Международный центр научного партнерства «Новая наука». Авторская статья "Использование цифровых технологий в исследовательской деятельности старших дошкольников"
статья

Панова Юлия Алексеевна

Аннотация

Использование цифровых образовательных ресурсов и исследовательской деятельности в практике дошкольного образовательного учреждения являются приоритетами современного образования.

В статье представлен практический опыт работы детского клуба познавательной направленности «Хочу все знать» с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

Автор излагает, как, используя современные интерактивно-мультипликационные технологии, объяснить старшим дошкольникам, что такое кислотность, температура, магнитное поле, сердечный пульс, электричество и много другое.

Ключевые слова: дошкольное образование, развитие поисковой деятельности, компьютерная техника, игровой партнер,  цифровая лаборатория, первые научные открытия,  игровые занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nik-104_panova_statya.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Использование цифровых технологий

в исследовательской деятельности старших дошкольников

Панова Юлия Алексеевна

Воспитатель I кв.категории

МБДОУ «ДС «Улыбка» п. Ханымей Пуровского района

Аннотация

Использование цифровых образовательных ресурсов и исследовательской деятельности в практике дошкольного образовательного учреждения являются приоритетами современного образования.

В статье представлен практический опыт работы детского клуба познавательной направленности «Хочу все знать» с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

Автор излагает, как, используя современные интерактивно-мультипликационные технологии, объяснить старшим дошкольникам, что такое кислотность, температура, магнитное поле, сердечный пульс, электричество и много другое.

Ключевые слова: дошкольное образование, развитие поисковой деятельности, компьютерная техника, игровой партнер,  цифровая лаборатория, первые научные открытия,  игровые занятия.

The use of digital technologies

in the research activities of senior preschoolers

Panova Yulia Alekseevna

Annotation

The use of digital educational resources and research activities in the practice of preschool educational institutions are the priorities of modern education.

The article presents the practical experience to the kids ' club and cognitive orientation "know-it-all" using digital laboratory "Neurala in the country of Aurantii".

The author explains how, using modern interactive animation technologies, to explain to older preschoolers what is acidity, temperature, magnetic field, heart rate, electricity and much more.

Keywords: preschool education, development of search activity, computer equipment, game partner, digital laboratory, first scientific discoveries, game classes.

Дошкольный возраст служит этапом расцвета познавательной активности детей, выражающейся в заинтересованном принятии информации, в желании получить и расширить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Дети постоянно нуждаются в новых впечатлениях, что помогает  развитию поисковой деятельности, которая нацелена на познание окружающего мира. Чем больше разнообразных явлений происходит вокруг них, тем быстрее и полноценнее они развиваются.

Но с возрастом у многих дошкольников любопытство к исследованиям исчезает. Отчего же дети теряют интерес? Возможно, многочисленные запреты взрослых являются истинной причиной этому? Нередко ребенок слышит такие слова, как: «Не лезь туда, там очень грязно! Сиди со мною рядом, а то опять испачкаешься! Не ройся в земле!» и т.д.

Однако задача взрослых, наоборот, поддерживать инициативу детей познать мир и всячески способствовать этому стремлению. Важно понимать границы запретам. Ведь именно исследовательская деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Современные дети очень рано приобщаются к компьютерной технике и совершенно естественно воспринимают ее как интересного игрового партнера, со всеми плюсами и минусами виртуального общения. Если еще несколько лет назад можно было объяснить дошкольникам некоторые явление окружающего мира с помощью таблиц, плакатов, схем, рисунков, то сейчас исследовательская деятельность обязана соответствовать  более мобильным, информированным и коммуникабельным детям, готовым к новым жизненным экспериментам.

Вследствие чего в нашем дошкольном образовательном учреждении была организована работа детского клуба познавательной направленности «Хочу все знать» с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии». Данная лаборатория полностью отвечает общим требованиям, которые предъявляются к цифровым образовательным ресурсам, предназначенным для старших дошкольников:

  • соответствовать содержанию образовательной программы дошкольного учреждения, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
  • основываться на достоверных, актуальных и доступных данному возрасту материалов.

Актуальность работы клуба заключается в том, что он является наиболее удачной формой приобщения детей к миру науки и техники. Работа данного клуба направлена на развитие интереса к наукам, технике, на развитие образного и логического мышления.  Форма интерактивной цифровой лаборатории является доступной и интересной для детей, имеет необходимую эмоциональность, привлекательность и эффективность.

Клуб посещают дети подготовительной группы 1 раз в неделю в свободное время. Игровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности (познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную) проходят по подгруппам. Нельзя жестко регламентировать продолжительность исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников, поэтому время занятий варьируется в пределах 30 минут.  Подгруппы формируются по желанию детей, обычно по 10-12 человек. Методы обучения: исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный.

С программой совсем несложно разобраться: она понятная, достаточно простая в эксплуатации, как с технической точки зрения, так и с точки зрения методической. Те понятия, которые там даются, хотя и непривычны для дошкольников, но они не очень сложны.

Обычно компьютер ассоциируется у детей с играми, развлечениями, а для некоторых детей это вообще являлось запрещенным моментом дома. И когда мы им предложили учиться с помощью компьютера и интерактивной программы, их это взбудоражило и заинтересовало, потому что это необычно для них.

Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения, так как именно в старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим. При этом герой лаборатории мальчик по имени Наураша общается с детьми с экрана компьютера, рассказывая о различных явлениях, советует, как лучше  провести опыт и дает возможность повторять эксперимент необходимое количество раз. Дети с вниманием прислушиваются к его замечаниям и комментариям.

Цифровая лаборатория состоит из восьми модулей, посвященных разным темам: температура, свет, звук, магнитное поле, электричество, сила,  пульс и кислотность. Исходя из опыта работы с данной лабораторией, можно сказать, что наибольший интерес у детей вызывает исследование электричества. Это то, что их постоянно окружает, но о чем они при этом знают меньше всего. А тут еще такой случай, когда можешь получить электричество путем использования фруктов или соленой воды. Также ребятам было любопытно проверить пульс после пробежки по спортивному залу, послушать сердцебиение друг друга и многое другое.

Деятельность в лаборатории позволяет старшему дошкольнику совершать свои первые научные открытия. Жизненный опыт детей обогащается с помощью наблюдений, измерений, сравнений в процессе игровых заданий и экспериментов. Дошкольник приобретает несравненный опыт, который лежит в основе организации  любой деятельности учащихся: ставить перед собой цель и достигать ее, при этом ошибаться и находить правильное решение, правильно реагировать на неудачи и стремиться дальше, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Проводить игровые занятия с детьми в цифровой лаборатории можно несколькими способами: разбивать детей на подгруппы (дети в роли наблюдателей), делить детей по 2-3 человека (дети работают по очереди), индивидуальная работа каждого ребенка (если малое количество детей в группе).  

Мы выбрали наиболее подходящую для нашего дошкольного учреждения форму организации работы: один из детей - «ученый-испытатель» - проводит измерение с помощью датчика, остальные дети - «ученые-наблюдатели» - отслеживают изменения на экране и фиксируют их в блокнотах «исследователей» (по желанию), формулируют вывод. При этом педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. Нужно стараться не проводить явной границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а средство познания мира, в котором они будут жить.

На протяжении всего периода обучения мы отслеживали результативность  нашего клуба через  низкоформализованные методы: беседы и наблюдения за деятельностью детей. Было отмечено значительное повышение знаний детей об окружающем мире,  расширение кругозора и словарного запаса. Их словарный запас пополнился достаточно специфическими словами (кислотность, поршень, соединительный кабель, датчик) и это вызывает интерес у взрослых, у родителей. Также повысились навыки экспериментирования и совместной деятельности. Дети с желанием принимают участие в опытно-экспериментальной деятельности, эмоционально реагируют на достигнутые результаты. Овладевают навыками самоконтроля. На таких занятиях дети чувствуют себя свободно, проявляют инициативу, творчество, самостоятельно принимают решения.

В дальнейшем планируется дополнить тематику занятий в клубе увлекательной  серией «Мои первые опыты», которые направлены на изучение природы, свойств воды и воздуха, простых механизмов и постоянных магнитов с целью еще более эффективной организации познавательно-исследовательской деятельности детей старших групп.

Практический опыт использования цифровых технологий в исследовательской деятельности старших дошкольников реализовался на районном семинаре «Прорывные точки в повышении качества дошкольного образования» в форме мастер-класса «Клуб познавательной направленности «Хочу все знать» с использованием детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для педагогов района. Оказалось, что многие воспитатели и педагоги дополнительного образования уже используют данную лабораторию в своей исследовательской деятельности с детьми. Что, несомненно, еще раз доказывает эффективность ее реализации в дошкольных образовательных учреждениях.

         

Список литературы

        1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

        2.Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М.2003г.        

        3.Плащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. – Нижневартовск: Издательство Нижневартовск  Гос.университета, 2013. – 227с.        

4.Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения дошкольников. Серия:- Издательство: Дом Федорова.-2010

5.Тугушева Г.П.,  Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» С.П.2007 г.

6.Шутяева Е.А. «Наураша в стране Наурандии» Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагога, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников".

Содержание Пояснительная записка…………………………………………………....1- Цель.- Основные задачи.- Ожидаемые результаты. Перспективное планирование по познавательно – исследовательской деятельности с ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Тематическое планирование технологии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

По программе "От рождения до школы" рекомендованы методические пособия Вераксы Н.Е. "Познавательно- исследовательская деятельность в детском саду". Эти пособия легли в основу техно...

«Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Участие во Всероссийской конференции "Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня" в качестве докладчика...

Опыт работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников с использованием современных образовательных технологий»

Горохова Ирина ВладимировнаГод рождения: 1987год.Образование: высшее, Шадринский государственный педагогический институт , 2011г.Квалификационная категория: соответствие, 2013гМесто работы: МАДО...

«Технология: «Путешествие по «Реке времени», как форма развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Современные люди и тем более дети, глядя на своих родителей, полностью погрузились в мир компьютеров. Окружающий мир уже не вызывает такой интерес как раньше. Но ребенок настроен на освоение окружающе...

Проект «Использование информационных технологий (электронный микроскоп), как средство развития познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников»

В детстве каждый маленький человек хочет исследовать окружающий мир как можно тщательней: рассмотреть каждую пылинку на мамином серванте, понять какие узоры находятся на тельцах насекомых, разглядеть ...