Тема: "Музыка Весны".
методическая разработка (подготовительная группа)

Шайдурова Ольга Ивановна

Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально – ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах) с использованием инновационных технологий: здоровьесберегающих технологий (легкий массаж, дыхательная гимнастика), ИКТ, «хор рук», использование регионального компонента.

Задачи:

Обучающие:

- продолжать учить детей внимательно слушать музыкальные произведения, эмоционально воспринимать музыку и рассказывать о ней;

- продолжать знакомить детей с творчеством русского композитора П.И.Чайковского; А Вивальди.

- обогащать музыкальные впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память;

 -закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением; - способствовать развитию творческой активности детей в музыкально - исполнительской деятельности.

Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки;

- воображение, память, внимание;

- развивать правильное певческое дыхание, диапазон голоса;

- развитие артикуляции и дикции;

- развивать чувство ритма, закреплять умение выполнять танцевальные движения танца – импровизации;

 - развивать творческое воображение и фантазию.

Воспитательные:

 -воспитывать любовь к красоте весенней природы через музыку, живопись и поэзию;

воспитывать любовь к родному краю - воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение строить дружеские отношения с товарищами в ходе организационной и всех музыкальных видов деятельности на занятии.

Формы и методы:

1 Наглядный: использование наглядных пособий (иллюстрации ритмяшек, портрет композитора); использование ИКТ; применение зрительного ориентира, имитация корабля), показ музыкально-ритмических движений;

2 Словесный: рассказ, беседа, пояснение;

3 Практический: игровой, самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Приемы: Объяснение, пояснения, поэтическое слово, беседа, наглядно – слуховой, наглядно – зрительный, оркестровки.

Словарная работа: "Оркестр", "Хор", Композитор", "Дирижёр", «Соло». Предварительная работа: Разучивание песен, музыкально - ритмических движений, пальчиковых игр, дыхательной гимнастики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vesna.docx27.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: "Музыка Весны".

Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально – ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах) с использованием инновационных технологий: здоровьесберегающих технологий (легкий массаж, дыхательная гимнастика), ИКТ, «хор рук», использование регионального компонента. 

Задачи:

Обучающие:

- продолжать учить детей внимательно слушать музыкальные произведения, эмоционально воспринимать музыку и рассказывать о ней;

- продолжать знакомить детей с творчеством русского композитора П.И.Чайковского; А Вивальди.

- обогащать музыкальные впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память;

 -закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением; - способствовать развитию творческой активности детей в музыкально - исполнительской деятельности.

Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки;

- воображение, память, внимание;

- развивать правильное певческое дыхание, диапазон голоса;

- развитие артикуляции и дикции;

- развивать чувство ритма, закреплять умение выполнять танцевальные движения танца – импровизации;

 - развивать творческое воображение и фантазию.

Воспитательные:

 -воспитывать любовь к красоте весенней природы через музыку, живопись и поэзию;

воспитывать любовь к родному краю - воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение строить дружеские отношения с товарищами в ходе организационной и всех музыкальных видов деятельности на занятии.

Формы и методы:

1 Наглядный: использование наглядных пособий (иллюстрации ритмяшек, портрет композитора); использование ИКТ; применение зрительного ориентира, имитация корабля), показ музыкально-ритмических движений;

2 Словесный: рассказ, беседа, пояснение;

3 Практический: игровой, самостоятельная музыкальная деятельность детей. 

Приемы: Объяснение, пояснения, поэтическое слово, беседа, наглядно – слуховой, наглядно – зрительный, оркестровки. 

Словарная работа: "Оркестр", "Хор", Композитор", "Дирижёр", «Соло». Предварительная работа: Разучивание песен, музыкально - ритмических движений, пальчиковых игр, дыхательной гимнастики. 

Оборудование: Ноутбук, проектор, атласные ленты, цветы, бабочки для «хора рук», музыкальные и шумовые инструменты, штурвал, презентация к занятию, видеообращение, ритмяшки "капельки", солнышко". "жучки", атрибуты для танца (ленты, платки, шарфы, султанчики), лейки, тазики, бутылки.

Проблемная ситуация: Можно ли исполнить музыку Весны руками, телом?

Ход занятия

Дети свободно входят в зал под музыку.

М.р.        Что за гости в зал спешат?

