Круглый стол с родителями в средней группе по теме: «Рисуем нетрадиционным способом и играем в пальчиковые игры»
материал (средняя группа)

Солдаткина Ульяна Андреевна

Цель: развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.

 

Задачи:

1.Формировать положительное отношение к искусству;

2.Развивать чувства удивления, восхищения, любования;

3. Развиваем мелкую метрику рук;

3. Создать условия для овладения нетрадиционными техниками рисования и пальчиковых игр с родителями;

4.Повышать педагогическую компетентность родителей в художественно – творческом развитии детей;

5.Способствовать установлению партнерских отношений между родителями и педагогами.

 

Форма работы: круглый стол.

 

Участники: родители, воспитатели.

 

Оборудование: материалы для рисования (бумага, кисточки, краски, салфетки, баночки с водой, образцы нетрадиционных техник рисования для демонстрации)

 

Предварительная работа:

• Изучить научно-методическую литературу по теме.

 

План:

Выступление заведующей.

Беседа-рассуждение: «Становление эстетического отношения к окружающему миру».

Значение рисования и пальчиковых игр для всестороннего развития ребенка.

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и пальчиковые игры.

Практическая работа.

Выставка рисунков родителей. Обмен мнениями, оценка родителями эффективности собрания.

Подведение итогов.

Памятки кружок «Веселый язычок».

Иные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Круглый стол для родителей82 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол с родителями в средней группе по теме: «Рисуем нетрадиционным способом и играем в пальчиковые игры»

Цель: развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности.

Задачи:

1.Формировать положительное отношение к искусству;

2.Развивать чувства удивления, восхищения, любования;

3. Развиваем мелкую метрику рук;

3. Создать условия для овладения нетрадиционными техниками рисования и пальчиковых игр с родителями;

4.Повышать педагогическую компетентность родителей в художественно – творческом развитии детей;

5.Способствовать установлению партнерских отношений между родителями и педагогами.

Форма работы: круглый стол.

Участники: родители, воспитатели.

Оборудование: материалы для рисования (бумага, кисточки, краски, салфетки, баночки с водой, образцы нетрадиционных техник рисования для демонстрации)

Предварительная работа:

• Изучить научно-методическую литературу по теме.

План:

Выступление заведующей.

Беседа-рассуждение: «Становление эстетического отношения к окружающему миру».

Значение рисования и пальчиковых игр для всестороннего развития ребенка.

Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и пальчиковые игры.

Практическая работа.

Выставка рисунков родителей. Обмен мнениями, оценка родителями эффективности собрания.

Подведение итогов.

Памятки кружок «Веселый язычок».

Иные вопросы.

Ход круглого стола

1. Беседа-рассуждение: «Становление эстетического отношения к окружающему миру».

Люда: Добрый день, уважаемые родители! Очень рады видеть Вас на нашем родительском собрании. Сегодня мы поговорим о значении рисования для развития детей и познакомимся с нетрадиционными техниками рисования и пальчиковыми играми.

Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое. Коллективная художественная деятельность формирует положительную мотивацию к ней, и углубляет интерес к творчеству, раскрывает индивидуальность детей, корректирует межличностные отношения.

        Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения рисованию и общения с ребенком является непременным условием развития творческих способностей детей.

        В связи с этим важное значение приобретает характер взаимодействия педагога и детей в процессе формирования эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. У дошкольников развивается возможность размышлять над новой информацией, развивается креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Ребёнок из пассивного объекта превратится в активного субъекта. Вот почему важно вовремя научить детей любить и понимать искусство.

        Восприятие окружающего переходит в игру, а игра, в свою очередь, в творческое действие, которая осуществляется посредством фантазирования.

        Становление полноценной личности невозможно без воспитания чувства прекрасного к окружающей среде. Технология художественного освоения и преобразования детьми действительности открывает путь к нежной эмоциональной душе ребенка в прекрасный мир искусства, показывая удивительность и яркость окружающего мира.

