Семинар для педагогов «Проектная деятельность в ДОУ, как средство познавательного развития дошкольников» форма проведения «Деловая игра»
материал

совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;
повышать методический уровень; способствовать творческому поиску.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

«Проектная деятельность

в ДОУ, как средство

познавательного

развития дошкольников»

форма проведения «Деловая игра»

Цель: внедрение технологии проектирования в деятельность дошкольного

учреждения.

Задачи: совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;

повышать методический уровень; способствовать творческому поиску.

Введение

Сдайд 1

Ведущий: Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поговорим о проектной

деятельности в работе с детьми. Вспомним то, что знаем, а так же при

обмене опытом получим новые идеи для дальнейшего творчества в данном

направлении.

Теоритическая часть

Слайд 2

Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно,

образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему

пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов,

потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Джон Дьюи

Одним из основоположников идеи метода проекта является американский

педагог демократ Джон Дьюи

Дьюи считал, что обучение должно происходить путем опытного познания

окружающей действительности. Только при исследовании окружающего мира у

учащегося появится желание к дальнейшему самообразованию. Через опытное

познание действительности у учащегося формируется определенное свойство

характера, дающее ему возможность контролировать происходящее вокруг и

приспосабливать к своим целям.

Приоритетным направлением в работе детского сада является осуществление

инновационных педагогических технологий в организации образовательной

деятельности дошкольников.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие

внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать,

выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному

признаку, получать удовлетворение от найденного решения.

Интенсивное изменение окружающей жизни диктуют педагогу необходимость

выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе

современных методов и новых интегрированных технологий.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир,

поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам

обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы,

является метод проектной деятельности.

В этимологическом словаре слово "проект” заимствовано из латыни и

означает "выброшенный вперёд”, "выступающий”, "бросающийся в глаза”

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического

процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ

взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность

по достижению поставленной цели.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным

проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через

проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда

проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Считаю, что метод проектов актуален и эффективен, он развивает

познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и

практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу

к следующей ступени обучения, и содержит разнообразные формы

исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную

деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст

характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью,

способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к

совместной деятельности. И, что немаловажно, проект учитывает совместную

познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

Слайд 3

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной

творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и

задачами исследовательской деятельности детей.

Слайд 4

Задачи развития:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков

слайд 5

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие

виды проектов:

исследовательско-творческие:

дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет,

драматизации, детского дизайна;

ролево-игровые:

(с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и

решают по-своему поставленные проблемы);

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и

реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн

группы, и др.);

творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского

дизайна, например: «Театральная неделя».

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

1. комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий»,

«Книжкина неделя»;

2. межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц»,

«Времена года»;

3. творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду»,

»Любимые сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

4. групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Юганские самоцветы»,

«Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

5. индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеологическое древо», «Секреты

бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

6. исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и

здоровье».

Смешаные типы проектов по предметно — содержательной области являются

межпредметными, а творческие монопроекты.

Слайд 6

По продолжительности они бывают

краткосрочными (одно или несколько занятий),

средней продолжительности (2 — 3 месяца) )

долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).

Слайд 7

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и

посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: • к кому

обратится за помощью (взрослому, педагогу); • в каких источниках можно найти

информацию; • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• с какими предметами научиться работать для достижения цели

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Правильно организованная проектная деятельность дает возможность

удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях,

способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного

ребенка. Детям необходим определенный период для осмысления

полученной информации, усвоив ее, они сделают более сложный виток в

познании окружающего мира

Ход игры:

Мы знаем, что проектная деятельность подразумевает в основном

коллективную работу. А для того, чтобы работа выполнялась качественно и

быстро, коллектив должен быть сплоченным. И я предлагаю вам игру, в которой

у вас будет возможность решить задачу коллективно и создать команду.

1 задание

Игра: Узнай стихотворение

Цель:разбить педагогов на две подгруппы.

Педагогам раздаютя карточки с фразой из стихотворения. Задача педагогов

отгадать это стихотворение. Угадав первую строчку — одна команда, вторую

строчку — вторая.

Нет!... Напрасно... мы решили.... прокатить кота... в машине — 1 команда

кот.... кататься... не привык... опрокинул... грузовик — 2 команда

2 задание

«Дешифровщик». Вам необходимо расшифровать слово (кто быстрее) «Без

этого не может быть самого проекта»

(командам раздаются карточки с изображением предметов, из первых букв

предметов нужно сложить слово)

Ответ: проблема Слайд 8

3 Задание

Ведущий: а теперь на очереди Блиц-опрос

Ищем, думаем, дерзаем,

На вопросы: что? когда? отвечаем без труда!

1. Что становится больше, его поставить вверх ногами? (число 6)

2. Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не ушибиться? (надо

спрыгнуть с нижней ступеньки)

3. Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)

4. Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)

5. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)

6. Что распускается весной: деревья, население, партии и союзы?

7. Кто спасает зайцев от весеннего половодья: Дед Мазай, дед Мороз, МЧС

России?

8. Что Красная шапочка несла бабушке: акции Газпрома, пирожки,

слабительное?

9. Что потеряла Золушка на балу: стыд и совесть, ориентацию, туфельку?

10. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить

цапля, если

встанет на две ноги?

Ответ: 3 кг

11. Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь?

Ответ: под мокрым

12. Как далеко в лес может забежать заяц?

Ответ: до середины. Дальше он уже выбегает из леса.

13. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом 3 сливы.

Сколько деревьев зацвело?

Ответ: В январе деревья не цветут

14. Куда идет цыпленок, переходя дорогу?

