Консультация для педагогов на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников»
консультация

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 95 «Рябинушка» г. Улан-Удэ» общеразвивающего вида (МБДОУ № 95)

Консультация для педагогов на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников»

 

 Выполнила: Романовская Л.Е

Улан-Удэ 2022г.

                                                                    «В одной стране, в чудной стране,

                                                        Где не бывать тебе и мне

                                                          Ботинок черным язычком

                                                     С утра лакает молочко.

                                                           Глазком глядит картошка.

                                                           Бутылка горлышком поет,

                                                        Концерты вечером дает,

                                                         А стул на гнутых ножках

                                                      Танцует под гармошку.

                                                                       «В одной стране, в чудной стране,

                                                               Ты почему не веришь мне?»

                                                                                                              И. Токмакова

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.

   Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные требования и стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому, что театральная деятельность – это самый творческий вид детского творчества.   Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социальных и духовных направлений общественного устройства.

   Творчество – это:

♦ искать;

♦ изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

Творческая деятельность – это:

♦ деятельность, рождающая нечто новое;

♦ свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.
    Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

С такими видами театра знакомят детей в разных  возрастных группах

  Ранний возраст и Первая младшая группа .  Фланелеграф,  перчаточный театр, куклы бибабо, настольный плоскостной театр, пальчиковый театр.

 Вторая младшая группа.  Конусный театр, деревянный театр,  плоскостные фигуры, театр народной игрушки . Также в этом возрасте используют маски.

 Средняя группа

1.Пальчиковый.

2. Рукавичковый (без большого пальца).

3.Настольный плоскостной (изображение персонажа на каждой стороне фигурки), настольный театр игрушки, мягкая игрушка.

.Кукольный театр «би-ба-бо»,  театр на тарелочке.

5. Театр ложек, театр верховых кукол, помогает детям освоить приемы кукловождения, теневой театр.

 Старшая группа следует познакомить с марионетками, показать им театр с «живой куклой, куклы на гапите.

 Подготовительная группа  Знакомят с тростевыми куклами,  куклы на гапите .

     Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Переживание с персонажем, разыгрывание различных событий – самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучение чувствованию и художественному воображению. Все это – путь через игру, фантазирование, сочинительство. Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

        В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки

        В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.        

Театрализованная деятельность может быть включена в НОД,; в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей и, конечно же, в работу с родителями.

Несомненно, огромное значение в приобщении к любому виду деятельности имеет организация развивающей предметно -пространственной среды.

 Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

  • индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  • особенности его эмоционально-личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • возрастные и поло ролевые особенности.

Для развитие творческих способностей через театральную деятельность выделяют следующие задачи:

  • Создавать условия в ДОУ и группе, способствующие развитию творческих способностей дошкольников;
  • формирование у детей представление о театре, о разных видах театрального искусства, приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности, способностям проявлять творчество в  различных  видах  деятельности;
  • пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;
  • формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;                       
  • развивать формирование простых навыков творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности;
  • совершенствовать эмоциональную сферу личности ребенка, в том числе способность к состраданию;
  • расширять представления об окружающем мире средствами театрального искусства;
  • воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста.
      Для развития всех сторон психической деятельности ребенка младшего дошкольного возраста наиболее доступным материалом является сказка. Язык первых сказок, которые слышит ребенок, ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения. Возможности сказки велики, они позволяют проводить «сказочные занятия» с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития.

Блиц-турнир загадки о сказках «И снова сказки»

1 Сказка о хлебобулочном изделии («Колобок»)

2 Сказка о пенсионере, зарабатывающем на жизнь рыбным промыслом («Сказка о рыбаке и рыбке»).

