«Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию для детей среднего дошкольного возраста»
картотека (средняя группа)

Калямина Ирина Константиновна

«Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию для детей среднего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.igry_po_nravstvenomu_vospitaniyu.docx218.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

«Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию для детей среднего дошкольного возраста»

C:\Users\Ахч2\Desktop\фото для презентации\2067500436b5d9ddf4f13e4fcdfa7085.jpeg

Подготовила:

воспитатель

Калямина Ирина Константиновна

город Рубцовск, 2022 год

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«НАУЧИ ПОСЛУШАНИЮ»

ЦЕЛЬ: развивать у детей умение находить выход из создавшейся проблемной ситуации, учить избегать опасных ситуаций, быть осмотрительным, внимательным; воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе; знакомить с взаимоотношениями взрослых и детей.

ХОД ИГРЫ:

Игра проводится с 2 - 10 детьми.

Воспитатель предлагает детям краткий рассказ:

Ваши родные и близкие любят вас, помогают вам, заботятся о вас. А где и когда вы встречаетесь с незнакомыми взрослыми людьми?

Взрослые люди бывают разные, и намерения у них не всегда добрые. В передаче «Жди меня» вы видели, как люди показывали фотографии своих пропавших детей. Но ведь ребёнок не мог пропасть сам по себе. Скорее всего, он доверился чужим взрослым, а они его похитили. Чтобы совершить что-то плохое, злой человек прикидывается добрым: улыбается, угощает конфетами, гладит по голове.

Конечно, в мире больше добрых людей, чем плохих, злых. Но надо быть осторожными, внимательными, уйти от знакомого человека. Вы вырастете, станете сильнее, мудрее, и никто из плохих людей не будет вам страшен. А пока ваши близкие – ваши защитники.

А сейчас вы будете спасателями и защитниками сказочных героев. Во многих сказках герои были непослушными. И поэтому попали в сложную ситуацию.

Выберите картинку (книжку) со сказочным героем. Помогите ему предотвратить опасность, которая его подстерегает в сказке.

Воспитатель предлагает иллюстрации или книжки, где непослушание привело к беде:

- «Красная Шапочка»;

- «Волк и семеро козлят»;

- «Заинькина избушка»;

- «Жихарка»;

- «Буратино»;

- «Гуси-лебеди»;

- «Три поросёнка»;

- «Буратино»;

- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;

- «Два жадных медвежонка» и другие знакомые сказки.

Ребёнок должен указать на ошибку героя и то, как он должен будет поступить правильно. Ребёнок должен рассказать о новом варианте развития сюжета «исправленной» сказки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«НУЖНО – НЕЛЬЗЯ»

ЦЕЛЬ: уточнить и закрепить правила поведения в общественных местах; воспитывать уважение к людям, умеющим вести правильно в общественных местах, вызвать желание подражать им.

учить быть осмотрительным, внимательным; воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе.

ХОД ИГРЫ:

Игра проводится с 2 - 10 детьми.

Воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением общественных мест (транспорт, театр, музей, улица, праздник на городской площади, поликлиника, магазин, подъезд дома).

Воспитатель спрашивает, что нужно делать, например, в театре: внимательно слушать и смотреть, выключить мобильные телефон, хлопать в ладоши, что нельзя: громко говорить, показывать пальцем, бегать, хлопать дверью (и т. д., также в зависимости от ситуации).

За правильный ответ участник получает фишку. Победитель зарабатывает большее количество фишек.

Другой вариант: дети делятся на две команды: первая «НУЖНО» и вторая «НЕЛЬЗЯ».

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ОБЪЯСНИ, ЗАЧЕМ? »

ЦЕЛЬ: упражнять детей в правильном подборе слов, учить понимать причинно – следственные связи между явлениями;

закрепить умение строить сложноподчинённые предложения, развивать связную речь;

развивать у детей умение находить выход из создавшейся проблемной ситуации, учить избегать опасных ситуаций, быть предупредительным, внимательным;

воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе.

ХОД ИГРЫ:

Игра проводится с 1 - 4 детьми.

Воспитатель предлагает детям правила игры:

- Я скажу вам несколько слов предложения, а вы должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение.

Например: «Я надела тёплую шубу, чтобы… ».

Дети дополняют:

- чтобы было тепло.

- чтобы пойти гулять.

- чтобы не замёрзнуть.

