Музыкотерапия как средство коррекционной работы с детьми с нарушением зрения
статья

Ипатова Светлана Расимовна

Тезисы
1. История развития представлений о музыкальной терапии
2. Музыкальное воспитание  - одна из составных частей общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ
3. Сложности работы  с детьми, имеющими нарушения зрения
4. Музыкотерапия как психотерапевтический метод в работе с детьми
5. Виды музыкально-двигательной терапии:
- Психогимнастика
- Логоритмика
- Система музыкально-дидактических игр
6. Развитие познавательной сферы,  двигательной активности, слухового и зрительного восприятия детей, как результат музыкотерапии
7. Маленькие победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykoterapiya_gbou_belebeevskaya_ksh_ipatova_s.r.doc79.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся

Музыкотерапия как средство коррекционной работы с детьми

с нарушением зрения

Ипатова Светлана Расимовна                          музыкальный руководитель                                  ГБОУ Белебеевская КШ  

для слабовидящих обучающихся

г. Белебей

2022 год

Оглавление

Введение

I.   Музыкальное воспитание  - одна из составных частей общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ…………………………………………

I.I Сложности работы  с детьми, имеющими нарушения зрения……

II.   Музыкотерапия как психотерапевтический метод в работе с детьми

II.I Виды музыкально-двигательной терапии………………………….

III.   Развитие познавательной сферы,  двигательной активности, слухового и зрительного восприятия детей, как результат музыкотерапии……………..

IV.        Маленькие победы………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………

Список используемой литературы……………………………………………..

Введение

Использование музыки с лечебной целью  имеет давнюю историю.
Древнегреческий философ Пифагор утверждал, что музыка  влияет на эмоциональное состояние человека. Известно, что когда его ученики отходили вечером ко сну, при помощи музыки он освобождал их от дневной смуты, очищал взволнованное умственное состояние и приготавливал в них безмолвие, хороший сон и вещие сновидения».
Вслед за Пифагором Аристотель считал, что способность музыки воздействовать на душевные состояния слушателей связана с тем, что она заключает в себе различные оттенки настроений, и они четко соответствуют, «подражают» характерам и свойствам человека. Платон считал, что «ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразно им самим». Задача музыкального воспитания по Платону - гармонизация индивида с общественной жизнью.

В ХХ веке развитие представлений о терапии  подтолкнуло к использованию изобразительного искусства, танца, физических упражнений и музыки в лечении психических расстройств. Все эти виды воздействий позволяют усилить благотворное влияние среды на человека.

I.   Музыкальное воспитание  - одна из составных частей общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ

Арттерапия - это буквально лечение искусством. Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то её систематизация основывается, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия; изобразительное искусство - изотерапия; театр, образ – имаготерапия; литература, книга – библиотерапия; танец, движение – кинезиотерапия).

Музыкальное воспитание в дошкольных группах нашего учреждения, является составной частью общей системы обучения и воспитания детей с нарушением зрения, и имеет помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Коррекция нарушенных функций зрения через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. 

I.I Сложности работы  с детьми, имеющими нарушения зрения

Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности.

Среди проблем можно назвать:

1. непроизвольность движений;

2. боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;

3. речевые нарушения или отсутствие речи;

4. замкнутость, пассивность детей;

5. неустойчивые внимание и память у дошкольников.

Переосмыслив свой опыт, я пришла к выводу, что особенность работы с такими детьми состоит:

1. не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

2. не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;

3. не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.

II.   Музыкотерапия как психотерапевтический метод в работе с детьми

Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение - музыкотерапия.

Музыкотерапия  – это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является отдельным психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).

Музыка может проникать в организм детей не только через органы слуха, но и через кожу. Выявлено, что музыка — это поток звуковых волн, вибраций и кожа воспринимает это в широком диапазоне. В последние годы пришло понимание того, что музыкотерапия – это междисциплинарная наука, возникшая на стыке многих областей, основными из которых являются психология, педагогика, физиология, медицина и искусствоведение.

Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

- помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

- помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

- музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

- косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

У детей  с ОВЗ круг представлений о внешнем мире достаточно узок, недостаточно развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, несовершенная координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально - ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

II.I Виды музыкально-двигательной терапии

Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей, я решила использовать в своей работе следующие виды музыкотерапии:

1. Рецептивная (восприятие музыки)

2. Активная (вокалотерапия, логоритмика, инструментальное музицирование, кинезиотерапия)

3. Интегративная (музыкоцветотерапия, музыкоизотерапия)

4. Имаготерапия (куклотерапия, образно – ролевая драмотерапия)

Для полноты ваших представлений по этой теме, я подготовила презентацию

1. Слушая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из его личной жизни, и способствуют развитию положительных эмоций. Важно то, что восприятие музыки может происходить как на сознательном уровне, так и на подсознательном уровне.  Восприятие музыки оказывает  положительный эффект на эмоциональную и интеллектуальную деятельность детей,  активизирует зрительное восприятие, слуховое восприятие, улучшает внимание, кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.

