Отчёт о реализации инновационного педагогического маршрута за 2020-2021 учебный год
консультация (старшая группа)

Тема инновационного педагогического маршрута: «Применение нейропсихологических приёмов для общего развития детей с ОВЗ»

Цель: создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в макромире, для коррекции и развития личности

Задачи:

- способствовать формированию и активизации у детей познавательных процессов как: внимание, память, мышление, воображение;

- развитие межполушарного взаимодействия;

- формирование пространственной ориентации и зрительной координации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт о реализации инновационного педагогического маршрут за 2020-2021 учебный год

Педагог Пислегина Лариса Николаевна

Тема инновационного педагогического маршрута: «Применение нейропсихологических приёмов для общего развития детей с ОВЗ»

Цель: создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в макромире, для коррекции и развития личности

Задачи:

- способствовать формированию и активизации у детей познавательных процессов как: внимание, память, мышление, воображение;

- развитие межполушарного взаимодействия;

- формирование пространственной ориентации и зрительной координации.

Направление

деятель

ности

Форма работы

Тематика /направленность

Срок проведения

Место проведения /уровень /

Результат

Проектная деятельность

Проект на тему: «В чём секрет волшебных мешочков»

октябрь

ДОУ

Паспорт проекта

Разработка дидактических игр

Нейроигры: «Повтори», «Дорожка», «Мозаика»

ноябрь-апрель

ДОУ

Дидактическая игра на электронном и бумажном носителе.

Разработка педагогической диагностики

Диагностика для определения сформированности у детей познавательных процессов, пространственной ориентации, зрительной координации, межполушарного взаимодействия.

октябрь,

ДОУ

Диагностический инструментарий

Проведение педагогической диагностики

Проведение педагогической диагностики

апрель

ДОУ

В результате диагностики

Взаимодействие с семьями

Мастер – класс

Мастер – класс на тему: «Развивающая среда для развития сенсорной интеграции у детей с ОВЗ»

январь

ДОУ

Родительское собрание - сценарий мероприятия (видеоматериал).

Участие родителей в проекте

Создание центра «Сенсомоторный уголок»

ноябрь

ДОУ

Создание продукта проектной деятельности: центр сенсомоторного развития в групповой комнате.

Совместное изготовление пособий

Конструктор фразовой речи «Скажи фразу», дидактические игры: «Пройди по дорожке», «Геометрические фигуры и тела», «Цветной альбом», «Одежда и обувь», «Сравни».

сентябрь - март

Изготовление панно для освоения дидактической игры объёмная «Да нетка»

Сетевое взаимодействие и повышение педагогической компетентности

Сетевое Интернет-взаимодействие.

- Публикации методических разработок по теме инновационного маршрута.

- вебинары «Мама-знайка» (Миляева Л.О. - количество часов 2), «Лого-профи», «Лого-эксперт» (О. С. Жукова, количество часов – 4)

2020-2021 учебный год

декабрь, январь

Интернет сообщества

Свидетельство о публикации. С

Сертификаты

Педагогическая мастерская

«Цифровая образовательная среда», руководитель творческой группы Киселёва С.В.

«Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога. Профессиональное развитие педагогов в области цифровых технологий»

2020-2021 учебный год

МКУ «ЦМТ и ИМО» -

в режиме онлайн на платформе Zoom

Полученные знания помогут более качественно и продуктивно применять цифровые технологии в работе.

Мастер – класс для педагогов.

 Мастер – класс для педагогов на тему: «Применение нейропсихологических приёмов для общего развития детей с ОВЗ», цель: создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в макромире, для коррекции и развития личности

Март

ДОУ

Доклад мастер-класса для педагогов

Собственная оценка педагогической деятельности. Положительные результаты. Процент выполнения мероприятий.

Положительные результаты: наблюдается стабильная положительная динамика в развитии детей с ОВЗ

Проблемы, выявленные в 2021-2022 учебном году.

Разработка и применение диагностического инструментария

Пути решения и планирование деятельности на 2021-2022 учебный год.

Планирование работы с учётом возможностей воспитанников, в соответствии с их диагнозами и особенностями развития.

Тема инновационного педагогического маршрута на 2021-2022 учебный год

«Развитие у детей межполушарного взаимодействия с помощью нейроупражнений».

