инновационный проект "Новые открытия в знакомом пространстве"
статья

Домнина Анна Евгеньевна

Инновационный проект «Новые открытия в знакомом пространстве»

 

Введение

Инновационный проект «Новые открытия в знакомом пространстве» по созданию развивающей игровой среды, обеспечивающей успешную социализацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО (далее по тексту проект) разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО).

Предполагаемая модель развивающей игровой среды должна включать следующие компоненты:

-предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);

- его пространственную организацию (распределение используемого пространства на центры);

- развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта:  педагоги, родители, воспитанники.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Методологические основы инновационного проекта.

Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивали в своих работах ряд исследователей:

- В.А. Петровский, определивший компоненты, которые включает в себя предметно-развивающая среда, и давший им подробную характеристику;

- Л.Н. Кларина, описавшая общие требования к проектированию моделей предметно-образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников;

- Е.О. Смирнова, обратившая внимание на типичные трудности при организации предметной игровой среды в ДОУ и другие.

-С.Л. Новоселова утверждавшая, что деятельность в своем развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом своего опыта. Деятельность строит психику. Бездеятельность, отсутствие возможности чем-то заняться ведет к ограничению возможностей, а в дальнейшем - к депривации личности. Предметный мир детства - среда развития всех специфических видов деятельности. Развивающая функция предметной среды требует для реализации сочетания традиционных и новых необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, обладающая признаками неисчерпаемости, информативностью и удовлетворяющая потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании.

 

  1. Актуальность и значимость проекта

 Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. Развивающая среда ДОО выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

Важным событием последних лет стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО  является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

Таким образом, важной задачей педагогов становится повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

В процессе создания предметно-развивающей среды необходимо организовать большую многоплановую и творческую деятельность педагогов и родителей, которым придётся выступать в качестве дизайнеров, декораторов, кукольников, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых, найти удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство. Созданная развивающая среда станет стартом для развития новых форм привлечения родителей в образовательный процесс детского сада, станет почвой для создания и реализации совместных детско-родительских проектов. Считаем, что наш проект по созданию инновационной модели развивающей игровой среды позволит включать всех участников образовательного процесса в процесс исследования, развивать у ребенка любознательность, самостоятельность, инициативность, общительность и доброжелательность, а взрослым выступать в качестве равноправных партнеров.

Новизна проекта заключается:

1.В разработке и создании оригинальной современной развивающей игровой среды в условиях групповой комнаты ДОУ.

2.Создание благоприятных условий для позитивной социализации дошкольника, в т. ч. выстраивание партнерских взаимоотношений с семьей воспитанника. Данная среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества и положительных взаимоотношений.

3. Использование инновационных материалов, интересных для ребенка, отвечающих общей стилистике современного дошкольного учреждения, отвечающих санитарным нормам.

 

Цель проекта: разработка инновационной модели развивающей игровой среды в интерьере ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО, способствующей успешной социализации младших дошкольников.

Задачи:

  • изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников;
  • содействовать сотрудничеству педагогов и родителей для создания комфортной развивающей игровой среды в ДОУ;
  • создать игровое развивающее пространство в соответствии с современными требованиями ФГОС ДО;
  • обеспечить доступность и открытость предметов и пособий в соответствии принципами построения развивающей среды;
  • создать условия для овладения педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании образовательной, в том числе предметно-развивающей и игровой среды вне группы, способствующими повышению их профессиональной компетентности.
  • создать информационное пространство в интернет сети для трансляции результатов работы в развивающих центрах.

3. Стратегия и механизм достижения поставленной цели.

Проект будет реализован с детьми и родителями младшей группы.

Реализация проекта предполагает создания единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, активное использование в течение дня всего помещения группы, заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

Проект будет реализован в 3 этапа

1 этап. Анализ возможностей создания развивающей среды

  1. Аудит развивающей среды имеющегося пространства.
  2. Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования для центров, учебно-методических материалов, современных научных разработок в области развивающей среды.
  3. Выбор оптимально-приемлемых вариантов дизайна помещения.
  4. Изучение педагогического опыта по созданию предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях.
  5. Создание творческой группы единомышленников среди родителей.

 

 

Результаты:

  1. Разработана инновационная модель развивающей игровой среды .Составлен перечень необходимого оборудования для каждой зоны.
  2. Разработан дизайн-проект оформления помещения как единого пространства.
  3. Создана творческая группа единомышленников в составе родителей.

2этап. Организация работы по созданию развивающей игровой среды

  1. Модернизация и преобразование среды группы ДОО, создание компонентов единого индивидуализированного пространства.
  2. Распределение обязанностей между участниками проекта по созданию оригинальной современной предметно - развивающей среды.
  3. Создание центров в помещении группы ДОО в соответствии с рекомендациями и принципами построения развивающей среды.
  4. Приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской мебели
  5. Создание информационного блока для организации совместной деятельности детей и родителей в семье

Результат:

  1. Создана развивающая игровая среда.
  2. Разработана программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО 

 

3 этап. Анализ деятельности по реализации проекта

  1. Размещение информационных материалов по реализации проекта в интернет сети.
  2. Разработка перспективы реализации проекта.
  3. Оформление материалов по реализации проекта

Планируемые результаты:

Составление заключения по эффективности реализации проекта.

Составление плана корректирующих действий по расширению развивающей среды в центрах.

 

 

                              4. План действий по реализации проекта

 

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Результат

1 этап. Анализ возможностей создания развивающей среды

Аудит развивающей среды группового пространства.

 

Сентябрь

воспитатель

План создания развивающих центров

Выбор оптимально-приемлемых вариантов дизайна групповой комнаты

Сентябрь

воспитаттель

Дизайн проект

Создание творческой группы педагогов

Октябрь

воспитатель

План работы творческой группы

 

2 этап. Организация работы по созданию развивающей игровой среды

Создание игрового развивающего пространства в соответствии с рекомендациями и принципами построения развивающей среды

Октябрь-декабрь

воспитатель 

 

развивающие центры

 

Приобретение необходимого оборудования,

Декабрь май

воспитатель

 

Разработана общеразвивающая программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО

Январь - май

воспитатель 

 

 

 

 

3 этап. Анализ деятельности по реализации проекта

Создание информационного пространства

Май

 

 

воспитатель

 

 

 

 

 

 

Оформление материалов по реализации проекта

Май.

воспитатель

 

Разработка «Методических рекомендаций по созданию предметно-пространственной среды дома в соответствии с ФГОС» 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та­кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптирован...

Инновационный проект "Создание единого языкового пространства "Детский сад и семья", лауреат городского конкурса инновационных продуктов «Современная майкопская школа: вызовы и перспективы», 2012г.

Проект направлен на создание условий, поиск новых форм взаимодействия с родителями и социумом  для коммуникативного развития детей дошкольного возраста...

Использование инновационных подходов к построению речевого пространства

Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества....

Инновационный проект "Многофункциональная ширма игрового пространства"

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования образовательная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребёнка. В своей деятельности мы создаем пр...

Эссе «Методики и инструменты инновационных технологий в дошкольном образовательном пространстве»

Эссе на тему: «Методики и инструменты инновационных технологий в дошкольном образовательном пространстве»...

Инновационный проект «Новые открытия в знакомом пространстве»

Инновационный проект «Новые открытия в знакомом пространстве»...