«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
материал (старшая группа)

Цимбал Руфина Субхановна

План работы по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2023-2024.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной  деятельности»

2023-2024 учебный год

Цель самообразования:  воспитание экологической культуры дошкольников посредством использования проектной технологии.

Формы самообразования: Индивидуальная – через индивидуальный план; групповая-участие на педсоветах, в творческих группах через сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет.

Эколого-развивающая среда в группе, на участке.

  • Экологический центр (зимний сад)  – в нем растут и развиваются растения, здесь есть все необходимое для ухода за ними.
  • Игротека – в ней дети играют в настольно-печатные, дидактические и другие развивающие игры.
  • Лаборатория «Умная сова» – в ней дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В лаборатории есть все необходимое для проведения различных опытов
  • Мини-музей «Загадочная Природа» – в него собираем природные экспонаты: интересные и необычные.

2 Этап

Сроки сентябрь 2023-апрель2024г

                                             основные разделы работы

Содержание работы

Сроки

Ответственные

  • Пополнение  предметно – пространственной среды по экологии. 
  •  -создание мини-лаборатории,

-музея природы.

Разработка экологической тропы на участке.

Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.

  • Разработка ООД, проектов, тематического планирования по формированию у детей экологических представлений.
  • Пополнение консультаций, семинаров-практикумов для родителей, родительских собраний по теме исследования.

  • Выпуск экологической газеты

  • Проведение досугов, экологических, народных праздников.

  • Участие в межрегиональных, российских, международных  конкурсах.

  • Подбор медиатеки по формированию экологической культуры у детей

Сентябрь-май

В течение года

Пополнение в течение года

1 раз в квартал

1 раз в месяц

Постоянно

Сентябрь – апрель

Воспитатель

родители

Воспитатель

Воспитатель

Родители

Воспитатель

Родители

Воспитатель

родители

воспитатель

Содержание работы с детьми

Сроки

Раздел работы и этап проведения

  • образовательная деятельность по экологическому воспитанию:

- моделирование ситуаций;

-игровая деятельность (сюжетно - ролевые, дидактические и т.д.);

- опытно-исследовательская деятельность;

- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;

- просмотр мультфильмов;

- инсценирование сказок;

  • Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:

 

  • Участие в дистанционных всероссийских и международных конкурсах.

  • Беседы на темы:

-«Почему необходимо бережно относиться к природе»

-«Значение воды в жизни людей»

-«Подкормим птиц зимой»,  

-«Значение почвы и воды в жизни всего живого», - «Мы друзья природы»,

-«Лес и наше здоровье»,

 -«Поможем природе»,

-«Овощи и фрукты – лучшие продукты»,

-«О здоровой и вкусной пище»

  • Проекты на формирование экологической культуры у детей:

-«Кладовая природы»

- «Экологические знаки природы»

- «Мусорная фантазия» (работы из бросового материала)

-«Опыты и эксперименты»

  • Экологические акции (внутриучрежденческие, городские, региональные)

"Мои добрые дела -  для твоей пользы, Земля", "Птичья столовая", «Зеленая елочка – живая иголочка», «Посади деревце»

  • Чтение художественной литературы:

В. Н. Танасийчук «Экология в картинках»

Знакомство с Красной книгой РФ

 В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»

 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц» Г. Серебрецкий «Берегите птиц»

 В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»

Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия», Ю. Демянская «Дом Земли»

Н. Т. Бромлей «Охотник»

Заучивание наизусть: Николай Забило «Любимый край, моя земля», В. Орлов «Общий дом», П. Воронько «Журавль».  

  • Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
  • Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.
  • Взаимодействие с дополнительным отделом детской библиотеки на улице Чкалова 3

  • Ведение мониторинга реализации по теме.

Участие в педагогических советах, метод объединениях, показ открытого занятия на уровне ДОУ.

  • Сообщение из опыта работы: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной  деятельности»
  • Продвижение персональной страницы сайта в сети Интернет, размещение на нем своих методических материалов в портфолио сайта по теме самообразования
  • Социальная сеть работников образования nsportal.ru
  • Участие в профессиональных конкурсах в сети Интернет. Получение авторских сертификатов, дипломом за призовые места.
  • Разработка пакета методического материала в электронном виде.
  • Обобщение и оформление материалов в копилку ДОУ.

  • Изготовление пособий, макетов, коллекций работ, фоторепортажи, картотек по экспериментам.
  • Подбор материалов для работы с родителями.

Анализ эффективности внедрения  опыта, направленного  на формирование экологической культуры у старших дошкольников.

В течение года

В течение учебного года

В течение учебного года

Октябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

В течение года

В течение учебного года

Постоянно

Постоянно

В течение года

В течение года

Апрель-май

Май итоговый педсовет

В течение учебного года

Основной этап

Проведение основных мероприятий по реализации темы.

Итоговый этап

Раздел 2 Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

                             


Содержание работы с родителями

Сроки

Раздел работы

  • Консультация «Ребенок и природа».

  • Консультация по экологическому воспитанию «Птичья столовая».
  • Консультация «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».

  • Анкетирование по экологии.
  • Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Волшебный сундук осени», «Мусорная фантазия»
  • Помощь  родителей в изготовлении кормушек.
  • Участие родителей в проектах, акциях, выставках, фотовыставках, конкурсах.
  • Привлечение родителей  для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
  • Работа с родителями: привлечение родителей к созданию альбомов «Гербарий нашего края», «Берегите природу», посадка ягодных кустов, молодых деревьев на участке детского сада, огород и его оформление.
  • Экологические акции:

-«Мои добрые дела – для твоей пользы, Земля»

-«Птичья столовая»

-«Зеленая елочка»

-«Чистый город, участок»

  • Выставки рисунков:

-«Мы спасем планету»

-«Экологические знаки природы»

Октябрь

Февраль

Апрель

Сентябрь

В течение года

Январь

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Работа с родителями


Содержание работы с социумом

Сроки

Раздел работы

  • Участие в методических днях совместно со школой.  

В течение учебного года

Работа с социумом

  • Посещение ООД в детском саду учителями и уроки в школе воспитателями

  • Экскурсии с детьми в школу, эколого – биологический центр , школьный музей, живой уголок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе нерегламентированной деятельности.

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Система  непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня в своём начальном звене восп...

План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»

Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...

«Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности».

Цель: формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной...

Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

  В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохр...

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы природоведческой направленности

laquo;…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, рас...

Статья "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности"

Важность данной темы состоит  в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой ест...

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности

формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...