3. Сказка о ледяной особе королевских кровей («Снежная королева»)

4. Если бы раньше был птичий грипп, этой сказки не было бы («Курочка Ряба»)

5. Сказка о пернатом, который после тяжёлого детства в юности всё- таки добился всеобщего признания («Гадкий утёнок»)

6. Сказка о деревенском семействе, вырастившем овощ-гигант («Репка»)

7. Сказка о лесном общежитии («Теремок»)

8. Сказка о девочке, чьё имя предопределил головной убор («Красная шапочка»)

9. Сказка о мальчике, который своим появлением на свет обязан не матери, а отцу («Буратино»)

Математические загадки

Сказка о трёх пятаках, трёх крючках и двенадцати копытах («Три поросёнка»)

Сколько встреч было у старика и рыбки? (Шесть)

Первый банкрот поля - чудес? (Буратино)

1. Кушак + утюги + книжка + мочалка + крокодил = (Мойдодыр).

2. Зеркало + терем + пес + яблоко = (Сказка о мертвой царевне).

3. Шатер + король + царица + вино = (Сказка о золотом петушке).

4. Телега + водоем + тесто + животное + изба = (Лиса и волк).

5. Санки + розы + олень + девочка = (Снежная королева).

6. Цветок + жук + девочка +счеты = ( Дюймовочка ).

7. Мука + дед + сметана +сусек = (Колобок).

8. Братья + солома + камень + прутья = (Три поросенка).

9. Болото + братья + стрела + шкура = (Царевна – лягушка).

10. Тарелка + каша + журавль + кувшин = (Лиса и журавль).

11. Девочка + часы + хрусталь +крупа = (Золушка).

12. Миска + стульчик + девочка + кроватка = (Три медведя).

13. Астра + крапива + рубашка + спицы = (Дикие лебеди).

14. Корзинка + пирожки + охотники + шапочка = (Красная шапочка).

15. Снег + дед + костер + облако = (Снегурочка).

16. Карета + замок + кот + мост = (Кот в сапогах).

17. Грязнуля + мочалка + мыло + полотенце = (Мойдодыр).

18. Курочка + ведро + дом = (Кошкин дом).

«Использование театрализованной игры в НОД

(Во время НОД педагог включает ТИ как игровой приём и форму обучения детей. Во время НОД вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения НОД способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры).

«Использование ТИ в свободной совместной деятельности детей и воспитателей во время режимных моментов»

(Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых уголках, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией).

«Использование ТИ в самостоятельной деятельности детей»

(В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых,  в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей).

Как в своей работе ВЫ используете театрализованную деятельность?

Игровые ситуации на прогулках, организация игр в игровых уголках, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов.

Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду:

  • Содержание и разнообразие тематики.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает проявить инициативу в её организации, и только лишь в старших группах, педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Особое внимание в организации театрализованной деятельности уделяется взаимодействию ДОУ с семьёй. Данная работа реализует следующие задачи:

  • Поддерживать интерес ребёнка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.
  • Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
  • Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
  • Рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.
  • Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кино- фильмов и пр.
  • Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
  • По мере возможности организовывать посещение театров или просмотров видео - записей театральных постановок.
  • Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнёры взаимодействия. Именно в общем спектакле ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, мечты и желания. Создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Оформление при постановке театрализации.

        Одновременно с работой над текстом идет изготовление декораций, бутафории, реквизита.

        Изготовление декораций - труд творческий, коллективный. Необходимо, чтобы оформление соответствовало содержанию спектакля и было выполнено художественно. По форме все предметы должны быть просты и выразительны, краски определенного тона, хорошо заметны детали. Для оформления спектакля не нужно стремиться точно воспроизвести жизненную обстановку, дать ее в подробности. Предпочтительнее лаконичное оформление. Нужное впечатление достигается одной - двумя характерными предметами, определяющими место действия. Декорации могут обойтись и без реальных предметов на сцене. Тогда условная среда существования героев организуется с помощью занавесей, ширм, объемных конструкций и т.п. Их форма, цвет, композиция должны быть подчинены художественным целям спектакля.

        Делая костюмы, нужно стремиться к тому, чтобы у каждого героя был свой основной цвет костюма, который помогал бы раскрытию его характера. В одинаковые костюмы одеваются персонажи, играющие войско, стражу, слуг и т.п.