Электронные приложения:

- доклад мастер-класса для педагогов, выступление с презентацией

- сценарий мастер – класс для родителей

- дидактическая игра на электронном и бумажном носителе

- паспорт проекта

- диагностический инструментарий

- материалы педагогической диагностики



Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка», корпус 2, 2020-2021 учебный год

Педагогическая диагностика по реализации инновационного педагогического маршрута за 2020-2021 учебный год

Педагог: Пислегина Лариса Николаевна

  1. Нейроупражнение: «Дорожка»  

Цель: изучение зрительно-пространственного восприятия расположения объектов на плоскости, способности различать основные и оттеночные цвета, развитие у детей межполушарного взаимодействия.

Возраст: для детей с 4 – 6 лет.

Материал: ламинированный лист бумаги (формат А4) с разноцветными кругами, расположенными в виде лабиринтаC:\Users\Пользователь\Desktop\РАС1\ФОТО\20201210_092637.jpg

Проведение обследования: взрослый даёт ребёнку игровое поле, расположенное по вертикали и просит её провести пальцем по какой-либо из цветных дорожек (красной, розовой, фиолетовой, зелёной…). Затем предлагает расположить лист горизонтально и снова «пробежать» по дорожкам пальчиками или, например, карандашом. При затруднении взрослый ведёт пальцем ребёнка по игровому полю по дорожке заданного цвета. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Инструкция: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.

1 балл - не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения;

2 балла - понимает цель, но действует хаотически, т. е. не учитывает цвет кругов, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет;

3 балла - понимает цель и самостоятельно ведёт пальцы по дорожкам, пользуясь целенаправленными пробами.

  1. Нейроупражнение: «Мозаика»

Цель: изучение зрительно-пространственного восприятия взаиморасположения объектов на плоскости, развитие у детей межполушарного взаимодействия.

Возраст: для детей 4 - 6 лет.

Материал: картинка-образец, картинка, разрезанная на части с контурным изображением различных объектов природного и рукотворного мира.

Инструкция: «Посмотри, перед тобой картинка - образец. На ней нарисован «огурец». Собери ещё один такой же «огурец» из нескольких частей, которые рассыпались, раскрась их в нужный цвет».

Обучающая помощь: стимулирующая и организующая помощь - подбадривание, стимуляция или концентрация внимания; разъясняющая помощь - повторение инструкции в более медленном темпе, с акцентом на том, что каждая фигурка должна быть раскрашена так же, как на образце.

1 балл - не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения;

2 балла - понимает цель, но испытывает значительные трудности, т. е. не может соединить части картинки, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет;

3 балла - понимает цель и самостоятельно собирает пазл, пользуясь целенаправленными пробами.

  1. Нейроигра: «Повтори»

Цель: формирование понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», развитие у детей межполушарного взаимодействия.

Возраст: для детей с 4 - 6 лет

Материал: игровое панно с разноцветными прямоугольниками, расположенными по периметру основного, центрального прямоугольникаG:\Pictures\фото 21\20210316_093442.jpg

Инструкция: два игровых поля и два участника игры – взрослый и ребёнок (два ребёнка). Суть игры состоит в том, что ребёнок должен повторять движения взрослого. В начале оба игрока кладут руки в центр своего игрового поля, затем хлопок в ладоши и взрослый кладёт руки на определённые цветные кирпичики, расположенные сверху и снизу от центра игрового поля. Ребёнок должен повторить. Разноцветные кирпичики расположены в зеркальном изображение и ребёнку необходимо правильно поставить ладошки на игровом поле. Далее можно игровые поля расположить на полу и встать в центр поля ножкам. Взявшись за руки оба игрока в прыжке повторяю движения. Ножки должны стоять симметрично.

Обучающая помощь: умение воспитанников определять расположение предметов по отношению к себе, в точности повторит расположение рук или ног за ведущим, основным игроком.

1 балл - не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения;

2 балла - понимает цель, но испытывает значительные трудности, т. е. не может сориентироваться на игровом поле, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет;

3 балла - понимает цель чётко выполняет инструкцию, понятия «вверху», «внизу», «справа», «слева» понимает, пользуясь целенаправленными пробами.

