Проект : Детская журналистика как средство социализации и коммуникации старших дошкольников.
проект (подготовительная группа)

Короткова Ирина Александровна

ГБДОУ « детский сад № 97»

 

Детская журналистика как средство социализации и коммуникации старших дошкольников.

Педагогический проект для детей  подготовительной группы.

 

Тема: «Мы – юные журналисты»            

Участники:воспитатели группы №10Короткова Ирина Александровна,Аверьянова Юлия Олеговна,дети, родители.

Вид: социально- педагогический

Масштаб:  долгосрочный  (1 год), многопроектный, групповой, творческий.

Пояснительная записка

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Соответственно, для современной системы образования гармонизация процессов социализации и коммуникации  ребенка – актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно осуществлять процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.

Обозначенная проблема характерна для нашего дошкольного учреждения, и мы очень заинтересованы в её решении. В качестве основного средства мы намерены рассматривать детскую журналистику, основными компонентами которой являются: детское  собирательство и  интервьюирование.  Социализирующие возможности её очевидны, и наша задача максимально использовать их в работе с детьми при развитии речевой активности, диалогической речи.

          Мы считаем, что данная работа очень важна не только для детей нашего ГБДОУ, но и для детей окружающего социума. В нем будут участвовать наши воспитанники, их родители, бывшие выпускники детского сада, социальные партнеры. Совместные мероприятия не только помогут разновозрастному общению, но и сплотят всех участников проекта. Мы уверены в том, что и родители по-другому посмотрят на своих детей. Возможность познать особенности детской субкультуры и приобщиться к ней, поможет им увидеть мир с позиции ребенка. Это будет первым шагом к сближению, сотрудничеству.

         Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой – детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем (В.Т.Кудрявцев, Д.И.Фельдштейн). 

И только в этом случае, все вместе, мы достигнем успехов в становлении личности наших детей. Ведь уникальность личности проявляется не в её внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему более значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

В детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, вести диалог, доказывать, представлять, исследует границы дозволенного, развлекается, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, познает мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи,  со сверстниками, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

Таким образом, детская субкультура рассматривается как важнейший фактор социализации подрастающего поколения, как своеобразная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Представляя совокупность разнообразных активных форм, в ней, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познает мир, себя и окружающих людей.

Актуальность

Чтоб понять ребёнка, выявить круг существующих проблем, необходимо рассмотреть мир детства как автономную социокультурную реальность, своеобразную субкультуру, которая обладает своим языком, структурой, функциями, традициями, а не только как продукт социализации и изучения со стороны взрослых. Современные учёные поставили перед собой задачу рассмотреть взрослый мир сквозь призму детского восприятия.

И.С. Кон выделяет 3 главных подсистемы «культуры детства»:

1) детская игра;

2) детский фольклор и художественное творчество;

          3) коммуникативное поведение детей.

Все три составляющие не являются новыми для науки. Детская культура является культурой в культуре, которая, несмотря  на то, что «встроена» в общее культурное целое, живёт по специфическим и самобытным законам. Она неразрывно связана с общей культурной традицией, в которой родился и живёт ребёнок.

Наше время отличается стремительностью, диктует новые формы общения. И в этой новой форме диалог сводится просто к обмену информацией, а на задний план уходит овладение средствами невербальной коммуникации, культуры речи, умение устанавливать интерактивное взаимодействие с собеседником (умение слушать и слышать его, проявлять активное ответное отношение и т. д.). Такая ярко выраженная учебная мотивация применима только к детям, у которых достаточно хорошо развита произвольная регуляция собственной деятельности. Как известно, дети, посещающие логопедические группы   к таковым не относятся. Поэтому для решения задач развития диалогической речи целесообразно использовать игровые методы, которые органично вписываются в жизнь ребенка. При этом игровая мотивация речевой деятельности является определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет  и учебная мотивация. Создается ситуация: чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться: игровая мотивация становится обусловленной учебной и наоборот. Диалоги, которые  ведут наши дети в интернете,  поражают своей лексической бедностью, орфографической безграмотностью и полным пренебрежением к правилам логически-смыслового построения фразы. В дальнейшем, у детей будут серьезные трудности в умении реализовать себя в социуме, строить и поддерживать отношения с людьми в личном, профессиональном и общечеловеческом планах.

