Формы работы с детьми и родителями по социально-коммуникативному развитию
материал


Предварительный просмотр:

Формы работы с детьми и родителями

по социально-коммуникативному развитию

Дошкольный возраст – это тот период, когда начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Ведущим и определяющим началом социализации является дошкольное образование. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей

Выделяются следующие формы организации деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников - групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД) в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

Образовательная деятельность в режиме дня

Самостоятельная деятельность детей

- игровые ситуации, игры с правилами, дидактические (словесные, настольно-печатные);

- все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд;

- самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; конструирование, раскрашивание;

самостоятельная деятельность в уголке книги, экологическом уголке.

Образовательная деятельность (НОД)

- игровые ситуации, подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);

- беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора;

- индивидуальные и совместные творчески (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры;

Игра позволяет ребёнку легче устанавливать связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. В игре строятся такие сложные отношения, как концентрированное взаимное внимание, принятие и открытое выражение эмоций (в том числе и негативных), проигрывание разнообразных фантазий и способов отношений к ним.

При организации сюжетно-ролевой игры используются игровые обучающие ситуации, которые развивают коммуникативные умения, формируют творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

Дидактические игры расширяют и формируют знания об окружающем мире, о различных эмоциональных состояниях.

Коммуникативные игры, этюды, упражнения, психогимнастики, игры-драматизации, проблемные ситуации учат понимать эмоциональные состояния, дают представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), совершенствуют способность управлять эмоциями и чувствами. С помощью этого дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и подготовки его к жизни.

Художественная литература помогает детям познать окружающий мир, обогатить представления о добре и зле, пробудить и развить социальные чувства, углубить жизненный опыт, сформировать задатки мировоззрения и первоначальных основ социальной активности.

В практике моей работы по социально-коммуникативному развитию и воспитанию детей средней и младшей группы для снятия эмоционального напряжения и сплочения детей я часто игры-приветствия.

«Ласковое имя».

Цель: развитие умения вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу небольшой мяч или «волшебную палочку», при этом называют друг друга ласковым именем, например, Катюша, Тимоша, Сонечка и т.д. Важно, чтобы дети называли друг друга по имени с ласковой интонацией.

«Маски животных»

Дети выбирают для себя маску понравившегося им животного, затем по очереди показывают это животное с помощью голоса, имитации мимики и жестов. (В младшей группе это простые движения: мищка-медведь переваливается на задних лапах, мышка бежит, лягушка прыгает, в средней группе движения более сложные: лисичка идет и виляет хвостом, зайчик прыгает и шевелит лапками или ушками)

Также вместе с детьми мы показываем сказки, например, «Репка», «Три медведя», «Теремок» и другие, используя для этой кукольный театр. Ребята с удовольствием смотрят театрализацию и сами охотно участвуют в ней, показывая и озвучивая одного из героев.

Дети охотно играют в подвижные, народные и творческие игры, отгадывают загадки, учатся составлять рассказы по картинкам.

Формы организации работы с родителями

по социально-коммуникативному развитию

Непременное условие социально-коммуникативного развития детей – это взаимодействие педагогов, детей и их родителей. В связи с этим перед педагогом стоит особая задача: заинтересовать родителей перспективами социально-коммуникативного развития детей,, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе.

Взаимодействие педагогов детского сада с родителями осуществляется по нескольким направлениям:
— Педагогическое просвещение родителей;
— Организация совместной деятельности семьи и детского сада.

Для повышения педагогической культуры родителей в вопросах социализации дошкольников могут использоваться разные формы работы: лекции, групповые и индивидуальные консультации для родителей, мастер-классы, родительские собрания, создание папок-передвижек, буклетов, информационных листов, газет, памяток, видеотеки, аудиотеки и др.

Основные формы работы с родителями, применяемые в практике моей работы:

- участие в проведении родительских собраний;

- консультация для родителей «Меры профилактики предупреждения вирусных заболеваний»;

- индивидуальные беседы с родителями о протекании адаптации их ребенка в детском саду;

- индивидуальные беседы с родителями о необходимости закаливания ребенка как одной из форм профилактики гриппа и простуды;

- консультация по ПДД «Внимание на родителей! Делай как я!»

- консультация для родителей «Как провести новогодние каникулы с детьми»

- сбор погремушек для создания мини- музея на базе группы детского сада. Посещение мини-музея «Первая игрушка – погремушка» родителями с детьми;

- совместное изготовление родителями и детьми рисунков и поделок к конкурсам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День свободы, игры и самостоятельности как форма работы с детьми и родителями.

Здоровье ребёнка – это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического, психического, социально-личностного развития и адаптивных возможностей организма. Здоровый, хорошо развитый ...

Формы работы с детьми и родителями по развитию эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект- это способность человека различать и понимать эмоции,  управлять собственными эмоциями и своих партнеров по общению.Эмоциональный интеллект включает в себя самопознание, ...

ДОКЛАД «Задачи и содержание работы с детьми в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в целях формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности».

Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит...

Доклад на тему:задачи и содержание работы с детьми в образовательной области "социально-коммуникативное развитие" в целях формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности; формирование предпосылок экологического сознания 9безопасности окружающего мира)...

Из опыта работы «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»

Из опыта работы «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»...