Мастер-класс для родителей "Кукла Лада"
материал

изготовление тряпичной куклы Лада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditeli.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД С. ЗАВЕТНОЕ»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

_____________________________________________________________________________________________

413168 Саратовская область, Энгельсский район, с. Заветы Ильича, ул. Центральная, д.15, 8(8453)79-00-88

Конспект родительского собрания на тему:

«Этнокультурное образование детей. Мастер-класс «Народная кукла «Лада».

Подготовила: Ибрагимова Татьяна Сергеевна воспитатель

с. Заветы Ильича,

                                                    2023 г.

Цель: Привлечь внимание родителей к вопросам Этнокультурного воспитания.

Задачи: Осмыслить основные нравственные ценности; расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам Этнокультурного воспитания дошкольников.

1.Вовлечь родителей в творческую деятельность вместе с детьми.

2.Научить родителей изготавливать тряпичную куклу "Зайчик на пальчик" своими руками своему ребенку.

3.Заинтересовать родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия.

4.Воспитывать к русскому народному творчеству, любовь и уважение к традициям русского народа, к русской, народной игрушке.

5.Создать атмосферу психологического комфорта.

Предварительная работа: Изготовление и размещение афиши и приглашений для родителей в родительском уголке для участия в мастер-классе по изготовлению обережной куклы Лада.

Оборудование: образец работы тряпичная кукла Лада, индивидуально для каждого родителя поднос с материалом (лоскутки ткани с рисунком 20#20(2 шт.), лоскут белой ткани 10#20 (1 шт.), лоскут в форме треугольника ½ от лоскута размером (20#20) однотонный (1 шт.) вата для набивки, нитки (красного цвета, «Ирис» или «Лилия»), для закрепления и оформления работы.

Ход мастер класса

- Здравствуйте, уважаемые родители!  Этнокультурное образование – это образование, направленное на защиту и развитие этнокультурной идентичности дошкольника, приобщение к родному языку и культуре своего народа.

Основная цель этнокультурного образования – это воспитание духовно-нравственной личности, которая знает, уважает и продолжает традиции своей семьи, этноса.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано народом за его историю.

Воспитание детей в семье - дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знания в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.  Семья, где основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями, является мощным фактором, влияющим на развитие личности детей и на их последующую судьбу. Народная игрушка и игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. Ознакомление с народной игрушкой в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу формирования гармонически развитой, активной личности.

От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение. Каждый из нас помнит свою любимую игрушку. Некоторые хранят их как счастливый талисман всю жизнь. Важным педагогическим инструментом народной педагогики была рукотворная кукла. Ее изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, ее делали родители или родные ребенка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности. Для каждого возраста была своя кукла. 

По своему назначению куклы делятся на три большие группы:

куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Колокольчик - куколка добрых вестей.

У нее три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Кукла Колокольчик - оберег хорошего настроения. Даря ее, человек желает своему другу получать только хорошие известия.

Кукла Кувадка (или Куватка)

– одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.

Кукла «младенчик-пеленашка».

Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т. п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Пеленашка была и неизменной куклой для ребенка в играх.

Крупеничка самая главная кукла в доме.

Еще ее называют ласково Зерновушкой, потому что наполнена она зерном, обычно гречихой. Делали ее после уборочной страды. Наряжали и бережно хранили на видном месте до следующего сева, а весной первые горсти гречихи брали из Крупенички, с тем чтобы осенью заполнить ее новым урожаем. После посева в деревнях устраивали угощение для всей округи. Варили кашу в котлах прямо на улице. Каша – одно из самых любимых блюд народа.

Кубышка - травница несет в дом здоровье.

Наполняется она душистыми травами: зверобоем, тысячелистником, мятой, лавандой, душицей. Ее ставят у колыбели ребенка и дают играть детям. Также ее ставят у кровати больного. Куколку разминают в руках - шевелят, и по всей избе разносится травяной дух. Меняют траву через два года.

Подорожница - верный ангел-хранитель в дорогу и дарится тому, кто уезжает путешествовать. Это хороший подарок для путешественников. В своем мешочке она несет или горсть земли, или немного золы и еще добавляют туда маленькое зернышко, чтобы путник был сыт. Маленький оберег в пути.

Веснянка - это задорная и веселая кукла, которую делали девушки на приход весны.

Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу с пожеланием "быть не только красавицей, но и умницей".

Ведучка - это образ матери, ведущей малыша, поэтому название говорит само за себя: ведущая в жизнь. Ребенок, только начинающий делать свои первые шаги, тесно связан с матерью, она его ведет, крепко держа за ручки. Мать должна не только взрастить девочку, но и подготовить ее к замужней жизни. Обученную и подготовленную к замужеству девушку называли Вестой. Невестой же называли ту девушку, которую обучать уже поздно, она хоть и готова, но не обучена, то есть не Веста. В жены не Весту никто не брал - это считалось браком.

