ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
проект

Педагогический проект "Оздоровление детей через музыкальную деятельность"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад №405 «Детство».

630120, г.Новосибирск, ул.Фасадная 25/2, тел 314-31-02, тел/факс 350-95-34.

e-mail: ds_405@edu54.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «Оздоровление детей через музыкальную деятельность»

                                                       Выполнила:

Музыкальный руководитель

                                                                                  МКДОУ д/с 405 «Детство»

                                                                     Ленинского района  

                                                                         города Новосибирска

                                                                                 Карпова Елена Витальевна

                                                            г. Новосибирск

Содержание:

Постановка проблемы………………………………………………………3                                                                                  

Цель проекта  ……………………………………………………………….5                                                                                              

Задачи ……………………………………………………………………….5                                                                                                                    Развивающая среда для реализации проекта …………………………......6                                                

Формы и методы реализации проекта  ……………………………………6                                                            

Основные средства реализации     …………………………………….....6

Участники проекта  ………………………………………………………..7                                                                                      

Срок реализации проекта……………………………………………........7

Ожидаемые результаты……………………………………………………..7

Риски……………………………………………………………………........7

Пути преодоления…………………………………………………………...8

Этапы реализации проекта ……………………………………………........9

Перспективное планирование……………………………………………..10

Оценка проделанной работы……………………………………………….14

Бюджет проекта    ………………………......................................................16

Приложение                                                              

Приложение 1 Диагностика………………………………………………....41

Постановка проблемы:

     Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной, и начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

  Также, в последние годы учёных всё больше привлекает проблема детских стрессов – отсутствие положительных эмоций у ребёнка. Присутствие отрицательной психологической обстановки в семье. Известный учёный Щелобанов Н.М. говорил: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Таким образом, детские стрессы ведут к ухудшению здоровья ребёнка. В итоге мы сталкиваемся в снижении интереса детей к физической культуре, их малоподвижности, нежеланием детей принимать участие в спортивных и подвижных играх, несмотря на принимаемые профилактические мероприятия.

  Педагоги, медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

  Музыкально - оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении - достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников. Это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

   О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Аристотель считал музыку средством воздействия на психику человека. Его учение раскрывало представления о внутреннем мире человека и возможностях влияния на него при помощи искусства. Пифагор разработал понятие - учение об эвритмии, которая понималась как – «способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях» - не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Именно от Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь с музыкальным ладом, оркестром, где каждому человеку, подобно инструменту в оркестре отведена своя роль. Великий Платон считал, что «сила государства находится в прямой зависимости от того в каких ладах и ритмах в нем звучит музыка».

  В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.

  Итак, музыка благоприятна для организма в целом.

  Таким образом, учитывая специфику работы детского сада с приоритетным осуществлением физического развития детей, многолетний опыт работы в детском саду, постоянное наблюдение за детьми и данные свойства музыки, я предположила, что используя такие виды музыкальной деятельности, как пение, музыкально- ритмические движения, слушание, здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, ритмопластика, логоритмика и тд), используемые на музыкальных занятиях, развивают не только музыкальные способности, но и помогают развивать и укреплять здоровье ребенка.

  Все выше сказанное позволяет сделать вывод о важности и необходимости решать эту проблему разными формами и методами в музыкальной деятельности:

• Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.

• Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, на занятиях, развлечениях, праздниках, свободной деятельности.

• Новые формы воздействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщение детей к здоровому образу жизни.

• Активное сотрудничество музыкального руководителя с инструктором по физвоспитанию, воспитателями, медицинским персоналом.

  Цели проекта:

  • изучить эффективность использования музыкальной деятельности, как фактора, оказывающего оздоровительное воздействие на организм ребёнка;
  • выявление и развитие музыкальных и творческих способностей;
  • формирование привычки к здоровому образу жизни.

   Задачи:

  • развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей ребенка;
  • создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности;
  • формировать начала музыкальной культуры;
  • формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе;  
  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
  • повышать адаптивные возможности детского организма с помощью здоровьесберегающих технологий;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие детей.

  Развивающая среда для реализации проекта:

-музыкальный уголок в группе;

- картотека дидактических игр;

-музыкальный зал, оснащенный соответствующим оборудованием для                                                  проведения музыкально-оздоровительной работы;

- спортивная площадка на территории детского сада, для проведения музыкально - спортивных развлечений на свежем воздухе.

  Формы и методы реализации проекта:

- Тематические беседы с детьми и родителями;

-музыкальное воспитание;

- утренняя гимнастика;

- музыкально -  физкультурные праздники;

- тематическое детское творчество;

- проведение музыкально -  игровых развлечений;

-рассматривание наглядных пособий (книг, картинок, видеофильмов, плакатов, и др.).

   Основные средства реализации:

1. Диагностика музыкального и физического развития на начальном и конечном этапах проекта.

