Статья" Педагогические средства и методика развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность"
статья

Боровилова Виктория Викторовна

Продуктивная деятельность является одним из основных средств развития сенсорных способностей у дошкольников. Сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Педагогические средства и методика развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность

В истории дошкольной педагогики проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

 Педагогический терминологический словарь раскрывает понятие «сенсорное воспитание» как развитие, ориентированное на совершенствование сенсорных процессов, являющихся первой ступенью познания, обеспечивающих переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, а затем к интеллектуальной деятельности.

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Ребенок учится различать не только внешние качества предмета; у него развиваются познавательные и практические действия.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста используется продуктивная деятельность.

Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности – рисование, лепку, аппликацию, конструирование, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят репрезентирующий (моделирующий) характер, то есть отображают особым образом реальный мир. Продуктивная детская деятельность — деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки), обладающего определенными заданными качествами.

Продуктивная деятельность является одним из основных средств развития сенсорных способностей у дошкольников. Сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой. Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликации.

Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Кроме того, это самый первый вид, который осваивается маленьким человечком. Рисование имеет большое значение для сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Дети воспроизводят в рисунке, то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки по представлению или по памяти. Для того чтобы нарисовать, недостаточно только увидеть и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. Для изобразительной деятельности в первую очередь важно развитие зрительного аппарата и осязания. При помощи зрения и осязания мы воспринимаем многие качества предмета: форму, размера, цвет, положение в пространстве. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета, служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, черный. Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции. Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварель, гуашь обладающие разными изобразительными возможностями, техника работы с которыми не вызывает особого труда у детей дошкольного возраста. Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей. В рисовании красками (гуашь и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Прежде всего ребенку необходимо отчетливо представлять, что он будет изображать, а для этого у него должны сложиться разнообразные впечатления о мире. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия.

Для ребенка весьма важно, чтобы окружающие узнали нарисованное, поэтому маленький художник должен представить все основные свойства предмета или явления, которые он хочет изобразить. Такие знания и представления об окружающем мире следует формировать целенаправленно, организуя специальные наблюдения, рассматривая предметы, направляя восприятие ребенка на те или иные свойства и качества объектов, явлений.

 Процесс восприятия должен включать анализ — выделение свойств предметов: их форму, величину, строение, качества (гладкий, шероховатый, пушистый, колючий, теплый, холодный). Воспитателю следует учить детей сравнивать предметы, обращать их внимание на сходство и различие предметов, учить уподоблять одни предметы другим по сходству (как шарик, как огурчик); объединять их, например, по признаку формы (мячик, колечко, серединка цветка — круглые). Будучи познавательным процессом, восприятие связано с другими познавательными мыслительными процессами: анализом, сравнением, синтезом, обобщением. Такая работа способствует интеллектуальному развитию детей и повышает уровень сенсорного воспитания.

Основная задача обучения рисованию — помочь детям познать окружающую действительность, формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами. Чтобы изобразить какой-либо предмет, необходимо передать его форму, детали, соотношение частей. Исследования советских психологов показали, что в восприятии предмета определяющим признаком является форма, которая помогает ребенку выделять один предмет среди других. Ошибки при изображении формы объясняются не столько неправильностью представлений и отсутствием навыков, сколько неумением правильно аналитически воспринимать предмет. Поскольку изобразительные умения у дошкольника еще недостаточно совершенны, нужно постепенно учить детей начинать рисование с целого наброска, так как рисование по частям может неправильно отобразить форму предмета.

В младшем возрасте мы знакомим детей с материалами для рисования, учим приемам проведения прямых, округлых и замкнутых форм, знакомим с основными цветами. На следующих возрастных этапах педагог совершенствует технические навыки, развивает композиционные умения расположения предметов на листе, способности сравнивать и выделять особенности форм. Усложнение заданий связано с дальнейшим развитием детей, расширением опыта, приобретением новых знаний.

 Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в рисовании предметов, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве, выделять главное, планировать свою работу.

Лепка - один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные потребности ребенка. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. 