        Для развития предпосылок ценносто-смыслового восприятия окружающего мира необходимо тесное взаимодействие педагогов, детей и родителей.

Я: «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.

- На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.

Например,

мизинец – сердце,

безымянный – печень,

средний – кишечник,

указательный – желудок,

большой палец – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

2. Значение рисования и пальчиковых игр для всестороннего развития ребенка.

        Я: - Но начала мне бы хотелось услышать, как Вы понимаете, что такое рисование и пальчиковые игры?

(Рассуждения родителей)

        Простым языком можно ответить «рисование - это изображение какого-либо предмета или образа на чём-нибудь и чем-нибудь.

Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика: Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга.

        - А что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?

(Ответы родителей)

        Нетрадиционное рисование-это искусство изображать предметы и образы не основываясь на традиции.

- А как Вы считаете, рисование и пальчиковые игры важно для развития детей?

- А Вы принимаете участие в рисовании с детьми?

- А вы играйте в пальчиковые игры?

- Чем рисуют Ваши дети?

- Как часто рисуют и играют в пальчиковые игры Ваши дети дома?

        Но многие родители для рисования детям, чаще дают карандаши и фломастеры, чем гуашь и краски. Соглашусь с вами, что, рисуя красками, дети пачкаются и пачкают всё вокруг. Но не забывайте, что детям в этом возрасте необходимо рисовать красками. И совсем не страшно, если ваш ребёнок перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

        Обязательно приобретите краски или гуашь и рисуйте вместе с детьми.

3. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и пальчиковыми играми.

        Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок, или как с помощью иного предмета можно будет получить рисунок.  Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

-пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного

восприятия;

-внимания и усидчивости;

-мышления;

-изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического

восприятия, эмоциональной отзывчивости;

-кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Рисование с помощь зубной щетки

        Техника рисования «набрызгом». Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Смочить щетку водой, набрать немного краски, держать щетку отвернув от себя. Постараться направить брызги на бумагу в нужном направлении, и затонировать ими весь рисунок

Тычок жёсткой полусухой кистью.

        Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ей по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистости или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

        Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

        Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

Рисование ватными палочками.

        Ребёнок опускает в гуашь ватную палочку и наносит на лист рисунок, точки, линии, кольца. Ватной палочкой рисунок получается аккуратней, чем кистью, т.к. ватная палочка при нажиме не гнётся как кисть.

Отпечатки листьев.

        Ребёнок покрывает лист дерева или лист капусты красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берёт новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

        Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Я: Мария Монтессори говорила «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев». А мы все мечтаем, чтобы наши дети были самыми талантливыми.
        Пальчиковые игры - это упражнения, укрепляющие мелкие мышцы руки. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга и в дальнейшем формирования навыка письма в школе.
        Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Выполняя пальчиками определённые упражнения (игры), ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики пальцев рук, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Развивают психические процессы: внимание, память, мышление. Снимают тревожность. Вырабатывают усидчивость.

Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы равно должны заботиться о развитии правой и левой руки.

Она должна проводиться регулярно, только тогда будет, достигнут наибольший эффект.

Пальчиковые игры можно разделить на несколько групп,  они очень интересны  и  увлекательны. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

1 группа – это пальчиковые игры со стихотворным сопровождением:

«Кролик»

Маленький кролик с большими ушами,

Розовым носом,

Смешными усами.

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле.

Чистит он шёрстку себе

Или спит.

Кролик ушами всегда шевелит.

Слышит шаги и лисиц, и волков,

Прячется в норку свою от врагов.

Существуют и такие пальчиковые игры, в которых можно учить или закреплять прямой (обратный) счёт. Например,

 

«Пальчики уснули»

Пальчики уснули, в кулачок свернулись

Раз, 2, 3, 4, 5 – захотели поиграть,

Разбудили дом соседей

Там проснулись: 6, 7, 8, 9, 10 –

Веселятся все,

Но пора обратно спать:

10, 9, 8, 7, 6 – калачиком свернулся,

5 – зевнул и отвернулся,

4, 3, 2, 1 – дружно в домике мы спим.