2. Подготовка оборудования, материалов и атрибутов.

3. Информирование родителей о проекте.

4. Анкетирование родителей.

5. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.

6. Проведение выставок детского творчества.

  Участники проекта:

  • Дети старшей и подготовительной группы;
  • музыкальный руководитель;
  •  воспитатели;
  • Медицинский работник ДОУ;
  • старший воспитатель ДОУ;
  • заведующий ДОУ;
  • родители.

        

  Срок реализации проекта

Реализация данного проекта рассчитана на 2 года

  Ожидаемые результаты:

Исходя из проведенной работы в рамках проекта, можно предполагать следующие результаты:

  • повышение уровня профессиональной компетенции музыкального руководителя и всей творческой группы по вопросам музыкально-оздоровительной работы в ДОУ;
  • улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической и научной литературой;
  • повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • повышение уровня речевого развития;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
  • снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
  • стабильность физической и умственной работоспособности.

    Риски:

  • Непостоянный состав детей в группе (отпуск, заболеваемость);
  • Слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути преодоления:

  • Индивидуальная работа с отсутствующими детьми;
  • Изготовление памяток и информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали;
  • Совместные мероприятия с детьми и родителями;
  • Информирование родителей с помощью информационных стендов.

Этапы реализации проекта

Этапы

Задачи

Сроки проведения

1-й этап

Подготовительный

1.Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий.

2. Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье.

3.Разработка перспективного плана мероприятий способствующих оздоровлению детей через музыку.

Информирование педагогов и родителей о проекте.

Сентябрь

               2-й

Основной этап

Реализация мероприятий в рамках проекта.

Октябрь - май

               3-й

Заключительный

Повторная диагностика детей, при помощи тех же методов, что и на подготовительном этапе в сентябре .

Анализ достижения целей и полученных результатов.

Рекомендации, консультации для педагогов и родителей.

 Май

Перспективное планирование мероприятий по реализации проекта

 «Оздоровление детей через музыкальную деятельность» с детьми 5-7 лет

Сентябрь

Виды деятельности

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Музыкальная деят-ть с использованием здоровьесберегающих технологий (дыхат. гимнастика, артикуляционная гимнастика, самомассаж с пением, пальчиковые игры)

«Старинная карта»

«Осенние листочки»

«Приключения кота Рыжика»

«Волшебные часы»

«В зимнем лесу»

«Снеговички и сосульки»

«Весенние кораблики»

«Карнавал животных»

«В гостях у Кошки»

Творчество под музыку

Рисование

Аппликация

Лепка

Рисование

Рисование

Лепка

Аппликация

Лепка

Рисование

Театрализованная деятельность

Игровая программа «Репка»

Картонажный театр «Петушок и бобовое зёрнышко»

Театрализованное представление «Зимнее путешествие Колобка»

Театр картинок «Волк и семеро козлят»

Театрализованное игровое представление «У страха глаза велики»

Театр игрушки «Дудочка»

Театр картинок «Три медведя»

Театрализованное представление «Кот, петух и лиса»

Оздоровительные музыкально-физкультурные досуги

«Осенние старты»

«Витаминная семья»

 «Зимние забавы»

«В гости к Деду Морозу»

«Молодцы - удальцы»

«Проделки Бабы-Яги»

«Весенняя спартакиада»

«Сказка о том, как вернулся к Мишке сон»

Взаимодействие педагога с родителями

Доклад «Здоровьесберегающие технологии на муз. занятиях»

Анкетирование родителей

Пригласить родителей для участия в муз- физк. развлечении «Осенние старты»

Открытый показ для родителей муз. занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Приключения кота рыжика»

Оформить папку - передвижку для родит. уголков «Весёлые упражнения для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей»

Консультация «Музыкотерапия в детском саду и дома»

Пригласить родителей для участия в муз- физк. развлечении «Молодцы- удальцы»

Консультация «Стрельниковская дыхательная гимнастика»

Оформить подборку для родит. уголков «Пальчиковые игры»

Открытый показ для родителей муз. спорт.досуг с использованием здоровьесберегающих технологий «Сказка о том, как вернулся к Мишке сон»

Виды деятельности

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Музыкальная деят-ть с использованием здоровьесберегающих технологий (дыхат. гимнастика, артикуляционная гимнастика, самомассаж с пением, пальчиковые игры)

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

«Фрукты, овощи - всегда для нас полезная еда!»

«Дыши веселей»

«Четыре желания»

«Зимняя сказка»

«Ох и ах»

«Весёлая полянка»

«Весна пришла»

«Где прячется здоровье?»

