«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности»
материал

Коптелова Мария Михайловна

Необходимость развития творческой активности детей, как основного качества зрелой личности, обусловлено современными требованиями общества и образования. Следует воспитывать личность, способную самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творческого потенциала ребенка, его воображения. Одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения является создание благоприятной образовательной среды, выбор оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческой активности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_-_provereno.docx120.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 194 г. Челябинска»

Реферат на тему:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности»

Подготовила:

Воспитатель первой квалификационной категории

Коптелова Мария Михайловна

Челябинск,2023

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности        5

1.1        Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности        5

1.2   Педагогические условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности        12

Глава 2Практические аспекты проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности        21

2.1 Материалы для проведения диагностики развития творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности        21

2.2 Перспективно-тематическое планирование по развитию творческих способностей детей в продуктивной деятельности        28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        37

Приложение 1        39

Приложение 2.        46

ВВЕДЕНИЕ

Необходимость развития творческой активности детей, как основного качества зрелой личности, обусловлено современными требованиями общества и образования. Следует воспитывать личность, способную самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творческого потенциала ребенка, его воображения. Одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения является создание благоприятной образовательной среды, выбор оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческой активности дошкольников [1].

В современной педагогической науке проблема становления творческой личности является на протяжении длительного времени одной из самых важных. Поиски путей организации жизни детей таким образом, чтобы ребенок мог реализовать свои фантазии, познавательную и творческую активность, постоянно находятся в центре внимания ученых, исследователей и педагогов-практиков. Исследователи данного направления подчеркивают, что творчество ребенка не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.

Создать условия для формирования художественно-эстетической культуры личности, особенно важно в дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития ребёнка. Работа с разными материалами является такой продуктивной деятельностью, в результате, которой дети дошкольного возраста могут не просто создавать разнообразные поделки и игрушки, выполнять плоскостные и объемные композиции, но и выражать свое отношение к окружающему.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема определения педагогических средств, для развития творческих способностей дошкольников, в частности, в продуктивной деятельности.

Цель исследования: изучить теоретические основания развития творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

Объект исследования: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

Исходя из цели, объекта и учитывая специфику предмета исследования, определили следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  2. Выявить педагогические условия для развития творческих способностей в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.
  3. Составить перспективный план развития творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • анализ психолого-педагогической литературы;
  • изучение педагогического опыта;
  • наблюдение за творческой деятельностью детей;
  • беседы с детьми;
  • беседы с родителями.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Джо Пол Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [4]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть, как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет творческие:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [14].

В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории [13].

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности [10].

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" впервые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей развития. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.

Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Б.П. Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Б.П. Никитина, именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей [15].

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Таким образом, творческие способности представляют собой, сплав многих качеств и вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.


1.2   Педагогические условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности

Основная задача педагогов ДОУ – создание условий для полноценного, всестороннего развития детей. Развитие творческих способностей ребенка – это не развитие креативного интеллекта, а развитие творческой личности.

Творчество – это деятельность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе которых создается новое, никогда ранее не существовавшее (философский словарь). Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения.

Е.А.Флерина  утверждает, что «Детское… творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности. Отражение, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинки и другие виды искусства…».

 Н. П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».

Под способностями в отечественной науке понимаются индивидуально-психологические способности человека, имеющие отношение к успешности выполнения той или иной деятельности. Способности не являются врожденными, они развиваются под воздействием внешних условий. В вопросах развития способностей отечественная педагогика и психология исходят из того принципа, что способности проявляются и развиваются именно в той деятельности, для осуществления которой они нужны и формируются в процессе целенаправленного обучения при условии руководящей роли педагога[6].

Наиболее эффективными средствами развития творческой личности являются приобщение к искусству и изобразительная деятельность ребенка в детском саду и школе. Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка Приобщение ребенка-дошкольника к искусству важно для всего детского развития, т.к. при этом приобретается социокультурный опыт. Благодаря общению с искусством ребенок узнает о разнообразии художественных материалов, педагог знакомит ребенка с различными видами и жанрами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, архитектурой, декоративно – прикладным искусством. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует пред ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанию их использовать.

А. А. Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка». В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчество».

Для развития творческих способностей у ребенка необходимо создавать определенные педагогические условия. Педагогические условия развития творческих способностей детей. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариантность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Возможно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применять усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание сознательно трудиться. Рисование, лепка, аппликация как виды художественной деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу-вверх, потому, что оно так растет, а домик - вот так» и т. п.) а что случится, если делать по-другому? Кто от этого пострадает? Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявлять творческие способности[7].

Следующим условием является учет индивидуальных особенностей развития. В чем же проявляется индивидуальные способности детей в изобразительной деятельности? Прежде всего, в характере протекания психических процессов, лежащих в основе творческого труда: восприятия, представления, мышления, воображения. Они связаны также с чертами характера и темпераментом ребенка, склонностью и направленность его личности. Индивидуальные различия между детьми обнаруживаются в формировании перспективных действий, прежде всего в восприятии предметов и явлений окружающего мира, исследования педагогов и психологов (Л. А. Венгер, Т.С. Комарова, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.) доказывают, что детское восприятие индивидуально. Различия могут быть связаны с особенностями типа нервной системы ребенка, а также отличаются чертами характера. Одни дети спокойны, уравновешенны: все, за что берутся, делают серьезно, основательно. Другие дети подвижны, у них неустойчивое внимание, они быстро переключаются с одного действия на другое. Особенности подхода ребенка к изобразительному творчеству определяются и тем, к какому содержанию он отдает предпочтение, какие предметы стремится отразить в рисунках, лепке, аппликации. Индивидуальные различия между детьми проявляются и в том, как они овладевают изобразительными умениями и навыками. Кто-то осваивает их легко, схватывая правильные приемы работы с первого показа, но таких детей не много; большинству, же требуется определенное время и упражнения.

Выявив различное отношение детей к изобразительной деятельности и разный уровень требований к своим рисункам, педагог определяет индивидуальный подход и направления развития детей.

Первое направление – предупреждение и устранение пробелов в усвоении детьми содержания, средств и способов деятельности и определение оптимального пути «выравнивания» отстающих с теми, кто хорошо освоил деятельность.

