работа с гиперактивным ребенком», «Нарушения аутичного спектра», были проведены с молодым педагогом вне плана работы.

Девизом моего сегодняшнего дня является «Обучая учусь», так как постоянно ищу что-то новое, интересное для своих педагогов. С каждой новой темой работы с молодым педагогом стараюсь найти что-то интересное для них, в то же время, нахожу много интересного для себя., что помогает мне в моей работе.

Педагогический опыт приходит постепенно и поэтапно – вместе с опытом формируется, и педагогическое кредо - «Помоги всем, кто нуждается в твоем опыте». А, работая наставником, мой опыт и знания я с радостью передаю своим коллегам, и, особенно, молодым специалистам.

При опросниках для педагогов часто вношу пункт «Ваши предложения (рекомендации, пожелания) для старшего воспитателя» и, очень приятно читать строки благодарности от коллег, которые отмечают своевременную полную помощь при затруднениях, разнообразие интересных консультаций, разнообразие форм проведения методических и практических мероприятий.

Мой фаворит – молодой педагог Бабченко Алина Николаевна, которая из родителя стала сначала младшим воспитателем, а потом получила образование педагога путем переквалификации. Активная мама, отзывчивый, мягкий, ответственный младший воспитатель превратились в инициативного, активного, мягкого, но требовательного, отзывчивого, ответственного, креативного педагога. Положительные характеристики Алины Николаевны можно еще продолжать. За свои почти полтора года этот воспитатель, благодаря своим деловым и профессиональным качествам, получила свою группу воспитанников 3-4 лет. Активно участвует в профессиональных конкурсах педагогического мастерства (Смотри Приложение 7), привлекает к участию воспитанников.

За год работы с детьми она расположила к себе каждое сердечко малыша, завоевала уважение родителей. Может быть здесь нет моей заслуги, может нашему коллективу просто повезло и у нас появилась новая звездочка… Может быть… Но тот пласт работы, который мы перевернули с Алиной Николаевной известен только нам. Было очень много консультаций по методикам, по работе с детьми и родителями. Разрабатывались индивидуальные подходы к детям и родителям, которые вначале могли не подойти или не сработать. Придумывались специальные мероприятия, чтобы сдружить коллектив родителей, создавались индивидуальные беседы с обособленными и «трудными» родителями. Алина Николаевна старательно решала все программные задачи, вносила интересные изюминки в детсадовскую жизнь воспитанников. Если, в основном, молодым педагогам нужно показывать открытые занятия, то Алина Николаевна интуитивно довольно таки правильно и интересно организовывала образовательную деятельность так, что иногда хотелось на её занятия приглашать опытных педагогов. Алина Николаевна организовывала интересные праздники для детей и их родителей, создавая потом фото и видео отчеты. Порадовали отзывы родителей на итоговом родительском собрании группы в адрес Алины Николаевны, которые так же отметили профессиональный рост Алины Николаевны за этот год.

Считаю, что, всё-таки, моя роль в становлении Алины Николаевны, как педагога, значима, как для неё, так и для меня. У нас с Алиной Николаевной ещё полтора года работы, как с молодым специалистом. Цели мы ставим высокие: помимо саморазвития и самообразования (Смотри Приложение 12), участие в профессиональном конкурсе «Воспитатель года» и получение первой квалификационной категории. А, как я ранее уже сказала: «дорогу осилит идущий». Думаю, что мы осилим, поставленные перед нами, высокие цели.

Другой молодой педагог ДОУ, Калугина Юлия Андреевна, которая тоже получила педагогическое образование путем профессиональной переподготовки, работает только 2 месяца. Но интерес к профессии уже виден. Хочется надеяться, что и Юлия Андреевна станет настоящим педагогом, которым мы сможем гордиться. Ведь у нее есть пример успешного быстрого профессионального роста ее коллеги в лице Алины Николаевны, есть хороший отзывчивый педагогический коллектив детского сада и есть я – наставник молодых специалистов.

Работа наставником убедила меня в том, что наставничество – это не обязанность и даже не работа – это часть моей жизни. Мне кажется, что я искренне заинтересована в успешности каждого ребенка, а отсюда вытекает ответственность за каждого педагога, который приходит в мир Детства и Открытий.

Приложение. Работа с молодыми специалистами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы наставника с молодым специалистом

Молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества заслуживает самого пристального внимания, в ней о...

План работы наставника с молодыми специалистами на учебный год

Цель работы, задачи в работе наставника с молодыми специалистами...

План работы наставника с молодым специалистом. Анализ работы.

Цель: создание  в ДОУ условий для профессиональной работы молодого специалиста, вхождению в профессиональную деятельность...

План работы наставника с молодым специалистом в детском саду.

Данный материал содержит план работы,разработанный на год, с молодым специалистом - воспитателем в детском саду....

План работы наставника с молодым специалистом

Развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста....

План работы наставника с молодым специалистом

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.         Задачи:         - оказание методич...