Воспитатель подготавливает заранее ряд предложений по необходимой теме «Поведение в транспорте, магазине, на улице, в аптеке, в парке… »;

по закрепляемой ситуации, например, «Дети, делают зарядку, чтобы… »,

«Сын помогает маме нести сумку, чтобы… », «Мальчик вытер подошву обуви о коврик, чтобы… ».

За правильный ответ участник получает фишку. Победитель зарабатывает большее количество фишек.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«КАК МОЖНО? »

ЦЕЛЬ: упражнять детей в правильном подборе слов, учить подбирать нужные слова; развивать связную речь;

развивать у детей умение избегать опасных ситуаций, быть предупредительным, внимательным;

воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе, культуру поведения в общественных местах.

ХОД ИГРЫ:

Игра проводится с 1 - 4 детьми.

Воспитатель предлагает детям правила игры:

- Мы будем играть с вами в игру в которой я буду спрашивать, а вы отвечать. Кто больше вспомнит слов, тот и выиграет, получит фишку за каждое точное и правильное слово.

- Как можно играть? (весело, интересно, скучно, дружно, увлечённо, с приключениями).

- Как можно плакать? (громко, тихо, жалобно, горько, долго).

- Как можно мыть посуду? (хорошо, плохо, чисто, быстро, медленно, тщательно, старательно).

- Как можно пахнуть? (приятно, аппетитно, вкусно, прекрасно, восхитительно, изумительно, превосходно, замечательно, нежно, противно, резко, неприятно, ароматно).

- Как можно быть одетым? (аккуратно, модно, красиво, небрежно, бедно, богато, стильно, по сезону. по погоде, плохо, хорошо, тепло, легко).

- Как можно смотреть? (ласково, заботливо, участливо, внимательно, зло, невнимательно, рассеянно, весело, грустно, грозно, гневно, хитро).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ОБЬЯТЬЯ»

ЦЕЛЬ: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя групповой сплоченности.

ХОД ИГРЫ:

 Педагог предлагает детям встать в большой круг. Затем просит детей постараться выразить свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. И начинает с легкого маленького объятия, далее дети продолжают обнимать друг друга по кругу, с каждым разом, если не возражает сосед, усиливая объятие.

После игры задаются вопросы:

-Понравилась ли вам игра?

-Почему хорошо обнимать других детей?

-Приятно вам, когда вас обнимают?

- Часто ли вас обнимают? 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ПРОФЕССОР»

ЦЕЛЬ: развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.

ХОД ИГРЫ:

Каждому ребенку по очереди предлагается надеть специальную «профессорскую» шапочку. Педагог спрашивает «профессора»: «Как ты поступишь в ситуации, если:

-нечаянно обидел своего друга…

-с тобой никто  не хочет дружить…

-твоего друга обидели…

-твой друг заплакал и загрустил…

-твоего друга воспитатель похвалила на занятии, а тебя нет…

-у твоего друга что-то не получается…

-твой друг знает больше чем ты…

-твой друг нарушил правила поведения в группе…»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ПИРАМИДА ЛЮБВИ»

ЦЕЛЬ: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

ХОД ИГРЫ:

Дети сидят в кругу. Педагог говорит: «Каждый из нас что-то и  кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу. Расскажите и вы  кого и что вы любите. (Рассказы детей.) А теперь давайте построим «пирамидку любви» из наших  с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида высокая - потому что мы любимы и любим сами».

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«УГАДАЙ НАСТРОЕНИЕ ПО КАРТИНКЕ»

ЦЕЛЬ: обобщить представление детей об эмоциональных состояниях.

ХОД ИГРЫ:

На столе раскладываются картинки с изображением людей разного возраста и разным эмоциональным состоянием на лицах.

Кто изображен на картинке?

Какое у него настроение?

Почему так думаешь?

Выбери и объедини картинки с одинаковым эмоциональным состоянием.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ХОРОШО, ПЛОХО»

ЦЕЛЬ: учить детей анализировать поступки других.

ХОД ИГРЫ:

Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Взрослый раздает детям фишки двух цветов – красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки – фишки красного цвета; плохие поступки – фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

Плохие: порвал блузку, обидел друга, поссорился с мамой, толкнул ногой щенка, ударил котенка, разрушил птичье гнездо.