Второе направление заключается в углублении и расширении возможностей тех детей, которые проявляют более высокие способности. Оно ставит целью формирование индивидуальности, своеобразия и тем самым не позволяет уравнивать детей в изобразительной деятельности, придерживая их на среднем уровне. Индивидуальные различия определяют и характер действий педагога по отношению к тому или иному ребенку (Соблюдение принципа индивидуально – дифференцированного подхода).

Следующее педагогическое условие – бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Об индивидуальном подходе к детям важно помнить и при рассматривании и анализе детских работ в конце занятия. Дети, быстро и легко овладевающие изобразительной деятельностью, как правило, выполняют задания на хорошем уровне, творчески решают поставленные задачи. Высокая оценка их работ, частая похвала могут привести к тому, что у ребенка развивается самоуверенность. И вот уже он говорит, что у него всегда получается лучше, чем у всех, начинает думать о своей исключительности. По-видимому, в подобных случаях целесообразнее предъявлять к детям более высокие требования не следует, и спешить с похвалой. Гораздо полезнее найти время и индивидуально обсудить с ребенком, что можно было бы сделать, чтобы его рисунок, лепка были еще лучше, совершеннее[2].

В других случаях, когда дети овладевают навыками и умениями с большим трудом, они не всегда могут создавать воображение в соответствии с поставленными требованиями. Не нужно упрекать их в присутствии товарищей. Это может вызвать негативное отношение к занятиям изобразительной деятельностью, заронить неуверенность в себе. Правильнее было бы поговорить с ребенком отдельно. Если у него что-то не получается, недостаточно сформированы какие – то навыки, следует уделять ему больше внимания на занятиях, используя дополнительный показ или упражнения. Если этого окажется недостаточно, можно позаниматься с ребенком индивидуально в свободное время. Даже самые маленькие успехи таких детей необходимо отличать при всех во время просмотра работ. Рассматривая детские рисунки, лепку, аппликацию и готовясь давать им оценку, важно помнить, какие усилия вложил в работу тот или иной ребенок, не спешить хвалить тех, у кого выполнение задания не требовало много сил, кому было легко и просто. Лучше отличить детей, которые очень старались и преодолели определенные трудности. Мотивация.

Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтают об этом. А как добиться такого эффекта? Следует заинтересовать детей, создать мотивационные предпосылки для творчества. Например, занятие по замыслу может начаться с того, что воспитатель устраивает в группе выставку детских рисунков, на которых изображены различные предметы, сюжеты. Собрав всех около стенда, доски или стены, где развешаны рисунки, педагог обращает внимание детей на то, какие красивые картинки они научились рисовать. Каждый рисунок рассматривается; воспитатель спрашивает, что на нем нарисовано. Как правило, такая выставка вызывает у детей чувство радостного удивления, потому, когда педагог спрашивает, хотят ли нарисовать еще, они с радость соглашаются. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать себе бумагу (листы разного цвета лежат у него на столе) и подумать, что он хочет нарисовать, какие краски ему понадобятся. Представленные на выставке рисунки дают толчок детскому воображению; все, как правило, рисуют то, что хотят, и с большим интересом.

 Разнообразие следует предусматривать и в отборе тем, предлагаемых для рисования, лепки, аппликации. Так, научить малышей изображению предметов той или иной формы можно на разном предметном содержании.

Одним из существенных недостатков организации занятий по изобразительной деятельности следует считать ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации и лепки; небольшое число используемых детьми способов изображения. Некоторые считают, что детям не стоит показывать разнообразную технику изображения, что это, дескать, формализует, засушивает детское творчество. Однако, такое мнение ошибочно. Дети любят новизну, им интересны разные приемы рисования, и далеко не все могут самостоятельно выделить и воспроизвести определенные способы изображения.

Для обработки способов изображения и выразительного применения различных изобразительных материалов можно использовать образные игровые упражнения и разнообразие игр. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает личностно значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ее более высокую эффективность. Можно придумать множество игровых ситуаций. «Построим сказочный дом для новых кукол», «Оформим наш уголок природы». Игровая форма занятия захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, т.к все дети объединяются общей целью, единым положительным отношением к изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность естественно связывается с игрой через игрушку. Изображая своих любимых мишек, кукол, зайчат, ребенок переживает те же добрые, радостные чувства, что и при игре с ними. А это в свою очередь вызывает стремление лучше изобразить любимцев, а творческий процесс приобретает эмоционально – положительную окраску[7].

Особую роль в развитии творческих способностей дошкольников играет развивающая предметно-пространственная среда – «пространство творчества» как на занятиях, так и в повседневной жизни. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. (п. 3.3.4.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования был разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).Для того чтобы научить детей разнообразным композиционным решениям, необходимо предоставлять им для выбора бумагу разного формата. Листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга(тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно ребенок начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изобразить. Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для творческой деятельности, продумывать колорит для будущего творения.

В детском изобразительном творчестве также могут использоваться разнообразные краски, гуашь, кисти, карандаши, сухая и масляная пастель, уголь, сангина, восковые мелки, фломастеры, шаблоны, лекала. Для лепки и аппликации: бумага белая, цветная, картон, бархат, мелованная и т. д., пластилин, тесто соленое, глина, стеки, доски, салфетки, кусочки ткани разной фактуры, клей, ножницы и т. д. Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделают работы более интересными, творческими, разнообразными.

Неинтересные занятия, нарушение ряда дидактических принципов образовательной деятельности, неправильное руководство детским творчеством обусловлены и недостаточным уровнем квалификации педагогов. Некомпетентные наставники, прежде всего, понимают личную готовность к занятию только как подготовку материалов, ознакомление с методическими рекомендациями или уже разработанными кем-то конспектами занятий. А между тем, профессиональный педагог строит каждое занятие с учетом личных наблюдений, опыта, прочитанных книг, изученных художественных альбомов, иллюстраций – иными словами, с опорой на все, что может помочь в поисках творческого разнообразия решений. Низкий уровень квалификации педагога определяет формальный, нетворческий подход к организации занятий: используются одни и те же методы и приемы обучения, в работу не включаются игровые приемы и ситуации, часто дается непосредственный прямой показ способа изображения, в результате чего у детей образуется установка на то, что рисовать, лепить или делать аппликацию можно только после того, как воспитатель продемонстрирует, как это надо делать. Не продумывают педагоги и варианты занятий[8].

