Индивидуальная программа ребёнка с РАС
рабочая программа

Цель и задачи коррекционно-образовательной деятельности, осуществляемой учителем-логопедом:

Развитие слухового внимания и восприятия.

Развивать слуховое внимание и слуховое восприятие.

Развитие понимания речи.

Развивать понимания речи:

  • понимание конкретных слов и обиходных выражений;
  • понимание однословного предложения;
  • понимание вопросов: «Куда? Где? Откуда? Что? Кому? Откуда? Для кого?»;
  • понимание целостных словосочетаний, подкреплённых наглядным предметным действием;
  • понимание двусложного предложения.

Формирование двигательных навыков и жестикуляции.

Формировать направленность к собеседнику и речевую позу.

Формировать целостное речевое движение.

Формирование подвижности органов речи.

Формировать голос.

Формировать речевой выдох.

Развивать подвижность органов речи.

Развитие экспрессивной речи.

Накопление пассивного словаря.

Активизация предметного словаря, словаря признаков и словаря действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_rebyonka_s_ras.docx53.57 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Администрации Ханты-Мансийского района

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»

п. Горноправдинск»

Индивидуальная программа

логопедического сопровождения, как часть адаптированной основной общеобразовательной программы,

для ребёнка с расстройствами аутического спектра

Разработала:

Учитель-логопед

Абдукаримова Г.М

п. Горноправдинск

2023г.

Индивидуальное логопедическое сопровождение предназначено для проведения коррекционной работы с ребенком 5-6 лет с расстройством аутистического спектра.

Характеристика ребёнка.

        Расстройства аутического спектра связаны с нарушением адекватной эмоциональной связи с людьми. Ребенок как будто не замечает никого вокруг. Он не откликается на вопрос, ничего не спрашивает и ни о чем не просит, избегает взгляда в глаза другого человека, часто даже матери. Эти трудности очень ярко выступают в контактах со сверстниками: игнорирование, активный уход, созерцание со стороны, игра «рядом». При настойчивой попытке вовлечь такого ребенка во взаимодействие у него возникают тревога и напряженность.

        Поведение такого ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и ту же одежду; иметь предметы обихода, постоянно находящиеся в одних и тех же местах; гулять по одному и тому же маршруту; повторять одни и те же движения, слова, фразы; получать одни и те же впечатления; сосредоточенная поглощенность на одних и тех же интересах; тенденция вступать в контакт со средой и взаимодействие с людьми одним и тем же привычным способом. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию.

        Ребенок часами может совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки, спичечные коробки, банки, веревочки, перекладывать их с места на место, расставлять их в определенном порядке, не разрешая никому убирать или отодвигать их. Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки, косточки от фруктов, бумажки и т. п.), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям. Подобные игры и стремление к тем или иным предметам, безразличным для здоровых детей, можно рассматривать как эволютивный рудимент сверхценных образований. Ребенок с расстройствами аутического спектра активно стремится к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда его оставляют одного. Вместе с тем характер контакта с матерью может быть различным: наряду с индифферентным отношением, при котором ребенок не реагирует на присутствие или отсутствие матери, наблюдается негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта, при которой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки.

        Наряду с отсутствием адекватного эмоционального реагирования на ситуацию, слабостью эмоционального резонанса, характерны гиперестезия к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Это приводит к тому, что окружающая среда для ребенка с РДА становится источником эмоционального дискомфорта, ее восприятие сопровождается постоянным отрицательным фоном настроения. Человеческое лицо также нередко становится чрезмерным раздражителем, чем объясняется отсутствие прямого зрительного контакта.

        Обращает на себя внимание недостаточность моторики, движения носят угловатый, неловкий характер, с трудом осваиваются простые навыки самообслуживания. На фоне моторной неловкости нередко наблюдаются двигательные стереотипии, вычурность и манерность движении, своеобразные жесты, трудно отличимые от навязчивых ритуалов.

Нарушение контакта с окружающими отчетливо проявляется и в нарушении коммуникативной функции речи. Развитие речи в одних случаях происходит в обычные или даже более ранние сроки, в других оно более или менее задержано. Однако независимо от сроков появления речи отмечаются нарушение формирования экспрессивной речи и главным образом недостаточность коммуникативной функции речи. В то же время может иметь место достаточно развитая «автономная речь», разговор с самим собой. Нередко встречается отставленное дословное воспроизведение ранее услышанного, так называемый фонографизм. Характерны патологические формы речи: непосредственные и отставленные во времени эхолалии, неологизмы, вычурное, например скандированное, произношение, необычная протяжная интонация, рифмование, применение в отношении самого себя местоимений и глаголов во 2-м и 3-м лице. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым.

