Статья из опыта работы «Игры с природными материалами» как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»
статья

Малышева Ольга Михайловна

Дети в большинстве своем очень любознательны и активно ин­тересуются окружающим миром, природой вокруг. При этом вос­принимают занятия с природными материалами не как обучение, а как веселую и интересную игру. При этом использование при­родных материалов дает разнообразные возможности для разви­тия мелкой моторики малышей. Поэтому стоит использовать при­родные материалы на занятиях по развитию мелкой моторики в полной мере. Конечно, занятия следует обыгрывать, каждый раз придумывая для них интересный сюжет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_prirodnymi_materialami.docx57.18 КБ

Предварительный просмотр:

Статья из опыта работы «Игры с природными материалами» как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

Цели и задачи

Развитие хватания.

Развитие согласованных движений обеих рук.

Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Материалы

Множество игр для развития мелкой моторики рук можно провести, используя разнообразные природные материалы, которые находятся всегда рядом и в изобилии — их можно не только найти и собрать во время прогулки, но и тут же, на улице, организовать развивающую игру. Природные материалы подбираются в соответствии с целью занятий.

Методы обучения

Словесная инструкция.

Показ действий.

Действия руками ребенка.

Организация занятий

Дети в большинстве своем очень любознательны и активно интересуются окружающим миром, природой вокруг. При этом воспринимают занятия с природными материалами не как обучение, а как веселую и интересную игру. При этом использование природных материалов дает разнообразные возможности для развития мелкой моторики малышей. Поэтому стоит использовать природные материалы на занятиях по развитию мелкой моторики в полной мере. Конечно, занятия следует обыгрывать, каждый раз придумывая для них интересный сюжет.

Занятие 1. Ягодки для птичек

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы пальцев рук.

Оборудование. Гроздь спелой рябины.

Ход занятия. Сорвите гроздь спелой рябины и дайте малышу. Предложите поиграть с ней.

Взрослый. Посмотри, на рябине созрели красные ягодки. Давай покормим ягодками птичек. Отрывай по одной ягодке — вот так. Прилетайте птички, клюйте ягодки!

Такое занятие лучше проводить индивидуально, так как не стоит обрывать с дерева больше одной грозди ягод.

Занятие 2. Компот в луже

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы пальцев рук.

Оборудование. Гроздь спелой рябины.

Ход занятия. Сорвите гроздь спелой рябины и дайте малышу. Предложите поиграть с ней.

Взрослый. Посмотри, птички пьют воду из лужи. А давай сделаем компот в луже, чтобы птичкам было вкуснее! Для этого отрывай по одной спелой красной ягодке — вот так. А теперь бросай ягодку прямо в лужу — оп! Продолжай — в луже должно быть много ягод.

Такое занятие лучше проводить индивидуально, так как не стоит обрывать с дерева больше одной грозди ягод.

Занятие 3. Травка для коровки

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы пальцев рук.

Оборудование. Зеленая трава.

Ход занятия. Захватите с собой на прогулку «травоядную» игрушку (из пластмассы или резины) — например, корову. На улице предложите малышам покормить коровку — нарвать для нее травы.

Взрослый. Наша корова давно не паслась на зеленом лугу и очень проголодалась. Вот коровка с удовольствием жует зеленую сочную траву. Но прогулка скоро закончится, а корова еще не наелась... Что же делать? Давайте сделаем запас — нарвем травы для коровы, и возьмем ее с собой. Корова скажет вам спасибо.

Проведение такой игры вполне оправданно, так как дети все равно рвут траву, а в данном случае их действиям придается игровое значение, смысл. При этом взрослый следит за тем, как и какую траву рвут дети, чтобы они не поранились. В другой раз можно нарвать травы для игрушечной лошадки, козочки или овечки.

Занятие 4. Понюхай вьюнок!

Цель занятия. Развитие хватания; развитие дифференцированных движений пальцев рук.

Оборудование. Цветы вьюнка (цв. вкл. ил. 39).

Ход занятия. В период цветения вьюнков организуйте с детьми веселую игру с этими цветами. Предложите сорвать по цветку, а затем понюхать.

Взрослый. Это вьюнок — нежный цветок. Сорвите и вы по одному цветочку — хватайте за тонкий стебелек и аккуратно тяните и отрывайте. Молодцы, теперь у каждого есть по цветочку! А теперь давайте понюхаем цветки вьюнка. Ой! Если сильно вдохнуть, то легкий тонкий цветочек прилипает к носу!

Взрослый несколько раз демонстрирует детям «фокус» с вьюнком и предлагает повторить его.

