Индивидуальная программа ребёнка с ТНР
рабочая программа

Цель программы: устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения. Формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению.

Задачи программы:

Развитие понимания речи.

Формирование активного словаря.

Формирование навыков употребления простого предложения.

Формирование навыков употребления простого распространенного предложения.

Формирование навыков составления небольшого рассказа.

Формирование невербальной основы речи.

Подготовка органов артикуляции к постановке звуков.

Развитие самостоятельной фразовой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_rebyonka_s_tnr.docx48.19 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Администрации Ханты-Мансийского района

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»

п. Горноправдинск»

Индивидуальная программа

логопедического сопровождения, как часть адаптированной основной общеобразовательной программы,

для ребёнка с тяжелыми нарушениями речи.

Разработала:

Учитель-логопед

Абдукаримова Г.М

п. Горноправдинск

2023г.

Индивидуальное логопедическое сопровождение предназначено для проведения коррекционной работы с ребенком среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Характеристика ребёнка.

        Речевые средства общения ребёнка крайне ограничены. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Структура этих слов часто нарушена.  Широко используются указательные жесты, мимика. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразовая речь отсутствует. Свои желания ребёнок выражает отдельными словами, грамматически не связанными между собой. Ребёнок пользуется одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений.

        Дифференцированное обозначение предметов и действий отсутствует. Названия действий заменяются названиями предметов. Характерна многозначность употребляемых слов. Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые предметы и явления.

        Понимание значений грамматических изменений слова отсутствует. При отсутствии ситуационно-ориентирующих признаков не в состоянии различить формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глагола, формы мужского и женского рода, не понимает значения предлогов. При восприятии обращенной речи доминирующим оказывается лексическое значение.

        Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. Число дефектных звуков преобладает над правильно произносимыми. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.

        Задача выделения отдельных звуков для ребенка в мотивационном и познавательном отношении непонятна и невыполнима.

        Способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова ограничена.

        Учитывая все это, коррекционная работа строится следующим образом: во все занятия включается артикуляционная гимнастика, которая выполняется перед зеркалом. После того, как в активном словаре ребёнка появятся слова, состоящие из двух и более слогов, следует начинать добиваться более точного воспроизведение слова.

        

Данный раздел программы разработан на основе «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищевой. Он содержит изменения, так как выше названные программы были созданы для логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Дополнены и расширены основные задачи и направления коррекционной работы с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

Цель программы:

        Устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения. Формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению.

Задачи программы:

Развитие понимания речи.

Формирование активного словаря.

Формирование навыков употребления простого предложения.

Формирование навыков употребления простого распространенного предложения.

Формирование навыков составления небольшого рассказа.

Формирование невербальной основы речи.

Подготовка органов артикуляции к постановке звуков.

Развитие самостоятельной фразовой речи.

Адресат программы: ребёнок с ОНР I уровня.

Концептуальность программы.

Программа опирается на следующие принципы:

  • системности;
  • комплексности;
  • деятельностный;
  • онтогенетический;
  • общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Форма логопедического воздействия – индивидуальная.

Методы логопедического воздействия:

  • Словесные;
  • Наглядные;
  • Практические.

Направления реализации программы

  • Логопедическая диагностика.
  • Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию письменной речи ребёнка.

Работа с родителями.

Формы работы с родителями:

  • Индивидуальные консультации.
  • Открытые индивидуальные логопедические занятия.
  • Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.

        Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка.

        Программа рассчитана на индивидуальные занятия с ребёнком.

        Занятия проходят 3  раза в неделю (длительность 20 минут).

Сроки динамического контроля: январь, май.

Содержание логопедической деятельности

 с ребёнком первого уровня общего недоразвития речи.

1. Развитие общей и мелкой моторики:

  • Логоритмические упражнения под музыку.
  • Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

2. Развитие артикуляционной моторики:

  • Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков и массаж языка;
  • Артикуляционные упражнения для губ;
  • Артикуляционные упражнения для языка.

5.  Развитие речевого дыхания:

  • Формирование целенаправленной воздушной струи.

