Музыкально-дидактические игры по восприятию и пониманию смысла музыкальных произведений для детей дошкольного возраста.
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Аскарова Ольга Евгеньевна

Предложен практический материал для музыкальных руководителей, который можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста в разделе слушания музыки. Также возможно провести мастер-класс для воспитателей на тему "Музыкально-дидактические игры по восприятию и пониманию смысла музыкальных произведений для детей дошкольного возраста". Представленые дидактические игры по слушанию музыки по содержанию  будут интересны всем возрастам детей в ДОО. Дидактические игры разделены на три раздела: 1. Игры на развитие эмоционально-образного языка музыки (словаря); 2. Игры, основанные на вокализации; 3. Игры, основанные на двигательном и пантомимическом моделировании характера музыки: (музыкально-пластическая импровизация). Такие игры будут успешны в рефлексии итоговых занятий по слушанию музыкальных произведений, или как прием в диагностике развития музыкальных способностей детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»

        (ФГБОУ  ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова)         

Дошкольное образовательное учреждение детский сад №105

_________________________________________________________________________

«Музыкально-дидактические игры

по восприятию и пониманию смысла музыкальных произведений».

Консультация для воспитателей

Аскарова Ольга Евгеньевна

музыкальный руководитель

ДОУ детский сад № 105

Ижевск

ЦЕЛЬ: Познакомить воспитателей с музыкально-дидактическими играми по слушанию музыки, значение их в сенсорном развитии детей и возможности использования в режиме дня.

 1. Игры на развитие эмоционально-образного языка музыки (словаря):

«Копилка»

Цель игры: Научить высказываться о музыке

Правила игры. Слова-определения, соответствующие характеру музыки нужно класть в «копилку».

Игровые действия. Педагог называет слово-образ, если слово соответствует характеру произведения, дети складывают свои руки в виде «чашечки», а если слово не соответствует – разводят руки в стороны.

Ход игры. Когда дети прослушали музыкальное произведение, педагог должен попросить детей сложить их ладошки «чашечкой», а потом обратиться к ним: «Какая вместительная у каждого из вас копилка! А что мы в неё будем складывать?». Дети отвечают, предлагая различные варианты. Педагог: «Давайте складывать в ваши копилки красивые слова, которые правильно опишут прослушанную нами музыку». Рассказывает детям правила и указывает на внимательность, которая должна присутствовать во время игры. Затем педагог объясняет детям: «Если названное слово подходит нам для описания музыки, мы его «закроем» в наших «копилках» (педагог показывает детям, складывая свои руки «чашечкой», как нужно закрывать), если слово не подходит настроению музыки,  разведите свои ладошки в стороны, чтобы это слово не попало в наши копилки». Педагог должен обратить внимание детей, на то, что каждое названное им правильное слово нужно повторить вслух.

Заканчивается игра повторением правильных слов, которые попали в «копилки».

«Волшебный сундучок»

Правила игры. Звучит музыкальное произведение, дети должны самостоятельно называть прилагательные, которые будут соответствовать произведению. Если названное слово неправильное – сундучок захлопнется.

Игровые действия. Поиск и использование «волшебного» сундучка и фишек. Ребенок получает одну цветную фишку за каждое отгаданное слово.

Ход игры. «Волшебный»  сундучок стоит на столике и накрыт ярким платком. Педагог должен обратить детское внимание на звук механической музыкальной шкатулки и предложить детям найти место, из которого доносится звук.  Дети находят это место и «волшебный» сундучок.  Далее педагог объясняет детям правила игры: «Послушайте музыку и положите в наш «волшебный» сундучок те слова, которые рассказывают о её настроении. За каждое правильное слово вы получаете одну цветную фишку. Если звучит неправильное слово – сундучок закроется. Победителем станет тот, кто соберет наибольшее количество фишек».

Заканчивается игра повторением названных правильных прилагательных.

«Хитрая шляпа»

Правила игры. Нужно назвать понравившееся музыкальное произведение и объяснить свой выбор.

Игровые действия. Передавать шляпу.

Ход игры. После прослушивания нескольких музыкальных произведений, педагог должен показать детям яркую шляпу и сказать, что эта шляпа не простая, а волшебная. Кто её надевает, начинает, словно заколдованный, рассказывать о той музыке, которая ему понравилась больше всего. На ребенка надевают шляпу. После окончания его рассказа, он передаст шляпу тому, кому захочет. Когда все желающие выскажутся, игра заканчивается.