Рада видеть я ребят! У меня такое прекрасное настроение! Очень хочется им поделиться с вами. Я предлагаю всем поздороваться и подружиться.

Добрый день Коммуникативная игра-приветствие (весенний вариант)

Автор модели и текста Марина Мишакова

        Вступление: дети выбегают и становятся врассыпную.

Слышен перезвон:                                             «Ловить на ладошки

Дили-дили-дон,                                        капельки».

Так звонкие капели к нам вернулись.                        

Весело стучат,                                        

Радостно звенят –                                      

И вот уже подснежники                          Показать руками, как

                         проснулись.                        растёт цветок.

        Проигрыш (7 секунд): дети легко бегают на носочках врассыпную («капельки»), с окончанием музыкальной фразы находят себе пару, останавливаются лицом друг к другу.

Добрый день!                                                Три хлопка друг другу

                                                                в ладоши.

Добрый день!                                              Движения повторяются.

Со мною вместе повтори.        Взявшись за руки, покачивать сцепленными руками. 

Добрый день!                                             Движения повторяются.

Добрый день!

При встрече другу говори.

Быстрый ветерок,                                        Покачивать двумя

Лёгкий ветерок                                        руками над головой.

В весеннем свежем воздухе летает.

Он к тебе летит

И ко мне летит –

Он с радостью с ребятами играет.

Проигрыш (7 секунд): дети легко бегают на носочках врассыпную («летает ветерок»), с окончанием музыкальной фразы находят себе пару, останавливаются лицом друг к другу.

Добрый день!                                             Движения повторяются.

Добрый день!

Со мною вместе повтори.

Добрый день!

Добрый день!

При встрече другу говори.

К другу я спешу,                                        Махать рукой.

Весело машу –

Как рады этой встрече   мы с тобою!

Капельки поют,                                «Ловить капельки».

И цветы растут,                        Показать, как «растут цветы»

И ветерок летает                           Покачивать двумя руками

                        над землёю.                над головой.

Проигрыш: дети легко бегают на носочках врассыпную, с окончанием музыкальной фразы находят себе пару, останавливаются лицом друг к другу.

Добрый день!                                              Движения повторяются.

Добрый день!

Со мною вместе повтори.

Добрый день!

Добрый день!

При встрече другу говори.

Обнять друг друга.

М.Р: Соберёмся в дружный круг: (Все собираются в круг).

Справа – друг, и слева – друг!

Вот мы и поприветствовали друг друга.

Ребята, когда мы с вами приветствовали друг друга, мы пели все вместе, значит, мы пели как? (хором)

Можно ли с помощью музыки показать красоту весны? (ответ детей) Ребята, как вы думаете, а можно ли спеть музыку … руками? (ответ детей). А хотите попробовать? Мы же с вами артисты! Посмотрите, эта будет наша сцена. Мы с вами исполним хор рук, а помогут нам цветы и бабочки.

(Дети выбирают себе понравившийся образ)

Те, кто выбрал бабочки, встают за стульчиками и берут в руки бабочки, вот так…(показ)

А те ребята, кто выбрал цветы, занимают места на стульях.

Дети располагаются на местах.

Выберем двух дирижёров, которые будут показывать вам движения. Посмотрите…

На 1 часть музыки выполняют движения только «цветы», на вторую – только «бабочки».

Инновационная музыкально-педагогическая технология «Хор рук» по методике Т. Боровик (двигательное двухголосие.)        

М.Р: Как красиво! Вы – настоящие артисты! У нас получился замечательный хор рук! Оставляйте атрибуты на стульях.

Раздаются звуки голосовой почты или замечают первый зелёный листок внутри телефон раздаётся звонок м.р. берёт листок в руки и отвечает.

М.Р: Ой ребята кажется мы получили голосовое сообщение. Посмотрим от кого оно? (читает детям загадку, дети отгадывают)

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла... (весна) Какая бывает весна? (Красивая, ласковая, нежная, солнечная, зелёная, теплая, цветущая, ранняя, поздняя).

На экране появляется клип -Весна.

Весна: Здравствуйте ребята! Я так рада вас видеть! А вы меня? Знаю вы недавно были в гостях у моей сестрицы – Зимы, а сегодня я пришла к вам на занятие чтобы узнать знаете ли вы мою музыку, музыку - весны? Я приглашаю вас на прогулку в весенний лес. Хочу посмотреть, как вы танцуете, поёте, играете, хочу узнать всё, всё. Покажете мне? А попасть в моё весеннее музыкальное царство поможет моя помощница музыкальная сосулька. С помощью неё вы сможете рассказать мне о моей музыке. Ну ловите! (На экране появляется сосулька с озвучкой)

Дети вместе с муз. рук рассматривают.

