"Особенности формирования представлений о русской культуре у детей старшего дошкольного возраста"
консультация

Илларионова Марина Владимировна

Дошкольное детство-уникальный важнейший период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №42 Приморского района Санкт-Петербурга

Консультация для родителей

«Особенности формирования представлений  о русской культуре у детей старшего дошкольного возраста»

                                                         Подготовила воспитатель:

    Илларионова Марина Владимировна

Санкт-Петербург

2023г.

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое  и психическое развитие. Одной из граней его развития является формирование у дошкольника познавательных интересов. Обладая огромной побудительной силой, интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения "жажды знаний". О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их прочитать, рассказать. В вопросах познавательного характера, задавая которые, ребенок стремится к получению новых знаний, проявляется его пытливость, любознательность. В настоящее время учеными доказано, что нет ни одной области действительности, которой не интересовался бы ребенок. Это теоретическое положение дает основание к осуществлению работы по ознакомлению старших дошкольников с русской народной культурой. 

В педагогической науке и дошкольной педагогике в настоящее время повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. 

 В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев, помочь в воспитании интереса к родной культуре и научить ребенка осознавать себя как носителя этой культуры. 

Механизмом, позволяющим включить народную культуру в современный учебно-воспитательный процесс в педагогических учреждений, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями. Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

 Старший дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Интерес к народному творчеству является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения к народной мудрости, которая передаётся из поколения в поколение.

Приобщение детей к русской национальной культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, фольклор.

Включение детей старшего дошкольного возраста в деятельность, направленной на развитие интереса к русской национальной культуре позволяет расширить кругозор, однако, уровень их навыков не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому значительно возрастает роль взрослых в создании условий для стимулирования направленного интереса детей к народной культуре.         Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи.

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия познавательного интереса. Он рассматривается как: избирательная направленность человека, проявление умственной и эмоциональной активности,  активатор разнообразных чувств, активное познавательное отношение человека к миру и т.д.

Поэтому планируя работу по развитию интереса к русской национальной культуре, взрослый подводит воспитанников к ощущению своей причастности к этому процессу.

Для формирования  интереса к русской национальной культуре важно,  чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны представления, на основе которых у ребенка будут складываться отношение к сущности русской национальной культуры и необходимости её изучения.  Для того чтобы у ребенка  появилось  желание интересоваться  русской национальной культурой нужен мотив. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личности значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося интереса.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении.

Средства, побуждающие интерес к русской национальной культуре у детей  старшего дошкольного возраста можно объединить в несколько групп.

Это группа художественных средств, природа, собственная деятельность детей и вся та атмосфера, в которой живет ребенок.

  Успех приобщения дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.

Повлиять на ребенка с ранних лет и воспитать его развитым и культурным человеком, конечно же, могут и должны родители – самые близкие люди, которые имеют непосредственное влияние на формирование характера и личности ребёнка. Очень важным моментом является осведомленность родителей о том, как правильно приобщить ребёнка к традициям русской национальной культуры, также важно помнить, что они являются непосредственным примером для своих детей, поэтому не стоит требовать от них того, чего не соблюдают и не выполняют сами взрослые. Дети, словно губка, впитывают информацию, поступающую из внешней среды, после чего автоматически повторяют увиденное.

Таким образом, дошкольный возраст это благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, формирования интереса к ней и на этой основе формирование представлений. Эту задачу необходимо осуществлять комплексно, включая в работу дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и при активном участии родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по формированию основ православной культуры у детей старшего дошкольного возраста в детском саду"

Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы, обознач...

Сообщение на тему: "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия «Народный календарь: времена года»

Цель  работы -  формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветово...

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

С учетом ФГОС в дошкольном образовании на первое место выходит игровой, интегративный принцип развития и обучения детей дошкольного возраста. Перед педагогами дошкольных учреждений стала задача пересм...

Консультация на тему: "Формирование основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста".

В консультации подробно рассмотрены основные моменты формирования основ правовой культуры у старших дошкольников....

Особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Статья особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дощкольного возраста в психолого-педагогической литературе...

"Особенности формирования интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста"

Материал будет полезен как педагогам, так и родителям. Ведь готовность к обучению в школе - важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье....