Рекомендации для родителей средней группы по лексическим темам
материал (средняя группа)

Гречухина Елена Владимировна

Рекомендации для родителей по темам: "Деревья и кустарники", "Грибы и ягоды", "Перелётные птицы", "Одежда". Для родителей представлен материал по развитию словаря в рамках данной тематики, игры и упражнения для совершенствования грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_srednyaya.docx533.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: Деревья и кустарники.

 Для того, чтобы дети лучше усвоили материал, родителям рекомендуется:

  Во время прогулок рассмотрите, какие деревья растут в нашей местности, повторите их  названия             (береза, рябина, дуб, клен, ель). Поговорите о том, как можно различить деревья по форме листьев и стволов. Обратите внимание на то, чем дерево отличается от кустарника (кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволов, соединяющихся вместе у основания).

Расскажите детям о том, что деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

Поиграйте с ребенком в игры:

  • «Дерево - куст». Вы называете деревья и кустарники. Если ребёнок услышал название кустарника, то он должен присесть, подняв руки вверх, а если дерева - встать на цыпочки с поднятыми руками.
  • «Назови, какой»  

Лист с берёзы какой? (берёзовый).

            Лист с клёна - …

            Лист с дуба -…

            Лист с липы- …

            Лист с тополя-…  

            Лист с рябины - ...  

            Шишка с ели - …

            Шишка с сосны -…

  • «Назови ласково»     

             Ель – ёлочка.

             Сосна – сосенка.

             Береза – березка.

             Иголка – иголочка.

             Ветка – веточка.

             Шишка – шишечка

  • «Один – много»       

             У меня лист, а на дереве (листья).

             У меня ветка, а на дереве (ветки).

             У меня дерево, а в лесу (деревья).

             У меня ствол, а у деревьев (стволы).

             У меня береза, а в лесу (березы).

             У меня елка, а в лесу (елки).

  • Загадайте загадки о деревьях.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Ответ: Дерево

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет –

Желуди на нем!

Ответ: Дуб

  • Попробуйте выучить с ребёнком стихотворение (на выбор):https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/mixedforest/smeshaniles10.jpg

Ива.

Возле речки, у обрыва,

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко? 

Может, ей на солнце жарко?

Может, ветер шаловливый

За косичку дёрнул иву?

Может, ива хочет пить?

Может, нам пойти спросить?

И. Токмакова

Сосны.

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести.

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода

И. Токмакова

Тема недели: «Грибы, ягоды»

Для того, чтобы дети лучше усвоили материал, родителям рекомендуется:

  • Рассмотрите с детьми картинки с изображением лесных ягод и грибов. Обратите внимание на цвет и форму ягод и грибов, на то, как они растут в лесу.
  • Расскажите ребёнку о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. Постарайтесь, чтобы ребёнок запомнил их.
  • Расскажите, что можно приготовить из грибов и ягод,
  • Поиграйте с детьми:

Игра «Весёлый повар»

Варенье из малины. – Малиновое варенье.

Варенье из земляники. – Земляничное варенье.

Варенье из черники. – Черничное варенье.

Варенье из брусники. – Брусничное варенье.

Компот из земляники. – Земляничный компот.

Компот из черники. – Черничный компот.

Компот из брусники. – Брусничный компот.

Повидло из земляники. – Земляничное повидло.

Повидло из брусники. – Брусничное повидло.

Повидло из ежевики. – Ежевичное повидло.

Игра «Два и пять»

Вы бросаете ребенку мяч и произносите словосочетание с числительным два; ребенок ловит мяч, произносит словосочетание с числительным пять и возвращает мяч вам.

Два мухомора. — Пять мухоморов.

Два опенка. — Пять опят.

Две лисички. — Пять лисичек.

Две сыроежки. — Пять сыроежек

.

  • Загадайте детям загадки о грибах и ягодах:

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (Подосиновик)

На пеньке сидят братишки.

Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются ... (Опята)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые ... (Лисички)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (Мухомор)

  • Рекомендуем найти в интернете и предложить ребёнку посмотреть мультфильмы: «Чьи в

лесу шишки?» (1965 г.) и «Лесные путешественники».

  • Потренируйте детей составлять рассказы-описания о грибах/ягодах по плану.

РАССКАЗ О ГРИБЕ

Как называется этот гриб?

Он съедобный или несъедобный?https://e-ipar.ru/wp-content/uploads/2019/11/3102.jpg

Как выглядит ножка гриба?

Какая у него шляпка? 

Что можно из него приготовить?

РАССКАЗ О ЛЕСНОЙ ЯГОДЕ

Как называется ягода?

Где она растет?

Какая она на вид, на вкус, по запаху?

Что из нее можно приготовить?

https://konspekta.net/studopediainfo/baza10/1482274503180.files/image018.jpg

Тема недели: «Перелётные птицы» 

Для того, чтобы закрепить знания детей, рекомендуем вам во время прогулок вспомнить вместе с ребенком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, понаблюдать за поведением птиц. Обратите внимание детей на то, что птиц стало меньше. Осень - время отлета птиц. Летом дети имели возможность наблюдать, как птицы гонялись за насекомыми комарами, мухами, бабочками. Но осенью, с их исчезновением, некоторые птицы должны улетать в теплые края, чтобы не погибнуть от голода. Первыми покидают свои гнезда ласточки, затем скворцы, грачи, последними утки и гуси. Вернувшись домой, попросите ребенка назвать птиц, которые улетают на юг, объяснить, почему они улетают и называются перелётными (утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки). Рассмотрите иллюстрации с изображением перелетных птиц. Можно совместно с ребенком создать альбом с названием «Перелетные птицы».