На занятиях лепкой дошкольники развивают наблюдательность, выделяют главное, характерное, расширяют кругозор. Развивают мышцы пальцев, ловкость рук, воспитывают усидчивость. Важно, чтобы ребенок умел передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.

Как указывают В. В. Косминская и Н. Б. Халезова «руки и пальцы учатся с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого - рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать мир из целого».

В лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает ее своими руками со всех сторон. Чем большее количество анализаторов принимает участие в обследовании, тем более подробным и четким становится впечатление о предметах и объектах окружающего мира. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, устанавливает взаимосвязь между простыми формами, лежащими в основе сложной. В результате этого у него формируются навыки работы обеими руками, умение координировать движение рук, очень активно развиваются мелкая моторика пальцев, глазомер, пространственное мышление. Для занятий лепкой требуется, с одной стороны, развитое ощущение и восприятие, а с другой – лепка сама совершенствует эти ощущения и восприятия.

Детская аппликация — один из видов художественно-изобразительной деятельности, суть которой состоит в создании плоскостного или рельефного изображения при использовании различных материалов (бумаги, картона, ткани, природного и бросового материалов) с помощью различных приемов и техник (присоединения, наклеивания, выщипывания, обрывания, вырезывания, пришивания и так далее) с целью отображения предметов и явлений окружающей жизни.

Аппликация является доступным видом продуктивной деятельности на разных возрастных этапах. Доступность объясняется многообразием приемов, которые имеют разную степень сложности. Обучение аппликации при целенаправленном руководстве со стороны педагога и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов способствует решению ряда важных задач: образовательных (расширяет познавательную сферу дошкольника); развивающих (стимулирует формирование интегративных качеств, эмоциональное развитие, активизирует мыслительные процессы); воспитательных (направлены на формирование личностных качеств, эстетического вкуса и эстетического отношения к аппликации).

В раннем возрасте дети работают с готовыми формами, составляя из них целостную композицию. При этом они учатся соподчинять плоскости элементы в соответствии с замыслом аппликации, успешно овладевают сенсорными эталонами (цветом, формой, величиной). В старшем дошкольном возрасте в аппликации появляется ряд существенных качественных изменений. Дети приобретают разнообразные знания, умения и навыки, пытаются их самостоятельно применять в процессе создания аппликационного образа. А это уже свидетельствует о наличии сознательного подхода к выбору средств, материалов, композиции для реализации заданной темы. Детям этого возраста не сложно вырезать предмет любой формы. Если форма слишком сложная, то они выделяют в ней более простые, а потом из них воссоздают целостный образ. Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов способствует формированию и развитию у дошкольников художественно – графических умений и навыков, мелкой моторики, пространственного мышления. Кроме того, аппликация помогает усваивать знания о цвете и форме предметов, их строении, величине, о принципе композиционных решений.

Мы можем смело утверждать, что аппликация — один из любимых дошкольниками видов изобразительной деятельности. Она позволяет им многократно экспериментировать с композицией будущей работы, переставлять ее компоненты, подбирать детали. Дети приобретают новые знания, умения, навыки, закрепляют представления, полученные в других видах деятельности, раскрывают свои творческие способности.

Знания и умения, приобретаемые в ходе занятий аппликацией, могут использоваться детьми и в других видах деятельности, поскольку они имеют определенную долю универсализма. Так, в процессе создания аппликационного образа малыши приучаются планировать свою работу, а это умение важно в учебной деятельности. Выполнение аппликаций способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, держать в поле своего зрения лист бумаги, вовремя его поворачивать, чтобы получить нужный срез или обрыв.

Занятия аппликацией способствуют развитию сенсорных представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей и величин.

Детское конструирование включает в себя процесс создание построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения. В детском саду применяются такие виды конструирования, как конструирование из наборов конструкторов, бумаги, природного материала. Под детским конструированием мы понимаем сооружение разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.