 

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами, которыми можно заниматься как дома, так и в детском саду.

2 группа – игры и упражнения с предметами.

Давайте познакомимся с некоторыми из них:

1.     Игра с мячиками:

Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику):

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем то же самое другой рукой)

 

2.     Игры с прищепками (упражнение с речевым сопровождением)

 Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги

(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

 

3.     « Карандаш»

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

 

Следующий вид пальчиковых игр – это игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Например, «Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Это вся моя семья.

(«Мы делили апельсин», «Пальчик-мальчик, где ты был?»

4 группа - пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.  В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно. («Краб», «Дом для пчелок»)

Так же для развития мелкой моторики полезны:

·        Различные виды мозаики

·        Разнообразные конструкторы (железные и пластмассовые)

·        Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью

·        Цветные клубочки ниток для перематывания

·        Набор веревочек различной толщины для завязывания узлов и плетения «косичек»

·        Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»)

·        Палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров

·        Семена, мелкие орешки, крупа, бисер, разноцветные пуговицы для выкладывания узоров

·        Пластилин

·        Игры с бумагой (плетение, складывание, вырезание, оригами)

·        Игра с прищепками

·        Матрешки

·         «Карандаш» - ребристый карандаш катать между ладонями, на столе, одной, двумя ладонями

·                   Игры «Шнуровка»

Отсюда можно сделать вывод, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит, мыслит ребенок.

 

4.  Практическая работа.

 Родители проходят за круглый стол.

Воспитатель: «Предлагаем вам сегодня по быть детьми порисовать и поиграть в игры»

Тема: «Огуречик, огуречик».

Задачи:

1.учить детей рисовать огуречик;                                                                                                                                        

2. учить детей нетрадиционной технике рисования боковой стороной ладони ;                                                                

3.закрепить у детей представление о зеленом цвете;                                                                                                                                                                                    4. формировать  аккуратность в работе с красками;

5. развивать у детей эстетические чувства,  мелкую моторику рук;

6 . воспитывать у ребят внимание.

Оборудование:   

Муляжи огурцов; коробка гуаши, листы белой бумаги формата  А 4, подставка для кисточек, кисточки,   стаканчик с водой, влажные салфетки.

Ход:

1.Организационный момент:       

Воспитатель загадывает загадку:

 «Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки».( мышка)

 2.Создание игровой  проблемной ситуации, сообщение темы работы;                                                Рассматривание объекта для изображения:                                                                                                                                    

- Молодцы, отгадали. Сейчас я хочу рассказать вам потешку.

«-Огуречик, Огуречик!

Не ходи на тот конечик

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет».

Воспитатель рассказывает:

-На овощной грядке жила-была огуречная семья.

Воспитатель показывает детям огурец, объясняя:

Это папа-огурец. Вот он какой! Зеленый, овальный, большой, с длинным хвостиком.

Огурец прикрепляется на доску.

Воспитатель показывает средний огурец, поясняя:

Это мама-Огурчик. Вот она какая зеленая, овальная, поменьше папы-Огурца, с хвостиком-кудряшкой.

Воспитатель дает возможность малышам рассмотреть его, после чего огурчик прикрепляется к доске. Продолжаем:

-У папы-Огурца и мамы-Огурчика был маленький сыночек-Огуречик.

Воспитатель показывает маленький огурец малышам:

-Вот он, посмотрите - зеленый, овальный, маленький. Меньше, чем папа и мама, с маленьким хвостиком.

Огуречик прикрепляется рядом с мамой и папой.

Папа и мама очень любили своего маленького сынка.

 - Ребята, а давайте, нарисуем портрет огуречной семьи!

