Проект «Коллекционирование – мой мини музей»
проект (подготовительная группа)

Крестникова Марина Владимировна

В старшем дошкольном возрасте можно формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование. Это одно из естественных ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7        

                                         

Исследовательский проект

«Коллекционирование – мой мини музей»

в рамках проекта познавательно-исследовательской деятельности

со слабовидящими детьми  «Путь к познанию мира»

Воспитатель

Крестникова М.В.

г. Видное

2024

Введение

Для формирования познавательной активности  дошкольников интерес представляет такая технология, как коллекционирование. Коллекционирование – это одна из форм нетрадиционного обучения дошкольников. Освоение такого вида деятельности трудно для любого ребёнка и тем более для слабовидящих детей.

В процессе этого происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности.

При организации исследовательской деятельности слабовидящих дошкольников на занятиях воспитатель столкнется с рядом проблем. Одной из таких проблем является пассивная позиция некоторых воспитанников. Такие дети с трудом включаются в процесс, не могут заставить себя выполнить задание. В этом случае чтобы пробудить активность ребёнка воспитатель должен проявить и свои управленческие качества, и творческие способности, и умение сотрудничать с детьми, а также иметь большое желание помогать им, осваивать новые виды деятельности, самому быть знающим и увлеченным человеком. В результате можно ожидать формирования у детей более активной жизненной позиции, коммуникативных навыков, волевых качеств и тем самым корректировать развитие личности.

Ещё одна проблема - это наличие в группе "слабых" детей, которые, как ни стараются, не могут вникнуть в суть проблемы и даже просто следить за процессом рассуждений. Такие дети начинают либо скучать на занятии, либо беспокоиться о том, что пропустят что-то важное и не смогут впоследствии выполнять задание. Но и в этом случае воспитатель может подобрать другие, более доступные для ребёнка формы деятельности, включать таких ребят в коллективную работу, где они будут выполнять посильную часть общего задания.

Есть и очень любознательные, мыслящие и активные в своей познавательной деятельности дети. Их немного, но они помогают создавать в группе атмосферу научного поиска, заражают своей активностью других и также требуют индивидуального подхода при организации исследовательской деятельности.

Таким образом, можно заключить, что технология исследовательской деятельности, в том числе и детское коллекционирование дошкольников одна из прогрессивных форм обучения в современном образовании. Дети учатся самостоятельно добывать информацию, накапливать знания, расширяя свой кругозор.

Актуальность

В старшем дошкольном возрасте можно формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование. Это одно из естественных ярко проявляемых дошкольниками направлений исследовательской деятельности.

Коллекция и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:

  • познавательная - сравнение;
  • фэмп – временные представления, счетные операции;
  • окружающий мир – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;
  • игровая – игры-викторины, д.и.,  с.р., театрализованные и режиссерские игры;
  • продуктивная – реализация различных детских проектов, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;
  • коммуникативная – беседы, загадки, составление рассказов, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи;
  • трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд;
  • художественная – изготовление различных продуктов детского творчества: рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.

Цель: развитие познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.

Задачи:

создать условия для развития детского коллекционирования;

учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать;

обогатить знания детей о рукотворных объектах, окружающих нас в быту и природе.

Вид проекта: краткосрочный  (2 недели)

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель.

Срок реализации проекта: 01 декабря 2023г. – 12 декабря 2023г.

Этапы работы

1этап-подготовительный.

Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей.

Индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей.

2 этап – основной.

Создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций, побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования.

Привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей.

3 этап – заключительный.

Организация выставки коллекций.

Презентация отдельных коллекций мини музея.

Возрастные особенности коллекционирования дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования.  Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует отдельные экспонаты «коллекции». Дошкольников привлекает не столько владение коллекцией, сколько ее сбор, обмен впечатлениями и демонстрация. Действия детей с коллекцией во многом обусловлены наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением. При этом особое место в самостоятельно собранных детьми коллекциях занимают предметы, сделанные своими руками.

План реализации проекта

Мероприятие

Цель

Работа с родителями

Дата проведения

Теоретический

Изучение методической литературы по коллекционированию в детском саду.

самообразование

01.12.2023

Практический этап

Беседа «Коллекционирование»

Расширять кругозор детей о коллекционировании.

04.12.2023

Выставка своей коллекции

«Значки»

Заинтересовать детей.

05.12.2023

Познакомить родителей с целью и задачами проекта.

Подготовить беседу с родителями

Провести анкетирование

06.12.2023

«Шишки»

Собрать шишки на прогулке

Пополнение

коллекции

01.12.2023 -07.12.2023

Д.и. «С какого дерева шишки»

Цель: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид шишек;
развивать внимание, наблюдательность, память, зрительное восприятие;
воспитывать познавательный интерес.

07.12.2023

«Ткани»

Д/и Знакомство с тканью»

Цель: познакомить детей с тканью, мех, вельвет, шелк, байка джинсовая.

Учить определять ткань на ощупь, видеть её структуру. Упражнять в запоминании названий ткани. Развивать тактильное ощущение, зрительное восриятие.

Обогащать словарный запас.

08.12.2023

«Ёлочные украшения»

Изготовление новогодних украшений своими руками. Занятие по ручному труду на кружке «Учимся, играя»

Цель: развивать творческие способности и мелкую моторику.

Привлечь родителей к созданию коллекции.

08.12.2023

Выставка домашних коллекций.

Цель: расширять кругозор детей о коллекционировании,формировать у них умение общаться друг с другом, поддерживать беседу.

11.12.2023

 

Ожидаемые результаты.

Сформированность представлений детей об объектах окружающего мира по теме коллекций.

Проявления у детей активности, инициативности, творческих способностей в различных видах детской деятельности.

Проявление активности родителей в образовательном процессе (по созданию презентаций коллекций детей).

Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. И главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. И  наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для родителей " Мини-музей в ДОУ по экологии ".

Цель - обеспечить условия для активизации познавательной деятельности дошкольников при изучении живой природы на территории г. Нижневартовска и Нижневартовского района через использование наглядн...

Коллекционирование и мини-музей

Семинар для педагогов...

Проект «Русская изба» Мини музей в детском саду

Введение в проектРоссия - наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Ч...

Познавательно-творческий проект "Русская изба" мини-музей.

Создавая атмосферу национального быта в ДОУ, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми и т.д мы получим возможность приоб...

Проект на тему мини-музей "Русская обрядовая кукла"

Мини-музей в детском саду "Русская обрядовая кукла"...

Презентация проекта для дошкольников "Мини-музей "Русский народный костюм"

Проект разработан и реализован в соавторстве с воспитателем Смирновой Ларисой Алексеевной.Цель проекта: Познакомить детей с мужским и женским русским народным костюмом, помочь ребёнку ощутить глубину ...

Проект на тему «Мини – музей «Пуговица - чудесница»

Проект на тему «Мини – музей «Пуговица - чудесница»...