Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования. Методика «модель письма» как метод планирования деятельности детей дошкольного возраста в центрах активности.
статья (старшая группа)

tt.bb.86@bk.ru

 

 

 

Для обеспечения индивидуализации дошкольного образования в Программе «ПРОдетей» используются методы и основанные на них методики. Одной из таких методик является методика моделирования письма.

В центрах активности ребенок может осуществлять выбор собственной активности. Сочетание такого выбора с методикой планирования на основе моделирования письма создает особые условия, когда у ребенка возникает возможность отвечать за свой выбор, регулировать собственную деятельность и выстраивать коммуникацию со взрослыми и детьми, учиться осмысленному чтению и письму, логически рассуждать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования.

Методика «модель письма» как метод планирования деятельности детей дошкольного возраста в центрах активности.

Для обеспечения индивидуализации дошкольного образования в Программе «ПРОдетей» используются методы и основанные на них методики. Одной из таких методик является методика моделирования письма.

В центрах активности ребенок может осуществлять выбор собственной активности. Сочетание такого выбора с методикой планирования на основе моделирования письма создает особые условия, когда у ребенка возникает возможность отвечать за свой выбор, регулировать собственную деятельность и выстраивать коммуникацию со взрослыми и детьми, учиться осмысленному чтению и письму, логически рассуждать.

Модель письма направлена на выполнение двух педагогических задач:

 1) ознакомление детей с действием планирования;

2) ознакомление детей с рядом общих и частных принципов, лежащих в основе чтения и письма.

Постепенно дети овладевают общими представлениями о функциях письменной речи, а также усваивают частные правила перевода устного сообщения в письменное.

Примеры представлений и правил: устное сообщение записывать графически в виде картинок или символов.

Записанное прочитывать и при каждом прочтении воспроизводить те же самые слова в том же порядке. Это не зависит от того, кто читает сообщение. Читать только те слова, которые написаны. Записанное сообщение использовать для того, чтобы впоследствии напомнить себе или другому человеку о том, что было написано. Каждому слову в устном сообщении соответствует одно слово в письменном сообщении. Короткое устное сообщение записывают с помощью лишь нескольких слов.

На письме слова отделяют пробелами. Порядок записи слов в письменном сообщении отражает порядок слов в устном сообщении: первое произнесенное слово записывается первым и т. д. Запись слов в сообщении производить в определенном направлении: слева направо. Когда строка закончится, следующее слово писать в начале новой строки. Слова читать в том же порядке, в каком они были написаны. Чтение слов в неправильном порядке изменит смысл сообщения или вовсе лишит его смысла. Размер слов в письменном сообщении соответствует размеру слов в устном сообщении: длинные слова занимают больше места на строке.

Для проведения методики «модель письма» необходимо иметь следующие материалы и оборудование: маркерная доска (большая); маркеры для доски (стираемые); алфавит с картинками; индивидуальные маркерные дощечки, которые можно заменить прозрачной папкой или планшетом, внутрь которыхможно вставить лист бумаги.

Процедура проведения

1. Воспитатель заранее планирует, какое сообщение будет написано. Содержание сообщения определяется тем, чем будут заниматься дети (например, у них будет музыкальное занятие или они будут слушать сказку).

Воспитатель может вносить изменения в зависимости от того, насколько хорошо дети овладели теми или иными компонентами письма (например, можно вернуться к компонентам, которые уже обсуждались ранее, если дети не способны продемонстрировать понимание этих компонентов во время планирования своей деятельности в центрах). Для младших детей предложение должно состоять из четырех-пяти слов и начинаться одинаково каждый раз (например, «Мы будем…»). Со старшими детьми следует писать длинные предложения и даже сообщения, состоящие из двух предложений. При этом не обязательно, чтобы предложения начинались одинаковыми словами.

2. Воспитатель рисует на доске картинку, символически отображающую содержание будущего сообщения. Например, если сообщение будет о игровой деятельности, можно нарисовать несколько человечков и игрушки.

3. Воспитатель спрашивает: «Что мы будем сейчас делать?» Дети отвечают хором, или ребенок поворачивается к соседу и делится с ним своей идеей по поводу сегодняшних планов.

4. Затем повторяет несколько вариантов сообщений, предложенных детьми. В зависимости от конкретной педагогической задачи воспитатель выбирает тот или иной вариант предложенных сообщений (например, более короткий или более длинный) и повторяет это сообщение: «Вы все угадали: мы пойдем играть».

5. Можно закрыть одну из картинок сообщения, и предложить детям повторить, что осталось.

6. Воспитатель вместе с детьми повторяет предложение, делая паузы между словами. Во время произнесения каждого слова воспитатель рисует на доске линию. Длина линии отражает длину слова: линия для слова «мы» короче, чем линия для слова «пойдем». В конце предложения воспитатель ставит соответствующий знак препинания.

Чаще всего это точка, хотя можно продемонстрировать, что в конце сообщения, выражающего, например, радостное настроение, пишут восклицательный знак: «!».

7. Воспитатель вместе с детьми «читает» линии, показывает на линию и вместе с детьми произносит соответствующее ей слово. В зависимости от того, насколько хорошо дети ознакомлены с этой процедурой, воспитатель может или говорить в полный голос, или понижать голос, чтобы дети «читали» линии самостоятельно. Стоит обратить внимание детей на то, сколько слов в сообщение, столько линий.

8. Можно предложить детям посчитать линии или посчитать слова в предложении до или после того, как линии нарисованы.

Старшие дети, частично знакомые с буквами, могут начать подсказывать воспитателю, какую букву следует писать. В этом случае воспитатель или подтверждает, что дети правильно подсказали букву, или объясняет, какую букву нужно написать.

Выбор содержания сообщения

Сообщение должно быть о том, что дети будут делать в течение дня. Это поможет детям расширять свой словарный запас и описывать события в деталях. В начале года лучше выбирать сообщения о том, что будут делать все дети в группе, тогда им будет более очевидна связь между планом и фактическим действием.

Таким образом, когда дети освоят планирование собственной деятельности, можно будет использовать сообщения, относящиеся к тому, что дети будут делать в центрах. В этом случае «мы» в предложении указывает на возможность для каждого ребенка выбрать то или иное занятие, а не то, что в это занятие будут вовлечены все дети. При использовании моделируемого сообщения в совместной деятельности педагога с детьми, закладывается фундамент для формирования начальных представлений о чтении и письме.

Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // Российская газета. – Федеральный выпуск № 6241 (265) – 25.11.2013. – URL: https://rg.ru.doshk-standart-dok.html (дата обращения 05.02.2023).

2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ПРОдетей» / Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова. –  М.: Рыбаков Фонд; Университет детства, 2019. –  136 с.

3. Выготский, Л. С. Предыстория развития письменной речи [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец / Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. — Онлайн Библиотека http://www.Koob.Ru.( дата обращения 05.02.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»Консультация для педагогов

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы орг...

Семинар-практикум для воспитателей «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»

Современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста.1. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольно...

семинар-практикум «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»

семинар «Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования»...

Авторская методическая разработка Создание модели воспитательно - образовательной деятельности детей дошкольного возраста в центрах активности на основе самоопределения организации жизнедеятельности по технологии "План - дело - анализ"

Актуальность использования в образовательной деятельности технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена введением ФГОС ДО в дошкольные о...