Отчет о проделанной работе по плану самообразования за 2021-2022год на тему «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».
рабочая программа

Фесенко Анастасия Александровна

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего самообразования «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_samoobrazovaniya_21-22_god.docx21.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Каргата детский сад «Восход»

 

Отчет о проделанной работе по плану самообразования

Тема: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

                                         Составитель:

     Музыкальный руководитель                                                                                           Фесенко А.А.

Май 2022г.

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего самообразования «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Срок реализации:

Начало работы над темой: сентябрь 2021года

Окончание работы: май 2026 года

Моя цель: Углубить и систематизировать знания о музыкальном развитии и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Задачи самообразовательной работы:

1. Изучить современные технологии использования различных музыкальных видов деятельности в процессе развития музыкальных способностей дошкольников.

2.  Изучить основные психолого-педагогические условия, способствующие большей эффективности музыкального развития дошкольников на музыкальных занятиях.

3. Изучить технологии развития способностей детей воспринимать музыку (чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание, воображение, фантазии и творческие способности, развитие потребности самовыражения в движении под музыку, музыкальной памяти, двигательных качеств и умений, развитие ловкости, точности координации движений, чувства уверенности в себе.)

4. Совершенствовать предметно - развивающую среду музыкального зала.

Актуальность моей темы заключается в том, что все музыкальные способности объединяются единым понятием – музыкальность. Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности:

  • Эмоциональная отзывчивость на музыку.
  • Музыкальный слух.
  • Чувство ритма.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (А через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

  • Восприятие;
  • Исполнительство;
  • Творчество;
  • Музыкально-образовательная деятельность.

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

И в начале учебного 2021 года мною был составлен индивидуальный план по данной теме до окончания срока реализации.  В план вошли следующие формы реализации:

  • Музыкальные занятия с детьми.
  • Индивидуальные занятия с одаренными детьми и детьми ОВЗ.
  • Праздники и развлечения.
  • Интеграция во взаимодействии педагогов и родителей.
  • Организация среды, и создание условий для развития музыкальности у детей. Изготовление костюмов и атрибутов для детских выступлений, обновление и пополнение оформления музыкального зала.

В течении учебного  2021-2022  года  проводилась НОД согласно утвержденной сетке два раза в неделю в каждой возрастной группе, в соответствии с возрастом детей, выдержанны по времени на основании основной образовательной программы дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Восход» разработанной и утвержденной ДОО с учётом примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса.

Каждая форма НОД включала в себя все виды музыкальной деятельности. А именно:  приветствие, развитие чувства ритма,  слушание музыки и все виды исполнительства: пение, игра на музыкальных инструментах,  музыкально - ритмические движения, игру.

За учебный 2021-2022 г. Индивидуально и совместно с педагогами были подготовлены и  реализованы следующие мероприятия для детей всех возрастных групп:

  • День дошкольного работника-сентябрь
  • Праздник урожая
  • День народного единства- ноябрь
  • День Матери
  • Новый год- декабрь
  • Рождественские колядки- январь
  • Международный женский день
  • День защитника отечества
  • Масленица-март
  • День Победы- май
  • Выпускной бал

На праздниках и развлечениях активно применялись инновационные технологии.

Была проделана работа с одаренными детьми и детьми ОВЗ. Итогом стали участия в районных конкурсах: «Новогодний видео-бум» в котором ребята из группы «Непоседы» заняли 1-е места. Девочки с танцем «Снежки», а мальчики «Jingle Bells». В конкурсе «Талантоха» девочки из группы «Непоседы» заняли почетное 1 место в номинации «Веселый каблучок с танцем «Ромашки» и Ульяна Ф из группы «Сказка» так же заняла 1 место в номинации «Серебристый голосок»

В течение всего учебного года я изучала подобранную методическую литературу по данной теме:

-Е.Н.Арсенина Музыкальные занятия по программе

«От рождения до школы»  (все возрастные группы) Волгоград. Учитель 2014г.

-Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду М., 1981

-Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду». М., 1989.

-Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». М.-Л., 1947 г.

-Методика Е. и С. Железновых «Музыка с мамой.

-Методики и разработки Т.Сауко, А.Бурениной «Топ-хлоп, малыши!»  

К сожалению, в  списке подобранной литературы присутствует литературное пособие: Бычков. Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания. Вып. 131. – М.: РАМ им. Гнесеных, 1994, - 120с. которое я не изучила, но я его и не нашла.

Так же Для того чтобы повысить свой профессиональный уровень в этом учебном году я прошла курсы повышения квалификации в НИПКи ПРО, которые проходили с 07.02.22 по 10.04.22г. И во время прохождения этих курсов мне конечно же пришлось изучить еще приличное количество литературы: это и «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной  , Радынова О.П. «Дошкольный возраст»Э, М.Зацепина. Развитие ребенка в музыкальной деятельности. И проанализировав изученную литературу по данной теме,  и в связи с тем, что в нашем саду диагностика проходит по всей области «Художественно - эстетическое развитие»  и выявить конкретно свою область «Музыкальное развитие» я не могу,  не могу оценить в полном объеме, мной были разработаны,  для каждой возрастной группы,  диагностические карты и задания, для определения уровня развития музыкальных способностей детей .

Однако, проанализировав результаты диагностики, я пришла к выводу, что есть разделы музыкально-образовательной работы, которые требуют дополнительного внимания:

1) Игра на музыкальных инструментах. Навыки игры в оркестре находятся на среднем и низком уровне, следовательно, требуется работа с детьми по дальнейшему развитию и закреплению таковых.

2) Сольное пение детей. Необходима более тщательная индивидуальная работа с детьми, имеющими затруднения в данной области. С этой целью предлагается усилить внимание к данной проблеме, а также по итогам ее работы в конце года провести вокальный конкурс «До-ми-соль-ка» среди всех возрастных групп.

Для педагога важно не только повышать свой профессиональный уровень, но и распространять свой педагогический опыт среди коллег.

 в этом учебном году я подготовила и провела мастер-класс на тему: «Русско-народные и хороводные игры, как средство воспитания дошкольников», и открытое занятие для педагогов внутри сада «По лесенке к песенке»

Анализируя проделанную работу, можно отметить, что занятия, праздники, развлечения, проводились в соответствии с составленными планами и принесли ожидаемые результаты.         Как мне кажется – праздники стали более качественные, яркие, и интересные, творческие. Не могу не сказать что успех праздничных мероприятий – это успех всего коллектива. Слаженность, взаимовыручка, переживание за детское мероприятие – по сильный вклад всех педагогов нашего ДОУ.

Подводя итог, можно сделать вывод, что: благодаря полномерному и систематическому осуществлению деятельности по реализации поставленных, в начале года задач, уровень музыкальных способностей детей вырос,  заметно увеличилось количество детей, желающих принимать участие в концертной деятельности и само презентации своих талантов. Я считаю, что с поставленной целью и задачами, как музыкальный руководитель, я справилась.

В дальнейшей работе ставлю перед собой задачи : Продолжать активное сотрудничество с педагогами и родителями; Продолжать расширять и обновлять картотеку музыкально – дидактических игр в соответствии с возрастными характеристиками воспитанников; Использовать в своей работе инновационные технологии (ИКТ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...

Проектная деятельность на 2014-2015у.г. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«Я не волшебник, я только учусь…»(Возрастная группа: 6-7 лет)   Что может быть главней на свете,                          ...

Перспективный план работы на тему: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

Перспективный план работы на тему:Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности....

План самообразования на 5 лет по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

         Первой ступенью общего образования ребенка является дошкольное образование. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, кот...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».

Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...