Конспект прогулки на тему «Медовый спас» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект прогулки на тему «Медовый спас» для детей старшего  дошкольного возраста

 

Задачи:  

Обучающие: познакомить детей с русским народным праздником «Медовый спас»,

закрепить знания дошкольников о пчелах, народных игр, расширить знания о пчелах с

помощью новых интересных фактов.

Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, внимание, мышление,

умение анализировать, связную речь, воображение, крупную и мелкую моторику,

ловкость, быстроту бега, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные: воспитывать гордость за своих предков, бережное отношение к

насекомым, коммуникативные отношения со сверстниками, аккуратность.

Материалы: корзинка с медовым печеньем, банка меда, шапочка «медведь», 2

картинки «пчелы», муляж «банка меда», настольные игры: деревянные пазлы «Соты»,

пазлы «Пчелка Майя», кубики «Цветы», аудиозапись русской народной мелодии,

музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:  

Беседы: «Насекомые», «О пчелах», «Осторожно – шмель, пчела, оса», «Маленькая

пчела человека большому уму учит», «Профессия «Пчеловод»», «Что такое па-

сека?»

Презентации: «10 интересных фактов о пчелах», «Жизнь пчелиной семьи».

Наблюдения: наблюдения во время прогулки за пчелами около разных цветов и

цветущих деревьев.

Чтение художественной литературы: заучивание считалки «Пчелы», чтение сказок:

Братья Гримм «Царица пчел», русская народная сказка «Как дьякона медом угощали»,

латышская народная сказка «Благодарные животные», марийская народная сЦель: приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с русским народным праздником «Медовый спас», закрепить знания дошкольников о пчелах, народных игр, расширить знания о пчелах с помощью новых интересных фактов.

Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, связную речь, воображение, крупную и мелкую моторику, ловкость, быстроту бега, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные: воспитывать гордость за своих предков, бережное отношение к насекомым, коммуникативные отношения со сверстниками, аккуратность.

 

                                                          Ход прогулки.

Воспитатель: Ребята, вам нравятся праздники? (Да)

- А какие праздники вы знаете?

Дети: Новый год, День рождения, День защиты детей, 8 марта, День защитников Отечества, День знаний, День города, Рождество, Пасха…

Воспитатель: Вы хотите познакомиться еще с одним русским народным праздником, который издавна отмечали наши предки? (Да)

Присаживайтесь на скамейку и я расскажу вам об этом удивительном дне.

Воспитатель: С самых древних времен в середине августа наши славные предки отмечали праздник «Медовый спас». «Медовый» от какого слова, подумайте. (Мед)

Конечно, мед. У славян большинство праздников тесно связаны с трудом, то есть это такие дни, когда люди трудились и веселились. Такой же и этот день. Медовым он назван потому, что в это время пасечники (люди, у которых живут пчелы) приступают к сбору меда. Как же они его собирают? Достают соты, которые находятся в ульях и выкачивают из сот мед. К этому времени соты уже полны вкусным и полезным медом. Считалось, что пчела заканчивала свою летнюю работу и не обижается на выкачку меда, ведь он помогает от всех болезней. А так как раньше на Руси не было сахара и мед был единственной сладостью, то медовый спас был большой радостью. Мёд просто кушали, добавляли и в пироги, в пряники, и блины, и компоты. В этот день мёдом всех угощали и чаи распивали. На Медовый спас люди угощали друг друга мёдом, дарили друг другу красивые горшочки с мёдом.

 

Приглашаю вас на весёлую игру «Передай баночку с мёдом»

 

 Под весёлую народную мелодию дети встают в круг, передают друг другу "горшочек с мёдом"; каждый раз, когда музыка останавливается, выбывает из игры тот, у кого в этот момент в руках горшочек с мёдом)

Воспитатель: Ребята, а кто делает такой вкусный мед? (Пчелы)

-- Вы правы, это пчелы. Начиная с ранней весны и до сих пор мы с вами не раз наблюдали за пчелами. Предлагаю еще раз взглянуть на этих тружениц. Я видела сегодня их около цветов гортензии. Полюбуемся ими? (да) 

Напоминаю, что близко к пчелам подходить нельзя и нельзя махать руками.

                   Дети с воспитателем подходят к кустам гортензии.

НаблюдениеРебята, а что вы знаете о пчелах? (ответы детей)

Воспитатель: Вы молодцы, уже много чего запомнили об этих замечательных насекомых.

Есть такая русская пословица: «Одна пчела много меду не наносит». Как вы ее понимаете, ребята? (ответы детей)

-- Совершенно верно, чтобы получилось много меда, нужно много пчел. Вот и живут пчелы большими семьямиА в одиночестве пчела может прожить только сутки, потом погибнет.

  Воспитатель:  Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Пчелы».

Мальчики превратятся в пчел, девочки в цветочки. После слов «К цветам припадают, медок собирают», пчелам нужно поймать цветы.

                Играть под любую русскую народную мелодию.

     С помощью считалки «Пчелы» выбирается ведущий:

Пчелы в поле полетели,
 Зажужжали, загудели,
 Сели пчелы на цветы,
 Мы играем – водишь ты.

Ведущий: Пчелочки, пчелки,

Жальца, иголки,

Желтые, черные,

Крылышки белые,

Поверху летают

К цветкам припадают,

Медок собирают. 

                         

                                    Эстафета «Чья пчела быстрее»

Воспитатель: Вы знаете, ребята, что пчёлы из одного улья не могут залететь в другой, иначе они немедленно будут атакованы его защитниками — другими пчёлами. Так же яростно защищают пчелы свой дом от медведя.

                        Подвижная игра «Медведи и пчёлы».


