Карта НОД. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Удивительный мир книги» Название: «Книга» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
план-конспект занятия (средняя группа)

Ельцова Ирина Владимировна

Цель: формирование бережного отношения к книге, прививать любовь к чтению.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya-karta-kniga-.docx2.89 МБ
Файл kniga_poyasnitelnaya_zapiska_nod.docx55.83 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к технологической карте                                                 образовательная область «Речевое  развитие»

раздел «Развитие речи. Художественная литература»

в средней группе

НОД на тему: «Удивительный мир книги»

составила: воспитатель Ельцова И.В.

  1. Диагностичность целей и конкретность задач

Технологическая карта НОД составлена опиралась   ФГОС дошкольного образования на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области «Речевое развитие направлено» на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.

            Цель НОД предполагает формирование  бережного отношения к книге, привития любви к чтению. Развитие навыков познавательной и речевой, продуктивной деятельности  –  работа непростая. Она предполагает, что дети самостоятельно подбирают слова, называют слова - наоборот, составляют загадки, принимают участие в заполнении таблицы «Системный оператор», подробно характеризуя объекты. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия.

  1. Место НОД в системе занятий

Задачи познавательного и речевого развития детей реализуются в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.         

            Занятие на тему: «Удивительный мир книги», соответствует возрастным особенностям детей среднего  дошкольного возраста.

  1. Обоснованность применения демонстрационного и раздаточного материала

Для наиболее качественного усвоения изучаемого материала во время занятия используются технические средства обучения (мультимедийное оборудование, магнитофон); демонстрационный и раздаточный материал:

            - мультимедиа для (игры) «Да - нет - ка»;

             - выставка  русских народных сказок  в книжном уголке группы для игры «Отгадай книгу по обложке»

- для игрового упражнения «Расскажи загадку» (таблица с загадкой о книге) по технологии ТРИЗ;

           - мультимедиа (презентация) «Прошлое книги» для заполнения таблицы «Системный оператор» (пятиэкранка);  

            - Таблица «Системный оператор» (пятиэкранка) и иллюстрации для заполнения таблицы «Системный оператор» по технологии ТРИЗ;                                                                                                                                                                                                                                        

           - игра с мячом «Наоборот»,  помогает в игре Волшебник «Наоборот»;                                                                                                                                

           - для пополнеия шкатулки «Копилка мудрости» иллюстрации -  небольшие плакаты «Книга источник знаний», «Никогда не порти книги».

           - Раздаточный материал для  игры  «Правила обращения с книгой», для сопровождения данной игры используется аудиозапись «Читайте, читайте – страницы листайте».  

           Дидактические игры: «Да нет - ка» позволяет находить детям, задуманный предмет, отсекая все лишние признаки, учить слышать и слушать друг друга.

           Игра «Отгадай книгу по обложке»,  расширяет  знания и  предполагает закрепление знаний детей о русских народных  сказках, развивает  интерес к иллюстрированным изданиям знакомых произведений.

         Технология ТРИЗ «Составление загадок». Дети рассказывают загадку. Используется для  формирования навыков речевой творческой деятельности; обучение созданию сравнений, создание образных характеристик объектов.

         Технология ТРИЗ «Системный оператор» «Книга» Мультимедиа (презентация) «Прошлое книг», поможет актуализировать знания  и сформирует  у детей умение системно мыслить по отношению к объекту, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения.                                      

          Развитие речевых умений путем выделения слов с противоположным значением (т. е. упражнять в подборе слов, с противоположным значением), научит детей игра с мячом «Наоборот»

          Дети находят шкатулку «Копилка мудрости», что позволит воспитывать у ребенка уважение и интерес к книгам, бережное отношение к ним.

         Снять эмоциональное напряжение, расширить знания детей о книгах, познакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма , развитие речи, памяти, координации, мы можем, применив физкультминутку: «Книга»

           Для систематизации имеющихся знаний проводится  игра  «Правила обращения с книгой» Игра способствует воспитанию уважения и интереса к книгам, бережного отношение к ним.

Формировать способность подводить  итог учебной деятельности с помощью ответов на заданные вопросы, позволяет игровое упражнение «Вопрос – ответ». Данное упражнение даёт возможность провести рефлексию, оценить свои знания, полученные вовремя НОД.

  1. Логичность в структуре:

Занятие проводится в средней группе. Состоит из следующих этапов:

- организационный этап – «Приветствие» 1 мин.;

- актуализация – дидактические игры ««Да – нет - ка» 3 мин.;

- расширение имеющихся представлений - игра «Отгадай книгу по обложке» 3 мин.;

- физкультминутка  «Книга» - 1 мин.;

- практическая работа 

- Технология ТРИЗ «Составление загадок» - «Расскажи загадку». Дети рассказывают загадку.

-  Технология ТРИЗ «Системный оператор» «Книга», мультимедиа (презентация) «Прошлое книги».                                                                                                                                                         - Игра с мячом «Наоборот».                                                                                                                                - Дети находят шкатулку «Копилка мудрости»,  и пополняют ее мудрыми мыслями.

- Игра  «Правила обращения с книгой» - 10 - 11мин.;

- заключительный этап (рефлексия) - игровое упражнение «Блиц-опрос «Вопрос - ответ» - 2 мин.

5. Описание предварителной работы

            Для усиления интереса и мотивации детей проводится предварительная работа, которая заключлась  в следующем: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, создание плаката «Книга – твой друг – береги ее»,  детям надо было узнать у родителей, как раньше люди передавали информацию, рассматривание дидактических картин истории создания книг. Технология ТРИЗ «Составление загадок». Игра "Черное - белое” Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: "Книга” Хорошо – из книг узнаешь много интересного… Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)

  1. Формы организации деятельности

В процессе образовательной деятельности создаются условия для того чтобы каждый ребёнок достиг результата. Непосредственно-образовательная деятельность предполагает фронтальную и индивидуальную форму работы.

