Статья из опыта работы "Веселые прищепки" как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста"
статья

Малышева Ольга Михайловна

Игры с прищепками способствуют развитию у детей: мелкой моторики, а именно силы пальцев рук; пространственных ориентаций; уточнению и развитие словаря; развитию произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти; стимуляции речевой активности. Веселые, эмоционально окрашенные манипуляции с прищепками очень нравятся детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_prishchepkami.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ

Использование такого простого предмета, как прищепки, требует определенной силы пальцев рук и их дифференцированных движений. При этом яркие цветные прищепки привлекают внимание малышей и этот интерес можно и нужно использовать на занятиях по развитию мелкой моторики. Использовать в работе можно как обычные прищепки — деревянные и цветные пластмассовые, так и декоративные, украшенные разноцветными узорами и фигурками цветов, насекомых, птичек и др. Организуя занятия с использованием прищепок, помните, что гораздо легче прикреплять их к плоским твердым поверхностям, к тому же, в этом случае они очень прочно держатся. В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей: пробки, прищепки, крышки, пуговки, «киндеры», пластмассовые бутылочки. Для нас это просто необходимые вещи, а для ребенка они могут стать интересными игрушками. Одному из таких предметов посвящён наш мастер-класс.

      Учёные считают, что прищепки появились ещё в первобытные времена. Две деревянные щепки, соединенные между собой жилами животных. Их использовали ещё и как пуговицу на одежде, и как заколку для волос.

    Игры с прищепками способствуют развитию у детей: мелкой моторики, а именно силы пальцев рук; пространственных ориентаций; уточнению и развитие словаря; развитию произвольного внимания, зрительной и слуховой памяти; стимуляции речевой активности. Веселые, эмоционально окрашенные манипуляции с прищепками очень нравятся детям.

     Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала Мария Монтессори. Прищепки нужно было прикреплять к корзине с тонкими краями. Большое достоинство педагогики Марии Монтессори –ориентация на практическую жизнь.

        Дети занимаются играя, даже не замечая того большого смысла и огромной пользы, которую мы закладываем в самые обычные действия и предметы. Прищепки могут быть использованы в педагогической деятельности с детьми разных возрастов и разного речевого развития.

     Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать,… Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

    В связи с развитием способности детей выполнять тонкие манипуляции нужно отметить одно очень интересное обстоятельство – существование тесной взаимосвязи между координацией тонких движений и речью. Исследование профессора М.Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончиках пальцев рук.

      Специалисты выяснили, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Так тренировка пальцев рук на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей головного мозга.

         Как же мы в своей работе можем использовать этот простой, но в то же время, такой необычный предмет? Разнообразие современных прищепок позволяет нам придумывать самые разные игры и игрушки с ними.

         В настоящее время промышленность выпускает самые разнообразные прищепки, отличающиеся по величине, материалам, широкой цветовой гаммой. Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Игры с прищепками могут помочь и в формировании количественных представлений ребенка. Именно игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.

        Для проведения игровых упражнений с прищепками необходимо специальное оборудование, которое нетрудно изготовить своими руками:

·        прищепки разные по цвету, форме, размеру, из разных материалов;

·        прищепки, на которых изображены или прикреплены к ним какие-либо мелкие предметы, игрушки, цифры, геометрические фигуры;

·        коробки и банки разные по размеру, цвету, изготовленные из разного материала;

·        листы из толстого картона, закрепленные в вертикальном положении;

·        веревки разной толщины и длины;

·        линейки, картонные шаблоны геометрических фигур;

·        платочки, ленточки, шнурки из тканей разного размера и цвета.

       Предлагаемые игры-упражнения учитывают возрастные особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти игры полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.

      Приучать детей к таким играм нужно с простых и легких упражнений. Игры с прищепками необходимо повторять и усложнять. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы такие игры приносили ему радость.

      Начинать игры с прищепками нужно с показа самих прищепок (лучше с самих простых бельевых прищепок), рассказа о том, для чего нужны прищепки в жизни? Видели ли дома дети прищепки? Где берут прищепки? Кто пользуется дома прищепками? Затем нужно раздать прищепки детям и объяснить, как нажимать, «открывать» прищепки. Дать детям рассмотреть прищепки и упражнять детей в открывании прищепок, нанизывании прищепок на веревку, на стенки коробки или банки.

       В дальнейшем можно проводить следующие игры, повторяя и усложняя цели, включать разное оборудование, усложняя выполнение упражнений по показу и словесным инструкциям.

         Хорошо придавать таким играм соревновательный характер, стимулирующий эмоциональный настрой в игре. Так соревноваться дети могут как парами, так и группами.

Занятие 1. Кусачки

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук.

Оборудование. Яркие пластмассовые прищепки (рис. 9).