М.Р: Давайте отправимся на прогулку в весенний лес. Посмотрим, что происходит весной в лесу. Путь неблизкий, надо набраться силы.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом -

Мы подуем высоко (Дети поднимают руки вверх, встают на носки и дуют

на руки).

Мы подуем низко (Дети вытягивают руки перед собой, приседают и дуют

на руки).

Мы подуем далеко (Дети держат руки перед собой, наклоняются вперёд и

дуют на руки).

Мы подуем близко (Дети кладут руки на грудь и дуют на руки).

Наполнились силой? Отправляемся в путешествие. Согласны? Тогда давайте спросим сосульку как нам попасть туда?

Скажем ей: Ты сосулька покрутись, вправо-влево повернись.

Как нам в лес к Весне попасть,

Что нам делать, дай нам знать!

Сосулька на экране вертится и говорит:

Вправо-влево повернусь,

Всем ребятам улыбнусь.

Тает снег, бегут ручьи.

А корабль уже в пути.

На корабль вы садитесь.

И в лесу вы очутитесь.

Садитесь ребята на корабль.  

(Дети садятся на стулья импровизированный корабль, впереди на стуле капитан за штурвалом - воспитатель).

М.р: Этот корабль не простой, он музыкальный. Сейчас вы услышите произведение о весне композитора А. Вивальди. (показ портрета) знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом. В первой части выступает природа, освобождаясь от зимнего плена.

 Весна грядёт! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Во второй - мирным сном спит пастушок,

Полна природа грёз.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пёс.

а в третьей – пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

Сейчас мы услышим 1 часть этого концерта вы будете звенеть колокольчиками и бубенцами тогда, когда в музыке услышите пение птиц, которое имитирует скрипка, а когда оркестр передаст звуки грома вы с зелёными ленточками покажете «пробуждение природы». Плывут и слушают музыку А. Вивальди и озвучивают бубенцами, бубнами, колокольчиками и треугольниками, синими, зелёными ленточками. (имитация плавания на корабле)

М.р. : Ну вот мы и попали в лес и сюда пришла долгожданная весна. Можно продолжать наши весеннее путешествие.

 Посмотрим, что нам сосулька подскажет.

Ты сосулька поспеши.

Что нам делать подскажи! (сосулька кружится картинка дети поют)

М.Р: Что делают здесь дети?

Дети: Поют.

М.Р: Давайте разогреем наш голосок. 

Какой аромат! Давайте подышим…(глубокие вдохи)

Посмотрите, нам на ладошку упали лепестки с цветущего деревца, давайте их сдуем…(короткие вдохи, выдохи)

Смотрите, а вон хомячок набивает щеки, какие у него толстые щечки….

(надуть щеки, резко сдуть)

А вон белочка грызет орешки (стучим зубами)

Ой, убежала белочка, только хвостик мелькает (быстрые движения языком во рту)

Подул легкий ветерок, сильный ветер. (распевание У-у-у, громко, тихо)

Зашуршали листья…(ш-ш-ш)

Пошел дождик (распевание Кап-кап-кап)

Заблудились в лесу (распевание ау-ау).

М,Р: Предлагаю спеть веселую весеннюю песню.

Пение. «Весенняя» И. Фролова        

Продолжать разучивание песни: текст, интонирование, ритм.

М.Р: - Песню спели вы прекрасно! Постарались не напрасно!

Цветочки расцветают.

Птички песни распевают.

Ты сосулька поспеши.

Что нам делать подскажи! (картинка дети слушают музыку)

Сейчас мы послушаем музыкальное произведение знакомого вам композитора (показ портрета) А.И Чайковского из цикла «Времена года» «Апрель» Чтобы назвать это произведение, отгадайте загадку

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький... (подснежник)

Слушание: П. Чайковский «Апрель» «Подснежник»

(Беседа о характере, о средствах выразительности: темп, регистр, инструменты, динамика звучания). Пока дети поют воспитатель на ковре разлаживает (шарфики, султанчики, платки)

Вопросы после слушания: Скажите мне, ребята, какой характер музыки, какое настроение передано в этом музыкальном произведении?

