Проект по сенсорике " Разноцветное настроение"
проект (младшая группа)

Засемкова Ангелина Леонидовна

Наблюдая за детьми по развитию сенсорных способностей в нашей группе, мы выделили недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sensorika_rn.docx97.82 КБ

Предварительный просмотр:

        

Продолжительность проекта

 3 месяца

Тип проекта

среднесрочный

Участники проекта

Дети, воспитатели

Разработчик проекта

воспитатели

Тип  проекта

Познавательно- игровой

Направленность проекта

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Форма проведения

групповая

Финансирование проекта

Не требует финансовых затрат

        

        

                

«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека»Б. Г. Ананьев.

      Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей.

     Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.

     Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

      Главной целью дошкольного учреждения является «всестороннее развитие личности ребенка»: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

      Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5.Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

      Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

      Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

         Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов         Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка.        

Наблюдая за детьми по развитию сенсорных способностей в нашей группе, мы выделили недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

        

Актуальность проекта: Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

- Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

- Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, памяти, внимания и др.

- Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

- Новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах. Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье.

Сенсорное воспитание влияет:• Умственное развитие;• Эмоции;• Развитие самостоятельности;• Развитие отношения к окружающему. Формирование сенсорных эталонов:• Цвет• Форма• Величина

Цель:Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста

Задачи:• Развивать цветоразличение, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

• Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

• Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

• Развивать познавательные процессы;

• Развивать тактильные ощущения

• Развивать мелкую моторику.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап

  1. Изготовление лэпбука «страна сенсорика»
  2. Работа с родителями по оказанию помощи в изготовлений дидактических игр для детей
  3. Анкетирование родителей
  4. Изготовление картотеки дидактических игр

        

Дата реализации:

Вид деятельности

Цель

участники

1 месяц проекта

«Собираем пирамидку».

Упражнять в точном попадании отверстием кольца на стержень. Одноцветная пирамидка из 3-5 колец

воспитанники

«Какого цвета водичка».

Использовать игровую ситуацию для ознакомления с такими свойствами воды, как возможность его окрашивания. Гуашь, специальные стаканчики, наполненные прозрачной водой, белая бумага, трафарет воздушного шарика.

воспитанники

«Домик с большими и маленькими окошками»

Формировать внимание детей на величину предметов (большой, маленький, такой, не такой) Силуэты окошек – дидактические картинка «Домик с маленькими большими окошками».

воспитанники

Разрезные картинки

Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое.

воспитанники

«Центр сенсорного воспитания»

Пополнение центра различными играми

воспитатель

«Найди предмет такой же формы»

учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки

Воспитанники

Рисование красками  «Огоньки ночью»

закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов.

воспитанники

Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки»

Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать

воспитанники

«Прыг – скок по дорожке»

Закрепление знания цветов: красный, синий. Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски красного, синего цветов шириной 4 см, игрушки.

воспитанники

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛЭПБУКА « страна сенсорика»

Повышение педагогического уровня коллег, освоение инновационной технологии

Педагоги ДОУ

Проталкивание предметов  разной формы в соответствующие отверстия

формировать у детей представление о форме предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий, развивать зрительно-двигательную координацию.

д\и Собери шарики в ведерки

знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой – маленький

воспитанники

Консультация «Зачем нужно развивать мелкую моторику».

Повышать уровня знаний по теме

Родители воспитанников

2 месяц проекта

Лепка: "Вишенки"

Продолжать учить умению владеть приемами лепки (отщипывание, раскатывание шарика, сплющивание).

воситанники

д\и Большие и маленькие мячики        

Учить различать цвет и величину (большой – маленький);развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.        Воспитанники

воспитанники

Мастер- класс Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.

Повышение педагогического уровня воспитателей ДОУ

Педагоги ДОУ

папки-передвижки

Повышать уровень знаний по данной теме

Родители воспитанников

Круг, квадрат

учить группировать предметы по форме

воспитанники

Беседы о предметах круглой формы, о фруктах

Побуждать к созданию изображения на основе игровой мотивации

воспитанники

Рисование: "Апельсин"

Способствовать развитию умения детей узнавать и называть оранжевый цвет, дать представление об оранжевом цвете предметов, активизируя при этом все анализаторы. Упражнять детей в технике рисования штампами.

воспитанники

Д.и. «Огурчики и помидорчики»

Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы.

воспитанники

Изготовление «Сухого бассейна» совместно с родителями

Привлечь родителей к изготовлению бассейна для детей. Формировать дружеские отношения в коллективе

Родители воспитанников

Консультация «Сухой бассейн»

Повышение педагогического уровня воспитателей ДОУ

Педагоги Доу

Фотовыставка "Мир сенсорных игр"

Презентация игр для развития сенсорных эталонов у детей

Родители воспитанников

«Овощной магазин»

Учить детей узнавать и называть овощи; называть их цвет и величину.

воспитанники

3 месяц проекта

Подбери фигуру.

Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в  их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.

воспитанники

«Посади бабочку на цветок»

Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер)

воспитанники

Беседы о роли развивающих игр для малышей

Повышать уровня знаний по теме

Родители воспитанников

Кто сказал «мяу»

Учить слушать , узнавая и называя голоса животных

воспитанники

«Что нам привез Мишутка?»

Учить определять форму и размер предмета путем осязательного обследования

воспитанники

Конструирование «красная башня»

Формировать умения конструирования башни из кубиков, выбирая при этом кубики только красного цвета.

воспитанники

«Цветные машинки»

Формировать у детей восприятие цветных предметов, выполнять действие с предметами, подбирать однородные предметы Три – четыре одноцветные машины разной величины (красный, синий)

воспитанники

«Какая машина уедет дальше»

Организовать игру с машинками одного цвета, чтобы выяснить, какая машинка самая быстрая. 2 машинки цветные машинки (красный, синий)

воспитанники

Пальчиковые игры с массажными шариками: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны.

Развивать у детей мелкую моторику рук. Массажные шарики.

воспитанники

Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)

Развивать у детей мелкую моторику рук. Бельевые прищепки (разных цветов, Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.

воспитанники

Заключительный этап:

  1. Изготовление презентации и обобщение работы по проекту
  2. Выступление на педсовете об итогах проекта

1. Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей , создание картотеки дидактических игр.

 2. Сформированные сенсорные представления у детей путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

 3. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.

 4. дидактические игры, сделанные своими руками

5. Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них.

 6. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание проекта "Разноцветное настроение" (подготовительная группа)

Дано описание проекта, реализованного в подготовительной группе детского сада (ознакомление с эмоциональными состояниями, развитие речи, творческая коллективная работа - оформление Книги эмоций)....

Педагогический проект по сенсорному развитию в первой младшей группе «Разноцветное настроение»

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей....

Проект "Разноцветное настроение"

Актуальность темы. Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его вос...

Педагогический проект по сенсорному развитию в 1 младшей группе "Разноцветное настроение".

Педагогический проект по сенсорному развитию в 1 младшей группе «Разноцветное настроение»...

Проект по сенсерному развитию "Разноцветное настроение"

Проект по сенсерному развитию в первой младшей группе на тему"Разноцветное настроение"...

ПРОЕКТ ПО СЕНСОРИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ» для детей 5-6 лет

Актуальность создание проекта        Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет.С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информац...