Нетрадиционные музыкальные инструменты как способ развития музыкальности детей.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сысоева Наталья Юрьевна

Необычные музыкальные инструменты притягивают внимание детей, вызывают чувства восторга, восхищения и желания музицировать.Для многих детей игра на музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, поэтому помогите малышу раскрыться, проявите немного творчества, фантазии, терпения и вы подарите детям много ярких, незабываемых моментов!

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1 слайд

Нетрадиционные музыкальные инструменты как способ развития музыкальности детей.

2 слайд

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Аристотель писал: «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования».

Музыкальные инструменты возникли в глубокой древности, при археологических раскопках найдены инструменты, относящиеся к 2-3 вв. до нашей эры, которые являются прообразами ныне существующих.

3 слайд

Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных, в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха.

Также были широко распространены различные ударные инструменты (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками внутри).

Потом люди начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд. Духовые музыкальные инструменты использовали звукоизвлечение путем вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже дерево и металл.

4 слайд

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы XX века стал известный музыкальный деятель и педагог Николай Афанасьевич Метлов. Стремился создать четкую систему музыкального воспитания детей, включающую  слушание  музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Подчеркивал важность проведения развлечений и праздников в детских садах. Разработал методику слушания музыки, в которой большое внимание уделяется тщательному отбору инструментальных и вокальных произведений. Он является первым автором программ музыкальных дисциплин по подготовке педагогов-музыкантов и воспитателей детских садов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Провёл большую работу по созданию и по совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд металлофона и ксилофона. Игра на музыкальных инструментах - один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатление дошкольников, развивает их музыкальные способности.

5 слайд Программа воспитания в детском саду наряду с пением, музыкально-ритмическими движениями и слушанием музыки предполагает обучение детей игре на детских шумовых музыкальных инструментах.

Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему, доводя до полного изнеможения педагога. Затем ребенок будет бегать с ним и прыгать. И все это не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Это и есть идея «элементарного музицирования» в его самом прямом проявлении – в невыразительном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.

Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль и расчёска.

Поддерживать этот интерес под силу нам, взрослым, которые окружают ребёнка на всех этапах его формирования как личности. Далеко не каждому человеку от природы дано петь, танцевать, с выражением читать стихи. Не у каждого абсолютный музыкальный слух.

6 слайд

А вот шумовые инструменты позволяют всем детям, не зависимо от способностей, участвовать в музицировании. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям. Мы сегодня поговорим о нетрадиционных музыкальных инструментах с нефиксированным звуком, т. е. звуком неопределённой высоты .

Цель самостоятельной инструментальной игры – импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце – и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного явления. Появляется кикимора – дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят её причитание.

7 слайд

Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.

Создать шумовые игрушки - инструменты можно самостоятельно. Наблюдая процесс изготовления игрушек – самоделок ребёнок начинает понимать, откуда берутся звуки, ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль.
Вовлечение дошкольника в процесс создания детских музыкальных
инструментов даёт ему много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно к звуку, с большей активностью включаться в коллективную деятельность. Главное создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку и творчество. Только  в такой атмосфере может рождаться и совершенствоваться личность. В своей музыкальной практике с детьми, мы используем различные музыкальные инструменты, сделанные своими руками!

8 слайд

Самодельные музыкальные шумовые инструменты, которые можно
изготовить из бросового материала :

Фото «Весёлое семейство». Человечки сделаны из
пустых флаконов, которые наполнены сыпучим
материалом: крупы, макаронные изделия, пуговицы  и т.д.

Фото  Еще один вариант
шумелок – яички
Курочки – Рябы

9 слайд

Фото Не требует дополнительных затрат изготовление
браслетиков из ракушек. Нужно просто
просверлить дырочки в ракушках и нанизать
их на резиночку. Ракушки звенят очень звонко.

10 слайд

Фото Как вариант «музыкального браслета» можно
изготовить из резинок для волос и
небольших бубенцов. С помощью браслетов, можно
создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с
бубенцами и. т. Музыкальные браслеты можно
использовать и при исполнении различных танцев.
Игра на этом «инструменте» отлично развивает
чувство ритма, творчество, моторику.