Ход занятия. Раздайте детям по одной прищепке. Покажите, как надо действовать с прищепкой — взять двумя пальцами (большим и указательным) за подвижные края и нажимать. Этот навык использования прищепок необходимо закреплять многократным повторением. Поэтому, чтобы детям было интересно, обыграйте это занятие.

Взрослый. В сказочном море завелись волшебные рыбки- кусачки. Они плавают туда-сюда и открывают и закрывают рты, надеясь кого-нибудь укусить! Давайте поиграем в рыбок- кусачек! Покажите, как кусаются ваши рыбки!

Взрослый побуждает детей ходить по комнате и ритмично нажимать на свои прищепки, как будто рыбки открывают и закрывают рот. При повторениях этой игры можно поиграть в рыбок-

Рис. 9. Прищепки

цеплялок, которые прицепляются к одежде — игроки прищепляют свои прищепки к одежде других детей. Взрослый следит, чтобы дети действовали аккуратно и не сделали друг другу больно.

Занятие 2. Постирушки

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий с прищепками.

Оборудование. Кукольная одежда; яркие разноцветные прищепки; бельевая веревка.

Ход занятия. Во время игры с куклами, организуйте стирку кукольной одежды. Пусть малыши развесят постиранное белье на веревке для просушки и закрепят его при помощи прищепок.

Взрослый. Посмотрите, у кукол грязная одежда. Надо ее постирать. Давайте развесим кукольные одежки для просушки. Закрепите одежки при помощи прищепок, а то их унесет ветер!

Занятие 3. Ловим раков!

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий с прищепками.

Оборудование. Игрушечное ведерко, пластиковый контейнер или другая подходящая емкость с плоскими краями; разноцветные пластиковые прищепки.

Ход занятия. Прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка или мисочки и предложите малышам снять прищепки и сложить их в ведерко. Покажите, как следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Обыграйте эту ситуацию, чтобы малышам было интереснее выполнять это задание.

Взрослый. Рыбак поймал в реке разноцветных волшебных раков и сложил в ведерко. А раки стали расползаться. Давайте вернем их обратно в ведерко! (См. цв. вкл. ил. 4.)

Занятие 4. Жучки играют в прятки!

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий с прищепками.

Оборудование. Коробка; яркие разноцветные прищепки.

Ход занятия. Прикрепите прищепки в разных местах комнаты — на занавесках, на одежде детей, на мебели.

Взрослый. Представьте себе, что прищепки — это маленькие жучки, которые решили поиграть с нами в прятки. Они разбежались по комнате и прицепились к разным предметам. Найдите их и сложите в коробку!

Перед началом игры покажите малышам, как следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Если детям трудно найти все прищепки, можно помочь им, организовав игру «Холодно — горячо». Также можно организовать соревнование, кто больше прищепок соберет. После того, как дети научатся расстегивать прищепки, предложите им попробовать пристегнуть прищепки.

Взрослый. Наши разноцветные жучки засиделись в коробочке — им хочется на свободу! Давайте поможем жукам разбежаться по комнате — пристегните их в разных местах.

Занятие 5. Бабочки прилетели

Цель занятия. Развитие хватания; развитие силы рук; развитие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий с прищепками.

Оборудование. Декоративные прищепки с бабочками (рис. 10).

Ход занятия. Для этой игры понадобятся специальные декоративные прищепки. Такие прищепки красиво раскрашены и украшены фигурками цветов, или бабочек, птичек, жучков и т.д. При желании такие прищепки можно изготовить самостоятельно, раскрасив их красками и прикрепив фигурки, вырезанные из цветного картона. Взрослый показывает детям декоративные прищепки, предлагает взять их в руки, поиграть с ними. Затем обыгрывает в зависимости от их сюжета. Например:

Взрослый. Сегодня к нам прилетели бабочки. Покажите, как бабочки летают по комнате — вот так! Бабочки устали летать и присели отдохнуть кто куда. Одна бабочка села на занавеску. Другая — на карандаш, который стоит в стакане. И т.д.

Взрослый побуждает детей во время игры найти подходящее место, куда можно прикрепить прищепку.

Рис. 10. Прищепки с бабочками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста

«Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш –Не получится пейзаж».В. Лирясова. В жизни человека существует недолгий, но поистине уникал...

Проект самообразования по теме нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Актуальность  заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возра...

Концептуальное изложение по теме: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста».

    Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их стано...

Статья из опыта работы "Канцелярские скрепки" как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста"

Развитие хватания; развитие силы рук; разви­тие дифференцированных движений пальцев рук; формирование навыка действий со скрепками....

Статья из опыта работы «Игры с природными материалами» как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

Дети в большинстве своем очень любознательны и активно ин­тересуются окружающим миром, природой вокруг. При этом вос­принимают занятия с природными материалами не как обучение, а как веселую и...