Возникновение конструктивной деятельности зависит от уровня развития восприятия. Важнейшим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить строение объекта и его частей, учесть логику их соединения. В формировании замысла и выборе способов конструирования дошкольнику помогает не зрительное восприятие само по себе, а специально организованная познавательная деятельность. Ребенок обследует основные свойства предметов: форму, пропорции, величину и прочее, а также характерные конструктивные качества.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. Создавая конструкции из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании (получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций). Во время конструирования из бумаги дети имеют возможность уточнить знания о плоских геометрических фигурах, сравнить их свойства и признаки с объемными формами. При данном виде конструирования дошкольники знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем отгибания, складывания, разрезания, склеивания, в результате чего появляется новая объемная форма. Работа с природным и бросовым материалами способствует проявлению способности выделять новую функцию в предмете и объекте, позволяет преобразовать его, получив совершенно иной конструктивный образ, формирует первые трудовые навыки.

В дошкольном учреждении выделяют три типа конструктивной деятельности: по образцу, условиям и замыслу. Все типы взаимосвязаны между собой и развивают сенсорные способности. Для конструирования используют напольный и настольный строительный материал, конструкторы, имеющие способы соединения различной сложности. В настоящее время огромной популярностью в работе педагога пользуется LEGO – конструирование.

Художественный или ручной труд тесно связан с конструированием и аппликацией. Дошкольники создают атрибуты к играм, элементы костюмов, декорации, некоторые виды театра. Изготавливают украшения и подарки.

В дошкольном возрасте в связи с овладением продуктивными видами деятельности у детей складываются сложные действия восприятия, с помощью которых ребенок познает специфику обследуемого предмета. Прежде, чем что – то нарисовать, слепить или сделать аппликацию, необходимо рассмотреть предмет и выделить его особенности.

Обследование - основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания.

В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи: что-то нарисовать, построить. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительские умения и навыки (действовать карандашом, красками, складывать кубики), но и умения предварительно рассмотреть тот предмет, который должен быть воплощен в рисунке или в конструкции. Дети, как правило, еще не умеют самостоятельно достаточно полно и правильно рассматривать предметы, тем более, что поставленная перед ними практическая задача что-то нарисовать, построить воспринимается как главная, и они стремятся как можно скорее перейти к ее осуществлению. Поскольку при этом процесс предварительного ознакомления с предметом фактически дети игнорируют, то возникают существенные затруднения: дети делают много ошибок или даже вообще не могут выполнить задание. Задача педагога на этом этапе сенсорного воспитания состоит в том, чтобы подвести детей к осознанию необходимости предварительного подробного ознакомления с предметом, организовать обследование этого предмета до начала продуктивной деятельности.

Обследование предметов должно проводить по-разному, в зависимости от цели. Так, например, при обследовании предмета перед конструированием главное внимание обращается на его конструкцию, на основные узлы креплений. При этом предмет рассматривается с разных сторон, что необходимо для правильного восприятия его объемной формы.

При обследовании предмета перед изображением в рисунке главное внимание детей обращается на контур, его основные части. При этом предмет рассматривается только, с одной стороны.

Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:

  • восприятие целостного облика предмета;
  • вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (форма, величина и так далее);
  • определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа);
  • вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
  • повторное целостное восприятие предмета.

Обучая детей обследовательским действиям, воспитатель показывает само действие, называет его и то чувственное впечатление, которое было результатом обследования (нажала на предмет, он твердый). Затем предлагает детям повторить обследование предмета, воспроизводя показанное действие, называя его и то качество, которое выделено в результате. На этом этапе, чтобы отчетливо определить то или иное качество и отделить его от сопутствующих, целесообразно использовать прием сравнения данного качества с противоположным, которое выделяется теми же обследовательскими действиями.

Сравнение – это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями, это своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов. Подчеркнем, что сравнение, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений), способствует формированию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний [34]. Ознакомление детей с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Для ознакомления с геометрическими формами воспитатель показывает прием обведения контура фигуры, учит ощупывать фигуру, проводить ладонью по поверхности. Затем при освоении группировки каждая фигура сопоставляется с рядом предметов сходной с ней формы, предметы (или их изображения) группируются вокруг соответствующих фигур. Организуя ознакомление с величиной, воспитатель побуждает детей использовать для оценки размера прием наложения или приложения. По мере накопления опыта сравнения предметов по размеру оценка осуществляется ребенком на глаз, ее правильность проверяется приемами приложения (наложения), постепенно увеличивается количество предметов для сравнения до 3–5, между ними устанавливается соответствие по размеру (от самого длинного к самому короткому, от самого большого к самому маленькому). Цвет распознается приложением предметов друг к другу, наличие границы показывает разность цвета. Воспитатель создает условия для группировки детьми предметов, различающихся по форме, величине, материалу, назначению, но имеющих одинаковый цвет. Это важно, так как в этих условиях происходит отделение (абстрагирование) качества от конкретного предмета, что является исходным моментом для перехода к новому этапу — формированию обобщенных представлений о разных свойствах. Таким образом, в отечественной науке выделяют два метода сенсорного развития – обследование и сравнение.

В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов.

Цель 1-го этапа является вовлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь слепить, нарисовать, построить, сделать какой-то предмет, который должен быть похожим на образец или удовлетворять определенным требованиям. Взрослый помогает детям выделить, увидеть, осознать то свойство, которое должно учитываться в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения особенностей и свойств предметов.

Цель 2-го этапа - накопление представлений о сенсорных признаках и обучение детей перцептивным действиям. В процессе обучения воспитатель называет и показывает перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое стало результатом исследования. Затем воспитатель предлагает детям все это повторить. Самое главное - организовать многократные упражнения в выделении разных качеств. При этом необходимо следить за точностью способа, который использует ребенок, правильностью словесных обозначений.

Цель 3-го этапа - развитие представлений об эталонах. Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Детей учат сравнивать предмет с эталоном, учат использовать освоенные эталоны качеств для анализа предметов, замечать сходство и отличие.

Цель 4-го этапа - формирование условий для самостоятельного применения детьми усвоенных навыков и знаний в организации собственной деятельности.

Огромную роль в сенсорном воспитании играет планомерность обучения детей, которая является одним из основных принципов решения комплекса воспитательно – образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Лишь при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу сенсорного воспитания детей. При планировании занятий по ознакомлению с формой, величиной, цветом предметов учитывают уровень развития и возраст детей.

Ещё одним важным принципом в методике сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является принцип последовательности, обусловливаемый в ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — формой и величиной предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

Важным также принципом организации процесса обучения является систематичность. В дошкольном возрасте усвоение знаний, в равной мере, как и развитие умений, должны осуществляться систематически. В связи с тем, что большой перерыв между занятиями нежелателен, возникает надобность закрепления у детей приобретенных знаний, умений в самостоятельной деятельности и на занятиях по продуктивной деятельности.

Рассмотрев вопрос о средствах и методах сенсорного воспитания можно сделать вывод, что в ходе продуктивной деятельности дошкольников на каждом возрастном этапе решаются свои задачи сенсорного развития.

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Освоение сенсорных эталонов – это одна из сторон развития ребенка в освоении свойств предметов. Вторая сторона, непрерывно связанная с первой - совершенствование действий восприятия.

Для детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания является формирование сенсорных процессов ребенка в системе продуктивной деятельности на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.

Ребенок вступает в старший дошкольный возраст, владея действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Во время постепенного перехода от раннего дошкольного возраста к старшему, под влиянием продуктивной деятельности, у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности.

На данном возрастном этапе педагогом создаются условия для закрепления навыков использования обобщенных способов обследования объектов посредством системы сенсорных эталонов, перцептивных действий. Дети продолжают учиться устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применять различные средства познавательных действий. В старшем дошкольном возрасте, содержание сенсорного воспитания направлено на развитие сенсомоторных способностей, совершенствование координации рук и глаз, развитие мелкой моторики рук. Педагогом ведется работа по развитию умения созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направлять внимание на более тонкое различение их качеств.

В старшем дошкольном возрасте ребенок должен знать основные фигуры: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал, трапеция, ромб, пятиугольник и их разновидности. Главное - чтобы ребенок мог различать их.

Так же на данном возрастном этапе у детей складывается представления о длине, ширине, высоте и пространственных отношениях между предметами, что очень важно при построении композиционных работ.