Задачи коррекционно-образовательной деятельности,

осуществляемой учителем-логопедом:

Развитие слухового внимания и восприятия.

Развивать слуховое внимание и слуховое восприятие.

Развитие понимания речи.

Развивать понимания речи:

  • понимание конкретных слов и обиходных выражений;
  • понимание однословного предложения;
  • понимание вопросов: «Куда? Где? Откуда? Что? Кому? Откуда? Для кого?»;
  • понимание целостных словосочетаний, подкреплённых наглядным предметным действием;
  • понимание двусложного предложения.

Формирование двигательных навыков и жестикуляции.

Формировать направленность к собеседнику и речевую позу.

Формировать целостное речевое движение.

Формирование подвижности органов речи.

Формировать голос.

Формировать речевой выдох.

Развивать подвижность органов речи.

Развитие экспрессивной речи.

Накопление пассивного словаря.

Активизация предметного словаря, словаря признаков и словаря действий.

Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником индивидуальной адаптированной программы

        Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров – характеристик возможных достижений ребенка, которые зависят от ряда факторов, в том числе: от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений; от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств ребенка с аутизмом.

Целевые ориентиры индивидуальной адаптированной программы

Коммуникативно – речевое развитие

  • Сформирована способность зрительного контакта во время общения.
  • Способен к подражанию движений и звуков. 
  • Выполняет простую артикуляционную гимнастику с помощью взрослого: улыбается, вытягивает губы трубочкой.
  • Подражает разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, имитирует забавные звукокомплексы (буль-булъ, хлоп-хлоп).
  • Повторяет действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр.
  • Понимает речевые инструкции (задания, требования) и выполняет их. Действует без предметов (сожми-разожми кулак) и с предметами (сжать-разжать губку или резиновый мяч). Действует с прищепками (закрепление прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук, закрепление «цангового» захвата, когда ребенок держит предмет с помощью большого и указательного пальцев.
  • Понимает свое имя и соотносит с самим собой; называет свое имя.
  • Выражает свои действия и желания одним словом: «дай», «привет», «пока» и др.
  • Соотносит предметы с их изображением на картинках (предметы, часто используемые ребенком в быту).
  • Звукоподражает.
  • Отвечает на короткие вопросы взрослого по поводу знакомых бытовых ситуаций и предметов одним словом («Это суп? — Да», «Это ложка? — Нет»).

        Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка в рамках педагогического мониторинга (диагностики).

        

        Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за познавательной активностью ребенка, в процессе которого может отмечаться мотивационный аспект деятельности.

        Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения ребенка с расстройствами аутического спектра.

Календарно – тематическое планирование работы  

по направлению «Речевое развитие»

   Количество часов по темам не определяется, поскольку оно зависит от их результативности, что сложно спрогнозировать.

Дата

Тема

Количество часов

Проведение логопедического обследования Изучение анамнестических данных, медицинской документации. Оформление календарно-тематического планирования на год.

Поглаживание и легкое пощипывание щек для активизации мимической мускулатуры, выполнение простой артикуляционной гимнастики с помощью взрослого: улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.

Обучение играм, направленным на тренировку правильного выдувания воздуха (отработка силы воздушной струи).

Обучение подражанию разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, обучение имитации забавных звуков (буль-булъ, хлоп-хлоп).

Обучение произнесению гласных звуков (a-a).

Обучение произнесению первых простых слов в смысловой связи (ма-ма; па-па; баба).

Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр.

Обучение действиям без предметов (сожми-разожми кулак) и с предметами (сжать-разжать губку или резиновый мяч), укрепляющими мышцы рук, тренировка «радиально-ладонного» захвата, когда ребенок хватает ладонью и сгибает все пальцы вокруг предмета.

Обучение тонкомоторным действиям с прищепками (закрепление прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук, закрепление «цангового» захвата, когда ребенок держит предмет с помощью большого и указательного пальцев.

Пробуждение положительного эмоционального отклика на взрослого, на игрушки, на звуки; определение приятных и неприятных объектов для ребенка.

Формирование понимания ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций — улыбки, ответного взгляда и др.

Обучение  умению фиксировать взгляд на предмете, прослеживать за движением яркого предмета в разных направлениях, следить за тем, куда взрослый кладет предмет.

Формирование  зрительно-моторной и зрительно-слухомоторной координации: тянуться рукой за предметом, привлекшим внимание ребенка цветом или звуком (яркая игрушка, погремушка).                                                                     

Формирование  слухомоторной координации (поворачивать голову на звук).

Обучение  реагированию на звук сигнала, поступающего от взрослого, находящегося в непосредственной близости (колокольчик, погремушка).