  1. Соответствие использованных форм, методов и приёмов работы

Для достижения поставленных задач были использованы следующие формы и методы работы с детьми:

задачи

формы и методы работы

Закреплять умение  находить задуманный предмет, отсекая все лишние признаки,  задавать вопросы, учить слышать и слушать друг друга. Развивать  логическое мышление и повышать речевую активность детей.

Дидактическая игра: мультимедиа «Да -  нет - ка»

Закрепление знаний детей о русских народных  сказках. Развивать интерес к иллюстрированным изданиям знакомых произведений.

Игра «Отгадай книгу по обложке» 

Продолжать развивать навык речевой творческой деятельности; обучение созданию сравнений, создание образных характеристик объектов.

Дети и воспитатель загадывают загадку по технологии ТРИЗ «Расскажи загадку»

Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма   Развитие речи, памяти; развитие координации. Снять эмоциональное напряжение

Физкультминутка «Книга»

Актуализировать знания детей о прошлом создания книги, ее развитием. Формирование у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения

Системный оператор «Книга» Мультимедиа (презентация) «Прошлое книги»

Развитие речевых умений путем выделения слов с противоположным значением (упражнять в подборе слов, с противоположным значением).

Игра с мячом «Наоборот».  Помогает в игре Волшебник «Наоборот

Воспитывать уважение и интерес к книгам, бережное отношение к ним.

Дети находят шкатулку «Копилка мудрости» и пополняют ее мудрыми мыслями

Воспитывать уважение и интерес к книгам, бережное отношение к ним. Создать эмоционально-положительный климат в группе детей.

Игра  «Правила обращения с книгой», игра сопровождается аудиозаписью.

Формировать способность подводить  итог учебной деятельности с помощью ответов на заданные вопросы

Игровое упражнение: «Блиц-опрос «Вопрос - ответ».

  1. Способы привлечения внимания детей

Для привлечения внимания детей вовремя НОД используются:

- мультимедиа (презентация) «Прошлое книги», мультимедиа игра «Да – нет»;

- смена видов деятельности (поиск объектов, дидактическая игра, физкультминутка, игровое упражнение);

- изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса;

- сопровождение речи мимикой и жестами.

  1. Определение и описание учёта и поддержки детской инициативы, активности и самостоятельности

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности применяют следующие методы и приемы:

- в ходе игр «Да - нет - ка» дети находят задуманный предмет, отсекая все лишние признаки,  задают  вопросы, учатся  слышать и слушать друг друга.

- в ходе дидактических игр: «Отгадай книгу по обложке» у воспитанников развивается логическое мышление, проявляют самостоятельность при выборе книги.

-  проявляют творческую активность в составлении таблицы «Системный оператор», дети самостоятельно определяет место картинки, соответствующее объекту и рассматриваемому, аргументируют свой выбор;

- совершенствуют навыки речевой творческой деятельности вовремя различных заданий.

Развивающая среда в групповой комнате способствует развитию познавательной активности, соответствует интересам детей и имеет развивающий характер. Выставка  русских народных сказок  в книжном уголке группы, создание плаката «Книга – твой друг – береги ее» организованная совместно с детьми и их родителями помогает систематизировать знания детей о том, как относится  к книге; помогает активизировать словарь по теме, обогатить речь детей, способствует формированию бережного отношения к книге, воспитанию любви к ней.  

  1. Организация двигательной активности детей, профилактика утомления

Для профилактики утомляемости вовремя НОД используется смена видов детской деятельности. Физкультминутка позволяет детям снять мышечное и эмоциональное напряжение.

  1. Рефлексия

На заключительном этапе рефлексия, проведённая в форме игрового упражнения «Блиц-опрос «Вопрос - ответ» даёт возможность воспитанникам освежить знания по теме НОД.

  1. Вывод

             НОД на тему: «Удивительный мир книги» способствует закреплению у детей навыков речевой, продуктивной деятельности на  материале бережного отношения к книге. Поставленные задачи, дают возможность реализовать цели занятия через различные виды деятельности, эмоциональное общение педагога и детей. Формирование навыков мышления, воображения и речи воспитанников реализуются средствами ОТСМ – ТРИЗ. Таким образом, поставленные задачи в процессе занятия решены, цель достигнута.

 

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта занятия. Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в подготовительной группе (6 - 7 лет) Тема: «Анализ русской народной сказки «Царевна - лягушка» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.

Технологическая карта занятия составлена для детей подготовительной группы и разработана и опирается ФГОС на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной облас...

Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в старшей (5 – 6 лет).Название: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой»».

Цель: формировать  у детей  умение анализировать текст -  сказки.Занятие на тему: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой» способствуе...

Карта НОД. Образовательная область «Познавательное развитие». Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Твердые и жидкие человечки» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.

Цель: формирование представлений детей о свойствах жидких и твердых веществ.Занятие на тему: «Твердые и жидкие человечки». способствует формирование представлений у детей о свойствах жидки...

Карта НОД.Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература»в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Чему нас учит сказка». Название: «Сказки» с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.

Технологическая карта занятия составлена для детей средней группы и разработана и опирается на ФГОС и на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области ...

Карта НОД. Образовательная область «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с предметным окружением» в младшей группе (3 – 4 года). Тема: «Мы - путешественники». Название: «Транспорт» с использованием технологии ОТСМ -ТРИЗ.

Цель: познавательное развитие детей младшего возраста через единство решения игровых, познавательных и творческих задач. Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить детей с разными видам...