6.  Развитие понимания речи

  • Учить детей находить предметы, игрушки.
  • По инструкции узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.
  • Показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.
  • Показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой ситуацией.
  • Учить дифференцированно воспринимать вопросы: кто? куда? откуда? с кем?
  • Учить детей понимать грамматические категории числа   существительных, глаголов.
  • Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.
  • Лексические темы: «Игрушки», «Семья», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты»
  • Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа.
  • Отгадывать  предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию.
  • Учить выбирать предметы для выполнения названных действий.
  • Учить определять причинно-следственные связи (снег - санки, коньки).

7. Развитие активной подражательной речевой деятельности.

  • Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка), имена друзей, кукол.
  • Учить подражанию: голосам животных, звукам окружающего мира. звукам музыкальных инструментов.
  • Учить указывать на определённые предметы: вот, это, тут.
  • Учить составлять первые предложения, предложения по модели: «обращение +глагол повелительного наклонения».
  • Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи - спит).

Календарно-тематическое планирование логопедической деятельности

п/п

Тема занятия

Словарь

Грамматика

Мелкая моторика

1.

Игрушки

Какая игрушка тебе нравится?

Назови игрушку.

Послушная Катя.        

Родительный падеж мн. ч. им. сущ.

Составление двухсловного предложения.

Пальчиковый бассейн

2.

Игрушки

Назови игрушку.

Послушная Катя.

Попроси.

Повелительное наклонение глагола.

Составление двухсловного предложения.

Пальчиковый бассейн

3.

Семья

«Семья Кати»,

 «Твоя семья»        

Простое двухсловное предложение.

Пальчиковый бассейн

4.

Семья

Работа с картинками.

Игра «Большой, маленький» с картинками и игрушками        .

Простое распространенное предложение.        

Упражнение для пальчиков «Моя семья»

5.

Сказка «Репка»

Слушание сказки «Репка» в доступной форме;

Ответы на вопросы с опорой на персонажи сказки;

Закрепление изученного словаря.

Игра «Большой, маленький» с мячами.

Простое распространенное предложение        

Раскрашивание репки

6.

Сказка «Репка»

Закрепление изученного словаря.

Работа над предложением.

Самостоятельное составление предложений.

Игра «Прятки»

Пересказ сказки «Репка»

Простое распространенное предложение        

Шнуровка

7.

Одежда        

Игра «Одеваем куклу»,

 Игра «Большой, маленький»,

Игра «Что для чего»

Простое распространенное предложение        

Раскрасить одежду.

8.

Мебель        

Игра «У куклы Кати новая квартира»;

Игра «Части мебели»;

Игра  «Где»

Простое распространенное предложение; двухсловные предложения типа: вопросительное слово (где) + именительный падеж существительного; указательные слова(это, вот, здесь, там, тут) + именительный падеж существительного.

Упражнение для пальчиков «Стульчик ты из рук сложи и детишкам покажи».

9.

Посуда

Игра «У куклы гости»;

Игра «Части посуды»;

Игра «Покажи, где один, а где много        «

Простое распространенное предложение, двухсловные предложения типа: вопросительное слово (где) + именительный падеж существительного; указательные слова(это, вот, здесь, там, тут) + именительный падеж существительного.

Раскрасить посуду.

10

Домаш-ние животные

Работа с картинками;

Рассказ о домашних животных;

Игра «Кто пришел?»;

Игра «Какое животное я не назвала»;

Игра «Части тела»

Простое распространенное предложение        

Упражнение для пальчиков «Коготочки»

11

Домаш-ние животные        

Работа с картинками;

Игра «Кто как голос подает?» (звукоподражания);

Игра «Части тела»;

Игра «Кто как ест?»;

Игра «Кто что ест?»;

Игра «Помоги детенышам найти свою маму»        

Простое распространенное предложение.

Форма винительного падежа ед.ч имен сущ.        

Упражнение для пальчиков «Коза»

12

Домаш-ние животные        

Игра «Угадай, кто это»;

Игра «Кто как голос подает» (работа с глагольным словарем);

Игра «Кто что ест?»;

Игра «Кто как ест?» по теме «Домашние животные»;

Игра «Помоги детенышам найти свою маму»

Простое распространенное предложение.