Таким образом, организация журналистской деятельности – как метода развития диалогической речи дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получат начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, сделают первые шаги в практической деятельности, будут развивать свои творческие и коммуникативные способности.

В последние годы много внимания уделяется дополнительному образованию детей, и мы, изучив потребности наших воспитанников и родителей, возможности педагогов и материально-техническую базу нашей группы  разработали и внедряем социально-педагогический проект «Мы –  юные, журналисты!».  Название проекта не случайно, так как при работе с детьми по данному проекту мы охватываем такие области, как «Коммуникация», «Социализация». 

Проект предлагает путь развития диалогической речи дошкольников, адаптированный и разработанный применительно к детям старшего дошкольного возраста, служит формированию и дальнейшему развитию связной диалогической речи через изучение основ профессии журналиста.

Социальная уверенность, как качество личности проявлялась в сфере взаимодействия ребенка с другими людьми.  В основе социального взаимодействия два направления: социальные способности (способность к восприятию другого человека)  и социальные навыки (умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях).  Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые были вовлеченными в сферу внимания, когда мы работали по внедрению проекта.

Проблема:

 Неумение детьми вести диалог друг с другом и с взрослыми, не богатым словарным запасом детей, монотонностью и невыразительностью детской речи.  Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в общении, в реализации  своих творческих задумок, мы должны научить их этому, так как  общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

Гипотеза:

Если создать  предметно-развивающую среду эффективную для использования возможностей журналистики  как формы детской субкультуры в педагогическом процессе, то возможно добиться коммуникации и социализации детей – индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознания своего социального "Я" и формирование готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.   В результате реализации проекта воспитанники научаться  ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом, свободно вести диалог со сверстниками и взрослыми.

Цель:

        Формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ профессии журналиста.

Задачи проекта:

  • Организовать в предметно –пространственной  развивающей среде группы центр журналиста.
  • Обучать детей построению самостоятельных высказываний, умению вести диалог, как со сверстниками, так и с взрослыми.
  • Формировать  начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.
  • Развитие коммуникативных навыков и личного взаимодействия детей друг с другом в паре, в группе, в коллективе.
  • Воспитать  уважительное  отношение к профессии журналиста,  желание  вести диалог  друг с  другом.

Ожидаемый результат:

1. Собственно речевые умения:

  • вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
  • поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора, сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
  • говорить выразительно в умеренном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета:

  • использовать в речи обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьбу, согласие и отказ, извинение, жалобу, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

6. Умение владеть элементарными знаниями особенностей профессии журналиста:

  • этика поведения, права и обязанности;
  • виды информации, методы сбора информации (наблюдения, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
  • основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж;
  • принципы оформления газеты, альманаха;
  • анализировать полученную информацию;
  • составлять вопросы для беседы, опроса, интервью, анкетирования;
  • сочинять газетные заметки, репортажи;
  • составлять фоторепортаж.

 

Организация журналистской деятельности – как метода развития диалогической речи дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получат начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, сделают первые шаги в практической деятельности, будут развивать свои творческие и коммуникативные способности.

 

Содержание работы над проектом по этапам

 

I этап – подготовительный(октябрь,  2018г.  – декабрь, 2018года)

График проектных мероприятий с детьми  

Мероприятия с детьми

 Ответственные

Создать в  предметно-пространственной развивающей среде группы пресс-центр  журналиста  для использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе.

Воспитатели группы,

 

Беседа «Журналист  -  профессия творческая».

Воспитатели

Творческая игра: «Какие предметы делают жизнь журналиста удобной?»

Воспитатели группы

Беседа «Я и мои эмоции»

Воспитатели группы

Беседа «Правила приличия журналиста»

Воспитатели

Разработка моделей (карточек - схем).  Обучение работы с моделями.

Воспитатели

Сюжетно – ролевая игра: «Журналисты»

Воспитатели группы

Разработка конспектов НОД, бесед, игр с целью отбора средств,  методов и форм работы

Воспитатели группы,

 

График проектных мероприятий с родителями(октябрь,  2022г.  – январь 2023года)

мероприятий  с родителями

Ответственные

    Изготовление оборудования,

 поделок, атрибутов из бросового

 материала:

Детские компьютеры

Печатная машинка

Детские кинокамеры

Детские фотоаппараты

Блокноты

Карандаши

Нагрудные знаки

Кепки с символикой

Косынки-галстуки

Микрофоны

Воспитатели группы, родители детей.

Предложить для домашнего просмотра детские телепередачи  с  последующим  обсуждением.

Воспитатели группы, родители детей.

 

Подборка детских журналов и газет.

Воспитатели группы, родители детей.

 

Анкетирование родителей

«Я хочу, я умею, я знаю.»

Воспитатели группы

II - этап – Основной (реализация намеченных планов)

График проектных мероприятий с детьми  (  январь, 2022г. – май, 2023 года )

Мероприятия с детьми

Ответственные

Игры на  закрепление и расширение знаний детей о профессиях,  (упражнения «Угадай,  о ком я говорю», «Не пропусти профессию», «Угадай, какая профессия» и др.); 

Воспитатели

Детско - педагого - родительская газета «Веселый язычок» издается ежеквартально.

Дети,  воспитатели группы, родители детей.

 Упражнения «Кто что делает?», «Кому что нужно?»
Подбор  к  слову, обозначающему предмет, соответствующих слов – наименований действия и наоборот

 

воспитатели группы.

 Речевые игры: «Острый глаз», «Дружеское интервью».

Подбор к  слову, обозначающему предмет, соответствующих слов признаков.

Воспитатели группы,

Упражнения «Скажи по-другому», «А как наоборот» 

Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия

Воспитатели группы,

Игра «Скажи правильно»

Построение деформированной фразы.

Воспитатели группы,

Игра «Дополни предложение»

Дополнение предложений нужным по смыслу словом; 

Воспитатели группы,

 Игра «Подумай и ответь!»

Упражнение в составлении предложений-ответов.

  Воспитатели группы,

Упражнения «Кто что делает?», «Кому что нужно?»

Подбор к  слову, обозначающему предмет, соответствующих слов – наименований действия и наоборот.

Воспитатели группы,

Встречи с интересными людьми города, интервьюирование. Развитие умения вести диалог со взрослыми.

Воспитатели группы,

Речевая игра «Приём телефонных звонков»

Формирование умения вести диалог по телефону.

Воспитатели группы,

Репортаж об интересном событии. «Времена года»

Воспитатели группы.

Интервью - командировка в медицинский кабинет. Развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;

Воспитатели группы,

Сюжетно – ролевая игра «Журналисты» Развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.

Воспитатели группы

Составление описательных рассказов «Моя мама» посвященные дню матери.

Воспитатели группы

Организация пресс-центра «Мы – юные журналисты»

Воспитатели группы

 

График проектных мероприятий  с  родителями (  январь, 2023г. – май, 2023года )

 

мероприятий  с родителями

Ответственные

Проведение семинара  по теме: «Детская журналистика  как средство социализации и коммуникации старших дошкольников»

Воспитатели группы,

Консультирование  родителей по вопросам организации пространства общения, развития коммуникативных навыков у детей.

воспитатели

НОД посвященное дню матери «Вот какая мама» с использованием метода интервьюирования.

воспитатели

Репортаж с весеннего праздника «Мамочку поздравим»

Воспитатели группы

 

III этап – заключительный( май, 2023 г. .)

 

Мероприятия с детьми

 

Ответственные

Награждение лучшихЮнкоров.

Воспитатели группы, родители детей.

Оформление фото – выставки «Наши традиции»    

Воспитатели группы,

Ток - шоу «Мы журналисты» итоговое мероприятие

Воспитатели группы,

Анкетирование родителей

«Я хочу, я умею, я знаю » о результатах проводимой работы.

Воспитатели группы, родители детей.

 

Диагностическое обследование

детей по развитию связной и диалогической речи.

воспитатели

Итоговое родительское собрание

с презентацией, фотоотчетом,

 выставкой детско-родительских

 журналов и видеозаписью НОД.

Воспитатели группы,   родители детей.

 

Выпуск методического пособия

для последующей  кружковой работы

«Мы – юные журналисты»            

Воспитатели группы, учитель логопед,  родители детей.

 

 

В результате нашего исследования мы пришли к выводу о том, что даже в небольшой группе детей складывается своя субкультура, имеющая свои особенности. Она отлична от субкультуры взрослых и помогает детям не потерять свою детскую индивидуальность, а также найти себя в этом непростом современном мире. Мир детства, отличный от мира взрослых, со своими ценностями, традициями, имеет право на своё существование. Только взрослым нужно быть несколько внимательнее к этому удивительному миру детей. Необходимо более глубокое рассмотрение различных аспектов жизни детского сообщества. И тогда, при ориентации взрослых на реальных детей, может быть возможным плодотворное сотрудничество воспитателей и воспитанников, родителей и детей с целью дальнейшего гармоничного развития этих «маленьких жителей» среди большого мира взрослых.

 

Литература

  1. Иванова Н. О детской субкультуре //Дошкольное воспитание,

2004, № 4.

  1. Интернет - ресурс
  2. Кон И.С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2003.
  3. Кудрявцев В., Алиева Т. Ещё раз о природе детской субкультуры //Дошкольное воспитание, 1997, № 3, 4.
  4. Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника // Дошкольное воспитание, 1993, № 1.
  5. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.
  6. Гуревич С.М. "Репортаж в газете". М., 1963.
  7. Корконосенко С.Г. "Основы журналистики". М., 2002.
  8. "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения"/под.ред. Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной. М., 2011.
  9. "Социальный проект в образовании"/под.ред. А.М. Уколовой, Л.В. Блудовой. Курган, 2007.
  10. Табашникова И.Н. "Газета делается по модели". М.,1980.

Приложение по проекту.

Контроль за выполнением

Неотъемлемой частью образовательного процесса является отслеживание качества полученных результатов, то есть диагностирование. В основу диагностирования динамики развития диалогических способностей детей положены методологические принципы:

  1. Принцип комплексного подхода.
  2. Принцип целостного, системного анализа.
  3. Принцип динамического изучения.

Для диагностирования динамики развития диалогических способностей детей, в рамках реализации проекта, использую психодиагностические методы: беседы, наблюдения, обследование.

Задачи:

  1. Подготовка обследования.
  2. Обследование.
  3. Анализ полученных данных.

Диагностические задания.

Во время проведения задания должен быть установлен контакта с каждым ребенком, создана атмосфера дружеского общения. Воспитатель посредством непринужденной беседы выясняет, на каком уровне дети 5-7 лет могут вести разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы.

Беседа представляет собой ряд вопросов:

  • Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
  • Какой детский сад, группу ты посещаешь?
  • Тебе нравится общаться с детьми? У тебя много друзей?
  • Ты с ними часто ссоришься? Почему?
  • Какие обязанности ты выполняешь в группе?
  • Ты помогаешь ребятам, а взрослым?
  • Тебе нравятся твои воспитатели? Чем?
  • Что тебе в них не нравится?
  • Ты сам справляешься с заданиями на занятиях или просишь помощи у взрослых?
  • Ты помогаешь родителям?
  • У тебя есть друзья во дворе?
  • Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
  • Каким ты хочешь, чтобы был человек?

Критерии оценки.

  • Коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования).
  • Экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная выразительность.
  • Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.
  • Полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания.
  • Речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей: лексическая полнота и грамматическая правильность, типы предложений.

Вопросы направлены и на понимание обращенной речи, и понимание ее вне контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой. При затруднениях (длительная пауза, трудность начать задание, перерыв в повествовании) оказывается помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов.Критерии оценки средств общения имеет бальную систему. Высшая оценка выполнения задания равняется 10 баллам.

  • 8-10 баллов – полное, самостоятельное, логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных и сложных предложений, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза.
  • 4-7 баллов – отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения.
  • 1-3 балла – нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимательность, речь интонационно невыразительна.
  • 0 баллов – неумение реализовать поставленную задачу, отказ от выполнения заданий, не умение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения.
  • Оценка 8-10 баллов соответствовала высокому уровню сформированности диалогического общения, 4-7 баллов – среднему уровню; 1-3 балла – низкому уровню.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ « детский сад № 97»

Детская журналистика как средство социализации и коммуникации старших дошкольников.

Педагогический проект для детей  подготовительной группы.

Тема: «Мы – юные журналисты»            

Участники:воспитатели группы №10 Короткова Ирина Александровна,Аверьянова Юлия Олеговна,  дети, родители.

Вид: социально- педагогический

Масштаб:  долгосрочный  (1 год), многопроектный, групповой, творческий.

Пояснительная записка

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Соответственно, для современной системы образования гармонизация процессов социализации и коммуникации  ребенка – актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно осуществлять процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.

Обозначенная проблема характерна для нашего дошкольного учреждения, и мы очень заинтересованы в её решении. В качестве основного средства мы намерены рассматривать детскую журналистику, основными компонентами которой являются: детское  собирательство и  интервьюирование.  Социализирующие возможности её очевидны, и наша задача максимально использовать их в работе с детьми при развитии речевой активности, диалогической речи.

          Мы считаем, что данная работа очень важна не только для детей нашего ГБДОУ, но и для детей окружающего социума. В нем будут участвовать наши воспитанники, их родители, бывшие выпускники детского сада, социальные партнеры. Совместные мероприятия не только помогут разновозрастному общению, но и сплотят всех участников проекта. Мы уверены в том, что и родители по-другому посмотрят на своих детей. Возможность познать особенности детской субкультуры и приобщиться к ней, поможет им увидеть мир с позиции ребенка. Это будет первым шагом к сближению, сотрудничеству.

         Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой – детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем (В.Т.Кудрявцев, Д.И.Фельдштейн).  

И только в этом случае, все вместе, мы достигнем успехов в становлении личности наших детей. Ведь уникальность личности проявляется не в её внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему более значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

В детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, вести диалог, доказывать, представлять, исследует границы дозволенного, развлекается, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, познает мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи,  со сверстниками, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

Таким образом, детская субкультура рассматривается как важнейший фактор социализации подрастающего поколения, как своеобразная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Представляя совокупность разнообразных активных форм, в ней, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познает мир, себя и окружающих людей.

Актуальность

Чтоб понять ребёнка, выявить круг существующих проблем, необходимо рассмотреть мир детства как автономную социокультурную реальность, своеобразную субкультуру, которая обладает своим языком, структурой, функциями, традициями, а не только как продукт социализации и изучения со стороны взрослых. Современные учёные поставили перед собой задачу рассмотреть взрослый мир сквозь призму детского восприятия.

И.С. Кон выделяет 3 главных подсистемы «культуры детства»:

1) детская игра;

2) детский фольклор и художественное творчество;

          3) коммуникативное поведение детей.

Все три составляющие не являются новыми для науки. Детская культура является культурой в культуре, которая, несмотря  на то, что «встроена» в общее культурное целое, живёт по специфическим и самобытным законам. Она неразрывно связана с общей культурной традицией, в которой родился и живёт ребёнок.

Наше время отличается стремительностью, диктует новые формы общения. И в этой новой форме диалог сводится просто к обмену информацией, а на задний план уходит овладение средствами невербальной коммуникации, культуры речи, умение устанавливать интерактивное взаимодействие с собеседником (умение слушать и слышать его, проявлять активное ответное отношение и т. д.). Такая ярко выраженная учебная мотивация применима только к детям, у которых достаточно хорошо развита произвольная регуляция собственной деятельности. Как известно, дети, посещающие логопедические группы   к таковым не относятся. Поэтому для решения задач развития диалогической речи целесообразно использовать игровые методы, которые органично вписываются в жизнь ребенка. При этом игровая мотивация речевой деятельности является определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет  и учебная мотивация. Создается ситуация: чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться: игровая мотивация становится обусловленной учебной и наоборот. Диалоги, которые  ведут наши дети в интернете,  поражают своей лексической бедностью, орфографической безграмотностью и полным пренебрежением к правилам логически-смыслового построения фразы. В дальнейшем, у детей будут серьезные трудности в умении реализовать себя в социуме, строить и поддерживать отношения с людьми в личном, профессиональном и общечеловеческом планах.

Таким образом, организация журналистской деятельности – как метода развития диалогической речи дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получат начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, сделают первые шаги в практической деятельности, будут развивать свои творческие и коммуникативные способности.

В последние годы много внимания уделяется дополнительному образованию детей, и мы, изучив потребности наших воспитанников и родителей, возможности педагогов и материально-техническую базу нашей группы  разработали и внедряем социально-педагогический проект «Мы –  юные, журналисты!».  Название проекта не случайно, так как при работе с детьми по данному проекту мы охватываем такие области, как «Коммуникация», «Социализация». 

Проект предлагает путь развития диалогической речи дошкольников, адаптированный и разработанный применительно к детям старшего дошкольного возраста, служит формированию и дальнейшему развитию связной диалогической речи через изучение основ профессии журналиста.

Социальная уверенность, как качество личности проявлялась в сфере взаимодействия ребенка с другими людьми.  В основе социального взаимодействия два направления: социальные способности (способность к восприятию другого человека)  и социальные навыки (умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях).  Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые были вовлеченными в сферу внимания, когда мы работали по внедрению проекта.

Проблема:

 Неумение детьми вести диалог друг с другом и с взрослыми, не богатым словарным запасом детей, монотонностью и невыразительностью детской речи.  Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в общении, в реализации  своих творческих задумок, мы должны научить их этому, так как  общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

Гипотеза:

Если создать  предметно-развивающую среду эффективную для использования возможностей журналистики  как формы детской субкультуры в педагогическом процессе, то возможно добиться коммуникации и социализации детей – индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознания своего социального "Я" и формирование готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.   В результате реализации проекта воспитанники научаться  ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом, свободно вести диалог со сверстниками и взрослыми.

Цель:

        Формирование и дальнейшее развитие связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ профессии журналиста.

Задачи проекта:

  • Организовать в предметно –пространственной  развивающей среде группы центр журналиста.
  • Обучать детей построению самостоятельных высказываний, умению вести диалог, как со сверстниками, так и с взрослыми.
  • Формировать  начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.
  • Развитие коммуникативных навыков и личного взаимодействия детей друг с другом в паре, в группе, в коллективе.
  • Воспитать  уважительное  отношение к профессии журналиста,  желание  вести диалог  друг с  другом.

Ожидаемый результат:

1. Собственно речевые умения:

  • вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
  • поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора, сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
  • говорить выразительно в умеренном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета:

  • использовать в речи обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьбу, согласие и отказ, извинение, жалобу, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

6. Умение владеть элементарными знаниями особенностей профессии журналиста:

  • этика поведения, права и обязанности;
  • виды информации, методы сбора информации (наблюдения, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
  • основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж;
  • принципы оформления газеты, альманаха;
  • анализировать полученную информацию;
  • составлять вопросы для беседы, опроса, интервью, анкетирования;
  • сочинять газетные заметки, репортажи;
  • составлять фоторепортаж.

Организация журналистской деятельности – как метода развития диалогической речи дошкольников с применением, в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получат начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, сделают первые шаги в практической деятельности, будут развивать свои творческие и коммуникативные способности.

Содержание работы над проектом по этапам

I этап – подготовительный(октябрь,  2018г.  – декабрь, 2018года)

График проектных мероприятий с детьми  

Мероприятия с детьми

 Ответственные

Создать в  предметно-пространственной развивающей среде группы пресс-центр  журналиста  для использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе.

Воспитатели группы,

Беседа «Журналист  -  профессия творческая».

Воспитатели

Творческая игра: «Какие предметы делают жизнь журналиста удобной?»

Воспитатели группы

Беседа «Я и мои эмоции»

Воспитатели группы

Беседа «Правила приличия журналиста»        

Воспитатели

Разработка моделей (карточек - схем).  Обучение работы с моделями.

Воспитатели

Сюжетно – ролевая игра: «Журналисты»

Воспитатели группы

Разработка конспектов НОД, бесед, игр с целью отбора средств,  методов и форм работы

Воспитатели группы,

График проектных мероприятий с родителями(октябрь,  2022г.  – январь 2023года)

мероприятий  с родителями

Ответственные

    Изготовление оборудования,

 поделок, атрибутов из бросового

 материала:

Детские компьютеры

Печатная машинка

Детские кинокамеры

Детские фотоаппараты

Блокноты

Карандаши

Нагрудные знаки

Кепки с символикой

Косынки-галстуки

Микрофоны

Воспитатели группы, родители детей.

Предложить для домашнего просмотра детские телепередачи  с  последующим  обсуждением.

Воспитатели группы, родители детей.

Подборка детских журналов и газет.

Воспитатели группы, родители детей.

Анкетирование родителей

«Я хочу, я умею, я знаю.»

Воспитатели группы

II - этап – Основной (реализация намеченных планов)

График проектных мероприятий с детьми  (  январь, 2022г. – май, 2023 года )

Мероприятия с детьми

Ответственные

Игры на  закрепление и расширение знаний детей о профессиях,  (упражнения «Угадай,  о ком я говорю», «Не пропусти профессию», «Угадай, какая профессия» и др.); 

Воспитатели

Детско - педагого - родительская газета «Веселый язычок» издается ежеквартально.

Дети,  воспитатели группы, родители детей.

 Упражнения «Кто что делает?», «Кому что нужно?»
Подбор  к  слову, обозначающему предмет, соответствующих слов – наименований действия и наоборот

 

воспитатели группы.

 Речевые игры: «Острый глаз», «Дружеское интервью».

Подбор к  слову, обозначающему предмет, соответствующих слов признаков.

Воспитатели группы,

Упражнения «Скажи по-другому», «А как наоборот» 

Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия

Воспитатели группы,

Игра «Скажи правильно»

Построение деформированной фразы.

Воспитатели группы,

Игра «Дополни предложение»

Дополнение предложений нужным по смыслу словом; 

Воспитатели группы,

 Игра «Подумай и ответь!»

Упражнение в составлении предложений-ответов.

  Воспитатели группы,

Упражнения «Кто что делает?», «Кому что нужно?»

Подбор к  слову, обозначающему предмет, соответствующих слов – наименований действия и наоборот.

Воспитатели группы,

Встречи с интересными людьми города, интервьюирование. Развитие умения вести диалог со взрослыми.

Воспитатели группы,

Речевая игра «Приём телефонных звонков»

Формирование умения вести диалог по телефону.

Воспитатели группы,

Репортаж об интересном событии. «Времена года»

Воспитатели группы.

Интервью - командировка в медицинский кабинет. Развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;

Воспитатели группы,

Сюжетно – ролевая игра «Журналисты» Развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.

Воспитатели группы

Составление описательных рассказов «Моя мама» посвященные дню матери.

Воспитатели группы

Организация пресс-центра «Мы – юные журналисты»

Воспитатели группы

График проектных мероприятий  с  родителями (  январь, 2023г. – май, 2023года )

мероприятий  с родителями

Ответственные

Проведение семинара  по теме: «Детская журналистика  как средство социализации и коммуникации старших дошкольников»

Воспитатели группы,

Консультирование  родителей по вопросам организации пространства общения, развития коммуникативных навыков у детей.

воспитатели

НОД посвященное дню матери «Вот какая мама» с использованием метода интервьюирования.

воспитатели

Репортаж с весеннего праздника «Мамочку поздравим»

Воспитатели группы

III этап – заключительный( май, 2023 г. .)

Мероприятия с детьми

Ответственные

Награждение лучшихЮнкоров.

Воспитатели группы, родители детей.

Оформление фото – выставки «Наши традиции»        

Воспитатели группы,

Ток - шоу «Мы журналисты» итоговое мероприятие

Воспитатели группы,

Анкетирование родителей

«Я хочу, я умею, я знаю » о результатах проводимой работы.

Воспитатели группы, родители детей.

Диагностическое обследование

детей по развитию связной и диалогической речи.

воспитатели

Итоговое родительское собрание

с презентацией, фотоотчетом,

 выставкой детско-родительских

 журналов и видеозаписью НОД.

Воспитатели группы,   родители детей.

Выпуск методического пособия

для последующей  кружковой работы

«Мы – юные журналисты»            

Воспитатели группы, учитель логопед,  родители детей.

В результате нашего исследования мы пришли к выводу о том, что даже в небольшой группе детей складывается своя субкультура, имеющая свои особенности. Она отлична от субкультуры взрослых и помогает детям не потерять свою детскую индивидуальность, а также найти себя в этом непростом современном мире. Мир детства, отличный от мира взрослых, со своими ценностями, традициями, имеет право на своё существование. Только взрослым нужно быть несколько внимательнее к этому удивительному миру детей. Необходимо более глубокое рассмотрение различных аспектов жизни детского сообщества. И тогда, при ориентации взрослых на реальных детей, может быть возможным плодотворное сотрудничество воспитателей и воспитанников, родителей и детей с целью дальнейшего гармоничного развития этих «маленьких жителей» среди большого мира взрослых.

Литература

  1. Иванова Н. О детской субкультуре //Дошкольное воспитание,

2004, № 4.

