Отчёт по реализации проекта по музыке.
проект (средняя группа)

Ковалёва Мария Дмитриевна

Расширить и углубить знания дошкольников о музыкальных инструментах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_realizatsii_proekta_po_muzyke_2022.docx26.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №3 «СВЕТЛЯЧОК»

 (МБДОУ № 3)

155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,

тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru

ИНН 3704002708 КПП 370401001

ОТЧЁТ

 ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РУССКУЮ НАРОДНУЮ КУЛЬТУРУ»

образовательная область

«познавательное развитие»

возраст 5-6 лет, дети ЗПР

                                             Разработала:

                                                              Воспитатель: Ковалева М.Д.

Тейково

2022

Целью работы педагога по музыкальному развитию детей с аутичным типом развития дошкольного возраста является появление эффекта на звучание музыки (разного характера) эмоциональная разрядка, облегчение ситуации взаимодействия, регуляция эмоционального состояния, повышение доступности для сознательных переживаний психологических и социо-динамических процессов, приобретения новых средств эмоциональной экспрессии, создание основы коммуникативных навыков, содействие самовыражению и саморазвитию. Образовательная деятельность основывалась на следующих принципах:

- принцип психической экологии: так как ребёнок приходит на занятия, имея непредсказуемое эмоциональное состояние (главное- выработать ритуал приветствия и прощания) - создать атмосферу доверия

- налаживании взаимодействия с аутичными ребенком, постепенное усложнение материала, при формировании деятельности;

-максимальное задействование произвольных двигательных реакций в комплексе с работой слухового, зрительного, тактильного анализаторов.

Применение «живого звука» для детей с аутичными типом развития является ритмичным восприятием,  при котором  происходит максимальное задействование произвольных двигательных реакций в комплексе с работой слухового, зрительного, тактильного анализаторов,  так как кинестезия является обязательным элементом любой ассоциации и центральной объединяющей функцией ощущения ( ведь ощущение любой модальности, по Б. Г. Ананьеву, порождается кинестетическим ощущением, то есть движением) процесс восприятия музыки, что включает разнообразные осмысленные движения и становится слухо-двигательным процессом.

Мой опыт работы по данной теме носит инновационный характер и может быть рекомендован в работе с детьми с аутичным спектром развития.

Впервые в жизни, придя к детям, я почти не видела обратных взглядов, когда я пела — никто мне не подпевал, услышав звуки марша, зашагали всего трое детей из всей группы. И только звуки классической музыки им очень понравились, робкими движениями они пытались её изображать.

 Ранний детский аутизм (РДА) — это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Причины возникновения аутизма до сих пор не установлены, эта область остается до конца не изученной. Аутичные дети характеризуются отсутствием потребности в контактах с окружающими, отгороженностью от внешнего мира, и слабостью эмоционального реагирования. Такие дети склонны к однообразному стереотипному поведению. У детей с аутизмом нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативное поведение в целом. Независимо от времени появления речи, уровня ее развития, ребенок не использует речь как средство общения. Степень аутистических расстройств у детей, как правило, различная. В детском саду трудно встретить детей с одинаковыми нарушениями, а также следует учитывать, что глубина этих нарушений может колебаться в период дошкольного детства и меняться с возрастом. Как же быть педагогу дошкольного музыкального воспитания, когда к нему в зал приходят не совсем обычные дети? Может ли он что-то сделать? Способен ли повлиять на развитие таких детей? Хочу поделиться своими мыслями об общении и об организации работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в рамках обычного детского сада.

Я вооружилась одним из важнейших, по мнению педагогов коррекционного обучения, направлением в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: музыкальной и танцевальной терапией. В комплексе с коррекционной и помощью они дают возможность полноценно использовать все виды деятельности в жизни ребенка, стимулируют его инициативу, удовлетворяют его эмоциональные потребности. В нашем детском саду дети с диагнозом «РДА» посещают малочисленные группы для воспитанников с ограниченными возможностями. Именно музыка часто становится первым звеном принятия детьми дошкольного учреждения. Звучащий колокольчик привлекает внимание. Гармония музыки отвлекает от огорчения расставания с мамой и от нахождения в новом незнакомом помещении. Я стала обращать внимание на то, что у аутичных детей можно обнаружить абсолютный слух. Дети выделяют понравившуюся мелодию, узнают ее, напевают, используя свое сочетание звуков. Музыка становится помощником, служит своеобразным средством коммуникации между ребенком и окружающей его средой.

