Организация музыкально-ритмической деятельности в группах компенсирующей направленности
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Колесникова Татьяна Александровна

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» осуществляется работа с детьми, имеющими нарушения речи. У этих детей наблюдается отставание психомоторного развития по степени сформированности двигательных и певческих навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_muz_-ritm._deyatelnosti.docx17.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организация музыкально-ритмической деятельности

в группах компенсирующей направленности

Образовательная деятельность в разделе «Музыкальная деятельность» организуется в процессе проведения фронтальных, подгрупповых занятий, в совместной деятельности, индивидуальной работе по всем видам деятельности, с учётом возрастных особенностей и возможностей здоровья детей. В начале и в конце учебного года проводится мониторинг развития и освоения программы возрастной группы.  При освоении детьми с ОВЗ основной общеобразовательной программы по музыкальному воспитанию осуществляется индивидуально-дифференцированный подход и ограничение физической нагрузки на музыкальных занятиях.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» осуществляется работа с детьми, имеющими нарушения речи. У этих детей наблюдается отставание психомоторного развития по степени сформированности двигательных и певческих навыков. Они отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью.

Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти). У детей с нарушениями речи встречаются следующие проблемы:

  – Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом;

  – Затрудняются в передаче ритмического рисунка.

Эти особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий. Обучение детей проводится по строго продуманному плану на основании общепедагогических принципов.

Музыкальные занятия способствуют коррекции двигательного, речевого, эмоционального и общего психического развития. Для этой работы используется система занятий М.Ю. Картушиной «Логоритмика для малышей», сборник Л.Б.Гавришевой «Логопедические распевки», разнообразные пальчиковые, дидактические и подвижные игры. Основной принцип работы – тесная связь речевого материала с музыкой и движением.

С помощью специально подобранных упражнений, ритмических заданий моторно-эмоциональные реакции детей становятся осмысленными. Музыкально-двигательные упражнения способствуют развитию мелкой и общей моторики, просодической стороны речи, ее координации с движением. В основе занятий лежит восприятие – воспроизведение структур ритма разной модальности (наглядных, двигательных, слуховых, графических). У детей формируются навыки самоконтроля, зрительно-двигательной координации, они учатся подчиняться определенному темпу и ритму в пении и движении.

Роль музыкального руководителя и учителя-логопеда имеет особое значение. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальный и речевой слух;

педагог обеспечивает развитие способности принимать ритмическую сторону музыки, движений, речи;

формирует правильное фразовое дыхание;

развивает силу и тембр голоса ребенка и т.д.

Специфика работы музыкального руководителя

с детьми с ЗПР и ОНР

Содержание

        Развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха; чувства ритма; слухового внимания; пространственной организации движений; мимики; общей и тонкой моторики, речевой моторики.

         Развитие психической произвольности познавательных процессов: развитие эмоциональной сферы;

        Формирование коммуникативных умений и навыков в процессе музыкально –ритмических упражнений и игр; Закрепление двигательных умений и артикуляционного аппарата.

Формы работы

Праздники, развлечения

Игры: музыкально-дидактические, музыкально – ритмические, хороводные, театрализованные;

 - логоритмические игры;

-  ритмические игры;

 - упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

 - этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

 - упражнения на развития правильного дыхания, мелкой моторики;  - развитие артикуляционного аппарата, пространственной организации движений;

  •  - развитие темпа, ритма, пластики движений;

 - развитие общей и тонкой моторики, речевой моторики;

 - инсценирование песен, хороводов.

 Самостоятельная музыкально – игровая деятельность.

Логоритмические занятия.

         Логоритмические занятия проводятся в тесной связи с учителем– логопедом и воспитателями логопедических групп. Они проводятся один раз в неделю.

Цель: преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.

       Фонетическая ритмика– это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произношением специального речевого материала.

    Структура логоритмических занятий:

  Движения под музыку, упражняющиеся в различных видах ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения.

 Танец или хоровод.

 Четверостишье, сопровождаемое движениями.

  Песня.

 Артикуляционная гимнастика.

 Мимические упражнения, психогимнастика.

 Массаж (рук, ног и т.д.), гимнастика для глаз.

 Пальчиковые игры.

  Подвижные, коммуникативные, спокойные игры.

 Игра на музыкальных инструментах.

 Релаксация.

      Каждое занятие имеет свой сюжет, что создает эмоциональную атмосферу, благоприятно влияет на психику ребенка. Каждый вид деятельности непосредственно связан с предыдущим. Для детей такое занятие – игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности детей группы компенсирующей направленности с помощью проектных технологий

Исследовательская деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу....

Организация театрализованной деятельности в группе компенсирующей направленности с детьми ТНР

Организация театрализованной деятельности в группе компенсирующей направленности с детьми ТНР.В нашем дошкольном образовательном учреждение детский сад «Малышок» (с. Бердюжье), функциониру...

«Особенности построения предметно-развивающей среды и организации детской деятельности в группе компенсирующей направленности, реализующей АООП ДО»

В презентации раскрывается тема об особенностях построения предметно-развивающей среды и организации детской деятельности в группе компенсирующей направленности, реализующей АООП ДО. Как влияет на дет...

Организация проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

При организации проектной деятельности возникают трудности, связанные с психофизическими особенностями детей : тотальное недоразвитие всех высших психических функций: речи, восприя...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детейс тяжелыми нарушениями речи, старшего дошкольного возраста на о...

Консультация для воспитателей: Организация опытно-экспериментальной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

 В старшем дошкольном возрасте  у детей на первое место встает проблема развития познавательной активности. Среди возможных средств развития познавательной активност...