ПРОЕКТ «РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
проект (младшая группа)

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

  • дружба помогает победить зло («Зимовье»);
  • добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
  • зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

 

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность. Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_23-24_.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №88»

 городского округа  Саранск

Согласовано                                                                  Утверждаю

Педагогическим Советом №6                                    Заведующая МДОУ «Детский сад №88»

От  ___________2023 г.        _____________О.В. Борисова

        Приказ №________от ________2023г.

ПРОЕКТ

 «РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

 ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Возраст детей: 3-4

Срок реализации: 1 год

                    Составитель:

                    Радайкина А.И.

Саранск 2023-2024

Актуальность проекта:

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

  • дружба помогает победить зло («Зимовье»);
  • добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
  • зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность. Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Цель проекта:

Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи проекта:

Образовательные:

- Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках

- Познакомить детей с народным фольклором (колыбельные, потешки, игры-забавы)

- Закладывать основу для патриотического воспитания детей с ранних лет, воспитывать моральные ценности.

Развивающие:

- Развивать у детей  речь, обогащать словарь детей, отображать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

- Развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию.

Воспитывающие:

- Воспитывать доброту, справедливость, терпения, чувство привязанности, любви к своим близким

- Воспитывать у детей любовь к Родине, к родной культуре через сказки, потешки, игры-забавы.

- Приобщать детей к процессу познания мира добра и зла, честности и справедливости.

 

Участники проекта: дети  второй младшей группы №1, воспитатели, родители.

Методы и формы работы:

Чтение русских народных сказок.

Отгадывание загадок.

Пальчиковые, дидактические, подвижные игры, игры – драматизации.

Выставки поделок, рисунков.

Участие родителей в проведении выставок, изготовление родителями масок и декораций.

Вид проекта: творческий, познавательный.

Срок реализации: 1 год 

Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта позволит:

- Заложит основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;

- Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

- Дети научатся понимать смысл сказок

- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

- С чувством уважения будут относиться к истории и культуре нашей Родины.

- Привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев

- Дети будут менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

- Наметится динамика во взаимоотношениях с родителями, они захотят принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания будут проходить в более теплой обстановке.

Материально-техническое обеспечение:

Картотеки пальчиковых игр, театрализованных игр, подвижных игр; книги со сказками, дидактические игры, ТСО, пластилин, краски, альбомные листы, настольный театр по сказкам, театр масок.

Проект реализуется в три этапа:

I этап – подготовительный, включает в себя:

Определение темы проекта.

Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается с родителями.

Изучение литературы по теме.

Ознакомление с передовым опытом.

Консультация для родителей.

Уточнение формулировок проблемы, темы, целей, задач.

Оформление книжного уголка.

II этап – основной, включает в себя:

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Рассматривание с детьми книг с русскими народными сказками.
Разучивание пальчиковой гимнастики, физминуток.
Заучивание присказок. Пословиц и поговорок

Консультация «Что такое сказкотерапия?

Памятка для педагогов «Алгоритм работы со сказкой»

Октябрь

Чтение сказки «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстраций.

Дидактическая игра «Собери сказку по картинке».

Рисование по сказке «Изба козлят».

Изготовление театра по сказке «Волк и семеро козлят». (на выбор родителей)

Тематические занятия, занятия инсценировки

Ноябрь

Чтение сказки «Каша из топора», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по сказке.

Лепка» Топор и миска».

Рассматривание утвари в музее « Изба»

Рисование сказки «Из чего можно сварить кашу»( аналог сказки «Каша из топора»)

Подготовка анкет, памяток по теме проекта

Декабрь

Слушание сказки «Морозко», просмотр иллюстраций. Беседа по сказке.

П/И «Два Мороза».

Рассматривание иллюстраций книги разных изданий и сравнивание рисунков.

Слушание фрагмента оперы «Морозко».

Посмотреть с детьми сказку «Морозко» и изготовление поделок по сказке.

Консультация «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи

Январь

Чтение и беседа по сказке «Кот, петух и лиса», рассматривание иллюстраций.

заучивание с детьми песенки лисы.

Рисование «Сказочные герои».

Консультация для родителей на тему: «Воспитание сказкой».

Консультация для педагогов

« Сказка как способ патриотического воспитания дошкольников»

Февраль

Просмотр мультфильма «Царевна – лягушка», беседа по увиденному.

Беседа «Родственные отношения.

Инсценировка сказки «Царевна – лягушка», выступление перед детьми другой группы.

Изготовление родителями «Афиша» к сказке «Царевна – лягушка».

Памятка для педагогов «Алгоритм работы со сказкой»

Март

Чтение сказки «Заюшкина избушка». Беседа и просмотр иллюстраций по сказке.

Разучивание с детьми песенки зайца, лисы и петуха.

Пересказ детьми сказки с новым концом.

Речевая игра «Что сначала, что потом?».

Информация для родительского уголка на тему: «Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании ребенка»

Консультация для педагогов «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании»;

Апрель

Чтение сказки «Гуси– лебеди». Беседа по иллюстрациям к сказке.

Совместное сочинение с родителями сказки на патриотическую тему.

Выставка методического  и наглядного материала.

Май

Лепка «Угощение печки и яблоньки».

Путешествие по сказкам.

Выставка поделок по русским народным сказкам.

Выступление на педсовете о результатах реализации проекта.

III этап – итоговый, включает в себя:

  1. Итоговое диагностирование детей.
  2. Повторное анкетирование родителей

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу реализации проекта.

Список используемой литературы:

  • Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  • Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  • Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
  • Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.
  • Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. Обруч .№ 6 – 2003г
  • Народные праздники. В. Ищук. Ярославль 2000.
  • Мой мир. С. Козлова. Москва. 2000.
  • Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2004г.
  • Дети планеты Земля. Е. Соловьева. Линка-Пресс.2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "значение русской народной сказки в нравственном воспитании детей"

Творческое название проекта "Сказка ложь, да в ней намёк..."Цель проектаВоспитывать у детей любовь к русской народной сказке, понимание красоты русского языка....

Консультация для родителей на тему "Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Роль русской народной сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...

Русская народная сказка "Репка". Театрализованная деятельность детей раннего возраста. Авторские работы по изготовлению масок и пальчикового театра.

Русская народная сказка "Репка". Театрализованная деятельность детей раннего возраста. Авторские работы по изготовлению масок и пальчикового театра....

Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей

Решение задач нравственного воспитания дошкольников....

«Русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста»

laquo;Русские народные сказки как средство воспитания детей младшего возраста»...

Русские народные сказки в процессе воспитания детей.

laquo; Что за прелесть эти сказки...» А.С. Пушкин....