 Грамотно используя музыкальную деятельность, мне удается открыть путь ребенку для восприятия другой информации, для обучения и коррекции. Музыка способна менять настроение детей. Воспитатели сопровождают игровою и образовательную деятельность живыми звуками детских музыкальных инструментов. Первая реакция на звучание музыки может быть непредсказуемой, поскольку поведение аутичных детей с точки зрения обычного человека нерационально. Музыка может подавлять активность детей, а может стимулировать. Поэтому важно отслеживать реакцию малыша на звучание музыки. В процессе наблюдения за поведением ребенка необходимо обращать внимание на непроизвольные телесные реакции, которые проявляются в ответ на высоту, громкость, темп или тембр звучащей музыки. Ребенок может демонстрировать страх, радостное возбуждение или равнодушие. Мне кажется важным то, что, работая с детьми, музыкальный руководитель не должен ставить перед собой цель развития музыкальных способностей. Для детей с проявлениями аутизма на первый план выходят другие задачи: стимуляция речи и общения, получение эмоционального отклика на музыкальную деятельность.

    Переосмыслив свой опыт, я пришла к выводу, что особенность работы с такими детьми состоит: – не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка; – не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний; – не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

Педагог, играя сам с собой, привносит новый звук, наблюдая реакцию малышей. Следует очень внимательно отнестись к первым встречам с детьми, именно от них во многом зависит установление доверительного контакта. На этом этапе важно понять, как ребенок относится к музыке, что пугает его, вызывает тревогу, а что радует. Какой характер, высота и громкость музыки наиболее восприимчивы ребенком. Хочу отметить, что на этапе знакомства и привыкания к детскому саду не нужно добиваться включения всех детей в музыкальную деятельность. Педагог опирается на детей, чье внимание может привлечь.

Совместная игра на музыкальных инструментах позволяет установить более доверительные отношения.

 Хочу сказать, что педагог не должен бояться оторваться от планов и программ, важнее почувствовать настроение детей, суметь пойти за ними музыкальными средствами, а затем из ведомого постепенно превратиться в ведущего. Аутистичные дети отличаются от общей массы детей, у них другое восприятие окружающих, они мало эмоциональны и не выражают потребность в общении. Но, несмотря на индивидуальные особенности, они остаются детьми, а значит, педагог может и должен постараться стать их проводником в большой мир. В руках музыкального руководителя детского сада есть прекрасный педагогический инструмент развития воспитанников — это «волшебство музыки». Благодаря ему, можно проложить тропинку даже к самому закрытому детскому сердечку.

Поскольку воспитанникам необходимо учиться строить коммуникативные отношения, мы уделяем большое внимание проведению утренников. Существует мнение, что дети с аутизмом не любят праздники, в них они чаще всего не видят смысла, и их лучше уберечь от большого количества людей. Опыт убеждает в обратном: праздник может доставить им, как и всем другим детям, радость. Это возможно, если привлечение их к общим праздникам будет происходить постепенно, дозировано.

Музыкально-ритмические движения.
Использование музыкально-ритмических упражнений способствует
двигательной активности ребенка, развитию подражания и речи. Дети очень
любят небольшие коммуникативные песенки, дающие возможность хлопками
или притопами повторить ритмический рисунок. Во время игр мы используем
жесты, мимику, движения. Аутичный ребенок часто не обращает внимания на
движения взрослого и тем более не повторяет их, предпочитая жить исходя из
собственного внутреннего ритма. Поэтому необходимы специальные усилия
для вовлечения ребенка в ритмические действия и обучения его произвольному
управлению движениями собственного тела.
Наши музыкальные занятия принесли ребенку с расстройством
аутистического спектра несомненную пользу. Это отметили и родители, и
педагоги. У детей улучшилась речь, наметилась положительная
симптоматика поведения.

В сценарии утренника мы используем хорошо знакомые детям игры и танцы, некоторые дети рассказывают стихи. Важно соблюдать темп, чтобы дети долго не сидели на своих местах. В конце утренника для закрепления положительных эмоций раздаются призы и подарки.

3 этап – Итоговый этап

Консультация для родителей «Поиграем со звуками»

Развлечение «Путешествие в страну русских потешек»

Формы и методы реализации проекта

Формы: в своей работе я использовала разнообразные формы музыкально-игровой деятельности: пляска, пение, пальчиковые и подвижные игры, но главная роль принадлежала музыкально-логоритмическим играм. Материалом для них я выбрала русские народные потешки как наиболее доступный для детей вариант текста.

Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение.