Оценка результатов:

Ф.И. ребёнка

Игры и игровые упражнения

итог

уровень

«Дорожка»

«Мозаика»

«Повтори»

1

Десятов Веня

2

1

2

1,6

средний

2

Курнявка Мирон

1

2

1

1,3

низкий

3

Нечеухин Лев

2

2

3

2,3

средний

4

Нечеухин Ян

1

2

2

1,6

средний

5

Сизиков Артём

2

1

3

2,0

средний

По совокупности выполненных заданий высчитывается средний балл, который варьируется от 0 до 3 баллов.

Если средний балл:

- ниже 1,4 балла – ребёнок проявляет низкий уровень;

- от 1,5 до 2,4 – средний уровень

 - от 2,5 до 3,0 – высокий уровень

Вывод: в результате проведённой диагностики выяснилось, что большинство детей показали средний уровень, один ребёнок показал низкий уровень (ребёнок самый младший и часто отсутствует в детском саду). Однако дети, показавшие средний балл - 1,6 испытывает значительные трудности в выполнении задания и нуждаются в обучающей помощи и дополнительных занятиях по развитию межполушарного взаимодействия. Воспитанники, показавшие средний балл - 2 и 2,3 показали заинтересованность в выполнении заданий, стремление к правильному выполнению предложенных заданий.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка», корпус 2, 2020-2021 учебный год

Консультация для родителей по инновационному маршруту

на тему: «Развивающая среда для развития сенсорной интеграции у детей с ОВЗ»

- Уважаемые родители, меня зовут Лариса Николаевна. Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения для развития мелкой моторики. Ни для кого не секрет, что при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Поэтому, чтобы речь наших детей была правильной, чистой, грамотной мы в нашей группе мы создали центр сенсомоторного развития, в котором собраны игры не только купленные в магазине, но и изготовленные своими руками.

У нас есть:

- и пуговицы,

- и разноцветные крышки,

- и прищепки,

- и разноцветные стёклышки,

- и различные колечки, палочки,

- губки для мытья посуды,

- резиночки для волос, всё что угодно.

Данные предметы мы используем в играх с песком, водой, с шариками гидрогель, просто конструируем на столе.

- Много игр и игровых упражнений с массажными шариками,

- Корректируем речевые нарушения с помощью использования «Су – Джок», воздействуя  на биологически активные точки ребёнка, идёт стимулирование речевых зон коры головного мозга.

         Для игры мы создали вот такое панно – таблицу, которая помогает развивать представления детей о свойствах объектов: по вертикали – определяем рельеф объекта, по горизонтали цвет.

- Играя с ребёнком в игру «Ладошки» мы предлагаем  определить, какие ладошки на ощупь – гладкие, мягкие, пушистые, колючие  или шероховатые. Затем можно предложить детям расположить ладошки на панно.

- Игрушки, купленные в магазине можно заменить самодельными. Например, вот такие мешочки, сшитые с любовью и заполненные различным материалом: шишками, крупой, мелкими игрушками, ракушками и так далее. Дети с удовольствием играют, ощупывают.

Ребёнок берёт мешочек в руки, ощупывает его и определяет какой он по рельефу (мягкий, шероховатый или колючий), затем смотрит какого цвета наклейка на мешочке (синяя, жёлтая, красная, зелёная или фиолетовая) и определяет его место на панно.

 - Таким образом, мы развиваем восприятие ребёнка, формируем представления о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

  - Уважаемые родители, не упускайте ни одной минуты, играйте с детьми, применяйте в игре различные подручные предметы. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка.

- Успехов вам, спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Главная цель нашей с вами деятельности – сохранить жизнь и здоровье воспитанников.

Ещё одна главная цель - сделать так что дети как можно лучше подготовились к будущей жизни т.е. социализировались. Мы все знаем, что успехи в школьном обучении, да и в дальнейшей жизни во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве. В детском саду у детей формируются психические процессы (внимание, память, речь, мышление и т.д), культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, умение общаться, дружить и т.п.

В школьные годы и во всей последующей жизни (…) эти процессы и умения, уже сформированные – развиваются – улучшаются.