        В костюмах не следует допускать неоправданной простоты, которая будет утомлять зрителей, не нужны также всякие мелкие детали (пуговки, бантики, складочки), их все равно не будет видно. Костюм дополняет образ, но он не должен стеснять ребенка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отличительные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.д.

        Атрибут - признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек (элемент рабочей одежды), пояс (элементы национального убора) и т.д., которые ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам - с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

        Музыка в спектакле занимает большое место. Не следует пренебрегать выразительными возможностями музыки и других, умеренно используемых звуковых эффектов. Музыка способна помочь юным актерам настроиться на нужный эмоциональный лад, частично восполнить в восприятии зрителей недостатки их игры. Она украшает спектакль, помогает более яркому и полному восприятию, создавая необходимое настроение. Технические средства являются второстепенным по отношению к слову, но они помогают глубже раскрывать содержание, усиливают эмоциональное воздействие слов на зрителей. Поиск ярких деталей, раскрывающих идейно-тематическое содержание композиции, выбор декораций, костюмов развивают образное мышление ребят.

Средняя группа

Театрализация рассматривается как средство развития речевой деятельности, коммуникативных, артистических способностей детей средней группы. Как правило, средний дошкольный возраст — замечательное время, чтобы развивать творческие таланты юных ребят. Уже на пятый год жизни дошкольники с радостью примеряют на себя различные роли любимых персонажей. Их впечатляют вымышленные образы (герои из мультфильмов, сказок). Ребята со временем раскрепощаются и постигают природу человеческих взаимоотношений. Театральный уголок в старшей группе входят такие разделы как виды театров, ширмы, декорации, присутствующие костюмы, а так же сценарии, картотеки, методическая копилка, материалы для родителей, проекты и др. Уголок в театре помогает выполнять сценические занятия, которые бывают более интересными, насыщенными, праздничными.

Важно! Дети получают возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.

Все эти увлекательные занятия, которые проводятся в детском саду, развивают эмоциональный мир ребенка, активизируют умение чувствовать настроение. Каждый урок по данной деятельности направлен на знакомство с миром театральных профессий. Для того, чтобы привлечь интерес ребёнка, можно использовать яркие иллюстрации, образы с их любимыми персонажами, а также красивые наряды. Не стоит забывать о выборе музыки.

План проведения занятий

Чтобы провести занятие, составляется специальный перспективный план. Закрепляется представление о разных видах театра. Также закрепляются приемы работы с пальчиковым театром. Режиссерский подход — это рассмотрение интересных игр «Был у зайца огород», «Прощание с зимой», «Встреча весны», в ходе которых у дошкольников развивается интерес к сценическому искусству.

Кроме этого, педагог проводит беседу с детьми, читая сказку. Это стимулирует эмоциональному восприятию. Таким образом, пополняется словарный запас. Дошкольники учатся находить выразительные средства в мимике.

В заключении хочется сказать, что в каждом ребенке самой природой заложено творческое начало. Нет детей, лишенных воображения, но есть дети с фантазией закрепощенной, как бы спрятанной от посторонних глаз. Ребенок должен поверить в себя, в свои силы и возможности, и гордиться тем, что он уже умеет (а вчера еще не умел!)

C:\Users\User\Downloads\IMG-6747e9f84f4e1bb33766207e6ee6df29-V.jpg

C:\Users\User\Downloads\IMG-226589211bb5e4eaf4cdbecbcfb09f18-V.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»...

"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников".

quot;Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"....

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...

Презентация на тему:«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

      Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Прич...

Консультация для родителей: «Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников»

консультация для родителей- театрализованная леятельность. художественно-эстетическое развитие...

Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

Развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.Театрализованная деятельность является системообраз...

Консультация для воспитателей. «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

Театр — могущественная сила духовного воздействия на людей. В других видах искусства зритель воспринимает только резуль...