Занятие 5. Любит — не любит?

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы пальцев рук; развитие соотносящих движений рук; развитие тонких и дифференцированных движений пальцев рук.

Оборудование. Цветы ромашки (цв. вкл. ил. 40).

Ход занятия. Если на участке или на детской площадке растут ромашки (садовые или полевые), можно предложить детям поиграть с ними. Предложите детям сорвать по одному цветочку, а затем обрывать по одному лепестку. Действия детей обыграйте и соответствующим образом прокомментируйте.

Взрослый. Посмотрите, какие красивые цветы. Это ромашки, у них желтые серединки и белые лепесточки. Давайте поиграем в игру — будем отрывать от цветка по одному лепестку, пока лепестки не закончатся.

После того, как малыши научатся отрывать от цветка по одному лепестку, можно усложнять игру.

Взрослый. А теперь поиграем в игру «Любит — не любит». Я загадаю, любит ли кукла Катя плюшевого Мишутку и буду отрывать лепестки, чтобы узнать ответ на этот вопрос. Любит, не любит, любит, не любит... Последний лепесток дает ответ: любит!

Занятие 6. Осенний букетик

Цель занятия. Развитие хватания; развитие соотносящих движений рук.

Оборудование. Осенние кленовые листья (цв. вкл. ил. 42).

Ход занятия. Во время осеннего листопада организуйте с детьми сбор красивых осенних листьев. Покажите, как следует брать по одному листику ведущей рукой, а затем аккуратно перекладывать в другую руку, складывая таким образом букет из листьев.

Взрослый. Посмотрите, сколько листьев упало с нашего клена — начался осенний листопад! И все листья такие красивые — желтые, оранжевые, красные! Давайте соберем красивые листочки и сделаем из них букеты!

Собранные детьми листья можно поставить в возу или засушить для будущих поделок.

Занятие 7. Шишки для малышки

Цель занятия. Развитие хватания; массаж ладоней рук.

Оборудование. Еловые и сосновые шишки (цв. вкл. ил. 41).

Ход занятия. Для игры подготовьте шишки, а также картонные коробки или пластиковые контейнеры. Предложите малышам взять шишки в руки, потрогать их, сжать в ладонях, поиграть с ними — перекладывать из коробки в коробку. Действия детей обыграйте, придумав забавный сюжет про шишки.

Взрослый. Давайте поиграем в белочек! Все белки делают запасы на зиму. Давайте соберем и запасем шишки. Для этого надо собрать шишки и сложить в коробки.

Чтобы детям было интереснее, можно спрятать шишки в разных местах комнаты и предложить им искать шишки, собирать их и раскладывать по коробкам. Этот сюжет можно обыграть при помощи игрушечной белки.

Занятие 8. Забавные медали

Цель занятия. Развитие хватания; развитие соотносящих движений рук.

Оборудование. Цветы репейника (цв. вкл. ил. 43).

Ход занятия. Для игры понадобятся цветы репейника. Покажите малышам, как можно осторожно оторвать цветок репейника, предупредите, что цветок репейника немного колючий. Затем продемонстрируйте, как можно прикрепить цветок репейника к одежде, словно липучку.

Взрослый. Посмотрите, какие необычные цветы — они цепляются к одежде, как маленькие медальки. Давайте прицепим медальки друг другу — вот так. Будьте аккуратны, цветы репейника немного колятся.

Занятие 9. Вот так игрушка!

Цель занятия. Развитие хватания; развитие соотносящих движений рук; массаж ладоней и пальцев рук.

Оборудование. Цветы репейника (рис. 35).

Ход занятия. Для игры понадобятся цветы репейника. Покажите малышам, как можно сложить вместе несколько цветков репейника — они прочно прикрепятся друг к другу. Таким способом из цветов репейника можно сделать большой комок. Предупредите малышей, что цветы репейника немного колючие.

Рис. 35. Волшебный мишка

Взрослый. Соберем вместе несколько цветов репейника. Они прочно прикрепились друг другу! Вот так комок получился — как чудо-колобок!

Подобным образом можно из цветов репейника создать более сложный образ — неваляшку, мишку и т.п. Обратите внимание, что такую поделку малыши пока не в состоянии сделать самостоятельно, поэтому ее надо делать всем вместе под руководством и при помощи взрослого.

Занятие 10. Превращения палочки

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы пальцев рук.

Оборудование. Сухие веточки деревьев (рис. 36).