Планирование музыкально-игровой деятельности:

Логоритмическим игры на материале русских потешек.

Игра «Петушок»

Дидактические задачи: познакомить детей с одним из вариантов игры на ложках, развивать ритмическое чувство и координацию движений.

Оборудование: - деревянные ложки-по две на каждого ребенка

-большой стол и стулья по количеству детей.

Ход игры: дети сидят за столом лицом друг к другу, в каждой руке у них по ложке, левая рука с ложкой лежит на коленях, правой дети тихонько (петушок клюет зернышки) стучат по столы в такт произносимым словам. Взрослый, показывающий игру, находится во главе стола, чтобы все дети его видели. По возможности дети тоже произносят слова.

Петушок, петушок, ритмично стучат одной ложкой по столу.

золотой гребешок,

масляна головушка,

шелкова бородушка,

что ты рано встаешь,

ку-ка-ре-ку! Поднимают обе руки, стучат ложкой о ложку.

Голосисто поешь, Одна ложка.

ку-ка-ре-ку! Две ложки.

Деткам спать не даешь, Одна…

ку-ка-ре-ку! Две…

Игра «Мишка косолапый»

Дидактическая цель: Обогащать эмоциональный и двигательный опыт детей, развивать ритмическое чувство и речевую координацию.

Оборудование: -лавочка (достаточно длинная, чтобы уместились все дети)

-еловые и сосновые шишки по две на каждого участника.

Ход игры: дети располагаются вдоль лавочки и присаживаются возле нее на корточки, в каждой руке у них по шишке. Если детей много, возможно располагать их по обе стороны лавочки. Стучим шишками по лавочке поочередно в ритм произносимых слов.

Мишка косолапый по лесу идет. Стучат в ритм слов(1 удар на 2 слога

Ух! Поднимают руки вверх и стучат шишкой о шишку.

Шишки собирает, песенку поет. Стучат по лавочке …

Ух! Руки вверх…

Шишка отскочила, прямо мишке в лоб! По лавочке

Бац! Одной шишкой себе по лбу.

Мишка рассердился и ногою топ! По лавочке.

Организация работы с детьми.

Шумовое оформление русской народной сказки «Курочка ряба»

Жили- были Дед да Баба

БУБЕН

Да была у них курочка Ряба:

«Кудах-тах, тах,

Кудах-тах, тах»

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Снесла курочка яичко,

Да не простое, а золотое.

ПОГРЕМУШКА

Дед бил, бил-не разбил ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ

Баба била, била -не разбила. ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ

Мышка бежала, КОЛОКОЛЬЧИК

Хвостиком махнула,

Яичко упало и разбилось

ПОГРЕМУШКИ

Плачет дед,

Плачет Баба,

КОЛОКОЛЬЧИК

А курочка кудахчет:

«Кудах-тах, тах,

Кудах-тах, та

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Не плачь, Дед,

Не плачь, Баба!

УДАР ЛОЖКАМИ

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое, а простое!

БУБЕН

Потешки «Большие ноги»

Большие ноги

Шли по дороге:Хочу такой сайт

То-о-п, то-о-п, то-о-п.

То-о-п, то-о-п, то-о-п.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ!

Топ-топ-топ-топ-топ!

БУБЕН

«Идёт коза рогатая…»

Идет коза рогатая, ШУМЕЛОЧКА

Идет коза богатая: ПОГРЕМУШКА

Ножками топ-топ! БАРАБАН

Глазками: хлоп! хлоп! ПОГРЕМУШКА

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,

БУБЕН

Того забодает, забодает. БУБЕН

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие детей

«УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ»

Цель: развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Оборудование: Бубен, два флажка.

Ход: у ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

«УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ»

Цель: развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.

Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

Художественное слово

Е. Благинина «Погремушка»

Как большой, сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка -

Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит - что за чудо?

Мальчик очень удивлён,

Не поймёт он: ну откуда

Раздаётся этот звон

Агния Барто «Барабан»

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад

Идёт отряд.

На парад

Идёт отряд.

Барабанщик

Очень рад:

Барабанит,

Барабанит

Полтора часа

Подряд!

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан

Уже дырявы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...

Отчёт по реализации проекта "У леса загадок немало" в подготовительной группе в рамках проведения конкурса "Интеллектуальный проект"

отчёт по реализации проекта "У леса загадок не мало". Проект краткосрочный.Направлен на расширение знаний детей о лесе, его обитателях, растительном мире, о неизведанных тайнах и загадках....

Отчёт по реализации проекта "Космос"

подготовительная группа...

Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...