Рекомендуем вам игры, в которые можно поиграть дома с ребенком, закрепляя знания по данной теме.

  1. игра «Счёт птиц»

Ребенок загибает пальцы поочередно, начиная с мизинца и считает:

Один скворец, два скворца, три скворца, четыре скворца, пять скворцов.

Один грач,….

  1. игра «Улетает-не улетает»

Показывайте ребенку картинку с птицей, если нет картинки, просто называйте птицу.  Если птица перелетная, ребёнок пусть хлопает в ладоши, если зимующая, пусть топает. Можете придумать другие движения, действия.

  1. игра с мячом «Назови ласково»

Вы бросаете мяч ребенку и называете птицу, он должен назвать ее ласково и бросить вам мяч обратно. Например:

соловей -соловушка,

скворец -скворушка,

журавль -журавушка,

кукушка —кукушечка ...

  1. Прочитайте детям рассказ и попросите ребёнка ответить на вопросы

Улетают журавли (И. С. Соколов—Микитов)

В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние, теплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко летели журавли.

Высоко в небе летели журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

• Куда и когда улетают журавли?
• Когда журавли прилетают обратно?
• Где летят журавли?

  1. Загадайте загадки о птицах:

По весне к нам с юга мчится

Чёрная, как ворон птица.

Для деревьев наших врач,

Насекомых ест всех …(грач).

Он соло пел среди ветвей,

Певца назвали…(соловей).

  1. Попробуйте выучить с ребёнком стихотворение:

Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет —
Улетает, улетел!
Е. Благинина

Тема недели: «Одежда»                     https://img-fotki.yandex.ru/get/765779/200418627.21c/0_1bb5d1_a54b86e5_orig.png

Для того, чтобы дети лучше усвоили материал, родителям рекомендуется: 

  • Обсуждая с ребёнком виды одежды, внимательно рассмотрите и попросите ребенка назвать различную одежду, рассмотреть и назвать детали (воротник, рукава, карман, пуговицы, пояс, манжет)
  • Расскажите ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года.

Какая бывает одежда?

По принадлежности - мужская, женская, детская

По сезонам - зимняя, летняя, демисезонная

По назначению - домашняя, спортивная, форменная или специальная

Приведите примеры всех типов одежды.

  • Покажите ребёнку – как правильно ухаживать за одеждой (сушить, чистить, стирать, гладить, аккуратно сворачивать, вешать на плечики)
  • Поиграйте в игры, которые развивают речь, мышление, память детей:
  • Игра «Один - много»

Рубашка – рубашки

куртка – куртки

кофта – кофты

юбка – юбки

варежка – варежки

носок – носки

майка – майки и др.

  • Игра «Назови ласково»

Рубашка – рубашечка

куртка – курточка

кофта – кофточка

юбка – юбочка

шарф – шарфик

шорты-шортики и др.

  • Игра «Подбери признак»

Куртка (какая?) – красная, тёплая…

Платье (какое?) – нарядное, красивое… и т.д.

  • Игра: «1-2-5-9»

Один сарафан, два сарафана, пять сарафанов, девять сарафанов.

(майка, свитер, платье, юбка, рубашка, футболка)

  • Игра «Из чего?»

блузка из шелка – шелковая

сарафан из ситца – ситцевый

свитер из шерсти -…

платье из бархата - …

футболка из трикотажа - …

шуба из меха - …,

  • Загадайте загадки про одежду

Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф)

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (Варежка)

Злой на улице мороз.

Пальцы греются в перчатке.

В воротник зарылся нос.

Голова укрылась в… (Шапке)

Укороченные брюки,

Одевают летом внуки.

С бабушкой пойдут гулять,

Будут…одевать. (Шорты)

  • Предложите ребенку из рекламных буклетов вырезать и наклеить картинки с изображением одежды для мамы, папы и ребенка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека логопедических домашних рекомендаций для родителей подготовительной группы по лексическим темам.

Картотека логопедических домашних рекомендаций для родителей подготовительной группы по лексическим темам....

Методические рекомендации для родителей средней группы по лексической теме: «День Победы»

Как провести праздник День Победы? Детям о Великой Отечественной войне....

Рекомендации для родителей средней группы. Лексическая тема «Детский сад»

Лексическая тема «Детский сад» Познавательное развитие. ФЦКМ:Формирование у детейзнаний о здании детского сада (снаружи, цвет, колличество этажей); названиях и назначениях комнат в де...

Рекомендации для родителей средней группы. Лексическая тема «Наша группа»

Лексическая тема «Наша группа» Познавательное развитие. ФЦКМ:Формирование у детейзнаний о группе «Солнечные лучики» ; названиях и назначениях комнат в группе (раздевалка, ...

Рекомендации для родителей средней группы. Лексическая тема «Овощи»

Лексическая тема «Овощи»  Познавательное развитие. ФЦКМ:Формировать у детей знаний об овощах, их полезных свойствах для организма человека.Развивать внимание, память.Воспитывать ...

Методические рекомендации для родителей средней группы «Звездочка» на тему: «Творческое развитие ребенка среднего дошкольного возраста в условиях семьи»

Творческое развитие ребенка Актуальной задачей в наше время является развитие у дошкольников творческих способностей. Развитие творческих способностей играет активную роль в умственном и интеллек...

Рекомендации для родителей младшей группы по лексической теме "Дикие животные"

Рекомендуемые упражнения для закрепления материала по лексической теме: "Дикие животные"...