Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.
статья (старшая группа)

Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве. Чувство патриотизма необходимо закладывать с самого раннего детства. Его становление- это сложный, целенаправленный, длительный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через

знакомство с малой Родиной.

   

 

Цель: формирование основ патриотизма у дошкольников через ознакомление с малой Родиной.

Задачи:

-воспитывать любовь к родному краю, подчеркнув, что место, где живет каждый из нас, является частью большой страны;

-формировать трепетное отношение и гордость за свою малую Родину;

-развивать интерес детей к изучению истории, природы, культуры родного края.

Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве. Чувство патриотизма необходимо закладывать с самого раннего детства. Его становление-
это сложный, целенаправленный, длительный процесс.

Любовь к родному краю, к своей малой Родине не возникает у детей сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Именно в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

Мы в работе с детьми ставит следующие задачи: расширять представления о родном крае, городе, селе, на основе расширения знаний об окружающем, воспитывать патриотические и национальные чувства, любовь к родному краю, Родине.  Я считаю, что именно знакомство с малой Родиной, привитие любви к родному краю, его природе является средством формирования патриотических чувств и развития духовности.

В своей работе я опираюсь на знания и опыт детей, двигаясь от простого к сложному, учитывая их психологические особенности и эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления. Работа ведется последовательно: от более близкого (семья, детский сад) к более сложному (село, район, область, страна).

Знакомство с родным Белгородским краем осуществляется на занятиях познавательного характера, «Здравствуй, мир Белогорья!», которая направлена на создание условий для познавательного развития детей с целью становления целостной картины мира в единстве и взаимосвязи представлений о природе, социуме, предметах, искусстве, а также ценностного отношения ребенка к действительности и самому себе, соблюдения правил и норм поведения.

Особенность парциальной программы «Здравствуй, мир Белогорья!» состоит в том, что познавательное развитие дошкольников происходит на основе социокультурных традиций Белгородской области. История Белогорья полна переломными событиями, самобытной культурой, военными подвигами и трудовыми достижениями.

Белгородцы помнят о тех, кто жил здесь до них, освобождал землю в годы Великой отечественной войны, трудился так, чтобы регион становился с каждым годом все прекрасней. Программа познавательного развития дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!», разработанная на основе социокультурных традиций Белгородской области, способствует решению важнейшей задачи зарождения и сохранения у дошкольников любви к древнему и вечно молодому родному краю, позволяет проникнуться чувством уважения к своим предкам, лучше узнать свою малую родину.

Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Ведь непосредственное восприятие изучаемого объекта значительно острее. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, учу детей выделять интересное, красивое.

Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению исторических сведений. Прогуливаясь по улицам, дети интересуются: «А что здесь было раньше?». У них появляется разграничение старого и нового, понимание смысла слов «сейчас», «раньше», «теперь», «давно».  Такая форма работы как тематические прогулки и экскурсии обогащает дошкольников новыми, яркими впечатлениями о нашем крае, о людях нашего края. Свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности.

Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего района, с красотой родной природы знакомлю детей на занятиях, беседах, экскурсиях и прогулках. Дети различают породы деревьев, растущих в нашей местности, знают обитателей дикой природы, а также разнообразие мира птиц.

Особое место в своей работе я отвожу созданию предметно-развивающей среды. В группе оформлен центр патриотического воспитания. В нем находятся фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с районом, Белгородской областью, городом Белгородом, карта области, символика района и области, тематические папки «Природа нашего края», фотоальбом «Моя семья», дидактические игры, а также материалы для ознакомления с родной страной.

Есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и историческим наследием родного края. Это беседы, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций и фотографий, экскурсии и т.д. Но, по моему мнению, одно из самых выразительных и действенных средств – это введение ребенка в мир культуры и истории малой Родины через музей. Непосредственное знакомство с коллекциями музеев, подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании личности. С помощью музейных предметов происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое и настоящее родного поселка, района.

    В нашем детском саду имеется мини-музей «Русская изба». При посещении мини-музея дети знакомятся с предметами быта наших предков, их названиями, предназначением, способами действия с ними. В музее представлены различные старинные предметы: коромысло, ухват, прялка, предметы посуды, самовары, предметы одежды и другое.

Была проведена предварительная подготовка детей к общению с предметным миром культуры и истории малой Родины. Она связана с формированием музейной культуры. Были выработаны определенные правила и нормы поведения. Познакомила детей с рядом сложных для них понятий и терминов. Например, «время», «культура», «история», «экспозиция», «исследователь».

Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и служит основой для понимания истории родного края, помогает знакомить детей с окружающим миром.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к своей малой Родине. Это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Таким образом, дети становятся более открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к родному краю, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность. У детей развивается умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появляется разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрастает познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ

          Аннотация. В статье освещается проблема патриотического воспитания, раскрываются формы и методы знакомства с историей и культурой своей Родины....

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной"

Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Опора...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с родным краем.

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с родным краем."...

Семинар - практикум "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной".

В последнее время чувство  патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становиться задачей государственной важности. Поэтому среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечестве...

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...

Конспект мастер- класса для воспитателей на тему: «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через знакомство с малой родиной »

Конспект мастер- класса для воспитателей на тему: «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возрастачерез знакомство с малой родиной »...

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной

      Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нрав...