Презентация опыта работы "Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через обучение игре в шахматы"
презентация

Шелепова Татьяна Константиновна

Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya_shahmaty.docx23.72 КБ
Файл ped._chteniya_shahmaty.pptx940.11 КБ

Предварительный просмотр:

Шелепова Татьяна Константиновна,

воспитатель

МБДОУ № 46

snegirisad46@mail.ru 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В ШАХМАТЫ

        Ключевые слова: функциональная грамотность, шахматная игра, дидактические принципы, дополнительная  программа «Шахматы для детей».        

        Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.

        В дошкольном образовании функциональная грамотность рассматривается как способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

        Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в старшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

        В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Поэтому функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

        Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается с раннего детства. И здесь, словно волшебная палочка, на помощь могут прийти шахматы, как бы специально созданные для подготовки детей к школе. Ведь игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память.                                        Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.         Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений. Учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность.

        Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Поистине безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней. На протяжении 10 лет в дошкольном учреждении в рамках кружковой деятельности я реализую дополнительную  программу «Шахматы для детей». Цель  программы - создание условий для личностного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста средствами игры в шахматы.

        Процесс обучения шахматам организуется  в форме увлекательной игры: рассматривание рисунков в книгах, чтение сказок и придумывание авторских, заучивание стихов и отгадывание загадок. Обучение игре идёт на уровне, доступном для ребенка.                                                                         В работе учитываются дидактические принципы: от простого к сложному, от неизвестного к известному, внося элемент занимательности и новизны, для того чтобы шахматы дарили детям радость, обогащали их духовный мир.                                                                                         Каждая новая тема дается на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить, и запомнить материал. Знакомство с шахматной игрой начинается со знакомства с шахматной доской. Цель не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ. Играть с шахматными фигурами можно даже тогда, когда еще не известны все правила в игры шахматы. Так, при изучении ходов каждой отдельной фигуры предлагалось занимающимся детям, поиграть этой фигурой: сражения только пешками; пешками и королями; конями и пешками.

        На занятиях детям предлагаются и творческие задания: нарисовать или слепить шахматную фигуру. Такие задания формируют у детей творческую фантазию и воображение, умение воплощать задуманное в реальном образе.         На современном этапе актуально обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы, которая способствует мощному толчку в интеллектуальном и в личностном развитии. У ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться, формируется эмоциональная устойчивость, решимость и стремление к победе. При этом поражения, постигающие игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, анализировать собственные поступки и ошибки. Весь процесс обучения игре в шахматы строится на увлекательности и способствует осваиванию материала, не теряя к нему     интереса.  Каждому ребенку и педагогам надо усвоить известную истину: шахматы дело занимательное, но и сложное, шахматы – каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.

 

Литература

1. Играем в шахматы и шашки в детском саду. Методическое пособие, ГБОУ ДПО ИРО КК, Кафедра развития ребенка младшего возраста / под общей ред. Н.В. Романычевой, Л.Г. Самоходкиной. – Краснодар, 2019.

2. Современные технологии обучения дошкольников/авт.-сост. Е.В. Михеева. Волгоград : Учитель, 2014.

3.https://урок.рф/library/opit_raboti_intellektualnoe_razvitie_doshkolnikov_091311.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию № 46 «Снегири» ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В ШАХМАТЫ 20 21 год

Слайд 2

«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни …» Б. Франклин

Слайд 6

Цель программы - создание условий для личностного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста средствами игры в шахматы. Задачи программы: Формировать устойчивый интерес воспитанников к игре в шахматы. Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики. Формировать мотивацию к познанию и творчеству; активизировать мыслительную деятельность воспитанников. Формировать и развивать коммуникативные, интеллектуальные и социальные компетенции воспитанников. Способствовать воспитанию волевых качеств и самостоятельности .

Слайд 11

Предполагаемые результаты РЕБЁНОК : приобретает умение действовать в уме и начальную мотивацию к интеллектуальной деятельности; проявляет индивидуальный интерес к различным аспектам шахматной игры (соревнование, решение задач); владеет умениями и навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми . ВОСПИТАТЕЛЬ : совершенствует образовательную среду для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств ребёнка; укрепляет сотрудничество всех участников образовательного процесса «ребёнок – семья – дошкольная организация ». РОДИТЕЛЬ : получает возможность выстраивать коммуникацию с ребенком в виде интеллектуально-состязательной игры в шахматы в свободное время дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».

 В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста".  Современный образовательный процесс требует от педагогов  нового подхода к собственной деятельнос...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста".  Современный образовательный процесс требует от педагогов  нового подхода к собственной деятельнос...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе тр...

Доклад из опыта работы: Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности.

  Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени: это проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, распространен...