 Играющие делятся на две равные команды: одна — пчелы, другая — медведи.
 На одной стороне зала находится улей, а на противоположной — луг. В стороне располагается берлога медведей. По условному сигналу воспитателя: «Утро!» пчелы вылетают из улья (слезают с возвышений - гимнастической стенки, гимнастических скамеек и т. д.), жужжат и летят на луг за медом. Как только пчелы улетят, медведи выбегают из берлоги, забираются в улей (влезают на возвышения) и лакомятся медом. Воспитатель подает сигнал: «Медведи!», пчелы летят к ульям, стараясь ужалить (дотронуться рукой) медведей, те убегают в берлогу. Ужаленные медведи пропускают одну игру. Игра возобновляется, и после повторения дети меняются ролями.
 
 Правила
 Перед игрой воспитатель напоминает детям, что с возвышений нужно слезать, а не спрыгивать, на лестницу залезать не выше 4—5-й рейки.

 

Воспитатель: Ребята, какие мы с вами молодцы! Как хорошо поиграли, понаблюдали!

- О каком русском народном празднике вы сегодня узнали? (О Медовом спасе)

- Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)

- Что вам особенно понравилось? (ответы детей)

 

Воспитатель: Сегодня я вам приготовила еще настольные игры: Пазлы «Соты», пазлы «Пчелка Майя» и кубики «Цветы». Кто хочет поиграть в игры – приглашаю за стол.

 

А потом, когда мы вернемся с прогулки и поспим, то будем пить чай с медом и медовым печеньем!

 

 

«Сторож пчел», заучивание стих. А.Усачева «Так устроена природа…», чтение

стихотворений: С. Черный «Сладок мед, ужасно сладок…», Л. Слуцкая «В рыжих

тельняшках пчелы…», загадывание загадок про насекомых, знакомство с поговорками

и пословицами про пчел и про мед.

Просмотр мультфильмов: «Пчелка Майя», «Лунтик. Пчелы», «Жила-была пчелка».

Рисование: «Пчела», «На пасеке»

Аппликация: «Пчела», «Улей».

Лепка: «Любимые насекомые»

 

 «Сторож пчел», заучивание стих. А.Усачева «Так устроена природа…», чтение

стихотворений: С. Черный «Сладок мед, ужасно сладок…», Л. Слуцкая «В рыжих

тельняшках пчелы…», загадывание загадок про насекомых, знакомство с поговорками

и пословицами про пчел и про мед.

Просмотр мультфильмов: «Пчелка Майя», «Лунтик. Пчелы», «Жила-была пчелка».

Рисование: «Пчела», «На пасеке»

Аппликация: «Пчела», «Улей».

Лепка: «Любимые насекомые», Воспитатель: Ребята, вам нравятся праздники? (Да)  

прилетит в свой улей? (да)

                                    Эстафета «Чья пчела быстрее»

Воспитатель: Вы знаете, ребята, что пчёлы из одного улья не могут залететь в другой,

иначе они немедленно будут атакованы его защитниками — другими пчёлами. Так же

яростно защищают пчелы свой дом от медведя.

                        Подвижная игра «Медведи и пчёлы».

 

Играющие делятся на две равные команды: одна — пчелы, другая — медведи.

На одной стороне зала находится улей, а на противоположной — луг. В стороне

располагается берлога медведей. По условному сигналу воспитателя: «Утро!» пчелы

вылетают из улья (слезают с возвышений - гимнастической стенки, гимнастических

скамеек и т. д.), жужжат и летят на луг за медом. Как только пчелы улетят, медведи

выбегают из берлоги, забираются в улей (влезают на возвышения) и лакомятся медом.

Воспитатель подает сигнал: «Медведи!», пчелы летят к ульям, стараясь ужалить

(дотронуться рукой) медведей, те убегают в берлогу. Ужаленные медведи пропускают

одну игру. Игра возобновляется, и после повторения дети меняются ролями.

 

Правила

Перед игрой воспитатель напоминает детям, что с возвышений нужно слезать, а не

спрыгивать, на лестницу залезать не выше 4—5-й рейки.

 

Воспитатель: Ребята, какие мы с вами молодцы! Как хорошо поиграли, понаблюдали!

- О каком русском народном празднике вы сегодня узнали? (О Медовом спасе)

- Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)

- Что вам особенно понравилось? (ответы детей)

 

Воспитатель: Сегодня я вам приготовила еще настольные игры: Пазлы «Соты», пазлы

«Пчелка Майя» и кубики «Цветы». Кто хочет поиграть в игры – приглашаю за стол.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Безопасная ёлка" для детей дошкольного возраста д/с №37 воспитатель Дорощенко О.Б.

Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности по основе безопасности жизнидеятельности на тему "Безопасная ёлка" для детей дошкольного возраста....

Конспект НОД по теме «Режим дня» для детей старшего возраста

Сформировать у воспитанников понятие о режиме дня, обеспечивающем здоровье человека...

Конспект ООД на тему: : “Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО”

Актуальность задач отражена в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одним из основополагающих принципов в нем отмечена необходимость «приобщения детей к ...

Конспект НОД по теме «Режим дня» для детей старшего возраста

Цель занятия: сформировать у воспитанников понятие о режиме дня, обеспечивающем здоровье человека.Задачи:1. Развивать навыки здорового образа жизни.2. Ознакомить воспитанников с понятием режима дня.3....

Конспект занятия на тему «День птиц» для детей раннего возраста

Традиция отмечать “День птиц” в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздн...

сценарий "Медовый спас" для детей дошкольного возраста

Воспитание любви к Родине, интерес к народным праздникам, фольклору.Историческая справка: 14 августа – медовый Спас. На первый Спас заламывали соты, брали из ульев первый мёд и освещали его в це...