Изобразительная деятельность как часть образовательной работы с детьми должна соответствовать дидактическим принципам. Однако применительно к изобразительной деятельности детей, общедидактические правила рассматриваются в качестве основы обучения, не формально, а с учетом специфики изобразительной деятельности. Поэтому на первое место выдвигаются те принципы, которые в руководстве развитием детского художественного творчества являются определяющими.

Осуществляя руководство изобразительной деятельностью, необходимо помнить о ее специфике – это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это – художественно-творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желание создать изображение, картинку, прикладывая усилия, мысли и физические усилия. Без этого успех невозможен. Немаловажным условием для развития творческих способностей у дошкольников является общение с искусством. В настоящее время сложились объективные основы и предпосылки для развития творческих способностей дошкольников в целостном педагогическом процессе, который можно рассматривать как объективное условие совершенствования творческих способностей. Каждый ребенок включен в эту объективно существующую педагогическую реальность. Вместе с тем в любом педагогическом процессе можно выделить вариативную составляющую условий субъективного характера[3].

Глава 2 Практические аспекты проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности

        2.1 Материалы для проведения диагностики развития творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Эго возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе, или, когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Важно отмстить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

  • наблюдение;
  • решение проблемной ситуации;
  • беседа с детьми дошкольного возраста.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  • подгрупповая;
  • групповая.

В качестве тестового задания было выбрано задания дорисовывания кругов. Выбор диагностического задания был продиктован следующими соображениями: оно является частью задуманной программы, направленной на развитие детского изобразительного творчества и в связи с этим стимулирует творческие способности детей и дает детям возможность эксплицировать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт. Задания должны быть в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг), отразить сложности творческого процесса. На альбомном листе бумаги нарисованы графитным карандашом 6 кругов одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагается подумать, чем может быть каждый круг, и дорисовать.

Результаты выполнения детьми задания оцениваются по 3-х бальной системе.

Оценка 3(высокий уровень) ставится тем детям, которые наделяют оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного или близкого образца.

Оценка 2(средний уровень) ставится тем детям, которые наделяют образным содержанием все или почти все круги, но допускают почти буквальное повторение (например, цветочек или мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, солнышко и т.п.).

Оценка 1(низкий уровень) ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполняют не до конца и небрежно.

Достаточно широкое применение для диагностики творческих способностей воспитанников получил тест Э. Торренса. Тест разбит на три группы или, как говорится в этой методике, батареи:

– вербальную;

– изобразительную;

– звуковую.

Для диагностики творческих способностей к изобразительной деятельности легко адаптируется вторая – изобразительная батарея этого теста. Оценка результатов проводится по следующим критериям:

  • Скорость и беглость – количество ответов.
  • Гибкость – степень разнообразия ответов.
  • Оригинальность – редкость идей.
  • Тщательность разработки идеи – детализация ответов.

Все тестовые методики не являются абсолютным показателем развития личности. Они только констатируют достигнутый уровень в очень узком диапазоне исследований способностей человека. Наибольшие затруднения в применении тестовых методик вызывает их некоторая всеобщность: творчество воспитанников оценивается вообще, а не применительно к особенностям творческих способностей в изобразительной или иной художественной деятельности. Другая трудность заключается в неоднозначности интерпретации полученных результатов, что, безусловно, снижает уровень объективности исследований.

При всём своём несовершенстве тестовые методики успешно используются как учёными, так и педагогами – практиками.

Предлагаемые тесты можно разделить на две большие группы: изобразительные и вербальные. Учитывая специфику возраста, мы попытались предать тестам-заданиям по возможности игровую форму. Изобразительная группа тестов начинается с серии заданий «Чудесная линия». Время исполнения заданий – 10 минут:

1. Серия заданий «Чудесная линия»

1.1 Тест-игра «Закорючка». Тестирование проводится индивидуально. Ребёнку последовательно предлагается десять рисунков-закорючек. Задача ребёнка, каждую закорючку дорисовывать так, чтобы получился конкретный узнаваемый образ. Результаты теста отражают творческие возможности воображения и образной памяти ребёнка. Задание оценивается в баллах: за каждый дорисованный образ – 1 балл, если вариантов нет – 0 баллов.

1.2. Тест-задание «Что попало в сеть?». Тестируется группа детей. Воспитанникам предлагается закрыть глаза и на листе бумаги начертить, не отрывая руки от листа, линию, проводя её в любых направлениях и придавая ей любой графический характер. Дети открывают глаза и должны найти в получившейся сети свой улов: предметы, человека, растения, животных и т.д. Найденный образ заштриховывается. Оценивается оригинальность и разнообразие образов. Простые, примитивные изображения оцениваются от 0 до 3-х баллов. Изображения более сложных образов оценивается от 4 до 7 баллов. Сложные, сюжетные изображения, оригинальные ракурсы, изображения пейзажа получают оценку от 8 до 10 баллов. Данный тест-задание можно проводить под музыку. Рука ребёнка реагирует на восприятие музыки и вычерчивает линию, опираясь на слуховые ощущения.

Возможна стандартизация этого теста. Как вариант предлагается «сеточка», заданная педагогом, что позволяет более объективно относиться к полученным результатам.

1.3. Тест-игра «Геометрический человек». Педагог предлагает нарисовать человека, который живёт в стране «Геометрии». Для его изображения можно использовать точку, прямые линии и геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник. Вариантом этого теста могут быть «геометрические» животные и птицы. Как и в предыдущем задании, баллы в зависимости от сложности проставляются от 0 до 10. Предлагаемые в этой серии тесты-задания достаточно полно отражают способности восприятия линейного контура, способности «достраивания», «продолжения» линейного образа. Количественная и качественная оценка итогов тестирования может быть иной, возможно, более сложной или критериально более многоплановой.

2. Серия заданий «Волшебная клякса»

Следующую серию заданий я объединила названием «Волшебная клякса». Тесты этой серии восходят к классическим чернильным пятнам Роршаха. Они рассчитаны на выявление уровня развития воображения.

2.1. Тест-задание «Дорисуй». Ребёнок должен увидеть в силуэте кляксы или комбинации нескольких клякс определённый образ и дорисовать его, сделав более выразительным, узнаваемым. Тест легко стандартизируется, если детям одной возрастной группы предъявляются одинаковые кляксы. Возможен как чёрно-белый вариант этого теста, так и цветной. Оценка результата этого теста аналогична первому тесту в серии «Чудесная линия».

2.2. Тест «Игра в прятки». В предлагаемом воспитанникам чёрном или цветном пятне они должны увидеть «спрятанный там конкретно заданный образ». Пятно можно поворачивать. При дорисовке используется минимум средств. Оценивается оригинальность и выразительность решения.

3. Серия заданий «Отпечатки»

Следующая группа заданий – «Отпечатки» является наиболее показательной при бесконечном разнообразие цвета и фактуры отпечатка стимулирует продуцирование самых разнообразных образов. По сложности обработки и интерпретации результаты этого задания выходят на первое место. Субъективность качественной оценки полученных результатов – наибольшая.

3.1. Тест-задание «Отыщи картинку». Воспитанникам предъявляется цветной отпечаток (два, три или более цветовых тона), образованный как сближенными, так и контрастными сочетаниями цветов. Целью задания является поиск наибольшего количества изобразительных образов. Чем сложней увиденный образ, тем большим количеством баллов он оценивается. Это задание позволяет использовать все три критерия творческого мышления: легкость и беглость, гибкость, оригинальность.

3.2. Тест-игра «Маэстро». Задание является вариантом предыдущего теста. Детям предлагается поиграть в великих художников – стать маэстро живописи. Предлагаемые отпечатки являются «картинами» их учеников. Несколькими выразительными штрихами маэстро должен преобразить картину ученика так, чтобы возник оригинальный и выразительный образ. Задание является завершающим в серии и наиболее показательным с точки зрения художественной направленности мышления ребёнка. Интерпретация результатов может быть аналогичной предыдущим тестам, но могут быть и иные подходы; экспертная оценка (экспертами выступают воспитанники студии или педагоги), ранжирование и т.д.

Каждый педагог может найти удобную для себя систему обработки тестов, являющейся достаточно убедительной и наглядной для других, ведь всё, чем занимается ребёнок в детстве, он делает творчески: двигается ли, общается, играет, исследует мир. Но не всегда сам процесс творчества и его результаты заметны окружающим. Поэтому детские рисунки – уникальный способ понять, как ребёнок видит мир. А главное – они помогут сохранить материальные свидетельства того, как развивались его навыки и творческие устремления.

В проведения диагностики продуктивной деятельности (рисования) учувствует группа детей в возрасте 5-6 лет, в количестве 15 человек, которые посещают старшую группу МБДОУ «ДС №194 г. Челябинска».

Данные анализа результатов выполнения диагностических заданий показали, что в старшей группе МБДОУ «ДС №194 г. Челябинска» были получены разные результаты. 46% детей этой группы имеют высокий уровень развития творческих способностей в изобразительной деятельности. Эти дети изображали сложный сюжет, размещали изображение на листе в соответствии с их реальным расположением, соблюдали пропорции в изображении, грамотно строили композицию рисунка; передавали движение героев; использовали в создании образа, в рисунке большое разнообразие цветов и оттенков; передавали признак необычности, сказочности.

20% детей имеют средний уровень развития творческих способностей в изобразительной деятельности. Дети создавали сюжетное изображение, используя разнообразные композиционные решения, различные цвета и оттенки, а также передачу характерных поз, динамику или статику, жесты, мимику, существенные детали, но не передавали в композиции трехмерность пространства.

40 % детей группы оказались с низким уровнем развития творческих способностей в изобразительной деятельности. Дети затруднялись передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета, несколько нарушали пропорции в изображении, использовали только 1-2 цвета; техническими и изобразительными навыками пользовались недостаточно осознанно и самостоятельно, творчество не проявляли. У них преобладало изображение предметов в статике.

Таким образом, проведя, диагностику детей, мы сделали вывод, что у большинства детей в старшей группе МБДОУ «ДС № 194 г. Челябинска» слабо развиты творческие способностей в рисовании. Для развития творческих способностей необходимо решать следующие задачи:

  • Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.
  • Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей:
  • отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами;
  • продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;
  • переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

        2.2 Перспективно-тематическое планирование по развитию творческих способностей детей в продуктивной деятельности

Планирование в старшей группе МБДОУ «ДС №194 г. Челябинска» осуществляется в соответствии с методикой Т.С. Комаровой и И.А. Лыковой.

В сюжетном рисовании:

        1.Подводить детей к созданию сюжетных компартий на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка!», «Где обедал воробей !?» и др.).

2.Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.

3.Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали другдруга (растущие перед домом деревья частично его загораживают и т. п.).

В предметном рисовании:

  1. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.  
  2. Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день —наклоняться и т. д.); передавать движения фигур.
  3. Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали).
  4. Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).
  5. Вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
  6. Закреплять умение рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).
  7. Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии всем ворсом, тонкие - концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
  8. Знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, poзовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании -акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.

В декоративном рисовании:

1. Предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов, учить использовать для украшения оживки.

2. Вызывать желание создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.).

 3. Для развития творчества в декоративной деятельности учить использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).

4. Закреплять умение ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры

Месяц

Тема недели

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность воспитателя с детьми в режиме дня

Литература

Материалы к образовательной деятельности

Март

1 неделя

«Хорошо рядом с мамой»

«Роспись кувшинчиков»

Цель: учить детей расписывать глиняные изделия, используя для этого цветовую гамму и элементы узора, характерные для росписи керамики. Развивать эстетическое восприятие, творчество.

Рассматривание керамических изделий, иллюстраций

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. –М.: Мозаика –Синтез, 2008. –128с. С.89-90

Краски гуашевые, палитры или керамические плитки (блюдечки), кисточки, салфетки матерчатые, вылепленные детьми кувшины. Готовые керамические изделия, украшенные узором.

2 неделя

«Народная культура и традиции»

«Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы -ледяная»

Цель: продолжать развивать у детей образные представления, воображение. Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Закреплять приѐмы рисования разными изобразительными материалами (красками, сангиной, угольным карандашом).