Ответ: на другую сторону дороги.

15. Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?

Ответ: многие сразу говорят, что ночью. Все гораздо проще: когда дверь

открыта.

4 задание:

«Вопрос - ответ»

Сейчас каждый участник команды может получить свою медаль умницы.

Вопрос и 3 варианта ответа, кто первый отвечает, тот медаль для своей команды

получает. Вопросы задаются по очереди, каждой команде.

1. Что такое педагогическое проектирование?

• Дань моде

• Догма профессиональной деятельности

• Вид педагогической деятельности

2. Что такое гипотеза?

• Короткая аннотация проекта

• Опасение педагога о неудачной реализации проекта

• Предположение, требующее объяснения и подтверждения

3. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по

доминирующему виду деятельности?

• Коллективный

• Исследовательский

• Долгосрочный

4. Кто является основоположником проектного метода?

• Американский педагог демократ Джон Дьюи

• Великий русский педагог К.Д.Ушинский

• Французский психолог Ж.Пиаже

5. Какое содержание педагогической деятельности не является характерным

для практического (исследовательского) этапа?

• Реализация проектных мероприятий во взаимодействии воспитателя с

коллегами и родителями

• Выдвижение гипотезы

• Открытый показ деятельности по теме

6. Какой вид деятельности следует исключить из заключительного

(контрольно-регулировочного) этапа проекта?

• Сопоставление цели и результата проекта

• Рефлексивная оценка

• Выбор содержания и форм проектной деятельности к каждому этапу

7. Какой характер педагогической деятельности не является показателем

высокого уровня владения педагогом технологии проектирования?

• Репродуктивный (заранее организованный)

• Поисковый

• Творческий

8. Презентуя проект, педагог должен:

• Показать свое превосходство над коллегами по решению обозначенной в

проекте проблеме

• Проявить себя как педагог, владеющий навыками разработки

проекта как методического пособия, которое окажет практическую

помощь коллегам

• Привлечь внимание слушателей и нацелить коллег на непременное

использование презентуемого проекта в практике своей работы

9. По срокам реализации проект может быть?

• Краткосрочным

• Срочный

• Долговременный

• Длительный

10. Краткосрочный проект это…

• Одно или несколько занятий

• Один месяц

• Один год

• Один час

правильные ответы: Слайды 9 и 10

Как вы знаете, работа над проектом происходит в несколько этапов.

5 задание:

Предлагаю вам расположить этапы в правильной последовательности (они

прописаны на божьих коровках). На цветках прописаны действия, вам

необходимо соотнести этапы с действиями, т.е. посадить божью коровку на

нужный цветок. Каждая команда получает по два цветка.

Ответы:

1 этап – организационно-подготовительный:

• Подборка программно-методического обеспечения для реализации

проекта

• Изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта

• Пополнение предметно-развивающей среды

• Подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей

2 этап – рефлексивно-диагностический:

• Анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и

предполагаемых затруднений, а также заинтересованность коллег темой

проекта

• Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта

• Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в

вопросах обозначенной темы.

3 этап – практический:

• Коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте

• Определение содержания работы как базового компонента в

приоритетном направлении деятельности педагога

• Реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями,

активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т.ч.

проектно-игровую деятельность ребенка

• Обобщение и распространение опыта работы

• Защита проекта на втором этапе аттестации педагогов ДОУ

• Участие в конкурсах педагогических проектов.

4 этап – заключительный:

• Анализ достижения целей и полученных результатов

• Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в

проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Правильные ответы Слайды 11, 12, 13, 14

Ведущий: Одним из самых действенных средств познавательно развития

дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной

деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность

отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с

товарищами. И немаловажную роль имеет правильно организованная

предметно-пространственная развивающая среда.

6 задание

Игра «Развивающая среда»

Задание: обустроить помещение детского сада таким образом, чтобы

развивающая предметно-пространственной среда соответствовала Стандарту

Процедура проведения: Ведущий раздает подручный материал (природные

материалы, различный строительный материал, мелкие игрушки и т.п.).

Педагогам раздается в качестве опоры наглядный материал , на котором

представлен перечень требований к предметно-пространственной среде. Задача

команд в соответствии с требованиями структурировать и презентовать

созданную среду.

7 задание

Игра «Ассоциация».

Цель: снять психологическое напряжение.

Мы начнем фразу, а вы, продолжите эту фразу.

- Если педагог – это цвет, то какой?

- Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?

- Если педагог – это настроение, то какое?

- Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?

- Если педагог – это цветок, то это…

- Если педагог – игра, то какая?

Слайд 15

Ведущий. Теперь можно не беспокоиться за образовательный процесс детей,

ведь рядом с ними настоящие профессионалы! На этом, дорогие коллеги, наше

необычная встреча заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольники – врожденные исследователи. Они любознательны, все время пытаются экспериментировать, решают поисковые ситуации. Роль педагога – незаметно помогать! Исследовательская работа дошкольника на...

Семинар для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»

Семинар для педагогов «Использование современных педагогических образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников»...

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...

Конспект родительского собрания «Здоровый образ жизни дошкольников» (нетрадиционная форма проведения-деловая игра)

Цель: формирование представлений родителей воспитанников об основных факторах, способствующих укреплению и сохранению здоровья дошкольников в условиях детского сада и семьи. З...

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Игровая технология "Лепбук" - как средство познавательного развития дошкольников"

Лэпбук - тематическая или интерактивная папка. Важно отметить, что лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения детей....

Мастер – класс для педагогов по теме: «Дидактическая сказка как средство познавательного развития дошкольников»

Знакомство педагогов с разными формами работы со сказкой, с приёмами сочинения сказок...