Паспорт проекта «По следам первых космонавтов» в старшей группе
проект (старшая группа)

веткова елена павловна

проект по работе с детьми старшего возраста по теме Космос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_sledam_pervyh_kosmonavtov.docx92.12 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «По следам первых космонавтов»

в старшей группе

Веткова Елена Павловна

Воспитатель

г. Белгород

Белгородская область

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида № 78  «Гномик»

Тип проекта: познавательный

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

«Человечество не останется вечно на земле,

 но, в погоне за светом и пространством,

сначала робко проникнет за пределы атмосферы,

 а затем завоюет себе все

 околосолнечное пространство»

К. Циолковский

Проблема:

    Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. А вот кто стоял у истоков изучения космоса, дети мало знают. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Актуальность:

Воспитание любви к своему Отечеству - важная задача нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Необходимо научить старших дошкольников гордиться своей Родиной. Поэтому следует рассказывать детям о тех людях, которые прославили нашу страну – людях творческих профессий, ученых, изобретателях, космонавтах. Дошкольникам необходимо рассказывать о людях, покоривших космос, об устройстве звёздного мира, важности изучения космического пространства. Поддерживать интерес детей к этой теме можно, если информация будет доступной для их понимания, увлекательной и наглядной. А содержание образовательной деятельности даст возможность выразить свои эмоциональные переживания и применить на практике освоенные знания о космосе. Невозможно рассказать детям о космосе коротко, в рамках одной беседы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе очень удобна проектная методика, направленная на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, осуществляемое через различные виды детской деятельности.

Цель проекта:

Формирование у старших дошкольников представлений о роли человека в изучении космического пространства (о вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле).

Задачи проекта:

Обучающие:

• Познакомить детей с историей освоения космоса, с достижениями ученых (К. Э. Циолковского, С. П. Королёва) в области освоения космического пространства.

• Расширять представления детей о космической технике (искусственные спутники).

• Развивать и поддерживать интерес у детей к летчикам – космонавтам (Ю. Гагарину)

• Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах.

Развивающие:

• Развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством.

• Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, их творческий потенциал.

• Формировать у детей наглядно-действенное мышление.

Воспитательные:

• Воспитывать чувство гордости за то, что первым в мире космонавтом был гражданин нашей страны, что наши ученые (Циолковский, Королев) внесли огромный вклад в развитие космонавтики.

• Стимулировать развитие самостоятельности и инициативности.

• Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.

Ожидаемый результат:

Для детей:

- В ходе реализации проекта дети узнают кто такие К.Э. Циолковский, С.П. Королев.

– Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.

– Принимают участие в экспериментировании.

– Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои поделки.

Для родителей:

– Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

– Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Для педагогов:

– Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.

– Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов).

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации, эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют во всех видах деятельности.

Родители: помощь в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым, дидактическим и подвижным играм на заданную тему.

Итоговое мероприятие:
Организация выставки детских работ на тему: «Юный изобретатель (спутники)».

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа:

 – подготовительный (выбор темы проекта, определение цели и задач проекта, сбор сведений)

- основной (реализация проекта)

- заключительный.

1 этап подготовительный «Выбор темы»

Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности:

• Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе.

• Подготовить дидактический материал.

• Внесение в группу фотографий, видеофильмов, рисунков, рассказов о космосе и космонавтике.

• Создание дидактических игр. Создание условий для организации работы в группе.

На первом этапе сбора информации мы использовали метод «трёх вопросов» и объединили ответы детей в логический план.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как нам найти ответы на свои вопросы?

Название планет солнечной системы.

Какие космические корабли бывают?

Спросить у родителей, дедушки, бабушки, воспитателя.

Солнце – это звезда, а Луна – спутник Земли.

Кто из людей изобрел ракету? Был в открытом космосе?

Прочитать в книгах.

В космосе много звезд.

Почему нельзя жить на других планетах?

Прочитать в энциклопедии.

Кто был первым космонавтом.

Почему планеты вращаются около Солнца и не улетают в космос?

Посмотреть мультфильм,

телепередачу

2 этап – Основной «Реализация проекта»

Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

БЕСЕДЫ:

Беседа с детьми о К.Э. Циолковском.

Цель: познакомить детей с достижениями ученого К.Э. Циолковского.

Беседа «Освоение космоса».

Цель: познакомить детей с историей России на примере известных людей; рассказать о судьбе известного авиаконструктора С.П. Королёва, о значимости этой профессий в освоении космоса. Развивать у детей желание стать человеком-изобретателем.