Дети: Музыка по настроению разная:

- спокойная и взволнованная;

- трепетная и беспокойная;

- ласковая, светлая.

М.Р: Ребята, вам понравилась музыка? (ответы детей) 

Да эта пьеса трепетная, по-весеннему взволнованная, хотя в этой музыке нет слов она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском нежном подснежнике. Вслушайтесь - «подснежник». Как вы думаете, почему именно этот цветок назвали «подснежник»? Потому что он растет из-под снега - «под-снеж-ник», это маленькое растение может выдержать даже большой десятиградусный мороз.

Что вы представили себе, когда слушали это произведение?

Ответы детей: (Я почувствовала, как пахнет свежестью; я увидела синее небо с белоснежными облаками; а я видела, что капают сосульки и бегут ручьи; птичьи трели). Скажите, а звучит соло или оркестр?

Дети: Оркестр.

М.Р: А на какой танец похожа эта пьеса?

Дети: На вальс.

М.Р: Правильно. Ой, ребята, посмотрите, какой у нас разноцветный ковёр, как всё вокруг за зеленело, расцвело, разлились всюду ручейки, солнце светит ярче, тает снег, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, день становится длинней, а ночь короче, звенит капель, появляются первые цветы - природа ожила. Хотите потанцевать? А скажите, пожалуйста, какие движения подойдут для нашего танца? (Способствовать ответам детей: легкий бег на носочках, кружение, покачивания, пружинка, махи руками). Я предлагаю вам потанцевать, подвигаться, выражая настроение взволнованное, немного грустное, ласковое, изобразим, как поднимаются навстречу солнцу головки цветов, как они покачиваются на ветру, покружимся на весенней полянке.

(Предложить выбрать атрибуты к танцу: шарфики, платочки, султанчики).  Дети исполняют свободный танец – импровизацию, отмечая начало и конец фраз с участием педагога.

М.Р: Вот какую весну нарисовал великий русский композитор П.И.Чайковский.

М.Р: Ребята, скажите, какие звуки мы можем услышать весной?

Ответы детей: журчание ручейка, капель, звон сосулек, завывание ветра, пение птиц.

М.Р: Цветочки расцветают.

Птички песни распевают.

Ты сосулька поспеши.

Что нам делать подскажи! (На экране кружатся сосулька, картинка оркестра).

М.Р: Что-то сосульки развеселились и хотят с вами поиграть. Они предлагают вам с помощью воды проиграть весеннюю мелодию.

«Музыка Воды» дети с помощью воды, и муз инструментов играют.

М.Р: Ну а сейчас кто хочет сам попробовать сочинить музыку весны?

Разно уровневое задание:(по желанию детей задание нескольким детям выложить свой ритмический рисунок прохлопать его и сыграть на любом инструменте, т.е, один выкладывает ритм букашками, бабочками, солнышками и т.д, другой хлопает или использует звуки своего тела, третий играет на муз инструменте) Или сыграть просто с помощью любых инструментов свою мелодию.

М,Р: Вы так хорошо занимались, я совсем забыла показать вам мешок, который я нашла в лесу, но совсем не знаю что с ним делать. Давайте посмотрим, что там.  (Подходят к мешку, а там инструменты для шумового оркестра). Расскажем Весне сказку – шумелку. Играть надо в конце фразы, а на чем играть нам подскажет экран.

                Сказка – шумелка

              Пришла Весна (есть видео)

Шла красавица Весна (металлофон, треугольник). Торопилась, потому что пришло время будить солнышко (маленький колокольчик). Уж она к солнышку и так(м.колокольчик) и этак (м.колокольчик). Солнышко не просыпается (большой колокольчик, тихо). Расстроилась Весна и настойчиво стала будить солнышко (большой колокольчик, громко). Подхватилось перепуганное Солнышко и давай будить спящего Скворца (треугольник). Запел весёлый скворец (свистулька) и разбудил братьев близнецов Зайцев-трусишек (2 маракаса, киндеры, шакеры). Переглянулись они – потянулись и побежали гулять по лесу (ксилофон, клавеса). А Ёжик в кустах как зашуршит (целлофан, бумага). Испугались Зайцы (маракасы, киндеры, шакеры, ) и бросились наутёк (трещотка, расчёска об расчёску). Бежали – бежали, устали…сели на пенёк передохнуть, а Дятел на суку как застучит (пробки, палочки, стук по упаковке). Бросились испуганные Зайцы бежать дальше. (трещотка, расчёска об расчёску). В самую чащу забежали, испугали Сову(угу-угу). Сова крыльями как захлопает (плотная бумажная салфетка, ткань). Побежали к речке, возле которой сидели Лягушки и громко шлёпали по воде (тарелочки, канстаньеты). Увидели Зайцев, испугались и попрыгали в воду (металлофон глиссандо). Зайцы обрадовались и говорят: «Все звери нас, Зайцев, боятся». Сказали так и поскакали в лес (ксилофон).