«Говорящий коврик»

Правила игры. Нужно рассказывать о понравившейся музыке и внимательно слушать рассказ товарища. Свой рассказ надо начинать так: «Мне больше всего понравилась эта музыка, потому, что…».

Игровые действия. Путешествие в страну говорящих вещей, ответ педагогу «по секрету».

Ход игры. После прослушивания нескольких музыкальных произведений педагог должен попросить детей назвать понравившуюся им музыку ему на ухо – «по секрету». Далее педагог приглашает детей совершить путешествие в Страну говорящих вещей. В этой стране все предметы, даже самый простой, могут разговаривать. Педагог показывает на коврик и говорит: «Вот этот коврик может заговорить, если на него встать и рассказывать о своей любимой музыке без остановки». Педагог приглашает двух детей встать или сесть на коврик, перед этим дети должны на ухо ему назвать свои понравившиеся произведения. Дети начинают по очереди рассказывать о своей понравившейся музыке. После выступления другие дети называют «рассказанное» ребенком на коврике музыкальное произведение. В игре могут участвовать все желающие.

2. Игры, основанные на вокализации:

«Конкурс певцов»

Правила игры.  Нужно выразительно пропеть фрагмент мелодии.

Игровые действия. Соревнование.

Ход игры. Педагог объявляет детям о проведении конкурса певцов. Затем педагог объясняет детям о том, что на конкурсе все певцы будут исполнять одинаковые произведения. А жюри будет оценивать их мастерство. Педагог называет произведение, которое будут исполнять все участники конкурса. Жюри включает в себя воспитателя и двух детей. Все участники интонируют заданный им фрагмент мелодии. Жюри советуется и выбирает победителя. А в качестве приза за конкурс предлагается выбрать музыкальное произведение для слушания.

«Придумай песенку»

Правила игры. Внимательно слушать музыку. Сочинить свою музыку подобного настроения.

Игровые действия. «Превращения» с помощью «волшебных» слов.

Ход игры. После слушания музыки, педагог говорит о том, что на музыкальных занятиях звучало очень много разной музыки, посвященной осени, и каждая имела своё неповторимое настроение. У одного композитора осень нежная и печальная, у другого ветреная, резкая, у третьего светлая и задумчивая. Педагог спрашивает у детей: «А какую музыку об осени сочинили бы вы, если бы были композиторами? Давайте произнесём волшебные слова, которые помогут нам совершить чудесное превращение. Помогите мне их вспомнить». Дети называют знакомые им «волшебные слова». Слова произносятся хором. После этого дети исполняют творческие вокальные импровизации.

3. Игры, основанные на двигательном и пантомимическом моделировании характера музыки: (музыкально-пластическая импровизация)

«Танцующие звуки»

Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью танцевальных и пластических движений.

Игровые действия. Действие в воображаемом поле.

Ход игры. Педагог спрашивает у детей, что такое балет. Дети отвечают, что это музыкальный спектакль, в котором артисты не разговаривают друг с другом, а передают свои чувства с помощью выразительной пластики. Педагог предлагает поиграть «в балет». Каждый участник игры должен придумать свой танец и рассказать движениями о той музыке, которая ему больше понравилась.

«Поющие руки»

Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей пластическими движениями рук.

Игровые действия. Действие в воображаемом поле.

Ход игры. После слушания музыки педагог предлагает детям представить, что они жители сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать. Он подводит дошкольников к «открытию», что передавать информацию и общаться возможно не только с помощью речи, но и с помощью языка движений, мимики. Дети приходят к выводу, что можно «разговаривать» и «петь» руками. Педагог обсуждает с ними варианты образных движений. Волнообразные движения всей руки передают направление плавной мелодии вверх или вниз; круговые движения кистей «изображают» быструю, кружащуюся музыку; лёгкое встряхивание кистями - лёгкое стаккато; несильное постукивание пальцами одной руки по ладони другой - осторожное, затаившееся движение и так далее. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью и силой движений.

«Художники»

Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью пластических движений рук.

Игровые действия. Действие в воображаемом поле.