Чтение сказки, беседы с детьми. Наблюдения на прогулке за весенними явлениями. Разучивание стихотворений о весне, рассматривание иллюстраций

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. –М.: Мозаика–Синтез, 2008. –128с. С.91

Листы белой или цветной бумаги А4, краски гуашь, банка с водой, салфетка, кисть, сангина, угольный карандаш.

3 неделя

«Народная культура и традиции»

 «Нарисуй, какой хочешь узор» Цель: учить детей задумывать и выполнять узор в стиле народной росписи (хохломской, дымковской, городецкой), передавая еѐ колорит, элементы. Закреплять умение строить узор, подбирать нужный формат бумаги. Развивать эстетические чувства, эстетическую оценку, творчество. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к народным мастерам.

Рассматривание хохломских, дымковских, городецких изделий.

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. –М.: Мозаика –Синтез, 2008. –128с. С.96-97

Бумага белого цвета в форме круга, полосы, квадрата; силуэты птиц и животных, по мотивам народных изделий; краски гуашь, палитра.

4-я неделя

«Весна –красна!»

«Весеннее небо»

Цель: создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому».

Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Наблюдения за небом на прогулке (прозрачное, разного цвета в разное время суток), по возможности наблюдение заката. Рассматривание изображения неба на репродукциях, художественных открытках, слайдах.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. –М.: «Карапуз-дидактика», 2008. –208с. С.168-169

Белые листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков «Весна –красна. Подснежники; акварельные краски, ватные тампоны, баночки с водой; цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего альбома «Весна –красна. Подснежники»

Апрель

1-я неделя

«Весна –красна!»

«Весенние ветки»

Цель: учить рисовать веточки с натуры, передавая их характерные особенности: строение, расположение почек, листочков их цвет. Учить детей готовить на палитре оттенки цвета. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять технические навыки рисования кистью и красками.

Наблюдения на прогулках, рассматривание веток деревьев, кустов (заранее поставить разные ветки в группе, чтобы на них распустились листья).

Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»Пособие для воспитателей. –2-е издание, исправленное и дополненное. -М.: Просвещение, 1981. –192с.С.129

Две простые ветки или одна с ответвлением, краски акварель и гуашь, кисти, банка с водой.

2-я неделя

«Весна –красна!»

«Пришла весна, прилетели птицы»

Цель: учить передавать в рисунке картины природы. Упражнять в красивом расположении изображения на листе. Закреплять умение использовать для выразительного решения темы разные материалы. Развивать эстетическое восприятие.

Беседы, разговоры, чтение книг, разучивание стихотворений и песен о весне. Рассматривание репродукций картин

Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»Пособие для воспитателей. –2-е издание, исправленное и дополненное. -М.: Просвещение, 1981. –192с.С.132-133

Цветные восковые мелки, гуашь белая, бумага ½ альбомного листа, кисти, банка с водой, салфетка.

3-я неделя

«Весна –красна!»

«Гжельские узоры» Цель: продолжать знакомить детей с гжельской росписью. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета. Формировать умение рисовать элементы, характерные для гжельской росписи. Развивать легкие и тонкие движения руки.

Рассматривание изделий декоративно –прикладного искусства. Беседы о произведениях народного и декоративно –прикладного искусства

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. –М.: Мозаика –Синтез, 2008. –128с. С.104

Листы бумаги 10х10 см (3-4 листа на каждого ребенка), синяя краска акварель или гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетка

4-я неделя

«День победы!»

«Роспись силуэтов гжельской посуды» Цель: учить детей расписывать посуду, располагая узор по форме. Развивать эстетическое восприятие произведений народного творчества, чувство ритма. Закреплять умение рисовать акварельными красками, готовить на палитре нужные оттенки цвета. Развивать эмоционально положительное отношение к гжельским изделиям.

Рассматривание росписи гжельской посуды (уточняя элементы узора, их расположение на форме)

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. –М.: Мозаика –Синтез, 2008. –128с. С.108

Силуэты гжельских изделий, вырезанные из бумаги. Краски акварель, палитра, кисти, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Май

1-я неделя

«День победы!»

 «Салют над городом в честь праздника Победы»

Цель: Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу дома или кремлевскую башню, а вверху –салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. Учить образной оценке рисунков (выделяя цветовое решение, детали). Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Наблюдения в дни праздников (с родителями). Рассматривание картин, иллюстраций в книгах.

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. –М.: Мозаика –Синтез, 2008. –128с. С.106-107

Бумага тѐмно –серая или синяя, гуашь разных цветов, кисти, банка с водой, салфетка.

2-я неделя «Лето, ах лето»

 «Цветут сады»

Цель: закреплять умение детей изображать картины природы, передавая еѐ характерные особенности. Учить располагать изображения по всему листу (ближе к нижнему краю и дальше от него). Развивать умение рисовать разными красками. Развивать эстетическое восприятие, образные представления.

Наблюдения на прогулках, экскурсиях. Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций.

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. –М.: Мозаика –Синтез, 2008. –128с. С.109

Листы бумаги чуть больше альбомного, краски акварель и гуашь, палитра, кисти, баночки с водой, салфетка.

3-я неделя «Лето, ах лето»

 «Радуга -дуга»

Цель: продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно –выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению радуги. Дать элементарные сведения по цветоведению. Развивать чувство цвета. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

 Просмотр иллюстраций, открыток с изображением радуги других природных явлений для обогащения художественных впечатлений детей.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. –М.: «Карапуз-дидактика», 2008. –208с. С.202-203

Листы белой и голубой бумаги большого формата, акварельные краски; кисточки, банка с водой, салфетки.

4-я неделя «Лето, ах лето»

«Чудесные превращения кляксы» Цель: создавать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение.

 Наблюдения на прогулке и беседа о том, на что похожи облака, на что похожи лужи? Чтение отрывка из истории про мальчика, который хотел стать художником (с. 80). Беседа с детьми о фиолетовом цвете (какие они знают цветы фиолетового цвета, овощи, фрукты

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «Карапуз дидактика», 2008. – 208с.  С.80-81

Краски акварельные и гуашевые, цветная тушь, мягкие кисточки разных размеров, баночки с водой, кисточки – флейцы. Старые зубные щетки, срезы овощей (картофель, свекла), тряпочки, губки, газеты для сминания и штамповки; баночки с водой, трубочки для коктейля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3.Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача - освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным, искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, намного позднее, вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.