М,Р:  Ну ребята посмотрите  на сосульку что то она хочет нам сказать.

Ты сосулька поспеши.

Что нам делать подскажи! (картинка с орехами)

Поиграем с вами в игру «Взял-отдал»

Ритмическая игра с орехами        

Дети сидят в кругу на коврике на коленях. Один орех кладётся в левую руку, другой лежит перед ребёнком на ковре.

1 ФРАЗА: 1 орех кладется на левую руку, и дети его накрывают у себя и передают соседу. 6 тактов 4/4

(Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ»)

В проигрыше берут 2-ой орех

2 ФРАЗА: отстукивают ритм || III ||III ||II I||II I|| II I||III

Проговаривают слова: раз, два, раз, два, три

В проигрыше вновь кладут 2-ой орех перед собой

3 ФРАЗА: повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов 4/4 в конце – поднимают руки с орешками ВВЕРХ!

(на экране появляется Весна)

Весна: Как я рада ребята что вы все знаете мою музыку, всё я увидела, всё я услышала. Но вам пора возвращаться в детский сад. До встречи ребята приезжайте ещё ко мне ведь зима ещё не заканчивается. До свидания!

Дети садятся на корабль и плывут.

М.Р: 

Вот и подошло к концу наше музыкальное занятие и путешествие в весенний лес закончилось. И прежде, чем мы скажем до свидания друг другу, я предлагаю каждому вспомнить и поделиться с нами тем, что больше всего запомнилось и понравилось на сегодняшнем занятии, вы будете передавать этот весенний листочек по очереди друг другу и делиться своими впечатлениями. Дети передают листок, и говорят, что кому запомнилось и понравилось на занятии. А что было сложным, для вас? А что легко? Что вы узнали нового? Мне тоже очень понравилось наше путешествие, вы очень весело танцевали, пели и играли, молодцы. 

Пришла пора весенняя, пришла пора цветения.

И, значит, настроение у всех людей - весеннее!

Попевка Железновой на окончание музыкального занятия

Дети. Закончилось занятие мы в группу все идем,

И на прощание всем вам рукой сейчас махнем.

М.Р:  Я всех хвалю, вы молодцы, вы дети просто класс!

На следующее занятие я приглашаю вас.

 Всего вам доброго! До свидания!      

Занятие окончено. Дети покидают музыкальный зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по проведению интегрированных занятий в образовательной области музыка. Тема: "Музыка в рисунках детей"

Интегрированное занятие в образовательнойобласти музыка по приобщению детей к слушанию, развитию фантазии, творческого мышления....

Цикл комплексных музыкальных занятий для подготовительной группы на тему «Музыка в природе, природа в музыке»

Занятие первое.Тема «Музыка дождя».Цель: Помочь детям войти в мир музыки и звуков природы, ощутить и пережить её как радость, удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражен...

Статья по музыке на тему: «Музыка вокруг нас».

В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, жужжание пчел, раскаты грома, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Каждый день большинство из нас слушает...

ИОС в подготовительной группе на тему:"Музыка весны".

ЦЕЛЬ: Расширение представлений детей о разных музыкальных образах весны посредством приобщения их к полихудожественной деятельности....

Тема: «Музыка весны.

Цель: расширить представления детей среднего дошкольного возраста о весне;Задачи: - приобщать детей среднего дошкольного возраста к игре на шумовых инструментах;-развивать у детей сред...

Конспект занятия по музыке (для подготовительной группы) с использованием регионального компонента. тема: «Музыка моря»

Цель: -развитие личности ребёнка через общение с окружающим миром, образных представлений на основе музыкально -художественных произведений.Задача: -формировать у детей представления об изобразительны...