Ход игры. Педагог предлагает детям представить себя художниками. Но художниками не обыкновенными, рисующими картины красками, а музыкальными художниками, изображающими музыку невидимой музыкальной кисточкой. Задача художника - нарисовать каждый звук музыки, заметить все оттенки настроения. Далее игра проходит, как предыдущая.

«Живая картина»

Правила игры. Передать общий характер музыкального образа с помощью выразительной пластики, пантомимы.

Игровые действия. Использование стилизованной рамы для картины, действие в воображаемом поле.

Ход игры. В этой игре дети осмысливают художественную идею и передают её в статичной пластике тела. После прослушивания музыки педагог вводит детей в игру. Он рассказывает о том, что в музеях выставляют на обозрение зрителей картины и скульптуру. Музеи бывают разные, и в них могут выставляться самые необыкновенные экспонаты. Предлагает детям устроить выставку «живых» картин. Натягивается лента-рамка, и дети, застыв в выразительной позе, изображают свои музыкальные образы.

«Поющий лист»

Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью пластических движений рук.

Игровые действия. Использование листочка на ладони ребенка.

Ход игры.Игра развивает звуковысотный слух и двигательную координацию. Держа листья на ладошках, предложите детям «помочь» листьям «спеть (1 часть) или «станцевать» (2 часть) свою «Осеннюю песню» П.И. Чайковского, поддерживая рукой движение мелодии вверх, бережно и плавно – чтобы листочки не улетели – снижая, когда мелодия будет опускаться вниз. В «танцевальном» варианте лист лучше сразу взять за черешок.

«Волшебная музыкальная ленточка»

Правила игры. Передать характер разных музыкальных произведений с помощью предмета.

Игровые действия. Использование ленточки.

Ход игры.Игра развивает двигательную координацию. Дети держат ленту (8-10 м), разных 4 цветов и выполняют задания педагога: лента «бежит» в руках детей под музыку перед собой; держа за ленту дети двигаются в характере музыки;  стоя поднимают или опускают ленту под музыку.  

Педагог: Ребята! Кто из вас катался на карусели? В книжке С. Михалкова «Карусель» дети катались и на слоне, и на жирафе, и на лодке, и на самолёте, машине. (Показать иллюстрации в книге). Давайте и мы с вами покатаемся. Беритесь за ленточку.

                            Карусели, карусели,

                            Мы с тобой на лошадь сели

                            И поехали, поехали.

    Дети изображают всадников и в такт движениям щёлкают языками.

                            Карусели, карусели,

                            Мы с тобой в машину сели

                            И поехали, поехали.

   Дети, подражая звуку моторов, произносят р-р-р  или быстро дэ-дэ-дэ.

                            Карусели, карусели,

                            Мы с тобой на поезд сели

                            И поехали, поехали.

  Дети, подражая движению поезда, гудят: у-у-у, чу-чу-чу.

                           Карусели, карусели,

                            В самолёт с тобой мы сели

                            И поехали, поехали.

  Дети произносят звук и рукой изображают крыло самолёта, бегут по кругу.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Слайд 2

Цель - показать пути приобщения детей к сенсорной основе восприятия музыки с помощью специальных музыкально-дидактических игр, упражнений и пособий.

Слайд 3

Основные задачи музыкального воспитания Развитие музыкальных и творческих способностей в каждом виде музыкальной деятельности с учетом возрастных возможностей детей; Формирование основ музыкальной и общей культуры ребенка. О. П. Радынова «Музыкальное развитие детей», с. 4

Слайд 4

Сенсорная (от лат. sensus — чувство, ощущение) система состоит из рецепторов-нейронов и отделов головного мозга, ответственных за обработку полученных сигналов. Сенсорными системами являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Под сенсорным музыкальным развитием понимается определенный уровень слуховых ощущений, связанных с выразительными средствами музыки в их простейших сочетаниях. В проведенных ранее исследованиях доказана педагогическая целесообразность моделирования свойств музыкальных звуков средствами дидактическими, графическими, художественно- иллюстрироваными , моторно-двигательными (Н.А. Ветлугина, С.М. Шоломович , Л.Н. Комисарова).

Слайд 5

Дидактика - (от греч. didakitos - поучающий) отдел педагогики, излагающий общие методы обучения.