Практическая часть реферата проводилась в форме диагностики изобразительной деятельности в старшей группе МБДОУ ДС №194 г. Челябинска. В диагностике принимало участие 15 детей старшего дошкольного возраста.

Результаты выполнения диагностических заданий показали, что у большинства детей наблюдается недостаточное развитие творческих способностей в продуктивной деятельности (в рисовании), в связи, с чем нами разработан перспективный план работы с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, задачи решены, цель реферата достигнута

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 № 30384) // Российская газета.- 2013.- 25 ноября (№ 265).
  2. Бабаева, Д.Ю. Развитие творческих способностей у детей -        дошкольного возраста [Электронный ресурс] /Д.Ю. Бабаева //Проблемы и перспективы современной системы образования. - 2017. — URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017039680
  3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская.- М.: Академия, 2002.- 194с.
  4. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество в детском саду. Изд-во: М.: Просвещение, 1974. с. 102.
  5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С. Выгодский. – Москва, 1981.
  6. Головчина, М.В. Развитие творческих способностей детей в различных видах деятельности / М. В. Головчина// Управление ДОУ. - 2014.-№9. - С.96-102.
  7. Гросс, Т.Ю. Продуктивная деятельность по развитию творческих способностей дошкольников как способ повышения качества дошкольного образования [Электронный ресурс] /Т.Ю. Гросс; под  ред. Г.Ю. Гуляева //Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. -  2017. -  С. 262-265. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31249987
  8. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества : учебное пособие / М. В. Ермолаева. - 2-е изд., исправ. - М. : Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2005. - 304с.
  9. Игнатьева, Н.Н. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста / Н. Н. Игнатьева// Дополнительное образование и воспитание. - 2017.-№6. - С.7-9.
  10. Комарова, Т.С. Учебное пособие. Издательство: Педагогическое сообщество России, 2005. с. 59.
  11. Кудрявцев, В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. / В. Кудрявцев, В. Синельников// -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 с. 62-69.
  12. Немов, Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 3 Психодиагнстика. –М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. с. 44.
  13. Рудакова, А. В. Развитие творческого потенциала дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности [Электронный ресурс] /А.В. Рудакова // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1003-1005. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24020/
  14. Сотникова, С. Р.  Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе продуктивной деятельности в образовательной среде :автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бурят.гос. ун-т. - Улан-Удэ, 2006. - 28 с.
  15. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : учебное пособие для пед. институтов / [ В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др.]. - Изд.2-е, перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985. - 255с.
  16. Федеральный закон «Закон об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года [Электронный ресурс]: Федеральный закон принят Госдумой 21 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, (ред. от 13.07.2015). — URL: http://news.sfu-kras.ru/node/11515

Приложение 1

Конспект занятия по развитию творческих способностей детей в продуктивной деятельности

Возраст детей: старшая группа

Тема занятия: «Волшебные превращения Кляксы»

Программное содержание:

Способствовать развитию воображения

Развивать интерес к изобразительной деятельности, эмоционально- эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения. Формировать представления о том, что с помощью цвета художник может передать различные времена года.

Закреплять знания детей об основных, дополнительных цветах, теплых холодных оттенках.

Закреплять навыки и умения получать дополнительные цвета, путем смешивания основных цветов на палитре.

Демонстрационный материал: Репродукции с изображением четырех времен года, четыре нарисованные пронумерованные палитры, соответствующие по колориту репродукциям; дидактическая игра «Цветовая математика»; две работы с изображением замков в теплой и холодной гамме; 6цветных карточек теплых и холодных оттенков, гуашь трех основных цветов (красная, желтая, синяя), кисти № 3, №6

Раздаточный материал: альбомный лист, гуашь трех основных цветов (красная, желтая, синяя), кисти № 3, №6, палитры, салфетки, стаканчики с водой.

Предшествующая работа: Проведение дидактической игры «Цветовая математика»,рассматривание репродукций с изображением четырех времен года, проведение игры

«Теплое - Холодное».

Ход занятия:

Педагог: Ребята, сегодня мы будем рисовать дерево. Нам понадобятся гуашевые краски, альбомный лист, кисти, палитры. Только почему-то я не вижу ваших красок, где же они?

(Входит педагог в костюме Кляксы)

Клякса: Привет, я Клякса! Это я забрала ваши краски. Посмотрите, как художник нарисовал мой портрет, я здесь черная и некрасивая, поэтому я разозлилась и ваши краски у меня.

Педагог: Мы с удовольствием бы украсили твой портрет, но ты забрала наши краски.

Клякса: Если хотите, чтобы я отдала ваши краски, выполните мои задания. Вот вам первое задание. (Предлагает «Цветовую математику»)

Педагог: Ребята, это же «Цветовая математика». С этим заданием вы справитесь без труда. Давайте решим эти примеры. Красный прибавить желтый, получиться …?

(Ответ детей – оранжевый).

Верно! Желтый прибавить синий, получиться…?

(Ответ детей – зеленый).

Правильно! Красный прибавить синий получиться …?

(Ответ детей – фиолетовый).

Клякса: Все правильно. Вот вам за это желтая краска.

(Клякса раздает детям желтую гуашь)

А сейчас задание сложнее. (Задание с палитрами).

Педагог: Ребята, посмотрите, перед нами репродукции, где изображены четыре времени года и четыре палитры которые использовал художник, рисуя эти картины.

Скажите, какое время года изображено на этой репродукции (педагог указывает на репродукцию с изображением лета).

Ответы детей.

Педагог: Давайте определим, палитру, под каким номером использовал художник, рисуя лето.

Педагог: Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Педагог: Какого цвета здесь больше? Почему этого цвета здесь больше?

Ответы детей: зеленая трава, листья на деревьях.

Педагог: Верно, летом очень много зеленого цвета только с разными оттенками.

(Следующие репродукции рассматриваются аналогично первой)

Молодцы, справились с таким сложным заданием.

Клякса: Все правильно. Вот вам за это синяя краска.