       В практической деятельности  музыкальные руководители  могут использовать пластические импровизации. Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций и этюдов  подбираются музыкальные сочинения, имеющие программное содержание. Волнообразными движениями рук можно изобразить картину моря в «Садко» Н. Римского-Корсакова, покачиванием рук  с воображаемыми цветами исполнить «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского и т.д. Как вариант, возможно использование аутотренингов М. А. Давыдовой.

2. Положительный эффект в терапевтической и коррекционной работе обеспечивается вокалотерапией. В процессе вокалотерапии происходит стимуляция работы внутренних органов за счёт активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса (С.В. Шушарджан).

              Большое внимание на занятиях музыки уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Голос, которым поют наши дети, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос — это своеобразный индикатор здоровья ребёнка. Взяв на вооружение упражнения по «реабилитации» голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания, можно провести тренинг, который предполагает: устранение «бормотания», координацию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции, устранение монотонности и безжизненности в голосе,  гнусавости и повизгивания.

        Особенно хорошо голосовые данные развиваются в течение работы над протяжной песней. А «выводки» (долгий распев одного слога или слова) развивают дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения медленных песен, мы  создаём условия для увеличения объёма лёгких и их качественной вентиляции.  Таким образом, вокалотерапия –это  активный вид музыкотерапии, обеспечивающий коррекцию психоэмоциональных нарушений, социально-адаптационных трудностей и выполняющий лечебно-оздоровительную функцию.    

        Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Логоритмические упражнения объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц — как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышц спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы дети не только радовались движениям, но и получили пользу для позвоночника и мышц всего тела. Например, логоритмическое упражнение «Аист» тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы нижних конечностей. Упражнение «У жирафа пятна» увеличивает подвижность плечевого пояса, расслабляет верхнюю часть трапециевидной мышцы. Упражнение «Цветок» увеличивает подвижность в поясничном отделе позвоночника, укрепляет косые мышцы живота. Упражнение «Бабочка» развивает силу грудных мышц, тренирует навык правильной осанки. Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально-ритмические минутки способствуют улучшению здоровья детей. Представлю вам небольшой видеофрагмент логоритмики.

        Инструментальное музицирование — включение простейших музыкальных инструментов в процесс исполнения, как фольклорных произведений, так и сочинений композиторов. Выполняется задача развития координации простейших движений при игре на музыкальных инструментах (ложках, трещотках, ксилофоне, свистульках, пищалках и других музыкальных инструментах). Шумовой оркестр — это игра, где есть место для фантазии ребёнка.

       Об использовании звучащих жестов  для начальной ступени активного  музицирования следует сказать особо. Звучащие жесты — это игра звуками своего тела: хлопки, притопы, щелчки, цоканье и т.д. Эти элементарные звуко –двигательные выразительные средства широко используются в методике музыкального воспитания по системе Карла Орфа. В моей работе они нашли свое применение, например, на начальном этапе занятия, когда мы приветствуем друг друга, используя звучащие жесты.

        Помимо вокалотерапии, активная музыкотерапия может выражаться в форме танцетерапии, хореотерапии, коррекционной ритмики, психогимнастики. Эти виды музыкально – двигательной терапии основаны на единстве музыки и движения, на активной двигательной деятельности ребенка под музыку      -  в последние годы всё чаще рассматриваются как составляющие целого самостоятельного направления – кинезиотерапии.

        Кинезиотерапия - это музыкально - пластическое искусство отражающее жизнь в двигательных образах. Танцетерапия основана на выражении пластикой тела определённых чувств и переживаний. В качестве главного средства выражения этих состояний в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека.

        Коррекционная ритмика – это вид активной музыкальной терапии, в основе которой лежит синтез музыко - ритмо – двигательного воздействия. Танец, мимика,  жест, как и музыка, являются одними из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально -ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, таким образом, снимают нервно-психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.

3. Интегративная музыкотерапия - синтез музыкального и зрительного восприятия: музыкоцветотерапия (восприятие музыки в сочетании с цветом), музыкоизотерапия (восприятие произведений изобразительного искусства, картин природы, а также «изображение» музыки в рисунке).

        Музыкальное восприятие в сочетании с активизацией зрительных образов оказывает сильнейшее психотерапевтическое воздействие на ребенка, помогает ему выйти из конфликтной ситуаций, а также травмирующих его переживаний и  увидеть красоту окружающего мира.

4. Имаготерапия (от лат imago – образ) занимает особое место среди видов арттерапии.

Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапия, образно – ролевая драмотерапия и другие. Данные виды арттерапии активно используют в своей работе дефектологи, психологи, музыкальные руководили.

Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется данная методика при различных нарушениях поведения, страха, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. д. Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссёрской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией. Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсценирование рассказа захватило ребёнка и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним.

        В групповой форме имаготерапии – образно - ролевая драмотерапия (разыгрывание по ролям и драматизации сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Роль – «лечебный образ» - подбирается с учётом индивидуальных, конструктивных форм общения.

               

III.   Развитие познавательной сферы,  двигательной активности, слухового и зрительного восприятия детей, как результат музыкотерапии

Все эти направления работы основаны на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в коррекционно - образовательном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание предпочтение отдается активным формам.

Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, большинство детей с удовольствием включается в деятельность. Очевидно, что у детей появляется желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т. е. ребенок не просто играет на музыкальном инструменте, выполняет мои просьбы,  повышается активность, движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенок учится извлекать звук из музыкального инструмента, двигается рядом с другими детьми, не сталкиваясь с ними, развивается общая и мелкая моторика. Дети осваивают все более сложные инструменты, требующие активного участия двух рук: ложки, треугольник, металлофон и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменять движения в соответствии с музыкальным звучанием.

Решаются и задачи развития познавательной сферы: дети узнают знакомые мелодии, определяют на слух звучание различных инструментов, т. е. заметна положительная динамика в формировании слухового восприятия, памяти, внимания. Именно с помощью музыкальных игр и пения многие дети начинают петь и проговаривать простые слова, в то время как в обычной жизни они испытывают трудности в овладении активной речью. Появляется песенный репертуар, который можно расширять. Дети способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.

 

IV.        Маленькие победы

Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно - воспитательную работу более эффективной.

Подготовка к утренникам и развлечениям осуществляется совместно музыкальным руководителем, учителем - дефектологом и воспитателем. При этом учитываются возраст детей. Уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого ребёнка. В проведении праздников для детей есть своя специфика.

На начальных этапах обучения на утреннике основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Дети принимают участие в танцах, играх с несложными движениями, хороводах. Дети участвуют в небольших сценках, где их действия сопровождаются комментариями педагога.

Для активизации речи возможны хоровые односложные ответы детей при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок. Каждому ребенку даём возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи.

Сценарии утренников и развлечений занимательные по форме, с обязательным наличием сюрпризных моментов.

Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению. Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных игр в позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.

Для некоторых из них, возможно, музыка в будущем станет профессией. И, без сомнения, по словам П. И. Чайковского, мы должны стремиться к тому, чтобы каждый ребенок, выходя из дошкольного учреждения в жизнь, находил для себя в музыке «опору и утешение».

Заключение

Целенаправленное лечебное применение арттерапии в наше время выделилось в самостоятельное направление, занявшее свою нишу на стыке психологии, педагогики, медицины и искусства сравнительно недавно.        

Предложенный теоретический  материал, раскрывающий психотерапевтическое и психосоматическое воздействие  арттерапии на  ребенка может быть использован  как теоретическая база для построения системы работы в дошкольных общеобразовательных учреждениях:

1. Для наиболее эффективной коррекции эмоционального состояния детей на занятиях  необходимо использовать разные виды арттерапии (музыкотерапию, изотерапию, имаготерапию, сказкотерапию, кинезиотерапию,  и др.) и их интеграцию.

2. Предоставляя возможность ребятам как можно больше общаться с музыкой, сказкой, изобразительным искусством стимулировать развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка.

3. Используя различные виды арттетапии, не ограничиваясь каким - либо одним из них, накапливать  художественно-творческий опыт общения детей с разными видами искусства.

4.Создавать  условия для того, чтобы  каждый ребёнок смог почувствовать радость творчества и уверенность в том, что он способен  постичь смысл произведения, понять содержание и его эстетическую красоту.

Библиографический список

  1. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972. – 348 с.
  2. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. Ч.2. – 400 с.
  3. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
  4. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: 1998. – 114 с.
  5. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Е.А. Медведева., И.Ю. Левченко., Л.Н. Комиссарова., Т.А. Добровольская - М.: Academia. – 2001. – 328 с.
  6. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М.: Изд-во Института психотерапии. 2004. – 213 с.Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: 1965. – 328 с.
  7. Калашников А.А. К вопросу о влиянии функциональной музыки на физиологические показатели и работоспособность при умственной работе // Физиологический журнал. - 1977.-  С 34
  8. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М.: Academia. - 2001 – 328 с.
  9. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей у детей 3-7 лет / Теория и диагностика / М.: Искусство,1993. – 258 с.

10. Шумакова А.В. Программа. Мир музыки и ребенок в нем – Ставрополь: издат. Феникс,1997. – 38 с.

11. М. В. Кисилёва. Арттерапия в работе с детьми.

12. Баряева Л. Б. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно - развивающей среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...

коррекционная работа с детьми с нарушением зрения

в работе раскрыты основные направления и принципы работы с детьми с нарушением зрения в рамках дефектологического сопровождения в ДОУ комбинированного вида; даны характеристики зрительных нагрузок для...

Гимнастика для глаз - многофункциональный метод коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

В статье представлен практический материал - тексты и комплексы гимнастик, а так же рекомендации: какие упражнения и с какой целью нужно включать в комплексы гимнастики для глаз.Статья будет интересна...

Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

В данной статье описывается  использование мультимедийных презентаций  в процессе коррекционной  работы...

Долгосрочный исследовательско-творческий проект «Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения»

Данный материал имеет коррекционную направленность при использовании песка на коррекционных занятиях с детьми с нарушениями зрения...

Гимнастика для глаз - многофункциональный метод коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

гимнастики для глазВ настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества людей, страдающих нарушениями зрения. Всё чаще аномалии зрения встречаются у детей. У части из них данные нарушения –...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...