3.Показ и объяснение:                                                                                                                                                                                

-Я предлагаю вам нарисовать Огуречики необычным путем, а с помощью боковой стороны ладони. Для того что бы выполнить эту работу наберите гуашь на кисточку и начинайте рисовать линии контура ладони с боку . Приложили руку боком к лису бумаги, а затем дорисуйте кисточкой хвостик; затем, также нарисуйте ещё два огурчика и прикрепите всю семейку огурчиков к   общей веточке (показ), вот так.                                                                                                                                                     -Вот какая замечательная огуречная семья! Большой, овальный, зеленый папа-Огурец с длинным хвостиком. Мама – огурчик - поменьше папы, тоже овальная, зеленая, а хвостик у нее кудряшкой                                                            

4.Закрепление. 

-Давайте вспомним  с чего мы начнем нашу работу?  Не забывайте, что Огуречики разных размеров (повторить с детьми).

5. Пальчиковая гимнастика «Человечек».

 -Ребята, перед работой давайте разомнём наши пальчики.

«Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают пальцы)

Буду с мамой рисовать. (круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)

Вот головка, вот животик, (руками рисуют маленький и большой круг)

Ножки, ручки, глазки, ротик

И прическа из колечек (рисуют в воздухе колечки)

Получился человечек». (развести руки в стороны)

6.Самостоятельная работа детей:                                                                                                                                   –Приступаем к работе.

Дети выполняют работу. Воспитатель по необходимости проводит индивидуальную работу с отдельными детьми.

(В процессе рисования воспитатель следит за осанкой детей, за техникой рисования, при необходимости помогает детям, дает советы).

7. Анализ детских работ.                                                                                                                                     (Воспитатель показывает работы детей, обсуждает выполненную работу)                                                                             -Ребята, вы все замечательно справились с работой!                                                                                                                                                -Что мы сегодня рисовали? (портрет семьи огуречика)                                                                                                                                                               -Каким необычным способом мы рисовали?  (боковой стороной ладони)                                                                                                                                                                                                                                                                     -Давайте рассмотрим какие красивые портреты у вас получились.( анализ с привлечением детей)

5. Выставка рисунков.

        По окончанию родители совместно с воспитателями рассматривают готовые работы, обмениваются впечатлениями, обсуждают.

 

6. Подведение итогов.

        Родители пишут на листках бумаги пожелания и кладут в корзинку, воспитатель перемешивает листки. Каждый родитель по очереди вытаскивает для себя пожелание.

        Воспитатель: «Ну и в завершение хотелось бы поблагодарить Вас за участие и еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Без вашей помощи значимые результаты как в воспитании, образовании, получить невозможно».

Список литературы.

1.И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: «Карапуз», 2009.

2.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2007 г.

3.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»

4.Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол с родителями воспитанников средней группы детского сада «Воспитание любви к родной природе»

Круглый стол с родителями воспитанников средней группы детского сада «Воспитание любви к родной природе» ...

Круглый стол для родителей в средней группе «Игра в жизни ребёнка»

Главная цель разработки – вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая нетрадиционная методика и тема разработана в соответствии с наиболее ...

Круглый стол для родителей детей средней группы «Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно –оздоровительного направления развития воспитанников№12 &la...

Круглый стол для родителей детей средней группы «Я ГОВОРЮ, ИГРАЮ, ИЛИ КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЁНКА»

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.Задачи:создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;актуализация отношени...

Круглый стол с родителями в средней группе Тема: «Книга — окно в волшебный мир»

Цель: выявить необходимость чтения художественной литературы детямЗадачи:-Повысить знаний родителей по вопросу приобщения детей к книге-Вовлечь родителей в обмен мнениями о роли книги в воспитании реб...

Круглый стол для родителей детей средней группы: «Я говорю, играю, или как развивать речь ребёнка»

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.Задачи:• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;• актуали...