Хорошие: защитил слабого, проводил больного друга, обогрел и накормил котенка, помог младшей сестре одеться и т.п.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ЧЕГО НЕ СТАЛО»

ЦЕЛЬ: развитие зрительной памяти.

ХОД ИГРЫ:

На столе разложены картинки на тему «Эмоции».

Дети рассматривают их, затем закрывают глаза, а воспитатель убирает одну картинку или меняет картинки местами. Дети говорят, какой картинки не стало или что изменилось.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«НАШ ГОРОД»

ЦЕЛЬ: развитие знаний о родном городе, воспитание коммуникативных качеств.

ХОД ИГРЫ:

Подобраны четыре группы картинок:

На одной изображены жители города;

На другой – труд людей (строители, почтальон, водитель и т.п.)

Транспорт (трамвай, автобус и т.п.)

Здание города (почта, магазин и т.д.)

Картинки раскладываются на столах в разных местах групповой комнаты.

При помощи считалочки, дети делятся на четыре группы. Каждой группе дается задание: одной группе собрать картинки с изображением людей, другой – на чем люди ездят, третьей – картинки, на которых воспроизведен разный труд, четвертой – картинки со зданиями города.

По сигналу дети идут по комнате и отбирают нужные картинки. Вернувшись, дети ставят картинки на подставку (каждая группа отдельно). Участники  группы рассказывают, почему они взяли именно эти картинки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«МЫ РАЗНЫЕ»

ЦЕЛЬ: развитие внимания, наблюдательности, умение различать индивидуальные особенности детей.

ХОД ИГРЫ:

Дети встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Воспитатель задет вопросы:

Кто из нас самый высокий?

У кого самые темные (светлые) волосы?

У кого на голове есть бант?

У кого на одежде есть пуговицы?

У кого в одежде есть синий цвет?

У кого одинаковая обувь? И т.п.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ПОДЕЛИМ ИГРУШКИ»

ЦЕЛЬ: учить детей выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.

ХОД ИГРЫ:

Сегодня в детский сад приходил добрый волшебник и оставил детям много игрушек (на столе разные, заметно отличающиеся друг от друга, игрушки). Воспитатель предлагает разобрать игрушки. На некоторые игрушки по несколько претендентов.

Как же быть? Игрушка одна, а желающих с ней поиграть много?

Воспитатель предлагает варианты решения конфликта:

отдать игрушку тому, кто взял ее первым;

никому не давать, чтобы не было обидно;

играть всем вместе;

посчитаться;

играть по очереди и т.п.

Дети обсуждают варианты. В ходе обсуждения прислушиваются друг к другу. Дети выбирают нужное решение.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«И Я ТОЖЕ»

ЦЕЛЬ: учит детей расслабляться.

ХОД ИГРЫ:

Я буду говорить, что делаю, а вы, если со мной согласны, отвечаете: «И я тоже», а если нет, тогда молчите.

Утром я встаю…

Умываюсь…

Чищу зубы…

Завтракаю…

Выхожу на улицу…

Сажусь в грязную лужу…

А я самый аккуратный…

Я на улице гуляю…

Всех ребят я обижаю…(комментарии)

Нынче я был на охоте…

Ел лягушек я в болоте…

Я люблю веселиться…

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ВЕЖЛИВЫЙ ТРАМВАЙЧИК»

ЦЕЛЬ: закреплять знание вежливых слов, воспитание коммуникативных качеств.

ХОД ИГРЫ:

В игре участвуют воспитатель, кондуктор и пассажиры.

Дети строятся друг за другом паровозиком, изображая пассажиров трамвая. Впереди стоит водитель, кондуктор обилечивает пассажиров, выдавая билеты не за деньги, а за вежливые слова (спасибо, пожалуйста, будьте добры, извините, здравствуйте и т.д.). При этом одно и тоже слово не должно повторяться дважды. Билеты можно сделать из старых открыток, календариков. Когда все пассажиры обилечены, вежливый трамвайчик отправляется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Самообразование : «Дидактическая игра как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста»

Для чего нужны дидактические игры. Как они развивают речь.Какие игры можно проводить с детьми, родителями, ипедагогами....

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста....

Дидактические игры по теме "Зимующие птицы" для детей среднего дошкольного возраста

Дидактические иры сделаны своими руками  в рамках проекта "Зимующие птицы"...

Практико-ориентированный проект в средней группе «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Практико-ориентированный проект в средней группе ДОУ «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»...

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста....