Духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В СТРАНЕ ДОБРА»
план-конспект занятия (старшая группа)

Сюваткина Анна Сергеевна

АПояснительная записка по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, тема: «В стране добра».

Занятие по духовно – нравственной направленности, составлено в соответствии с основной общеобразовательной программой «Детство», а также технологии коллективного воспитания.

В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация».

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности

Цель занятия: формирование у детей нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально-эстетической.

 Задачи:  способствовать развитию у детей мотивации к совершению   добрых дел; закреплять правила доброжелательного общения;  воспитывать уважение  к окружающим.

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:  наглядный метод  - игра «Хорошо- плохо»,  словесный метод (вопрос - ответ) , прием эмоциональной заинтересованности, игровой прием.

            Состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Началось с организационного момента искорки тепла - свечи, где активизировалось внимание детей: предложение отправиться в страну Добра. Воспитатель подводит детей к тому, что в путешествие они отправляются на ковре-самолёте, где стречают Мудреца.

Во время образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы  педагога. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, дополнительное объяснение). В середине занятия проводиться физминутка, соответствующая тематике проводимого занятия.

В процессе образовательной деятельности педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Всем хотелось правильно проходить испытания, чтобы получить все ключи и открыть замок, что бы вернуться домой. Воспитатель проявляет  умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.

На заключительном этапе опять ставится игровая ситуация   и предлагается детям самостоятельно делать выводы.

Все поставленные  задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_luchshiy_urok_syuvatkina_a.s.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 42

         муниципального образования  Тимашевский район

Духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «В СТРАНЕ ДОБРА»

                       

                                                             Составил

                                                               воспитатель

МБДОУ д/с №42

                                                              Сюваткина А.С.

                                                             

                               г. Тимашевск 2022 г

Пояснительная записка по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста, тема: «В стране добра».

Занятие по духовно – нравственной направленности, составлено в соответствии с основной общеобразовательной программой «Детство», а также технологии коллективного воспитания.

В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация».

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности

Цель занятия: формирование у детей нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально-эстетической.

 Задачи:  способствовать развитию у детей мотивации к совершению   добрых дел; закреплять правила доброжелательного общения;  воспитывать уважение  к окружающим.

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:  наглядный метод  - игра «Хорошо- плохо»,  словесный метод (вопрос - ответ) , прием эмоциональной заинтересованности, игровой прием.

            Состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Началось с организационного момента искорки тепла - свечи, где активизировалось внимание детей: предложение отправиться в страну Добра. Воспитатель подводит детей к тому, что в путешествие они отправляются на ковре-самолёте, где стречают Мудреца.

Во время образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы  педагога. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, дополнительное объяснение). В середине занятия проводиться физминутка, соответствующая тематике проводимого занятия.

В процессе образовательной деятельности педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Всем хотелось правильно проходить испытания, чтобы получить все ключи и открыть замок, что бы вернуться домой. Воспитатель проявляет  умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.

На заключительном этапе опять ставится игровая ситуация   и предлагается детям самостоятельно делать выводы.

Все поставленные  задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.

Цель: формирование у детей нравственных качеств через организацию

разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально-эстетической.

Основная образовательная область: познание.

Задачи основной образовательной области:

                 - способствовать развитию у детей мотивации к совершению    

                    добрых дел;

        - закреплять правила доброжелательного общения;

                 - воспитывать уважение  к окружающим.

Интегрируемые области: коммуникация, социализация.

Задачи по интегрируемым образовательным областям:  

               - продолжать знакомить детей с окружающим миром;

                 - развитие коммуникаций ребёнка в общении со взрослым;

                 - обогащение словарного запаса;

                - побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей;

               - формировать доброжелательную интонационную

                    выразительность в речи.

Формы работы с детьми:

                Познавательно – путешествие, беседа, ситуативный  разговор,  

                игровая.

Материал: картинка «Солнце доброты».

Предварительная работа:

                - заучивание стихов и пословиц о доброте, беседы и разыгрывание

                разных ситуаций на нравственную тему, чтение художественных

               произведений о доброте, дидактические игры «Хорошо-плохо»,

               «Делай добро», «Помощники».

Планируемый результат:

                - сформировать представление детей о доброте, как о ценном,

                неотъемлемом качестве человека.

                         

ХОД

  Воспитатель:  Ребята каждый новый день надо начинать с хорошего  настроения. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки,  и передадим, друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит тепло. Берем в руки свечу (безопасную, и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Присаживайтесь,  пожалуйста, ребята, на ковёр. Сегодня мы с вами отправимся на волшебном ковре - самолёте в удивительную страну, а как она называется сейчас мы с вами, и узнаем (воспитатель читает стихотворения «Добрым быть совсем не просто»)

Добрым быть совсем не просто,                                                                                          Не зависит доброта от роста,                                                                                                Не зависит доброта от цвета,                                                                                Доброта не пряник, не конфета,                                                                             Доброта с годами не стареет,                                                                                         Доброта от холода согреет,                                                                                        Если доброта как солнце светит,                                                                                      Радуются взрослые и дети.

Так, а какой стране идёт речь ребята?

 Дети: о доброте.

Воспитатель: Молодцы правильно о стране добра, но чтобы в неё попасть надо пройти одно испытание и так закрываем глаза (звучит спокойная музыка пока дети закрыли глаза, воспитатель выкладывает на середину ковра очки, музыка остановилась, дети открывают глаза) Ребята посмотрите что это?

Дети: Это очки!

Воспитатель: Правильно, очки, но очки эти не простые. Кто надевает эти очки, тот сразу становится добрым и говорит добрые комплименты. Давайте проверим, правда ли это (дети рассаживаются на ковре кругом и по очереди надевают очки, говоря при этом добрые комплименты друг другу).                  Молодцы, ребята! (стук в двери) Кто – то к нас пришел, давайте пригласим нашего гостя вежливо.

Дети: Заходите, пожалуйста. (В двери входит мудрец)

Воспитатель: Здравствуйте, вы, что - то хотели или кого, то ищете?

Мудрец: Здравствуйте люди добрые, да, у меня случилось горе, и я ищу, добры и отзывчивых людей которые мне помогут.

Воспитатель:   ребята,  Но что, же у вас случилось?

Мудрец: Я мудрец из страны добраты

Легенда о дереве добра

Давным-давно люди заметили, что растения дают плоды в зависимости от того, какие семена посеяли, в какую почву они легли, как за ними ухаживали, сколько внимания им уделяли. Так, оказалось, что семена зла и ненависти, дающие побеги и плоды, засоряют почву, сводя на нет результаты человеческого труда. И, наоборот, семена Добра, посеянные в подготовленную почву, за которыми ухаживают, окружают теплом, лаской, добротой, дают самые зрелые и сочные плоды. Самым упорным и трудолюбивым удается вырастить Дерево Добра, от которого идет свет, тепло и доброта ко всем, кто в этом нуждается.

Так и повелось на Земле - судить о человеке по тому, что оставляет он после себя другим, а люди, чтобы о них долго помнили и память эта была доброй, стараются сеять вокруг себя только хорошее.

Эта история передается из поколения в поколение, от сердца к сердцу, из уст в уста. Какое дерево мы посадим, такие плоды оно и даст, и зависит это от всех нас!

Легенда о добре и зле

Давным - давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голоден и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение на два человеческих лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища.

Наконец дракон насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появились добро и зло.

Мудрец: Доброта это удивительное, волшебное слово! С давних времен это слово произносили мягко - доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Доброта- это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

- А как вы думаете, что такое «добро»? Доброта? (ответы).

Мудрец: - Знаете, а добро бывает разное. Одно добро - это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать - это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? 

Дети: В поступках, в делах, в действиях человека

Мудрец: - Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они? 

Дети: внимательный, отзывчивый, заботливый, щедрый

Мудрец: - Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». 

Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки?(ответы детей)

А сейчас посмотрите на стол, как много здесь разных предметов : зёрнышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы и скажите: - Какие добрые поступки можно совершить с помощью этих предметов?

(зёрнышками накормить птиц, цветок - полить, подарить, книгу – подклеить, чашку - вымыть, цветок - подарить)

Мудрец: Знаете ли вы добрые слова? Предлагаю вам игру. Я начну, а вы закончите.

     Растает даже ледяная глыба от слова тёплого …  (спасибо)

     Зазеленеет старый пень , когда услышит…… (добрый день)

     Если тебя ругают за шалости , надо сказать…(простите, пожалуйста)

     Если друг попал в беду….. (помоги ему)

     Решай споры словами, а не…(кулаками)

Физкультминутка:

Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось,

Руки в боки, улыбнулись,

Вправо, влево повернулись.

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

А теперь давайте вместе

Мы попрыгаем на месте.

Воспитатель: Да, хоть разминка коротка, отдохнули мы слегка. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Что такое хорошо, а что такое плохо»

Я буду называть хорошие и плохие поступки детей.

Когда я назову хороший поступок, вы захлопнете в ладоши и улыбнётесь, а когда плохой - хмуритесь.

            -Мальчик угостил девочку конфетой

            -Мальчик перевёл бабушку через дорогу.

            -Ваня забрал игрушку у малыша.

            -Саша дал свои варежки погреться Кате.

            -Маша помыла посуду.

            -Костя обозвал девочку плохим словом.         

Мудрец:  Ребята, какие вы молодцы,  правильно справились с заданием.  

В руках шкатулка у меня

Пословиц в ней полно

Но мудрость спрятана одна

Как делать нам добро.

Вы сейчас достанете пословицу и расскажете о чём она.

           -Добрый человек добру учит

           -Добро всегда побеждает зло

           -Добро век не забудется.

           -Жизнь дана на добрые дела.

          -Мир не без добрых людей.

          -Доброе слово лечит, а худое калечит.

Воспитатель: Ребята, вы знаете много добрых и волшебных слов, а чтобы они сопутствовали вам всегда, поиграем в игру «Вежливость». У меня в руках три кружка: голубой, оранжевый, зелёный. Голубой означает слово- спасибо, зелёный - пожалуйста, оранжевый - извините, простите. Какой кружок я подниму, такое слово вы произнесёте и составите предложение.

Надо настраивать себя на добро и по доброму относиться к окружающим, и они ответят тебе тем же. Без хороших и добрых друзей нам не прожить. Добрые слова не лень говорить нам целый день.

Мудрец:  Никогда не забывайте про вежливые слова, умейте их использовать в разных ситуациях и тогда про вас всегда будут говорить «Какой вежливый…»

Итог - Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чём сегодня мы говорили?

          Кто из ребят лучше всех старался?

          Какие вежливые слова вы запомнили?

Мудрец:  Я хочу подарить вам солнышки, чтобы, глядя на них, Вам становилось тепло, и вы вспоминали наше занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Методическая разработка "Проект по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «В мире добрых дел»

Создание проекта «В мире добрых дел» обусловлено необходимостью преодоления кризиса нравственности и бездуховности, возникшего в современном обществе, что прослеживается в искажении нравст...

Река Теша ( конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Откроем сердце для добра")

Природа родного края изучалась через знакомство с историей ркеи Теши, ее прошлом и настоящим, ее обитателях....

Педагогический проект по духовно - нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Спешите делать добрые дела".

Педагогический проект по духовно - нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Спешите делать добрые дела"....

План - конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей старшей группы «А». Тема: «Путешествие Дорогою Добра»

Цель. Сформировать у детей представление о духовно - нравственных нормах, отношениях с окружающими.Образовательные задачи:-систематизировать представления детей о полярных понятиях «до...