Значит, от нашей с вами деятельности зависит многое в жизни человека, ведь ребёнок в саду находится больше чем дома, и мы непосредственно влияем на формирование всех выше перечисленных процессов.

Так вот, у детей, которые посещают нашу группу всё это формируется очень медленно и сложно. Они в возрасте 5-6 лет как 1, 2, 3 летние нормотипичные дети. И наша главная задача: помочь им хоть немного приблизиться к норме развития, чтобы в дальнейшем существовать в мире людей, который не всегда доброжелателен, не всегда комфортен для них.

Специалисты, которые проводят коррекционную работу знакомят нас с различными методиками, занимаются с детьми, работают над формированием психических процессов, речи, пытаются запустить речь.

А наша задача, как воспитателей – закрепить всё это, ведь мы с детьми находимся целый день, а логопед, дефектолог и психолог занимаются лишь определённое время.

Изучив большое количество литературы, присутствуя на занятиях специалистов мы поняли, что технология ТРИЗ для детей с ОВЗ может применяться лишь частично, так как у нас и так много значков и символов, которые должен запомнить ребёнок, и вообще, что такое ТРИЗ? Это инженерное мышление. Для наших воспитанников это не приемлемо.

!!!Занятия для таких дошколят - это тяжелый труд. Использование в практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам.

В своей работе я использую нейропсихологические упражнения (нейроигры) − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Она тесно взаимодействует и со спецификой деятельности логопеда, дефектолога и психолога

Тема моего инновационного маршрута: 

«Применение нейропсихологических приёмов для общего развития детей с ОВЗ»

НЕЙРО - это частица, которая входит в часть сложных слов, указывающая на отношение к нервной системе.

Нейропсихология детского возраста - наука о формировании мозговой организации психических процессов человека.

Цель: создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в макромире, для коррекции и развития личности

Задачи:

- способствовать формированию и активизации у детей познавательных процессов как: внимание, память, мышление, воображение;

- развитие межполушарного взаимодействия – (Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов);

- формирование пространственной ориентации и зрительной координации.

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных занятиях с детьми.  

Часто у детей с различными нарушениями наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

  1. Нейропсихологические упражнения или кинезиологические упражнения, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие (показ карточек – нейро-зарядка)

Упражнение: «Кулак-ребро-ладонь». Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Выполняется в следующей последовательности: ведущей рукой, противоположной, обеими руками с постепенным увеличением темпа.https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/03e3/0002ea12-95740ce1/img11.jpg

Упражнение: «Зайчик, коза, вилка»

  1. Пальчиковая гимнастика

Для детей с патологиями речи (например, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи и т.д.) пальчиковые игры необходимы. Как правило, у таких ребят мелкая моторика плохо развита, им сложно показать даже самые простые фигуры.

Благодаря различным техникам пальчиковой гимнастики удаётся сделать кисть руки более гибкой. Сопровождать такие игры желательно потешками и стихами, к примеру, «Пальчиковые шаги», Забегая вперёд скажу, что «пальчиковые шаги мы применяем в конструкторе фразовой речи», сопровождая речь движением пальцев (Это Киса. Киса идёт) 

  1. Дыхательная гимнастика

Сильный речевой выдох – залог успешной коррекции звукопроизношения. Кроме того, дыхательная гимнастика повышает тонус деятельности мозга. ПОКАЗ

  1. Логоримика. 

Это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.

  1. Межполушарное рисование или Нейрографика

Благодаря современным методам арт-терапии, таких как, нейрографика и межполушарное рисование происходит   координация работы правого и левого полушария мозга ребёнка, развитие мелкой моторики рук, логического и образного мышления. А это является важнейшим компонентом в успешном преодолении нарушений речи.

Нейрографика – творческий метод трансформации мира. Нарисовать можно всё. Линии действия, узоры жизненных обстоятельств, траектории движения во времени, графические решения сложных задач коммуникации.

В чём особенность этой техники?

Благодаря тому, что рисунок выполнен с помощью особого типа линий, он становится биологически понятным нашему мозгу, проникает в самые глубокие уголки нашего подсознания. А оно мыслит образами. Когда мы рисуем, образуются новые нейронные связи, это очень важно, потому что, пока у нас нет нейронных связей, отвечающей за какой-то вопрос, мы не можем предпринять никаких действий, мы просто как только что родившиеся дети, не знаем, как действовать в некоторых ситуациях.