(Клякса раздает детям синюю гуашь)

Ну, сделайте еще одно задание.

(Открывает задание с дворцами теплой и холодной гаммы)

Педагог: Перед нами сказочные дворцы. Скажите, если бы вы оказались в этих дворцах, в каком было бы холоднее, а в каком теплее?

Ответы детей: В желтом теплее, в голубом холоднее.

Ребята, как вы думаете, кто бы мог жить в этих сказочных дворцах.

Ответы детей: в желтом – солнце, солнечный луч, в голубом – зима, снегурочка, снежная королев.

Педагог: Скажите, дворец солнца, какими цветами нарисован теплыми или холодными. А дворец зимы?

Ответы детей.

Клякса: Молодцы, справились!

А давайте поиграем в игру «Теплое – Холодное». Я буду показывать вам теплые и холодные цвета, а вы будете двигаться, танцевать. Если я показываю холодный цвет, то вы замираете, как будто я вас заморозила, а если теплый, значит, оттаяли и продолжаете двигаться под музыку. (После игры Клякса отдает красную краску)

Клякса: Вот вам красная краска. Сейчас я посмотрю, как вы украсите мой портрет. А вообще надоела мне эта холодная зима. Хочу лето. Нарисуйте, порадуйте меня, и я верну вам все краски.

Педагог: Ребята, краски какого цвета нужны, чтобы нарисовать лето? Ответы детей – зеленый.

Педагог: Но у нас нет зеленого, а только основные цвета (желтый, красный, синий).

Что же будем делать?

Ответы детей – смешать.

Педагог: Краски какого цвета нужно смешать чтобы получился зеленый?

Ответы детей – желтую и синюю.

Педагог: Приступайте к работе.

Дети выполняют самостоятельную работу, смешивают краски на палитре, рисуют общую работу. Превращают портрет Кляксы в зеленое дерево.

Педагог: Полюбуйся, Клякса, как ребята украсили твой портрет.

(Клякса восторгается проделанной работой и хвалит детей)

Педагог: Хочешь, мы и тебя украсим?

Клякса: Конечно, хочу.

Дети «украшают» Кляксу.(подбирают украшения, шарфик)

(Клякса благодарит детей и отдает все краски)

Конспект занятия по развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «ДС №194 г. Челябинска»

Тема занятия: «Разноцветная полянка»

Задачи:

  1. Учить детей нетрадиционным способам рисования.
  2. Развивать художественно-творческие способности детей, фантазию.
  3. Закреплять технические и изобразительные умения детей.
  4. Формировать умение пользоваться доступными средствами выразительности.
  5. Формировать эстетический вкус и положительное отношение к природе.

Оборудование:

Тонированная бумага круглой формы, сложенный вдвое вырезанный контур бабочки, трафарет цветка. Кисти двух видов, подставки, тряпочки, гуашевые краски, мольберт.

Ход занятия:

Дети заходят, здороваются с гостями и по приглашению воспитателя подходят к столу с полянками.

Воспитатель: Ребятки давайте возьмемся за руки, и подарим друг другу хорошее настроение. А теперь послушайте стихотворение:

С наступлением весны, просыпается природа!

И жучки, и червячки, выползают на свободу!

Им пришлось от холодов, прятаться в земельных норах.

Трудно зимнею порой выживать, для насекомых.

А теперь весна! Ура! Много солнечного света!

Словно ожила земля, солнечным теплом согрета!

Муравей несет домой, то листочек, то травинку,

Паучок плетет в ветвях золотую паутинку,

Над зеленою травой стайка бабочек порхает,

Насекомых вся семья с радостью весну встречает!

Вот и перед вами зеленые весенние полянки, но мне кажется, что-то здесь не так…. Чего-то не хватает…

- Как вы думаете, что не так на этих полянках?

(ответы: 1. Нет цветов. 2 не раскрашены бабочки)

-А какое настроение на полянках без цветов, без ярких бабочек?

(грустное, унылое, не веселое…)

Вот сегодня мы постараемся создать хорошее настроение с помощью ярких красок. Нарисуем цветы и раскрасим бабочек.

Возьмите себе по полянке, и садитесь на свои места.  Сели все ровно, спинки прямые, внимательно послушайте меня!

Вы можете сделать полянку разноцветной, если нарисуете цветы красками разных цветов. А можно сделать поляну однотонной, раскрасив все цветы краской одного цвета. Какого цвета будут ваши цветы, вы решите сами.

А теперь я вам объясню, каким способом, и в каком порядке вы будете выполнять сегодняшнее задание.

Первым этапом будет нанесение на полянку цветов. У вас на столе лежат вот такие трафареты. Нужно буде взять трафарет приложить его к листу бумаги и окуная пальчик в краску, примакиванием, раскрасить вырезанное пространство. Если все цветы у вас будут одного цвета, то можно использовать один и тот же трафарет для всех цветов. А если цветы будут разных цветов, то для нанесения цветка другого цвета используйте чистый трафарет. И не забудьте вытереть пальчик влажной, а затем сухой салфеткой.

Когда полянка будет готова, мы с помощь кисточки нарисуем серединки цветов и краской зеленого цвета можем нарисовать трилистники, завитки и стебельки для цветов. Но есть еще незаконченный фрагмент на полянке! Что мы не сделали?  Да, нужно раскрасить бабочку. Кто помнит способ, каким можно раскрасить бабочку? Расскажите, как это сделать?

 (ответы детей)

Да. С помощью кисти наносим краску на одну сторону, а другую прикладываем к ней. Разворачиваем. Вот какая получилась бабочка! Во время работы вы можете пользоваться и тонкой и толстой кисточками. Тонкая – для прорисовки мелких деталей, а толстая – для прорисовки крупных деталей.

Итак, с чего начинаем работать? (цветы) затем? (трилистники и завитки), и последний этап? (раскрашивание бабочки)

Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте поработаем с нашими пальчиками:

Распускаются цветы

Тянут к солнцу лепестки

Нам их нужно посчитать

Раз, два, три, четыре, пять!!!

(повторить 2 раза)

А теперь сели все ровно, спинки прямые и выполняем задание! (звучит медленная музыка). (Индивидуальная работа с детьми).

