STEAM- образование детей дошкольного возраста.
методическая разработка

Мельникова Елена Анатольевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл steam-_obrazovanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

STEAM- образование детей дошкольного возраста.

Мельникова Е.А.-  педагог-психолог, Зубко Н.И. - воспитатель

МКДОУ Детский сад «Сказка»

В настоящее время в образовании в целом и в дошкольном образовании в частности происходят серьезные изменения. Так, в связи со вступлением в силу «Закона об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование становится первой ступенью общего образования для того, чтобы обеспечить каждому ребенку одинаковые первоначальные возможности для успешного обучения в школе. Иными словами, успешность ребенка-дошкольника заключается не в накопленных знаниях, умениях и навыках, а в совокупности личностных качеств, которые, в свою очередь, обеспечивают психологическую готовность каждого ребенка к школьному обучению. Таким образом, цель дошкольного образования – это помощь каждому ребенку комфортно и спокойно перейти на новый образовательный уровень, развитие физических, психических, эмоциональных и коммуникативных качеств, позволяющих ребенку ставить и самостоятельно решать задачи и проблемы, стремиться получать новые знания. Важно, чтобы у ребенка по окончанию дошкольного образования сформировались мотивационная и волевая готовность к школьному и дальнейшему обучению.

Приоритетным в дошкольном образовании в настоящее время является индивидуально-ориентированный подход к каждому ребенку. И цель данной работы – развитие ребенка как особенного, отличающегося от других детей, с наличием индивидуальных черт, способностей, индивида. И поэтому организация деятельности педагога с детьми становится индивидуально – ориентированной, включающей в себя комплекс развивающих игр, направленных на раскрытие и развитие именно индивидуальных способностей и потребностей каждого ребенка, так как  у всех без исключения детей имеются определенные способности и таланты. В этом педагогу помогают дидактические игры и связанные с ними продуктивные игры (изобразительные, музыкальные и др.), игры – занятия, на которых оказывается педагогическое влияние на развитие каждого ребенка, обучение в повседневной жизни, где развитие ребенка происходит в процессе ситуативного общения ребенка со взрослым и самостоятельной деятельности (наблюдения, прогулки, труд в природе, праздники, экскурсии и др.). Кроме того,  еще одной важной формой обучения и развития детей дошкольного возраста является совместная деятельность ребенка с педагогом, в которой педагог создает предметно – развивающую среду, правильно организовывает игровую деятельность именно  так,  чтобы она была направлена на формирование личностных качеств каждого ребенка, независимо о его уровня развития, подготовленности, национальности, социального статуса.

Информационный уровень окружающего мира, общества предъявляет новые требования и ставит новые задачи перед дошкольным образованием. К таким требованиям относится: умение педагога направлять  каждого ребенка в ознакомлении и обучении современным технологиям и освоении новых информационных ресурсов; педагог сам должен владеть современными информационными ресурсами, новыми средствами обучения детей и направлять свою деятельность на формирование информационной культуры у детей, умения ставить цель для удовлетворения информационных потребностей и путей ее достижения.

Для выполнения данных требований дошкольное образование должно строится на современных технологиях обучения. К ним относятся личностно – ориентированные технологии, позволяющие всесторонне развивать личность каждого ребенка; технологии решения изобретательных задач, позволяющие развивать у детей навыки решения проблем, искать ответы на необычные вопросы, применять собственный подход для решения рядовых, жизненных задач; здоровьесберегающие технологии помогают сформировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, образу жизни, позволяют снизить риск учебного переутомления в школе; проектные технологии способствуют раскрытию индивидуальных способностей и потребностей каждого ребенка, позволяют создать благоприятные условия для межличностного взаимодействия между всеми членами образовательного процесса; исследовательские технологии направлены на развитие навыков исследовательской деятельности, развитию мышления поисково – проблемного характера.

И, в связи с модернизацией в дошкольном образовании, возникает вопрос о необходимости раннего интеллектуального развития детей посредством наглядно – практических методов обучения. В этом поможет STEAM – технологии.  STEAM расшифровывается как естественные науки, технологии, искусство, инженерия и математика. Основная цель STEAM – подхода – это сочетание технических задач и творческого подхода к решению этих задач.