Творчество под музыку

Рисование

Аппликация

Лепка

Рисование

Аппликация

Лепка

Рисование

Аппликация

Лепка

Театрализованная деятельность

Пальчиковый театр  ( по рус. нар. сказкам)

Театрализованное представление «Дело было в огороде»

Театрализованное представление «Сказка о глупом мышонке»

Кукольный спектакль «Двенадцать месяцев»

Кукольный спектакль «Сказка о рождественской звезде»

Пальчиковый театр « Пять братьев»

Театрализованное представление - развлечение «Маша и Медведь»

Театрализованное представление «Друзья волшебной речки»

Кукольный спектакль «Как Заяц стал сильным и здоровым»

Оздоровительные музыкально-физкультурные досуги

«В деревне»

«Осенние старты»

Вечер хороводных игр

«Путешествие по зимнему лесу»

«Какой чудесный зимний день»

«Всемогущие папы»

«Веснушка ищет Весну»

«Весенняя спартакиада»

«Самая здоровая семья»

Взаимодействие педагога с родителями

Пригласить родителей для участия в муз.- спорт. развлечении «В деревне»

Консультация для родителей «Волшебной музыки страна»

Оформить подборку для родит. уголков «Оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла»

Семейный праздник «Праздник семьи»

Консультация для родителей «Игровой массаж биологически активных точек»

Привлечь родителей к совместным муз. - оздоровит. мероприятиям. Праздник «Всемогущие папы»

Оформить подборку для родит. уголков «Весёлые потешки для массажа».

Проведение встречи, направленной на обогащение муз.- оздоровит. и педагогич. опыта родителей «Пасхальный перезвон»

Пригласить родителей для участия в муз- ва леологич. развлечении «Самая здоровая семья»

Оценка проделанной работы

     Тема здоровья детей особенно актуальна в наше время.  Народная мудрость гласит «Здоровье – всему голова». Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…».

     Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

     Проект доказал, что универсальным средством для всестороннего развития ребенка и оздоровления является музыкальная деятельность. Музыка обладает огромным эмоциональным потенциалом, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив.

      Очень важным и действенным средством в оздоровлении детей явилось широкое привлечение родителей к участию в разнообразных формах музыкально – оздоровительной работы. О Днях здоровья, музыкально-оздоровительных досугах и праздниках  родителей оповещали заранее, сообщали не только о дате проведения мероприятия, но и о его содержании, о том, как подготовить ребенка к этому дню.  Веселая, здоровая атмосфера таких дней передавалась и детям, и взрослым; способствовало пробуждению у родителей интереса к общению со своими детьми.

     Таким образом, музыкально-оздоровительная работа, проведенная в ДОУ, дала положительные результаты:

1.Повысился уровень развития музыкальных и творческих способностей у детей;

2.Повысились показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшились память и внимание;

3.В течении реализации проекта более чем у 50 % детей снизился уровень заболеваемости;

4.Повысилась стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;

5.Повысилась стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды;

6.Каждый ребенок стал более подвижным, ловким, эмоциональным;  

7.Расширились знания о музыкальной деятельности, как она влияет на организм человека;

8.Дети научились выполнять новые оздоровительные и фонопедические упражнения, играть в  пальчиковые и речевые игры, делать игровой массаж, научились дыхательной и артикуляционной гимнастике;  

9.У детей расширились представления о здоровьесберегающих технологиях используемых в музыкальной деятельности;

10.Многие родители записали детей в спортивные секции.

Бюджет проекта:

Ресурсы

Средства имеющиеся (руб.)

Средства необходимые (руб.)

Методическая литература, подписные издания.

1000

4000

Музыкальный центр

9000

-

СD, DVD – диски, флеш – карты,USB

2000

1500

Музыкальный инструмент (фортепиано)

25000

-

Цифровой фотоаппарат(видеокамера)

7000

-

Костюмы для театрализованной деятельности, развлечений

5000

6000

Атрибуты для музыкально - оздоровительной деятельности

15000

3000

Грамоты, дипломы, благодарности, поощрительные призы за участие

-

4000

Интернет

-

400(ежемесячно)

Распечатка текстов, фотопечать

-

3000

Итого:

64000

28800


Приложение 1

Диагностика

http://festival.1september.ru/articles/603024/img7.jpg

   http://festival.1september.ru/articles/515042/img2.jpg                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМЦ «Оздоровление дошкольников через театрализованную деятельность»

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, движения, краски, звуки. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формировани...

оздоровление детей через игровую деятельность

          Как отметил Януш Корчак «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… НЕТ. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и силь...

«Оздоровление детей через музыкально-театральную деятельность»

laquo;Оздоровление детей через музыкально-театральную деятельность»...

Методическая разработка "Развитие речи детей через музыкальную деятельность"

Данная методическая разработка поможет воспитателям развивать речь детей через музыкальную деятельность...

Консультация для родителей "Духовно-нравственное развитие и воспитание детей через музыкальную деятельность"

В консультации рассказывается о том, как важно приобщать детей к музыкальному наследию, где ребёнок познаёт эталоны красоты и морали. Слушая народную музыку, дети расширяют кругозоп, у них воспитывает...