 «Звонкие погремушечки». Их можно сделать из палочек для суш и бубенчиков из рыбаловного магазина.

11 слайд

Фото А вот этот очень простой в изготовлении,
«инструмент» дети назвали «Лошарик» (ложки – шарик).
Изготовлен он из пластиковых одноразовых
ложек и наполненных горохом, или гречкой
контейнеров изкиндер – сюрприза.

«Маракасы». Маракасы можно сделать из любых емкостей. Внутрь попробуйте насыпать различные крупы, бусинки — звук будет отличаться.

12 слайд

Фото Посмотрите, какие получились барабаны,
совсем как настоящие. Для изготовления барабана
нам понадобятся совсем немного: пластиковое ведро из под майонеза и
цветную бумагу для оформления.

Фото  «Барабаннная установка».Кто бы мог подумать, что лопнувшие воздушные шарики еще пригодятся. Натяните их на баночки — и барабаны готовы!

13 слайд

   Фото  «Ореховые бренчалочки». Эти яркие инструменты легко заинтересуют детей . Они сделаны из резиночки, цветных карандашей, скорлупы грецких орехов, а посередине находится звонкий колокольчик.

«Стучалочки» Как вариант: скорлупа грецкого ореха, а внутри разноцветные резиночки для волос.

14 слайд

Фото Кастаньеты очень любят дети. Их можно сделать
очень быстро и просто из картона и скорлупок грецких орехов.

Фото «Ореховые погремушки». Их делают так: во внутрь двух скорлупок заклеивают толстую нить, затем прикрепляют к деревянной палочке.

15 слайд

Фото  «Волшебные колокольчики». Этот инструмент можно сделать из полипропеленовх труб и разных по размеру и звучанию колокольчиков.

Фото  « Бубен- тамбурин». На пластмассовые кольца крепится футляр от киндер-сюрприза, наполненный любой крупой.

16 слайд

Фото  Красивые шейкеры можно сделать из любых
ёмкостей: детские бутылочки, банки от чипсов:
внутрь насыпать мелкую крупу, сверху раскрасить
или обклеить цветной самоклеющейся бумагой.

Фото  «Там-там» (большая металлическая банка из-под чая, наполненная скрепками или горохом и т.д.)

17 слайд

Такие необычные музыкальные инструменты притягивают внимание детей, вызывают чувства восторга, восхищения и желания музицировать.Для многих детей игра на музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, поэтому помогите малышу раскрыться, проявите немного творчества, фантазии, терпения и вы подарите детям много ярких, незабываемых моментов!

18 слайд

Музыкальные инструменты своими руками - занятие полезное и
увлекательное. Здесь нет четких правил и законов, поэтому любая идея легко
превращается в реальность: раскрашивайте, привязывайте, приклеивайте,
насыпайте, наливайте, экспериментируйте…


Главное – делайте музыку вместе, тогда она и ребёнку , и вам будет
приносить отличное творческое настроение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материл из опыта работы "Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей старших дошкольников"

Материл о музыке, музыкальных инструментах, композиторах. Построенный на слушание музыки, на играх, загадках, рассказах....

Мастер класс для родителей «Игры с музыкальными инструментами, как средство развития музыкально - творческих способностей детей».

Данный материрал преднозначен для родителей, чтобы развивать музыкальные творческие способности детей. Он позволит радостно, весело и с пользой провести время вместе....

Консультация для родителей «Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей детей».

Консультация для родителей о значении игры на детских музыкальных инструментах для развития творческих способностей детей....

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности.В процессе музыкального воспитания детей дош...

«Игра на детских музыкальных инструментах как ресурс развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима. Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и о...

Игры с музыкальными инструментами, как средство развития музыкально- творческих способностей детей

Музыкальные игры помогают освоению различных свойств музыкального звука: силы, тембра, длительности звучания, закрепить названия инструментов и способы игры на них. Полученные в детском саду зна...

Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Значение и роль игры на детских музыкальных инструментах для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...