Начало работы по STEAM – технологии очень простое: повседневное наблюдение за природой, бытом. Задача взрослого – не торопиться показывать ребенку, как выполнить правильно или  рассказывать о сути причинно – следственных связей. Ребенок должен пробовать самостоятельно строить гипотезы, проверять их, доказывать свое мнение, стремиться получить новую информацию. Ведь, ошибки – это тоже опыт. В процессе наблюдения или игры ребенку следует помогать, а не выполнять и не придумывать решение задач за него. Ведь главный принцип STEAM – технологии – о практики к теории. Сначала дети встречаются с проблемой, стараются найти ее решение, ответить на вопрос, попробовать решить ее практически, а только затем при помощи взрослого изучают в теории. И мы видим, что STEAM – технология сучит не просто получать знания сразу теоретически, а путем проб, ошибок, применении практически и самостоятельно, осваивать научные знания на практике и переносить эти знания на решение других задач.

    Образовательный модуль  STEAM – технологии – LEGO и другие конструкторы. Как известно, конструирование позволяет развивать у ребенка пространственное, логическое и творческое мышление, развивает мелкую моторику, речь ребенка. Также в LEGO конструирование можно добавить электронику, и тогда процесс становится не только интереснее и для ребенка и для взрослого, но и многократно увеличивается его обучающая и развивающая роли, так как ребенок осваивает уже основы инженерии.

Следующий модуль STEAM – технологии -  «Математическое развитие». Здесь используются все материалы для знакомства детей с величиной, формой, временем, пространством, счетом и количеством.

Далее образовательный модуль STEAM – технологии -  «Робототехника». Данное направление позволяет развивать у детей алгоритмическое и логическое мышление, формировать основы программирования, моделирования, учит искать закономерности в системе.

Образовательный модуль STEAM – технологии – Мультстудия «Я творю мир», или информационно – коммуникативные технологии, подразумевает освоение детьми цифровых и медийных технологий, то есть педагогами организовывается такая совместная с детьми продуктивная деятельность на основе соединения художественного и технического творчества, в результате которой создается авторский мультфильм, который становится современным мультимедийным средством обобщения и презентации детского творчества и исследования.

Образовательный модуль STEAM – технологии – «Экспериментирование с живой и неживой природой» является средством интеллектуального развития детей. главное достоинство данного модуля – это возможность дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или предмета или явления, его взаимоотношениями с другими объектами, предметами или явлениями, знакомство с причинно – следственными связями путем самостоятельного обследования, экспериментирования. Дети учатся также самостоятельно делать выводы, умозаключения, выдвигать, подтверждать или опровергать гипотезы.

Кроме этого  STEAM – технологии подразумевают включение других развивающих игр и игрушек и техник. Так, например, соленое тесто, изготовление и игра с которым решает рад развивающих задач (математических, логических, экспериментальных, физических); пластилин для лепки позволяет развивать моторику, фантазию, моделирование; конструктор из картона отличная альтернатива крупному конструктору;   развивающая доска «Геометрик» позволит изучать геометрические фигуры, счет, развить мышление, фантазию, ориентировку в пространстве; астрономический геоборд дает возможность изучать на практике площадь и периметр; флексагон – это сочетание математики и оригами; деревянная игрушка «Дженга» знакомит с сооружениями и балансом; спирограф  - соединение математики с искусством.

Таким образом, STEAM – технологии позволяют знакомить детей с наукой не в теории, а непосредственно на практике, прочувствовать, попробовать, узнать, сделать свои правильные и неправильные выводы и умозаключения, развивает всех детей, готовит их к современной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

ПРОЕКТ "STEAM- образование детей дошкольного возраста".

По сравнению с традиционными методами обучения, STEAM подход в дошкольном учреждении поощряет детей к проведению экспериментов, конструированию моделей, воплощению своих идей в реальности и созданию к...

«STEAM - образование детей дошкольного возраста»

Добрый день, уважаемые родители! Хотим предоставить вашему вниманию презентацию на тему «STEAM - образование детей дошкольного возраста»....

«STEAM - образование детей дошкольного возраста. Модуль математическое развитие»

Данная программа является одной из новейших, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество...

«STEAM - образование детей дошкольного возраста».

Хочу  предоставить вашему вниманию доклад на тему «STEAM - образование детей дошкольного возраста».Педагоги считают, что наилучшим образом  подготовить  детей ...

Кружковая деятельность “LEGO-РОБОТЁНОК”. Steam-образование детей дошкольного возраста Модуль «Робототехника»

Как сделать в современном мире воспитательно-образовательный процесс интересным и увлекательным? Пожалуй, это один из самых серьезных и значимых вопросов, стоящих не только перед современным детским с...

Заявка на участие в региональном конкурсе авторских методических разработок по STEAM- образованию детей дошкольного возраста «STEAM-педагог»

Приложение 1.ЗаявкаНа участие в региональном конкурсе авторских методическихразработок по STEAM- образованию детей дошкольного возраста«STEAM-педагог» ФамилияАлейниковаИмяЕленаОтчеств...