Ход занятия. Для игры подберите сухие веточки деревьев — можно собрать их вместе с детьми. Раздайте детям по одной веточке и предложите рассмотреть ее. Затем продемонстрируйте, как можно сломать веточку один или несколько раз. Прокомментируйте свои действия.

Взрослый. У каждого из вас есть тонкая сухая веточка. Что можно сделать с веточкой? Можно помахать ею, порисовать на песке или поводить по луже. А еще палочку можно сло-

Рис. 36. Вот так веточка

мать — вот так. Была длинная палочка — стала короткая. Поломаем наши палочки еще раз: была одна палка — стало много палочек.

При подборе веточек для этой игры обратите внимание, что они должны быть тонкие и достаточно сухие, чтобы детям не составляло труда ломать их.

Занятие 11. Забор из веточек

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы пальцев рук; развитие соотносящих движений рук.

Оборудование. Сухие веточки деревьев.

Ход занятия. Для игры подберите сухие веточки деревьев — можно собрать их вместе с детьми. Покажите детям, как можно использовать веточки во время игры в песочнице — воткнуть веточки в песок рядами, чтобы получился «забор».

Взрослый. Мы все вместе построили башню из песка. А теперь давайте сделаем забор вокруг башни, чтобы не пустить незваных гостей — например, лесного волка. Для этого возьмем веточки и воткнем в песок вокруг башни — вот так!

Взрослый начинает делать забор, помогает детям продолжить его. При этом малыши действуют по очереди.

Занятие 12. Собираем камешки

Цель занятия. Развитие хватания; развитие соотносящих движений рук.

Оборудование. Камешки величиной 3-4см; пластиковые ведерки.

Ход занятия. Малыши любят играть с различными мелкими предметами — держать их в руках, перекладывать, раскладывать на плоскости и в различных емкостях (ведерках, контейнерах, мисках). Этот интерес к небольшим по величине предметом можно использовать на занятиях по развитию мелкой моторики. Во время прогулки раздайте детям ведерки и организуйте сбор камешков.

Взрослый. Сегодня мы будем собирать камешки. Обратите внимание, какие камешки красивые — они бывают разного цвета, разной величины и формы. Выбирайте те камешки, которые вам понравились и складывайте в свои ведерки.

Когда сбор камешков будет окончен, воспитатель вместе с детьми рассматривает «урожай», предлагает малышам выбрать и показать камешки, которые им понравились больше всего. Затем все камешки из ведерок перекладываются в одну большую коробку или пластиковый контейнер — их нужно помыть и после этого использовать в разнообразных играх. Также взрослый разрешает малышам носить камешки с собой — в карманах, сумочках, ведерках.

Занятие 13. Камешки — тук-тук!

Цель занятия. Развитие хватания; развитие соотносящих движений рук.

Оборудование. Камешки величиной 3—4см.

Ход занятия. Во время прогулки предложите малышам поиграть с камешками — постучать камешками друг о друга, затем о забор, металлический турник и другие подходящие предметы

Взрослый. Знаете, что умеют камешки? Камни умеют стучать! Возьмите два камешка и постучите ими друг о друга — вот так. Камешки заговорили на своем каменном языке: «Тук- тук!» Давайте попробуем постучать камнем о металлический столб. Раньше камешки разговаривали тихо, а теперь заговорили громко, далеко слышно.

Во время игры взрослый следит за техникой безопасности: дети не должны использовать в игре слишком большие и тяжелые камни, стучать камнями надо аккуратно, чтобы не поранить руки.

Занятие 14. Погремушка из камешков

Цель занятия. Развитие хватания; развитие соотносящих движений рук.

Оборудование. Камешки величиной 1-2см.

Ход занятия. Для игры подберите маленькие камешки (величина должна быть такой, чтобы камни спокойно проходили в горлышко маленькой пластиковой бутылки) и пустые пластиковые бутылки небольшого размера. Предложите детям опустить камешки внутрь бутылки (действовать можно по очереди).

Взрослый. Давайте спрячем наши камешки внутрь бутылки и посмотрим, что будет. Берите камешки по одному и аккуратно опускайте в отверстие бутылки. А теперь закроем бутылку крышкой и потрясем ее. Тук-тук-тук! — получилась каменная погремушка!

Если детям понравилась эта игра, они могут сделать еще одну или несколько погремушек из камешков. Обратите внимание: такое занятие удобно проводить на улице, во время прогулки.

Занятие 15. Сортировка камешков

Цель занятия. Развитие хватания; развитие соотносящих движений рук.

Оборудование. Большие и маленькие камешки; два пластиковых ведерка.

