Отчет по теме самообразования "Использование театрализованной игры в развитии речи и коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа)

Суровцева Елена Викторовна

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое и коммуникативное развитие ребенка.Ребенок, используя выразительные средства и интонации , соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и выразительно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_surovtseva.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №1 «Колокольчик».

Отчет по самообразованию за 2019-2020 год по теме «Использование театрализованной игры в развитии речи и коммуникативных умений у младших дошкольников» воспитателя средней группы «Семицветики» Суровцевой Елены Викторовны.

.

Ханты-Мансийск

2020

Отчет по самообразованию за 2019 – 2020гг

Тема «Использование театрализованной игры в развитии речи и коммуникативных умений у  детей младшего дошкольного возраста»

Развитие связной речи является

центральной задачей речевого

воспитания детей. Именно в связной

речи реализуется основная,

коммуникативная, функция языка и речи.

(Л. С. Выгодский.)

Работа по самообразованию

Основная трудность в работе с детьми 3-5 лет, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения.  Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Работая  с детьми младшей группы, меня заинтересовала проблема развития речи у детей и пути её реализации. Мне показалась очень интересной организация театральной деятельности детей, то, как дети раскрепощаются, пытаются что-то проговорить, проиграть, хотя в другой ситуации от этого ребенка трудно услышать и слово. Проанализировав данную проблему, для своего самообразования я выбрала новую тему.

Цели и задачи работы:

-Повысить профессиональную квалификацию по данному вопросу

-учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;

-формировать грамматический, лексический строй речи;

-развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

-учить развивать диалогическую, монологическую речь;

-научить совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;

-учить развивать выразительную, интонационную стороны речи;

-пополнять литературный запас детей за счет инсценировки, драматизации сказок, рассказов, потешек и пословиц;

-развивать мелкую моторику рук;

-формировать умение воплощать услышанное в инсценировках.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок

  • познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;
  • познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, усваивает богатство родного языка, развивает дикцию. Ребенок, используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтоб его все поняли.

Мною используются разнообразные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек, театр матрёшек.

       Например. Пальчиковые куклы можно одеть на пальчик, они маленькие, мягкие, яркие, не сломаются, не разобьются. Они позволяют одновременно включать в работу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Это современно и интересно детям. Кроме того, с этими куклами можно просто играть  сидя и стоя за столом, используя малую ширму, лежа на ковре, что значительно снижает утомляемость и повышает работоспособность детей.

Во время адаптации, дети переставали плакать, как только я брала в руки куклу из театра. Это им интересно и для некоторых ново.

Также я использую героев в период заучивания потешек и незатейливых стишков. Это стимулирует и раскрепощает стеснительных детей. Держа в руках куклу, ребенок сам начинает произносить знакомую потешку или песенку. («Петя, Петя, Петушок...», «Наша Таня громко плачет...», «Мишка косолапый по лесу идет...», «Кисонька Мурысенька...», «Идет коза рогата..», «Лиса по лесу ходила..», «Рёвушка коровушка, дай молока…», «Водичка, водичка, умой мое личико…» и т.д.  

         Пальчиковых кукол, кукол театра «би-ба-бо» и др., можно вводить  во все виды деятельности, это оказалось эффективным средством  для   работы с детьми.

            Использование театрализованных кукол в работе с детьми привело следующим результатам: 

- стал значительно повышаться интерес к рассказыванию сказок,

- импровизация игр-драматизаций на темы знакомых сказок,

- дети стали чётче проговаривать свои роли, пользоваться  интонациями, выражающими основные чувства,

-у многих снята зажатость и скованность.

   Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д.).  При организации игр можно использовать фланелеграф (особенно на начальных этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть с куклами би - ба – бо. Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов). Самовыражению помогают и танцевальные упражнения под музыку со словами, которые регулярно проводились в группе.

В этом году наша группа участвовала в театральном конкурсе, нами была представлена сказка «Гуси-лебеди». Работа в подборе состава участников в начале года вызвала у меня большие затруднения. Но в процессе проделанной работы все получилось!

Именно театрализованная деятельность  позволяет мне решать  многие педагогические задачи , касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театральных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже  познать окружающий мир.

Театральная деятельность в ДОУ  дает возможность детям не только изучать  и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от занятий, разнообразия деятельности ,успешных выполнений заданий.

Я считаю целесообразным работать дальше в этом направлении, расширять список героев сказок, подбирать новые игры и упражнения, которые можно использовать в работе с детьми. Изучать литературу, знакомится с опытом других педагогов в этом направлении.


»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) на тему «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце»

Закрепить у ребенка умение слушать, понимать и запоминать стихотворный текст;Учить запоминать текст, чётко проговаривая слова, тренировать интонационную сторону речи;Вырабатывать у детей умение ненапр...

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи и окружающему миру для детей младшего дошкольного возраста. Тема: «Дикие животные»

Продолжить знакомить детей с дикими животными (заяц ,белка, медведь,).Уточнить имеющиеся представления детей о жизни диких животных.Закрепить знания о характерных особенностях внешнего вида и по...

Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиАнализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театральной...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце».

Конспект открытого занятия по развитию речис использованием дидактических игр детей младшегодошкольного возраста (3-4 года)Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце...

"Развитие социально-коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста (возраст от 2,5 до 3 лет) посредством коммуникативных дидактических игр"

1.Актуальность темы.2.Выдержки из ФГОС ДО и профстандарта по заявленной теме.3.Целевые ориентиры в раннем возрасте.4.Взаимодействие работников ДОУ с родителями.5.Описание коммуникативных игр,  на...

«Дидактические игры как средства развития речи и активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста»

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...