Беседа «Луна – спутник Земли»

Цель: дать детям понятие о Луне – спутнике Земли, формировать познавательные интересы.

Беседа «Что такое спутник?»

Цель: уточнить знания детей о том, что такое спутник, какие спутники они знают, из каких систем они состоят.

Презентация для детей «Космические летательные аппараты»

Цель: познакомить детей с космическими летательными аппаратами.

Просмотр с родителями мультфильмов: «Тайна красной планеты»,
«Загадочная планета», «Незнайка на Луне».

Дидактическая игра «Найди и назови космическую технику»

Цель: закреплять умение находить, различать и назвать космическую технику.

Воспитатель предлагает выбрать из набора картинок космическую технику и правильно назвать её.

Дидактическая игра «Космические пазлы»

Цель: учить плоскостному конструированию.

Нарисовать несколько космических рисунков – с планетами, космическими кораблями, космонавтами. Можно использовать готовые раскраски. С обратной стороны с помощью карандаша и линейки разделите листы на равные прямоугольники. Разрезаем – пазлы готовы! Кто быстрее соберет?

Экспериментирование:

«Как спутник вращается вокруг Земли»

Материал: рыболовная леска, пластилин, корпус шариковой ручки, 2 скрепки, крепкая нить.

 Ход:

разломите кусочек пластилина на 2 равные части (примерно 10 г и 50 г), протяните леску через корпус шариковой ручки, привяжите к концам по одной скрепке, насадите на них пластилиновые шарики. Возьмите корпус шариковой ручки, поверните вертикально к полу так, чтобы маленький шарик был сверху, и начинайте вращать его быстро по кругу. Маленький шарик устремляется от корпуса ручки. Та сила, с которой маленький шарик натягивает леску, стремясь оторваться и полететь, называется центробежной силой. По такому закону вращаются искусственные спутники Земли.

«Прямо или по кругу?»

Цель: установить, что удерживает спутники на орбите.

Материал: бумажная тарелка, ножницы, стеклянный шарик.

Ход:

Взрослый предлагает детям решать задачу: что произошло бы со спутником (например, Луной), если бы планета его не притягивала (земное протяжение). Ставит вместе с детьми опыт: разрезает бумажную тарелку пополам и использует одну половину; помещает в нее шарик, ставит на стол и слегка наклоняет, чтобы шарик быстро покатился по выемке в тарелке. Дети выясняют, что происходит, (шарик скатывается с тарелки и удаляется от нее по прямой), делают вывод: предметы двигаются по прямой, если на них не действует какая-нибудь сила. Луна тоже удалилась бы от Земли по прямой, если бы земное притяжение не удерживало ее на круговой

Конструирование «Спутники», «Луноход» 

Сюжетно-ролевые игры:

- «Космонавты»,

- «Путешествие в космос»

Чтение художественной литературы:

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.

- Л. Бурмистрова Всемирная детская энциклопедия «Космос»,

- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,

- В. Кащенко «Созвездие драконов»,

- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,

- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,

- Н. Носов «Незнайка на луне»

- стихотворения о космосе.

- загадки о космосе.

Заключительный.

- Знакомство родителей с выставкой поделок

-Проведение итогового НОД по конструированию «Спутники»
-Подведение итогов по выполнению проекта
Результаты  реализации проекта:
- Дошкольники пополнили свои познания о планетах, космосе, космонавтах, конструкторах космической техники.

– Разработали дидактический комплекс (конспекты совместной образовательной деятельности, дидактические игры, опыты, эксперименты, картотеки загадок, игр).

– Повысился уровень педагогической компетентности педагогов.

Приложение к проекту

Конспект НОД. Тема «Спутники»

Тематический модуль: Авиационная и ракетно-космическая техника.

Цель деятельности: Вызывать интерес к космосу, через конструирование спутников.

Программные задачи:

1.Образовательные: познакомить детей с космическими объектами (спутники, ракеты, космические станции); продолжать учить создавать различные модели из деталей конструктора «Лего» по собственному замыслу (летательные аппараты).  

2. Развивающие: развивать конструкторские навыки, учить конструировать модель по замыслу; стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания рисунка, развивать творческое воображение, фантазию; развивать потребность в творческой деятельности при работе с различными видами «Конструкторов».

3. Воспитательные: формировать чувство уверенности в себе и самовыражения; вызывать у детей чувство радости от красиво выполненных конструкций. 

Воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать.
Виды детской деятельности: конструирование, коммуникативная, игровая.