Далее перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия осуществляются теперь при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами. В старшем дошкольном возрасте, дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью развернутых ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. К завершающему этапу дошкольного образования перцептивные действия становятся более скрытыми, свернутыми и сокращенными, процесс восприятия, со стороны, кажется пассивным. На деле он протекает в основном только на подсознательном уровне. Старшие дошкольники довольно быстро узнают интересующие их свойства объектов, отличают одни предметы от других, выясняют существующие между ними связи и отношения. В результате всего выше перечисленного, внешнее перцептивное действие превращается в умственное.

К семи годам дошкольник, как правило, должен уметь последовательно обследовать сложные формы предмета, при это еще может использоваться прием обведения контура предмета и его частей. Данный прием помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами.

Обучение восприятию величины предметов главным образом должно быть направлено на развитие глазомера. Уровень глазомерных действий у детей необходимо повышать в ходе целенаправленного обучения. Глазомер развивается в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, в лепке, когда делит комок пластической массы, чтобы его хватило для всех частей предмета, в аппликации, рисовании.

Наиболее сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой. Выделение элементов таких структур, а также анализ связей между этими элементами обеспечивается аналитическим восприятием. Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка старшего дошкольного возраста нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных.

В старшем дошкольном возрасте благодаря продуктивными видами деятельности у детей складываются сложные действия восприятия, с помощью которых ребенок познает специфику обследуемого предмета. Так, пытаясь воспроизвести в рисунке, конструкции, аппликации сложную форму предмета и еще не умея достаточно детально воспринимать эту форму, ребенок действует путем проб. Созданные им рисунки, конструкции, аппликации представляют собой более или менее точные модели предметов. Соотнося эти модели с предметами, ребенок (как правило, под руководством взрослых) замечает ошибки, несоответствия, учиться их исправлять.

В процессе обучения старших дошкольников продуктивным видам деятельности параллельно происходит обучение действиям восприятия, что несомненно обогащает эти виды деятельности. При специальном руководстве развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформированы важные сенсорные способности: точный глазомер, зрительная оценка, пропорция, чувства ритма.

От точности и гибкости восприятия зависит отсутствие трудностей, с которыми сталкиваются дети при поступлении в школу. Особенная задача стоит перед освоением пространственных отношений, так как именно умение видеть пространственное расположение предмета или знака на бумаге – специфические требования учебной деятельности первоклассника. Готовность ребенка к школьному обучению зависит от его сенсорных способностей, которые формировались на протяжении дошкольного детства, в том числе, посредством продуктивной деятельности. От уровня сенсорного развития зависит успешность в написании букв, построении чертежей, изготовлении поделок на уроках ручного труда. Дети учатся управлять движениями, совершать определенные манипуляции с карандашами, кистями, изображать реальные и воображаемые предметы, работать с мелкими деталями конструкторов, все это непосредственным образом совершенствуется в продуктивных видах деятельности. Процессы рисования и письма имеют внешнее сходство: и в том, и в другом случае это графическая деятельность с орудиями, оставляющими следы на бумаге в виде линий. Необходимо овладеть написанием элементов букв с учетом их расположения в пространстве: на линейках и клеточках. Освоение сенсорных эталонов в ходе изобразительной деятельности и умение выделять их из окружающей обстановки, определять термином помогает будущим школьникам овладеть математическими понятиями на уроках математики, совершенствование глазомера и конструктивных способностей в процессе занятий конструированием из различных материалов в детском саду подготавливает ребенка к усвоению технических дисциплин в школе.

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность, а именно бумагопластика

Развитие творческих способностей  детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность, а именно бумагопластика...

План по самообразованию на тему "Развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста через продуктивную деятельность

Дошкольный возраст – это тот период, когда продуктивная деятельность чаще всего проявляется почти у всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у ...

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности»

Необходимость развития творческой активности детей, как основного качества зрелой личности, обусловлено современными требованиями общества и образования. Следует воспитывать личность, способную самост...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста играет важную роль в их общем становлении и будущем успехе. Продуктивная деятельность, основанная на эстетическом восприятии и самовыражен...