Нейрографика помогает  мозгу оставаться пластичным. Это значит, что становится легче находить решения, становится легче усваивать новое. Для реализации этой методики особого таланта в рисовании и не требуется.

  1. Игры на мозжечковую стимуляцию.

Мозжечковая стимуляция - система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребёнка.

Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими) и кинезомешочками:

-перекладывание (перекатывание) из правой руки в левую и наоборот;

-передача соседу и наоборот;

-перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).

Основные виды движений с одним мячом или мешочком:

https://sun1-29.userapi.com/a_qbPBNfARbPd2-N9ZE8N_hGxDQ9ny0QeNebTQ/cvLC6mSXO1o.jpg

Также существуют такие нейротренажеры, как: НЕЙРОСКАКАЛКА, НЕЙРОВОСЬМЕРКА и БАЛАНСИРОВОЧНАЯ ДОСКА. Это специальный тренажёр в виде полусферы. Задача малыша – удержаться на доске. Можно сопровождать это упражнение потешками или музыкой. Дети 6-7 лет могут самостоятельно заниматься с балансиром. Такая игра направлена на концентрацию и удерживание равновесия

3. Полоса препятствий

Чем сложнее, тем лучше. Тут уже простор для фантазии. Полосу можно сделать из стульев, подушек, использовать ортопедические коврики, обручи, кубики и т.д. Ребёнок должен проанализировать полосу и выбрать ту траекторию движения, по которой он успешно справится с заданием.

5. Су-Джок

Это колючие мячики с металлическими колечками внутри. Ими легко пользоваться, они продаются в ортопедических салонах и стоят недорого. На руках находится множество биологических точек, и при прокатывании Су-Джок между ладонями происходит стимуляции этих точек. Металлические колечки надеваются и снимаются на каждый пальчик. Такой массаж ребёнок может делать самостоятельно под присмотром взрослого. Здесь не страшно ошибиться: любое действие с «ёжиками» принесёт пользу. Вместо Су-Джок можно воспользоваться дарами природы: шишки, каштаны, орехи. Подойдут также любые колючие мячики, например, для стиральной машинки. 

ВЫВОД: Нейроигры способствуют развитию и активизации познавательных процессов как: внимание, память, мышление, воображение, развитие межполушарного взаимодействия, пространственной ориентации и зрительной координации.

Таким образом, использование нейроигр способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: речевых, двигательных, поведенческих.

 

Вопрос: Можно ли играть в нейроигры с нормотипичными детьми?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План реализации инновационного педагогического маршрута на 2020-2021 учебный год

План реализации инновационного педагогического маршрута на 2020-2021 учебный год...

Отчет по реализации инновационного педагогического маршрута на 2020-2021 учебный год

Отчет по  реализации инновационного педагогического маршрута на 2020-2021 учебный год...

Отчёт о реализации инновационного педагогического маршрута за 2016-2021 учебный год

Отчёт о реализации инновационного педагогического маршрута за 2016-2021 учебный год...

Отчет по реализации инновационного педагогического маршрута за 2020-2021 учебный год

Тема инновационного педагогического маршрута: «Использование ТПФ в развитии связной речи у детей младшего дошкольного возраста».Цель: Развитие связной речи у детей 3-7 лет с использованием...

Отчёт о реализации инновационного педагогического маршрута на 2022-2023 учебный год

Тема инновационного педагогического проекта: «Формирование социальных навыков у детей с ОВЗ через развитие умения ориентироваться в знаковой системе современного мира» Цель: формирова...

Отчёт о реализации инновационного педагогического маршрут за 2019-2020 учебный год

Тема инновационного педагогического маршрута: «Формирование пространственных представлений детей через метод дихотомии в трёхмерном пространстве»Цель: формирование у детей навыков использо...

Отчёт по реализации инновационного педагогического маршрута за 2020-2021 учебный год

Тема инновационного педагогического маршрута «Развитие связной речи  детей 5 – 6 лет через анализ противоречивых ситуаций в литературных произведениях с помощью ТРИЗ-ОТСМ»Цель: ...