Обучение   соотнесению слова с соответствующим ему действием («дай» — просит игрушку, «на» — дает игрушку, «хлоп-хлоп» — хлопает руками).

Стимулирование реакций  при помощи прикосновения холодных, теплых, шершавых и других предметов к его рукам.

Развитие положительных откликов на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворения от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.

Формирование  представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).

Побуждение  смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.

Формирование   представлений о собственном теле.

Фиксирование взора на предметно-манипулятивной деятельности педагога.

Наблюдение за движущимися заводными игрушками при постепенном увеличении.времени наблюдения, начиная от 10—15 сек. до 2—3 мин. Ожидание появления их из-за экрана, загораживающего от предмета в определенном месте.

Прослеживание движения солнечного зайчика, луча карманного фонаря. Прослеживание движения показываемого взрослым предмета за экраном. Ожидать появления его в двух определенных местах.

Выполнение простых подражательных движений за взрослым по инструкции «сделай вместе»: движения рук, кистей («Птички», «Кулачки-ладошки», «Молоток» и пр.).

Выполнение подражательных действий со сменой видов движения («Стучим - прячем»: смена легкого постукивания ребрами ладоней по столу и быстрого убирания рук за спину вслед за движением взрослого).

Формировать   тонкомоторные действия для целенаправленного использования рук и пальцев, массаж и упражнения с целью укрепления мускулатуры пальцев и рук.

Обучать правильному расположению рук и ладоней для соответствующего удержания предмета.

Совершенствование захвата пальцами, подготовка к удержанию ложки для последующего самостоятельного приема пищи.

Воспроизведение по подражанию действий с предметом («Упражнение с платком»).

Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами:

- катание шариков в определенном направлении;

- бросание шариков или других мелких предметов в ёмкость;

- перекладывание предметов из одной коробки в другую;

- складывание предметов в коробку аккуратно, так, чтобы ее можно было закрыть крышкой;

- открывание и закрывание коробок, матрешек;

- заполнение отверстий втулками, грибками;

- закручивание руками (без инструментов) крупных пластмассовых или деревянных гаек на толстом стержне с резьбой;

- нанизывание предметов с отверстиями на стержень;

- нанизывание шаров на шнур («бусы»).

Обучение пониманию и реагированию на звук сигнала, поступающего от взрослого, находящегося на некотором расстоянии (колокольчик, бубен);

Учить определять местоположения источника звука, тренировка слухового восприятия (свисток, погремушка).

Формировать умение  использовать предметы, издающие звуки (звучащая игрушка, барабан и др.) и формировать соответствующие движения руки, вызывающих эти звуки.

Обучать выполнению тонкомоторных действий, координируя движения глаз и рук (собирание пирамидки из 2—3 колец).

Самостоятельное складывание двух-трех предметов один на один (башня, пирамидка).

Побуждение   к самостоятельным действиям, направленным на завершение небольшой постройки, начатой взрослым.

Постройки из детских наборов строительного материала (по показу и одновременной словесной инструкции сопряжено с учителем): башня из 4-х кубов одинакового размера; дорожка из брусков одинакового размера;

Диагностическое обследование по итогам коррекционной деятельности.

Литература

1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики. Дефектология, 2002-№3.

2. Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет //Дефектология. 1995. № 5.

3. Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации (сообщение 1 и 2) //Дефектология. 1997. N° 2, 3.

4. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. М., 1991.

5. Громова О.Е. лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: метод. пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатин, - М.: ТЦ Сфера, 2005, -128 с.

6. Кириллова, Л. Советы офтальмолога для воспитателей, работающих с детьми, имеющими недостатки зрения / Юганова И. // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9. – С. 32-36. Материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru

7. Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М., 1989.

8. Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. М., 1991.

9. Саломатина И.В. Программа сенсорного развития с грубыми множественными нарушениями. //Деффектология – №2, 1998.

10. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75

11. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / Стребелева Е.А. – 3-е издание М.: Просвещение, 2007.- 164 с.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением

Разработка индивидуальной программы обучения  воспитания и развития  ребёнка младшего дошкольно возраста с индивидуальными нарушениями....

Индивидуальная программа развития ребёнка с ОНР

Индивидуальная коррекционно- развиваюая программа ребёгнка с общим недоразвитием речи 3 уровня...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСАВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )

1.1Пояснительная записка     Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности  учителя-логопеда с ребенком 4– летнего возраста, имеющег...

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образованияобучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)...

Индивидуальная программа ребёнка с ТНР

Цель программы: устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения. Формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению.Задачи програ...

Индивидуальная программа ребёнка с ЗПР

Цель программы:  устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.Задачи: Ра...