Ребята, заканчиваем работу. Берем свои работы и проходим к столу. Вспомните, какое настроение было на полянках перед нашим занятием? (грустное). А что изменилось сейчас на полянке? (стало веселее) Почему? (нарисовали цветы, раскрасили бабочек). Очень красивые получились работы, и бабочки повеселели. А давайте потанцуем и представим, что мы бабочки, которые кружатся над весенней полянкой!  Танец

Молодцы ребята, эти красивые полянки вы можете подарить своим родителям и пожелать им хорошего настроения.  Занятие закончено, попрощайтесь с гостями.

Приложение 2.

Таблица 1. Анализ продуктов изобразительной деятельности детей в старшей группе МБДОУ «ДС №194 г. Челябинска"

№ п/п

Фамилия имя ребенка

Содержание изображения

Передача формы

 Строение предмета

Передача пропорции предмета в изображении

Композиция

Передача

движения

Сумма

баллов

Расположение изображения на листе

Соотношение по величине

1.

Варя М.

3

3

3

3

3

3

3

21

2.

Денис

3

3

3

3

3

3

3

21

3.

Никита

2

3

3

2

3

2

3

18

4.

Настя

3

3

3

2

2

3

3

19

5.

Вася

2

3

3

2

2

2

3

17

6.

Дарья

2

3

2

2

2

2

3

16

7.

Варя Б

2

3

3

2

2

2

2

16

8.

Алена

1

2

2

1

2

2

1

11

9.

Роберт

1

2

2

1

1

1

2

10

10

Илья

2

1

2

1

2

1

1

10

11.

Арина

1

2

1

1

1

1

2

9

12.

Мария

1

2

1

1

1

1

1

8

13.

Михаил

1

1

1

1

1

1

1

7

14.

Саша

1

1

1

1

1

1

1

7

15.

Лидия

1

1

1

1

1

1

1

7

Таблица 2. Анализ процесса изобразительной деятельности детей в старшей группе МБДОУ «ДС №194 г. Челябинска»

№ п/п

Фамилия имя ребенка

Характер линии 

Регуляция деятельности 

Уровень самостоятельности

Сумма баллов

Харак

тер линий

Нажим

Раскрашива

ние

Регуля

ция силы нажима

Отношение к оценке взрослого

Оценка ребенка созданного им изображения

Эмоциональное отношение к деятельности

1.

Варя М.

3

3

3

3

3

3

3

3

24

2.

Денис

3

3

3

3

3

3

3

3

24

3.

Никита

3

3

2

3

3

2

3

3

22

4.

Настя

3

2

2

3

3

3

3

3

22

5.

Вася

3

3

2

3

2

2

2

3

20

6.

Дарья

3

2

2

2

2

3

2

3

19

7.

Варя Б

2

2

2

2

3

3

2

3

19

8.

Алена

2

2

2

2

1

1

3

3

16

9.

Роберт

2

2

2

2

3

3

3

2

19

10

Илья

2

2

2

2

1

1

1

1

12

11.

Арина

2

2

2

2

3

3

3

2

19

12.

Мария

1

1

1

1

3

3

1

1

12

13.

Михаил

1

1

1

1

3

3

2

1

13

14.

Саша

1

1

1

1

3

3

3

1

  14

15.

Лидия

1

1

1

1

3

3

3

3

  16

Таблица 3. Уровень овладения навыками детей в старшей группе МБДОУ «ДС №194 г. Челябинска»

Высокий уровень

Сумма баллов

Средний уровень

Сумма баллов

Низкий     уровень

Сумма баллов

1

Варвара М.

45

6

Дарья

35

15

Лидия

23

2

Денис

45

7

Варвара Б.

35

10

Илья

22

4

Анастасия

41

9

Роберт

29

14

Александр

21

3

Никита

40

11

Арина

28

12

Мария

20

5

Василина

37

8

Алена

27

13

Михаил

20

Таблица 4. Определение уровня развития творчества детей в старшей группе МБДОУ «ДС № 194 г. Челябинска»

№ п/п

Фамилия имя ребенка

Продуктивность

Оригинальность

Качество выполнения рисунка

Суммарный балл

1.

Варя М.

6

3

3

12

2.

Денис

6

3

3

12

3.

Никита

6

2

2

10

4.

Настя

6

2

3

11

5.

Вася

3

2

2

7

6.

Дарья

4

2

2

8

7.

Варя Б

4

2

2

8

8.

Алена

3

1

2

6

9.

Роберт

2

1

2

5

10

Илья

1

1

1

3

11.

Арина

1

1

1

3

12.

Мария

1

1

1

3

13.

Михаил

1

1

1

3

14.

Саша

1

1

1

3

15.

Лидия

1

1

1

3

Таблица 5.  Перечень изображенных детьми предметов

Порядковый номер

Наименование образа

Количество

1

солнце

13

2

мяч

10

3

яблоко

9

4

девочка

8

5

колобок

6

6

цветок

6

7

часы

1

8

ёж

1

9

заяц

1

10

апельсин

1

Таблица 6. Результаты диагностического исследования детей в старшей группе МБДОУ «ДС № 194 г. Челябинска»

№ группы и возрастной состав

№ 6 старшая группа

Количество детей

15

Суммарный балл

97

Средний балл

6,5

Общее количество изображений

55

Количество образов

9

Количество картинок в круге

22

Количество индивидуальных изображений

14

Количество оригинальных изображений

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Цель методической разработки: теоретико-методическое обеспечение формирования творческих способностей детей дошкольного возраста.Задачи методической разработки:развитие творческого воображения д...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность, а именно бумагопластика

Развитие творческих способностей  детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность, а именно бумагопластика...

Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на тему: «Зимние забавы»

         Конспект организованной игровой деятельности по развитию    творческих способностей  детей дошкольного возраста посредством   теа...

План по самообразованию на тему "Развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста через продуктивную деятельность

Дошкольный возраст – это тот период, когда продуктивная деятельность чаще всего проявляется почти у всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у ...

Статья" Педагогические средства и методика развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность"

Продуктивная деятельность является одним из основных средств развития сенсорных способностей у дошкольников. Сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой....

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста играет важную роль в их общем становлении и будущем успехе. Продуктивная деятельность, основанная на эстетическом восприятии и самовыражен...