Форма винительного падежа ед.ч имен сущ.

Упражнение для пальчиков «Коза»;

Упражнение для пальчиков «Коготочки»

13

Дикие животные        

Рассматривание животного по теме «Дикие животные»;

Игра «Отгадывание загадок»;

Игра «Закончи предложения»;

Игра «Кто где спит?»;

Игра «Кто у кого?»

Простое распространенное предложение        

Упражнение для пальчиков «Зайчик»

14

Дикие животные

Игра «Угадай, кто это»;

Игра «Закончи предложения»;

Игра «Кто где спит?»;

Игра «Кто у кого?»

Простое распространенное предложение        

Упражнение для пальчиков «Зайчик»

15

Сказка

«Теремок»

Знакомство с содержанием сказки «Теремок»;

Обучение последовательности изложения сказки «Теремок»;

Игра «Угадай, кто это?»;

Игра «Мы мышки-норушки»

Простое распространенное предложение.        

Раскрашивание героев сказки

16

Сказка «Теремок»

Обучение последовательности изложения сказки «Теремок»;

Игра «Узнай по движению, кто это»;

Игра «Узнай голосок»;

Пересказ сказки «Теремок»        

Простое распространенное предложение.

Обучение навыкам ведения диалога.

Раскрашивание героев сказки

17

Овощи        

Игра «Знакомство с овощами»;

Игра «Назови овощ»;

Игра «Будь внимателен»;

Игра «Сравнение овощей по форме»;

Игра «Какой? Какая?»

Простое распространенное предложение. Согласование прилагательных с существительными

Пальчиковый бассейн. Выбрать фасоль.

18

Овощи        

Игра «Назови овощ, который я не назвала»;

Игра «Какой? Какая?»;

Игра «Сравнение овощей по цвету»;

Описание овощей по схеме

Простое распространенное предложение. Согласование прилагательных с существительными. Составление рассказа-описания.        

Пальчиковый бассейн. Выбрать горох.

19

Фрукты        

Игра «Знакомство с фруктами»;

Игра «Назови фрукт, который я не назвала»;

Игра «Сравнение фруктов по форме»;

Игра «Сравнение фруктов по цвету»;

Игра «Какой? Какая?»        

Простое распространенное предложение. Согласование прилагательных с существительными. Составление рассказа-описания.

Раскрасить фрукты.

20

Фрукты        

Игра «Сравнение фруктов по форме»;

Игра «Сравнение фруктов по цвету»;

Игра «Какой? Какая?»;

Описание фруктов по схеме.

Простое распространенное предложение. Согласование прилагательных с существительными. Составление рассказа-описания.

Раскрасить только фрукты.

                

Ожидаемые результаты.

   В итоге логопедической работы ребёнок должен научиться:

-понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами);

- называть некоторые части тела (голова, руки, глаза и т.д.);

- обозначать наиболее распространённые действия, некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, больно и т. д.);

- выражать желания с помощью простых просьб, обращений;

- отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой.

При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

         

Список литературы.

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб., 2004.
  2. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. – СПб., 2004.
  3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003.
  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
  5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением

Разработка индивидуальной программы обучения  воспитания и развития  ребёнка младшего дошкольно возраста с индивидуальными нарушениями....

Индивидуальная программа развития ребёнка с ОНР

Индивидуальная коррекционно- развиваюая программа ребёгнка с общим недоразвитием речи 3 уровня...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСАВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )

1.1Пояснительная записка     Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности  учителя-логопеда с ребенком 4– летнего возраста, имеющег...

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образованияобучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)...

Индивидуальная программа ребёнка с ЗПР

Цель программы:  устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.Задачи: Ра...

Индивидуальная программа ребёнка с РАС

Цель и задачи коррекционно-образовательной деятельности, осуществляемой учителем-логопедом:Развитие слухового внимания и восприятия.Развивать слуховое внимание и слуховое восприятие.Развитие пони...