Ход занятия. Для игры подберите камешки двух разительно различающихся размеров — большие и маленькие — в достаточном количестве. Перемешайте камни в большом контейнере, затем попросите детей рассортировать их по величине.

Взрослый. Посмотрите, сколько здесь камешков — много! Этот камень большой, а этот какой? Правильно, маленький. Давайте расселим камни разного размера по разным домикам: все маленькие камешки — в этот домик, а все большие камни — в этот дом!

Взрослый следит за ходом игры, при необходимости помогает малышам. После того, как все камешки разложены, взрослый вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания.

Взрослый. А теперь давайте проверим, нет ли в домиках непрошеных гостей, отличающихся по величине. Смотрите внимательно. Кто первый найдет чужака?

В другой раз можно сортировать камни по другому принципу — например, по цвету: белые и серые.

Занятие 16. «Живые» камешки

Цель занятия. Развитие хватания; развитие тонких и дифференцированных движений пальцев рук.

Оборудование. Плоские камни размером 5-6 см; фломастеры темного цвета (не водорастворимые).

Ход занятия. Для игры подберите камни подходящей величины и формы (камни должны быть тщательно вымыты и высушены до начала игры). Затем взрослый берет фломастер и на глазах у детей рисует на одном из камешков глазки и рот.

Взрослый. Наши камешки устали лежать без движения. Им хочется ожить и улыбнуться. Давайте поможем камешкам!

Взрослый показывает детям веселый камешек, дает поиграть с ним. После этого раздает детям фломастеры темного цвета — черные, фиолетовые, коричневые — и предлагает «оживить» камешки, нарисовав им рожицы. При подготовке к игре следует обратить внимание, что фломастеры надо подбирать не водорастворимые, иначе они быстро сотрутся с поверхности камня. Взрослый помогает малышам нарисовать на камнях рожицы.

После этого все камешки раскладываются на столе и дети рассматривают их.

Взрослый. Вот сколько веселых камешков у нас получилось! Ура! Камешки очень рады!

Занятие 17. Морские камешки

Цель занятия. Развитие хватания; развитие дифференцированных движений рук.

Оборудование. Камешки разного цвета; таз с водой.

Ход занятия. Для игры подберите камешки разного цвета, желательно гладкую морскую гальку. Покажите детям камни, предложите рассмотреть их, потрогать, подержать в руках. Затем предложите «вернуть камни в море» — опустить в таз с водой.

Взрослый. Посмотрите, какие красивые разноцветные камешки. Это не простые камешки, а морские — раньше они жили на дне моря. А потом камешки выловили и они стали жить на суше. Но морские камешки очень соскучились по воде... Давайте устроим море и вернем камни в воду!

Взрослый показывает малышам, как можно опускать камешки в воду по одному, обращает внимание детей на то, что камни в воде становятся более яркими и красивыми. После того, как все камни оказываются в воде, можно выловить их и повторить игру. При этом камешки можно вылавливать сачком или рукой. В такую игру хорошо играть летом на пляже во время отдыха на морском побережье.

Занятие 18. Волшебные камешки

Цель занятия. Развитие хватания; развитие тонких и дифференцированных движений пальцев рук; развитие соотносящих движений рук.

Оборудование. Камешки разной величины с гладкой поверхностью; фломастеры и краски.

Ход занятия. Для игры подберите камни разной величины с гладкой поверхностью — желательно морскую гальку. Предложите детям раскрасить камни.

Взрослый. Посмотрите на эти камни — сейчас они все серые, похожие друг на друга, не отличишь. Давайте возьмем фломастеры и краски и сделаем камешки волшебными — раскрасим их в разные цвета и нарисуем на них разные узоры!

Взрослый показывает детям сначала примеры раскрашенных камней, а затем демонстрирует, как можно раскрасить их при помощи фломастеров или красок. Обратите внимание, что если камни раскрасить акриловыми красками, то получается очень прочный и долговечный результат. Готовым камням дают время обсохнуть. Затем взрослый и дети внимательно рассматривают получившийся результат. Такие «волшебные камешки» можно держать в специальном контейнере и время от времени давать детям для игры, а также пополнять новыми поступлениями.

Занятие 19. Конструирование из камней

Цель занятия. Развитие хватания; развитие тонких и дифференцированных движений рук; развитие соотносящих движений рук.

Оборудование. Камни разной формы и величины — обычные или раскрашенные в разные цвета.

Ход занятия. Взрослый показывает детям, как можно сложить из камней простые фигуры и узоры — например, прямую или извилистую дорожку, цветочек, гусеницу, грибок и др.