Когда уходили на работу родители оставляли своему ребенку зайчика на пальчик. Это был первый друг и собеседник, с которым можно поиграть, пообщаться, поведать все свои секреты.

Десятиручка изготавливалась нашими предками как помощница в делах. Эта кукла относится к куклам-помощницам. На каждую ручку нужно загадать желание - дело, в котором кукла должна помочь.

Неразлучники

Муж и жена - две половинки одного целого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла. В русской свадебной традиции под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя.

 

Практическая часть: А сейчас предлагаю приступить к изготовлению обережной куклы «Лада». Посмотрите пожалуйста на подносы с приготовленными лоскутами ( там находится два квадратных лоскута разной расцветки но одинакового размера для основы куклы, один прямоугольный белый лоскут для головы и рук куклы, один лоскут в форме треугольника для платочка что – бы повязать на голову кукле, вата для набивки головы куклы и моток ниток для закрепления работы и отделки), выберете расцветку по своему вкусу. Если вам надо поменять какой либо лоскут, скажите я дам другой.

Возьмите, пожалуйста, два квадратных лоскута, разверните их и положите сначала один лоскут рисунком вниз на стол, а сверху другой лоскут также рисунком вниз, но как ромб; что – бы у вас получилась фигура с неровными краями. За тем возьмите небольшой кусочек ваты и скатайте из него шарик (если вы считаете что мало ваты, то можно добавить вату, а если много то убавить). Когда вы скатали шарик из ваты, глазами найдите середину разложенной ткани и положите ее сверху. За тем возьмите лоскутки в руки, аккуратно переверните и зажмите ткань руками, вокруг ваты (это голова нашей куклы); разгладьте ткань, где будет лицо вашей куклы и распределите складки равномерно вокруг; за тем возьмите край нитки и обмотайте вокруг головы для закрепления (напоминаю, что количество раз обмотки должно быть не четным и производиться от себя); теперь завяжите, ссади узелки тоже не четное количество. Основа нашей куклы готова.

Теперь нам нужно взять лоскут белой ткани развернуть и положить его на стол, за тем возьмите свою куклу и вложите ее на середину белой ткани так чтобы длинные кончики ткани находились по бокам (это будущие руки куклы). Возьмите куклу снова в руки и распределите ткань таким образом, чтобы на лице куклы было минимальное количество складок, закрепите белую ткань нитками, обмотав вокруг шеи куклы. Теперь возьмите в руку вашу куклу и конец клубка ниток, сейчас мы будем формировать кукле руки. Положите конец нитки за спиной у куклы, и начинайте обматывать таким образом, чтобы спереди, у вас получался крест, для этого надо пропускать нить под руками куклы, то в одну то в другую сторону, а сзади обматывать через шею (чтобы не образовывался крест); если у кого-то затруднения, я подойду и покажу. Завяжите  нить сзади куклы. Далее отступив примерно один сантиметр от края рукава куклы, намотайте вокруг и завяжите узелки. Тоже самое проделайте с другим  рукавом. Руки нашей куклы готовы.

Заключительная работа по изготовлению куклы: возите в руки треугольный лоскуток, расправьте и повяжите на куклу как косынку, но пропустив длинные края под руками куклы. Завяжите сзади поверх образовавшегося треугольника на три узелка. Наша берегиня «Лада» готова. Лица у кукол не рисовали, считалось что какое лицо такая и кукла, боялись получить злую или сердитую куклу.

Итог:

Родители легко могут изготовить народную игрушку вместе со своими детьми.

Я убеждена, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

Мастер-класс подошел к концу. У всех получились разные, интересные, неповторимые куклы.  

Используемая литература

  1. Алексеева О.Н. «Детям о народных промыслах России» С/П; и/д «Паритет» 2017.
  2. Лыкова И.А. «Куколки из сундука, рукотворные игрушки». М; и/д. «Цветной мир» 2012.
  3. Лыкова И.А. «С чего начинается Родина» М; и/д. «Цветной мир» 2014.
  4. Сераткова Н.М. «Инновационные формы с взаимодействия ДОО с семьей» ФГОС ДО. В; и «Учитель» 2012.
  5. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый.- 2014. - №10.
  6. Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009.
  7. Писарева, А. Е. Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника / А. Е. Писарева // Патриотическое воспитание дошкольников /Научно-практическая конференция [Электронный ресурс] http://www.portal-slovo.ru/rus/infant_education/115/4273/$print_text/?part=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

Мастер класс для педагогов "Изготовление куклы Лады"

Мастер класс для педагогов "Изготовление куклы Лады"...