Оборудование и материалы: простые карандаши;  ластики; инженерная  книга; конструктор "LEGO", магнитный конструктор, полидрон "Гигант", дополнительный бросовый материал.

Предварительная работа: презентация «Космические летательные аппараты», беседа  с детьми об искусственных  спутниках Земли.

Построение взаимодействия:

Организационный момент (введение в ситуацию).

Педагог: Ребята, посмотрите, к нам прилетела звездочка? А откуда она к нам прилетела, вы узнаете, отгадав загадку:

Там все знаки зодиака

Водолея, девы, рака.

Светятся и ночью, днем

Туда смотрит астроном. (Космос)

Педагог: Ребята, что вы знаете о космосе? (Ответы детей).

Педагог: Да, это огромное пространство со множеством звезд и планет и сразу среди них есть наша Земля. Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других планетах; есть ли жизнь и вот для этого ученые изобрели искусственные спутники земли, установили на них приборы и запустили их в космическое пространство.

Над землей в космос летают спутники-связи, с помощью их изучается вся жизнь нашей планеты.

Есть спутники-метеорологические, которые изучают погоду и передают информацию в метеоцентр.

Есть спутники- наблюдения. Они наблюдают за порядком на нашей планете.

Есть спутники-разведчики. Они помогают геологам искать полезные ископаемые.

Педагог: Ребята, а из каких систем состоит спутник?

(Полезная нагрузка - это оборудование для проведения измерений.

Система энергоснабжения – в качестве источника энергии чаще служат солнечные батареи. Основание - это корпус и несущие конструкции, которые удерживают оборудование вместе). 

Ребята, вспомните, как называется место, откуда стартуют спутники? (ответы детей)

2. Поисковый этап

Педагог: Ребята, звездочка сообщила, что случилась беда. Сломался один из спутников. Что же теперь делать?

Педагог: А кто строит спутники, космические корабли, ракеты? Как называется эта профессия?

Педагог: Ребята сегодня вы тоже будет инженерами-конструкторами работающими в конструкторском бюро и построим с вами спутники.

 - Что нам для этого понадобится, вы сами догадаетесь, внимательно посмотрев по сторонам нашей комнаты (модули конструкторов).

Но для начала мы должны сделать физминутку.

Физкультминутка:

Ждут нас наши астролеты (встать на носочки, руки на головой)

Для полетов прямо к звездам (шаг на месте).

На какую захотим, на такую полетим (руки в стороны).

Но в игре один секрет: (грозят пальчиком)

Опоздавшим места нет!

Педагог: Давайте сначала вспомним технику безопасности при работе с материалом.

Дети работают в инженерной книге (рисуют схему спутника, выбирают материал).

3.Самостоятельная работа детей.

По мере необходимости воспитатель помогает и подсказывает детям.

4.Рефлексивно-оценочный этап (осознание и обобщение содержания, осмысление качества собственной деятельности).

Когда все дети заканчивают работу рассказывают, что они смоделировали.

Педагог: Ребята, да вы довольно отлично потрудились. У вас вышли отличные спутники. Теперь составьте, пожалуйста, рассказы о собственных спутниках. Расскажите, для чего предназначен ваш спутник, из каких частей он состоит. (Рассказы детей).

В конце занятия фотографируются постройки. Обыгрываются и подводятся итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Юрий Гагарин – первый космонавт» в подготовительной к школе группе

Проект «Юрий Гагарин – первый космонавт"  в подготовительной к школе группе...

Паспорт проекта "Что нам осень принесла?" в старшей группе детского сада

Паспорт проекта "Что нам осень принесла?" в старшей группе детского сада...

ПАСПОРТ ПРОЕКТА "Здравствуй, Зимушка - зима!" Для детей старшей группы

Актуальность проекта: Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни. Многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предостав...

Паспорт проекта "Космос глазами детей" с детьми старшей группы

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие ино...

Паспорт проекта «Сюжетно-ролевая игра «Театр» в старшей группе с ТНР»

Ценность дошкольного возраста очевидна: быстро накапливается жизненный опыт, расширяется круг представлений, ребенок во многих отношениях становится управляемым. Ведущее значение в развитии интеллекту...

Паспорт проекта "Делу время – потехе час" в старшей группе

Паспорт проекта "Делу время – потехе час" в старшей группе...

Рабочий паспорт проекта: «Путешествие в страну красивой речи» старшая группа от 5-и до 6-и лет

Цель проекта:Развитие речевых навыков детей в ходе совместной деятельности воспитателя, логопеда и музыкального руководителя....