  1. Интернет - ресурс
  2. Кон И.С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2003.
  3. Кудрявцев В., Алиева Т. Ещё раз о природе детской субкультуры //Дошкольное воспитание, 1997, № 3, 4.
  4. Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника // Дошкольное воспитание, 1993, № 1.
  5. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.
  6. Гуревич С.М. "Репортаж в газете". М., 1963.
  7. Корконосенко С.Г. "Основы журналистики". М., 2002.
  8. "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения"/под.ред. Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной. М., 2011.
  9. "Социальный проект в образовании"/под.ред. А.М. Уколовой, Л.В. Блудовой. Курган, 2007.
  10. Табашникова И.Н. "Газета делается по модели". М.,1980.

Приложение по проекту.

Контроль за выполнением

Неотъемлемой частью образовательного процесса является отслеживание качества полученных результатов, то есть диагностирование. В основу диагностирования динамики развития диалогических способностей детей положены методологические принципы:

  1. Принцип комплексного подхода.
  2. Принцип целостного, системного анализа.
  3. Принцип динамического изучения.

Для диагностирования динамики развития диалогических способностей детей, в рамках реализации проекта, использую психодиагностические методы: беседы, наблюдения, обследование.

Задачи:

  1. Подготовка обследования.
  2. Обследование.
  3. Анализ полученных данных.

Диагностические задания.

Во время проведения задания должен быть установлен контакта с каждым ребенком, создана атмосфера дружеского общения. Воспитатель посредством непринужденной беседы выясняет, на каком уровне дети 5-7 лет могут вести разговор с незнакомым человеком, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы.

Беседа представляет собой ряд вопросов:

  • Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
  • Какой детский сад, группу ты посещаешь?
  • Тебе нравится общаться с детьми? У тебя много друзей?
  • Ты с ними часто ссоришься? Почему?
  • Какие обязанности ты выполняешь в группе?
  • Ты помогаешь ребятам, а взрослым?
  • Тебе нравятся твои воспитатели? Чем?
  • Что тебе в них не нравится?
  • Ты сам справляешься с заданиями на занятиях или просишь помощи у взрослых?
  • Ты помогаешь родителям?
  • У тебя есть друзья во дворе?
  • Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
  • Каким ты хочешь, чтобы был человек?

Критерии оценки.

  • Коммуникабельность ребенка (желание выполнять задание, активность общения, легкость контактирования).
  • Экспрессивность общения: использование мимики, пантомимики и других невербальных проявлений; эмоциональное состояние, интонационная выразительность.
  • Степень самостоятельности, использование помощи при выполнении заданий.
  • Полнота изложения, смысловое соответствие воспроизводимого материала заданному образцу, связность и логичность высказывания.
  • Речевые средства, с помощью которых реализуются высказывания детей: лексическая полнота и грамматическая правильность, типы предложений.

Вопросы направлены и на понимание обращенной речи, и понимание ее вне контекста, т.е. перехода от одной ситуации к другой. При затруднениях (длительная пауза, трудность начать задание, перерыв в повествовании) оказывается помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов.Критерии оценки средств общения имеет бальную систему. Высшая оценка выполнения задания равняется 10 баллам.

  • 8-10 баллов – полное, самостоятельное, логическое изложение материала, точность, полнота использования лексики, наличие правильно оформленных простых распространенных и сложных предложений, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза.
  • 4-7 баллов – отдельные неточности, затруднения в воспроизведении текста, единичные аграмматизмы, незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения.
  • 1-3 балла – нарушение в структурировании текста, необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимательность, речь интонационно невыразительна.
  • 0 баллов – неумение реализовать поставленную задачу, отказ от выполнения заданий, не умение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения.
  • Оценка 8-10 баллов соответствовала высокому уровню сформированности диалогического общения, 4-7 баллов – среднему уровню; 1-3 балла – низкому уровню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...

«Детская журналистика как средство повышения познавательно-речевого развития дошкольников»

В данной статье рассказывается о работе детского сада по программе "Любознайка"...

Информационно-познавательный проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Одной из самых актуальных проблем современности является развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их  интеллектуально-творческого потенциала. Уникальность  проекта в том, чт...

Практико-ориентированный проект «Детская журналистика как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад № 271 компенсирующего вида»   Октябрьский район,630083, г.Новосибирск, ул.Обская, 96т/ф 2694...

Проект "Детская журналистика как средство развития социализации и коммуникативных навыков дошкольника"

Я начала этот проект с желанием, чтоб мои воспитанники пошли в школу с навыками сотрудничества, чтоб они умели находить выход из проблемных ситуаций, чтоб они умели работать по определенным прави...

Проект « Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»

laquo; Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»...

Проект «Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...