ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
статья

Бурина Людмила Валерьевна

Какая музыка сегодня вокруг нас?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burina_l.v._shahovskaya_i.s._statya.docx23.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

                                                                                     Бурина Л.В. музыкальный руководитель

МБДОУ г. Иркутска детский сад №96

                                                                                 Шаховская И.С. музыкальный руководитель

МБДОУ г. Иркутска детский сад №62

Какая музыка сегодня вокруг нас? Что мы слышим, включая телевизор или радио?  Чаще всего это популярная музыка, она самая разная: есть танцевальные легкомысленные «песни-однодневки», есть песни с выразительными мелодиями, красивыми и содержательными тексами, а есть и такие, которые не просто не несут положительного, но и содержат разрушительное. Это о музыке «поп» направления. А есть еще, к примеру, джаз, правда ротация его весьма скромна, есть классика с еще более скромным рейтингом, а есть ведь еще и фольклор. Часто ли мы слышим с экранов ТV или популярных радиостанций исполнителей народной музыки? Есть Пелагея, Марина Девятова, ансамбль «Русская песня», а еще? Неназванные исполнители есть, но мало. Очевидно, что количественно это совсем немного, и ротация песен этих исполнителей невысока. А если упомянуть этническую музыку прибайкальского края и вовсе «штучный товар», который чтоб найти, нужно его сначала хорошенечко поискать. Малая известность этнической музыкой конкретного региона - явление еще объяснимо, но непопулярность у молодежи музыки русской народной чем объяснить? Стара? Не отвечает современным каноном хорошей музыки? А где они, эти каноны? Кем сформулированы? Печально, что родная музыка, та, что представляет собой наши истоки, не является сегодня популярной ни среди современных родителей, соответственно, их детей.

Такая ситуация не может устраивать музыкантов ДОУ. Это надо успеть «полечить» вовремя, в дошкольном детстве, пока вкус ребенка только формируется, а сфера его интересов достаточно широка.

Осуществляя образовательную деятельность с дошкольниками по программе ДОУ, мы обязательно имеем дело с реализацией регионального компонента. Вот в этой части программы и есть место нашей музыке: и русскому фольклору, и фольклору народов Прибайкалья. Размышляя на эту тему, возникает вопрос: почему тогда современные родители в большинстве плохо знакомы с музыкальной культурой своего края? Они тоже ходили в детские сады и школы, в период их детства им не могли не представлять родную музыку.  Тогда почему не запомнилось, не полюбилось? Может, от того, что возможности педагогов прошлого поколения были скромны: записи на виниловых дисках, которые еще нужно было раздобыть, почти роскошь педагогов девяностых годов – музыкальная видеотека с эталонными исполнениями.

К счастью, современные педагоги-музыканты оснащены лучше. Сегодня сеть интернет представляет собой мощный информационный ресурс, где можно раздобыть любое музыкальное произведение в самых различных исполнениях, в любом формате: аудио или видео. Найти нужный музыкальный материал перестало быть проблемой, в помощь пользователям поисковые серверы. Большое количество видеохостингов делают доступным даже редкие видео, например, YouTube или его производный хостинг, специализирующийся только на музыке -  YouTube Music. Здесь выложены качественные образцы бурятской музыки: красивые видеоклипы на песни Мэдекмы Джориевой «Басаганай дуун», «Залуушуул». Здесь же наглядно и эстетично представлены народные инструменты Прибайкальского края: суур, морин хуур, иочин и др. Здесь же лучшие исполнения русской народной музыки: концерты ансамбля И. Моисеева, легендарной «Березки» и множество другого ценного музыкального материала. Бесспорное благо, что с интернет-ресурсами иллюстративный материал для слушания на музыкальных занятиях становится красочней, разнообразней, богаче.

Все чаще современные передовые педагоги-музыканты: Т.Э. Тютюнникова, И.И. Буренина говорят нам о неэффективности пассивного прослушивания музыки ребенком дошкольного возраста. То, что дети во время звучания музыки сидели тихо– вовсе не говорит о том, что они слушали музыку и прониклись ей. Для ребенка гораздо физиологичнее двигаться под музыку, быть активным во время ее звучания, играть под эту музыку, играть с музыкой. Благодаря информационно-коммуникативным технологиям, уже плотно вошедшим в сферу современного образования, появилась такая возможность – играть с музыкой.  Музыкальные руководители стали активно создавать интерактивные игры, в которые проникли методы активного слушания. Несколько простых примеров эффективных игр:

  • Игра на соотнесение: музыкальное произведение с программным содержанием, т.е. с имеющимся названием, в котором задан сюжет произведения, соотносится ребенком с художественной иллюстрацией на тот же сюжет на интерактивной доске (т.е. ребенок соотносит то, что он видит с тем, что он слышит).
  • Игра на ритмотворчество: ребенок на интерактивной доске в программах PowerPoint или Smart рисует ритмическую последовательность из четвертных и восьмых длительностей, где четверть – большой предмет, восьмые – два маленьких. Далее под заданное музыкальное сопровождение (в нашем случае это народная музыка) исполняется сочиненный ритм.
  • Игра на графическое изображение музыки: ребенок на интерактивной доске в графическом редакторе, предположим, Paint, схематично отображает движение прослушанной мелодии, фактуру музыки. В этой игре тоже уместно использование как бурятских мелодий, так и русских народных.

Это лишь некоторые примеры игр, которые целесообразно использовать с современными дошкольниками на музыкальных занятиях в реализации регионального компонента. Информационно-коммуникативные технологии позволяют сегодня «расцветить» раздел «слушание музыки» в ДОУ, наполнить его самыми яркими иллюстративными материалами, прибегнув к всемирной сети, создавать свои авторские игры, которыми мы вовлечем дошкольника в мир родной музыки. И если мы, педагоги-музыканты в своей работе сегодня все сделаем правильно, то есть надежда, что нынешнее и последующие поколения сохранят интерес, и даже и любовь, к русской народной музыке, музыке края, в котором мы живем.

Литература:

  1. Будаева Т.Б. Бурятское музыкальное искусство. Учебно-методическое пособие. Бурятский государственный университет. Улан-Уде, 2003.
  2. Воронкова А.Б. Информационные технологии в образовании. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2010г. – 320с.
  3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов  высших педагогических учебных заведений. – М: Издательство «Академия», 2003. – 192с.
  4. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Как у наших у ворот. Русские народные песни в детском саду. Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений – СПб: Издательство «Композитор», 2004г. – 82с.
  5. Тютюнникова Т.Э. Музыка детства. Ремесло и искусство педагога. Концептуально-методические основы музыкального воспитания. – М: Издательство «Бином детства», 2019г. – 79с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение дошкольников к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой»

Патриот – это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей Родины, ради любви к своему народу, человек, который жертвует собой ради блага и свободы своей Родины, ...

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ....

Консультация для воспитателей ДОУ «Народные праздники и традиции –важный элемент приобщения дошкольников к культуре родного края»

Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна, так как современное общество нуждается в истинных патриотах, обладающи...

Консультация для педагогов «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ»

Некоторые аспекты работы по ознакомлению дошкольников с культурой родного края...

Приобщение детей к культуре родного края через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Южного Урала

В настоящее время, главным приоритетом становится воспитание достойного гражданина, который знает и любит свою Родину. Для решения данной задачи, важное значение приобретает формирование регионального...

Музыкальное занятие по приобщению детей к русской народной музыкальной культуре, к культуре родного края в подготовительной группе «Поиски волшебной Ложки» с использованием QR-технологии

Цель: Приобщение детей к русской народной музыкальной культуре, к культуре родного края через игру на ложках посредством QR-технологии....