Слайд 6

Дидактическая игра Дидактическая игра - одна из форм игр с правилами, обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Д идактическая игра имеет две цели: • обучающая , которую преследует взрослый; • игровая , ради которой действует ребенок .

Слайд 7

Основное назначение музыкально-дидактических игр : • формировать у детей музыкальные способности; • в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; • развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; • побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Слайд 8

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они не только развивают специальные способности ребенка, но и открывают путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Слайд 9

В каждой игре дидактическая задача дается на основе музыкального произведения и соотносится со зрительными образами персонажей, предметами игры (атрибуты , музыкальные инструменты ) , с которыми действуют дети. Это способствует развитию не только слухового, но и зрительного, и моторно-двигательного компонентов восприятия.

Слайд 10

Различия игровой сюжет, игровое действие, правила . . включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями). Дидактическая игра Дидактическое пособие

Слайд 11

Виды музыкально- дидактических игр Спокойные . Подвижные . Хороводные . Н. А. Ветлугина отмечает, что для первого и третьего вида музыкально-дидактических игр «характерна симультанность (одновременность) игровых действий с реализацией сенсорных заданий. Для второго – элемент игровых соревнований требует отсроченности по времени от выполнения заданий».

Слайд 12

Спокойные игры В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Спокойное музицирование . Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение . Использование пособий. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, награждается. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т. д.

Слайд 13

Подвижные игры Второй вид характеризует динамикой действий. Детям нужно реагировать на музыку определенными движениями. Звучат громкие звуки - в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие - другая, а первая останавливается. Есть соревновательный элемент .

Слайд 14

Подходят для большого количества участников. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра - второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания . Хороводные игры

Слайд 15

Музыкально-дидактические игры – это вид музыкальной деятельности, где музыкальные знания приобретаются в процессе игры с использованием наглядности : карточки, картинки, портреты композиторов, игрушки, музыкальные инструменты и т. д. Игры можно классифицировать следующим образом : Для развития звуковысотного слуха. Для развития чувства ритма. Для развития тембрового слуха. Для развития динамического слуха. Для развития восприятия характера музыки .

Слайд 16

Классификация музыкально- дидактических игр (по 4 свойствам музыкального звука ) 1 . Игры, развивающие звуковысотный слух – развитие способности воспринимать и воспроизводить высоту музыкального звука. 2. Игры, развивающие ритмическое чувство – развитие способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их . 3. Игры , развивающие тембровый слух – дают детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке . 4. Игры, развивающие динамический слух – развитие способности различать силу звучания , связывать динамику с настроением и характером музыкальных образов.

Слайд 17

Игра «Фигуры» Две команды детей сначала двигаются соответственно тексту и музыке, на конец музыки «собираются» в фигуры 1. Вот идет отряд солдат (П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков») Кто быстрее встанет в ряд- колонна 2. Королевы, принцы, короли (Л. Боккерини «Менуэт») Идут на бал в свои дворцы- круг, руки вверх 3. Мушки, жучки, паучки (Р. Шуман «Бабочки») Забраться на кактус должны -лицом из круга, изобразить «колючки» 4. Снег кружиться, разлетается (П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев») И в сугробы превращается- обнимаются в кругу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста."

Методическая разработка по теме:"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста." А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет ва...

РЕФЕРАТ на тему: «ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность  применения   музыкально-дидактических  игр  и упражнений  заключается  в   музыкально-сенсорном   развитии  и воспитании...

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»...

СТАТЬЯ.ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ И ИГР, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ЗНАЧЕНИЕ   МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ   ПОСОБИЙ  И  ИГР, ИХ  ЗНАЧИМОСТЬ  В  РАЗВИТИИ  МУЗЫКАЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ  У  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНО...

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...

Список музыкальных произведений для детей дошкольного возраста

Музыка для свободной деятельности детей• Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка»• Брамс И. «Вальс»• Вивальди А. «Времена года»• Кабалевс...

Мастер-класс «Формирование ценностно-смыслового понимания содержания музыкального произведения детьми старшего дошкольного возраста - традиции русской ярмарки».

Учить детей понимать содержание художественных произведений - И.Стравинского "Петрушка" сцена толпы и Б.Кустодиева "Масленица", передать ее с помощью метода уподобления. В сов...