Взрослый. Посмотрите, как много у нас разнообразных камешков. Давайте сделаем из них каменные картинки! Давайте возьмем по одному камешку и положим их в ряд. Что получилось? Дорожка. Пошла куколка гулять по дорожке: топ-топ! А теперь что получается? Правильно, это серединка, это лепестки — получился цветок. И т.д.

Таким образом взрослый вместе с детьми складывает из камней разные простые картинки и называет их. Затем предлагает малышам придумать и сложить свои картинки. Обратите внимание, что в этой игре можно использовать заранее подготовленные цветные камешки, из которых можно сложить более узнаваемые картинки, однако при этом цвет и узор на камне ограничивают простор для творчества, ведь они предполагают только один-два варианта изображений.

Занятие 20. Играем с сухим песком

Цель занятия. Развитие хватания; развитие соотносящих движений рук.

Оборудование. Сухой песок.

Ход занятия. Игру с сухим песком можно проводить либо во время прогулки в подходящую погоду, либо организовав домашнюю песочницу (для этого нужно наполнить песком большой, но не глубокий контейнер). Взрослый предлагает детям поиграть с песком — набрать в руки и пересыпать из ладони в ладонь, затем зарыть руки в песок, чтобы их не было видно, вырыть ямки в песке, загребая его ладонями, набирать ладонями песок и наполнять ведерки, пересыпать песок щепотью («солим суп») и т.д.

Занятие 21. Играем с влажным песком

Цель занятия. Развитие хватания; развитие соотносящих движений рук.

Оборудование. Песочница. Влажный песок.

Ход занятия. Игру с влажным песком можно проводить либо во время прогулки в подходящую погоду, либо организовав домашнюю песочницу (для этого нужно наполнить песком большой, но не глубокий контейнер, заранее увлажнить песок водой) (рис. 37). Взрослый предлагает детям поиграть с песком — набрать в руки и пересыпать из ладони в ладонь, слепить из влажного песка «колобок» или «пирожок», разровнять и прихлопать поверхность песка ладонями, нарисовать на поверхности песка пальцем «следы», простые фигуры и изображения (солнышко, человечек,

Рис. 37. Влажный песок

мишка и т.п.), вырыть ямки в песке, загребая его ладонями, сделать из песка высокую горку, набирать ладонями песок и наполнять ведерки, налить в ямку в песке воды и помешать «кашу- малашу» и т.д.

Занятие 22. Игры со снегом

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы пальцев рук; развитие соотносящих движений рук.

Оборудование. Снег во дворе (в парке, лесу).

Ход занятия. Игра со снегом проводится во время прогулки в подходящую погоду. Взрослый показывает малышам, как можно сделать на снегу «следы» животных, прикасаясь к поверхности снега одним пальцем или щепотью (три пальца). При этом «следы» могут быть как хаотичными, как будто кто-то топтался на месте, или в ряд, как будто кто-то шел по снегу в определенном направлении. Затем взрослый предлагает детям сделать «следы» на снегу самостоятельно. В следующий раз взрослый и дети лепят из снега «снежные колобки», в которых пальчиком обозначают глаза и рот, или шарики из снега для игры в снежки. Также можно организовать игру в снежную кондитерскую — сделать из снега пироги и пирожки, тортики, украсив их ягодками рябины. При помощи пластмассовых ведерок и формочек можно сделать снежные «куличики», набрав в формы снег и утрамбовав их руками. Обратите

внимание, что время игр со снегом следует строго контролировать, чтобы малыши не замерзли.

Взрослый. Дети, представьте, что вы из снега лепите «колобок» (показывает, как формировать округлую фигуру из снега). Вот какой у нас получился «колобок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста

«Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш –Не получится пейзаж».В. Лирясова. В жизни человека существует недолгий, но поистине уникал...

Концептуальное изложение по теме: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста».

    Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их стано...

Пальчиковые игры по сказкам как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста

СодержаниеВведениеЦели и задачиОсобенности развития детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности у дет...

Нетрадиционная техника рисования, как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста с перспективным планом работы на год

quot;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.  Именно руки учат  ребенка точности, аккурстности, ясности мышления. Движен...

Статья из опыта работы "Веселые прищепки" как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста"

Игры с прищепками способствуют развитию у детей: мелкой моторики, а именно силы пальцев рук; пространственных ориентаций; уточнению и развитие словаря; развитию произвольного внимания, зрительной и сл...

Статья из опыта работы "Канцелярские скрепки" как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста"

Развитие хватания; развитие силы рук; разви­тие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий со скрепками....